Афон. Восхождение

30 фактов об Афоне

 

Афон — единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту — это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон — земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого — от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

 
 

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте — Великая Лавра, на двадцатом — монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») — название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон — земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон.

18. В 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона — пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон — святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ — диамантерион — бумага с афонской печатью — двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась… сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.
30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос — то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» — так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» — так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору — «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

 О существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного.

Страна производства: Россия
Год производства: 2016
Продюсеры: Аркадий Мамонтов, Элла Тухарели

***
Гора Афон — республика монахов

Гора Афон — полуостров в Восточной Греции известен на весь мир как «государство монахов» и земной удел Богородицы.

История гласит, что Пресвятая Дева оказалась на берегу Афонской горы по воле случая, когда на море поднялась сильная буря. Ступив на землю, населённую язычниками, Дева Мария силой Своей проповеди и многочисленными чудесами обратила местных жителей в христианство. А покидая полуостров, благословила его народ. С той поры Святая гора Афон живёт по своим законам. Это вселенная вне времени, удивительное место, куда не пускают женщин, где правит сообщество 20-ти православных монастырей и древние, как мир, скалы хранят память о прошлом. Поэтому полуостров Гора Афон признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://videoapi.my.mail.ru/videos/embed/mail/avvladislav/917/7043.html

***
Возвращение со Святой горы

Каждый раз одно и то же: уезжаешь со Святой горы топленным солнцем горным серпантином мимо ультрамариновой глади морской безбрежности, слушаешь A Swallow in the Sun, тоскливо думаешь: «Господи, зачем? Зачем я туда возвращаюсь?» — и едешь дальше. Чтобы в который раз иметь семейные и гражданские беспокойства, давиться житейскими компромиссами, бояться смерти, в конце концов.
Когда ещё десять часов назад ты причащался в маленьком храме на вершине Святой горы Святых Тайн, излитых и в духовном опьянении, и в неистовой красоте усыпанного огромными звёздами бархатно-чёрного неба над дорожкой от света зарождающейся полной луны, и был бесконечно далёк от всего остального, всей этой похабной мирской мелочёвки. Само это знание, что есть другая жизнь, — главный дар Афона нам, земным и скучным.

Кто знает, может быть, это знание когда-то спасёт часть нашей группы? Подтолкнёт, так сказать, к единственно правильному решению. Но гадать на эту тему грешно. Надо, подобно нашему общему другу Артемию, идти вперёд себе в удовольствие и благодарить Бога за эту возможность. Именно он собрал всех нас с целью встретить своё пятидесятилетие на вершине Афона. Именно он выдернул из привычной жизни четырёх матёрых экстремалов в спортивном и трудоголическом понимании этой характеристики. И отказать было невозможно: каждому в нашей потёртой компании либо было, либо скоро будет полвека. Но, добравшись до вершины, все поблагодарили юбиляра и признали, что такой красоты забыть нельзя. А духовно-смысловая составляющая переводит всё это великолепие на какой-то качественно иной уровень. Плюс, конечно, 30 километров над пропастью и восемь часов энергичной ходьбы под углом 45 градусов при солнце в зените очень добавляют чувствительности. Мы раза три думали, что это конец, потому что пошли позже положенного часа. Мало того, перепутали поворот и шли на 15 километров больше.

Потом — чпок! — и откуда-то появился монах-отшельник с пачкой мельдония. Он отвёл нас в гости к другому отшельнику, который последний раз светского человека десять лет назад видел. Братья накормили ухой и проводили до правильной развилки, по дороге утешая швейцарскими сладостями из присланной накануне набожной прихожанкой посылки с альпийских вершин. Мельдония мы тоже не избежали. Ну вот как тут в Бога не поверишь?

Кроме нас на вершине оказались 61 весёлый серб со спальными мешками, компания из Петербурга с самоваром и митрополит Томский Ростислав — человек бездонного обаяния и умилительной простоты. Владыка лично возглавил епархиальный поход на вершину, ночью отслужил божественную литургию и, едва перекусив, не боясь ни шакалов, ни кабанов, сквозь кромешный мрак леса спустился с горы. А кабанов мы в прошлом году с моим младшим сыном видели: кабан размером с телёнка на другой стороне ущелья цветами лакомился. Сербы и петербуржцы ушли на рассвете, а мы чуть позже. С большой, надо сказать, неохотой. Правда, тогда нас больше, чем высокое, заботили сбитые в кровь ноги.

«Высокое» настигло нас позже, когда мы эти ноги опустили с пирса в прохладную воду в единственном порту Афона, остановки святых и кающихся, — Дафни, где столь же единственным рестораном руководит мой старинный друг, в прошлом грек из Ташкента, добрейший Янис. Мы с ним всегда вспоминаем Госпитальную, Мирабадский рынок, Сергели. Плов чайханский, конечно, и кагор «Узбекистон», считавшийся в советские времена идеальным для служения. В церковной среде его неофициально называли «Архиерейский елей» за идеальное сочетание сахара и алкоголя. Много чего вспоминаем ещё, но это уже совсем личное.
Покровительница и единственная женщина на Афоне, Пресвятая Богородица так красиво сплетает судьбы паломников и живущих на горе, что это становится ещё одной стороной бытийности монашеской республики. За один поход в монастырские обители Святой горы людей из доброй трети своей жизни встречаешь. Причём, что тоже удивительно, они о каких-то давно забытых происшествиях и радостях напоминают. О местах забытых, людях потерянных. Словно после длительного анабиоза в себя приходишь и начинаешь вспоминать, кто ты на самом деле. С учётом всего вышесказанного вы должны понять, насколько не хочется уезжать оттуда. Хотя тогда не по любви, а для удовольствия получится. А мы все люди взрослые, нам удовольствия по уставу давно не положены — только золотые вериги любви к своим близким. И возвращаемся мы со Святой горы не такие, какими восходили.
Не скажу, что лучше, но честнее — точно.

Иван Охлобыстин
киноактер, публицист

***
Семь «грехов» Ватопеда

Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела.

Братия на входе в соборный храм

Гордость

Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, — стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, — просит отец N. — Преступник. Я — преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит?

Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей — полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу.

Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны — как молиться, как действуют страсти, — рассказывает один из монахов. — Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то — и будут слезы, делай то-то — и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко — и будет масло».

Когда единогласно избранный духовник монастыря оказался в тюрьме, его духовные дети все так же два раза в неделю собирались в зале: читали его послания или же включали видеозапись прошлых собраний. «Многие замечали, что сила его слова оставалась тойже, что и при живом общении, — рассказывает монах Адриан, руководитель издательского отдела монастыря. — И это не человеческое достижение, а благодать Божия, которая по молитвам геронды восполняла его отсутствие. Геронда в тюрьме проходил крестные испытания и молился о нас, поэтому пластиковые слова на пленке наполнялись силой живого слова». Что чувствовалимонахи, когда им читали письма духовника из тюрьмы? «Многие бы ответили, что внутренне они плакали, — говорит отец Адриан. — Но это не слезы. Это чувство, которое святые отцы называли радостопечалием. Оно рождалось потому, что происходившее было крестом в том числе и для братии. А любой крест вместе с болью и страданиями всегда содержит внутри себя и радость.»

Богослужение в соборном храме. Центральный неф разделен на три «комнаты», через которые от входа до алтаря идет коридор

Гнев

Монахи даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Потому что, по словам отца Адриана, «если начать рассуждать логически, обязательно впадешь в отчаяние от абсурдности происходящего». Действительно, если познакомиться с ватопедской версией, возникает впечатление, что греческое государство ведет себя по отношению к Церкви примерно как Советы в 1917-м. Нынешняя партия власти попала в парламент на волне «ватопедского скандала», и оправдание архимандрита Ефрема может выбить у них из-под ног политическую опору. Поэтому они стараются не допустить опровержения обвинения, которое последние три года всячески смакует греческая пресса, — обвинения «алчного игумена» в том, что он обманул правительство.

Монахи избегают выступать с публичными заявлениями в свою защиту. Причем в первую очередь они опасаются не за себя, а за больного диабетом отца Ефрема, у которого за время пребывания в тюрьме подскочил уровень сахара в крови и, как следствие, резко ухудшилось состояние здоровья. При этом отец Ефрем каждый день служил литургию в тюремной церкви и принимал исповедь.

До его ареста на службу в тюрьме приходило человек десять, с его появлением количество прихожан резко увеличилось. Кроме того, на исповедь бесконечной вереницей потянулись женщины, которые не могли получить от него духовного совета, пока он находился на Святой горе. В прессе начали появляться гневные статьи, в которых начальника тюрьмы критиковали за то, что он превратил государственное учреждение в исповедальню. «Если бы геронду оставили в тюрьме, он, наверное, стал бы святым. Но что было бы с нами?» — сетует один из монахов.

В комнатах вдоль стен в стасидиях располагаются монахи. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, но при этом не создается суеты и шума

Лень

Пять дней я прожил в Ватопеде на правах паломника. Жизнь монастыря подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Подъем в 3.30 утра, богослужение — в 4.00. После соборного богослужения братия расходится служить литургию по маленьким храмам. В общей сложности богослужения занимают у монахов около восьми часов в сутки плюс келейное монашеское правило, которое состоит из Иисусовой молитвы и земных поклонов — их количество определяется для каждого индивидуально. Во время послушаний братия также творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, издательский отдел или программисты.

После повечерия (в 19.30) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит «колокол молчания», после его удара разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», — замечает один из насельников. По его словам, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить». Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется, — врач. Телефоны, радио и телевизор, тем более интернет также запрещены. Исключение делается для некоторых послушаний, например издательского отдела. За пределы монастыря без благословения никто не выходит. Для монахов, которые не имеют возможности без ущерба для дела оставить свое послушание, существует внутренняя радиосеть, по которой транслируется богослужение из храма. Треб в монастыре не совершают. Правда, иногда, в исключительных случаях, крестят в море. Исповедоваться братия может так часто, как пожелает. Игумен благословил всех приходить к нему не реже чем раз в полторы недели. Не обязательно для исповеди, можно просто для беседы. Пока геронда находился под стражей, исповедь принимали несколько иеромонахов.

Паникадило в ближайшей к алтарю части храма. Во время службы паникадило раскачивают длинным шестом. Зачем раскачивать? «Во время службы по храму летают херувимы, и задевают крылами за паникадило, поэтому оно раскачивается», – объясняет один из монахов

Чревоугодие

Причащаются отцы четыре раза в неделю после постных дней. Великим постом — каждый день, а первые два с половиной дня полностью воздерживаются от пищи и питья. Постятся на Афоне обычно в понедельник, среду и пятницу. В эти дни на столах отсутствует даже оливковое масло. В обычные дни на столах есть сухое вино, листья салата, иногда рыба, овощи и фрукты. Большая часть продуктов выращивается на окрестных землях, которые заняты садами, виноградниками и масличными рощами. Чтобы разнообразить белковый рацион, монахи разводят улиток. Готовят их просто — маринуют и запекают в печи. Ходят слухи, что некоторые монастыри Афона промышляют подводной охотой, но в Ватопеде своих охотников пока нет. Молочные продукты на столах, за исключением сыра с материка, отсутствуют. На десерт монахи готовят пирожные на манер тирамису, которые заворачивают в золотую фольгу и кладут на столы братии и паломников. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. В келье и на послушании можно пить чай, но на это надо взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.

После общего богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых на территории монастыря более 25. Этот конкретный храм находится в келии старца Иосифа Ватопедского

Скупость

Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как туалетная бумага или зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Для записи текущих нужд у каждого есть небольшой блокнот, куда и записывается все необходимое. Затем листок вырывают из блокнота и отдают на подпись игумену. Если отец игумен его подписывает, перечисленное можно получить на складе. Единственное, что выдается без благословения, — сами блокнотики, они есть у всех, и у всех одинаковые. Один из монахов рассказал, что в шутку называет свой блокнот «универсальной монастырской чековой книжкой». «Сюда можно написать все что угодно — от шампуня до шкафа. И если подпись стоит, то считай, что у тебя это есть», — говорит он.

В то же время без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в месяц устраивают ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. «Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главного», — объясняет один из монахов.

Икон в келье можно иметь не больше пяти-шести, примерно столько же книг. Лампад и свечей в кельях нет вовсе. Про некоторых подвижников известно, что они спят на полу на подстилке.

Комната, в которой жил почивший в 2009 году Иосиф Ватопедский

Зависть

Как-то слабо верится, что при такой строгости к себе и одновременно удивительно теплом отношении к паломникам монахи могут стремиться к личному обогащению. Но, может быть, архимандрит Ефрем зарабатывал деньги для монастыря? С таким вопросом я отправился к эконому монастыря монаху Арсению, который вместе с отцом Ефремом является обвиняемым по «ватопедскому делу». Монастырская версия событий несколько отличается от той, что представлена в греческих СМИ и российских блогах. «Люди слабо информированы, многие просто негативно настроены, но не могут объяснить, почему», — говорит отец Арсений. Вкратце его рассказ сводится к тому, что монастырь всегда шел навстречу государству и каждый раз был им обманут. Во время греческой войны за независимость от Османской империи монастырь поддержал восставших, и за это турки отобрали у него озеро Вистонида. После победы греческое правительство отказалось возвращать озеро монастырю. Ватопед принял во внимание тяжелое положение новообразованной страны и предложил за озеро два обширных земельных участка. Государство согласилось на обмен, забрало участки — и оставило озеро себе. После этого государство вынудило Ватопед отказаться от всех прав на озеро и взамен предложило долю от доходов с рыбного производства на озере. На эти деньги Ватопед содержал Афониаду — первый и на тот момент единственный вуз Греции. Когда в Ватопед пришла молодая братия, она смогла отсудить у государства права на озеро. Государству снова это не понравилось, и оно предложило обменять озеро на объекты олимпийской недвижимости, к тому моменту заброшенные. Монастырь опять согласился, и… был обвинен в махинациях. Ради сохранения мира Ватопед предложил вернуть государству недвижимость, но государство отказалось. Сначала Ватопед хотел открыть в полученных двух домах больницу, но, увидев, что здания построены некачественно и не выдержат предполагаемой нагрузки, решили их продать. Сделка по продаже, несмотря на соблюдение всех возможных процедур, была объявлена незаконной, архимандрит Ефрем арестован, а сам монастырь подвергся полной финансовой блокаде: все счета, в том числе не относящиеся к продаже, заблокированы. (Монастырские счета — не роскошь, а необходимость: по греческим законам каждый проект, будь то реставрация часовни или покупка топлива для электростанции, требует открытия отдельного счета.) Будучи отрезанным от всех своих денег, Ватопед сейчас испытывает затруднения с приемом паломников. Когда скандал только набирал силу, монастырь неоднократно предлагал греческим СМИ опубликовать документы по сделке, но везде получал отказ. «Как правило — и вам, русским, это знакомо как никому, — именно государство отнимает имущество у церкви, но никак не наоборот», — резюмирует отец Арсений.

Палочки, которыми Иосиф Ватопедский стегал себя, если начинал засыпать на службе

Мошенничество

А как быть с кипрскими офшорами, которые якобы есть у монастыря? В ответ на это подкованный в финансовых вопросах отец Арсений устроил мне краткий ликбез. По его словам, четкого определения термина «офшор» не существует. Офшором (буквально «вне берега») можно назвать компанию, зарегистрированную на неизвестное лицо в малодосягаемой экзотической стране, на территории которой не действуют нормы международного права. По словам отца Арсения, с подобными компаниями монастырь не связан. «Этот термин используют специально, чтобы создать ощущение, что мы действуем тайно и хитрыми способами», — говорит он. — Вообще, геронда Ефрем всегда придерживался принципа полной законности во всех финансовых делах и был в этом вопросе подчеркнуто аккуратен».

При этом Ватопеду действительно нужны значительные средства. Этот древний монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшое государство. Общая площадь построек — около 100 тыс. кввадратных метров, из них 80 тыс. — древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий — святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Их содержание требует особых условий, а реставрация — денег. Кроме того, монастырь должен поддерживать в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории — сады, сельское хозяйство, лес. Порт и залив также нуждаются в постоянном уходе. В год монастырь принимает около 40 тысяч паломников, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.

Для управления финансами монастыря на Кипре были созданы две компании, которые возглавляют доверенные лица из числа духовных чад архимандрита Ефрема. По всем крупным решениям они советуются с ним и советом старцев монастыря. Кипр — часть экономического и правового пространства ЕС. Компании доступны для аудита, платят налоги, и государство знает, кому они принадлежат. «Таким образом, употребление слова «офшор» по отношению к ним — ложь», — объясняет отец Арсений. Доверять управление монастырскими средствами мирянам — давняя традиция Святой горы, которая позволяет не обременять монахов попечением о деньгах. Так поступают практически все афонские монастыри.

Некоторые офшорные схемы могут быть использованы для уклонения от налогов. В этом случае производство находится в одной стране, а фирма зарегистрирована в другой с более низкими налогами. По словам отца Арсения, с точки зрения нравственности такая схема является сомнительной, поэтому монастырь ее никогда не применял. Греческие СМИ обвинили монастырь в том, что он переоформил недвижимость на кипрскую компанию, а та продала ее другой кипрской компании. Таким образом, сделка была совершена за пределами страны, и налог с продажи миновал греческий бюджет. «Это обвинение также не соответствует действительности», — говорит отец Арсений. Монастырь продал объекты напрямую без посредников, с одобрения правящего органа Святой горы, через который должны проходиь все продажи Афонской собственности. Все полагающиеся налоги были уплачены.

Если в монастыре говорят правду, приходится признать, что одна из старейших, мощнейших и наиболее уважаемых православных обителей в мире стала жертвой клеветы. Как реагировать на подобную критику простым верующим? «Когда человек в своей критике руководствуется благими намерениями, то и критика получается справедливой, — считает руководитель издательского отдела Ватопеда монах Адриан. — Но иногда основной причиной критики становится зависть. Иоанн Златоуст писал, что зависть борет даже совершенных, поэтому для верующего человека важно придерживаться святоотеческого принципа «не принимай, но и не отвергай». Не нужно слепо принимать критику на веру. Но не стоит и полностью отвергать ее, потому что это может быть правдой. Такую позицию следует сохранять до того момента, пока свое слово не скажет Сам Господь. Со временем всегда становится ясно, кто был святой, а кто — клеветник.

Ватопед известен в России прежде всего как монастырь, в котором хранится пояс Пресвятой Богородицы, и как жертва судебных преследований со стороны греческого правительства.

Последний суд над игуменом монастыря архимандритом Ефремом и экономом схимонахом Арсением 1 марта оправдал обвиняемых по трем пунктам обвинения из четырех, но признал виновными в давлении на суд и приговорил их к условному сроку в шесть месяцев. В монастыре нам объяснили, что этот приговор вынесен по другому делу и не имеет отношения к делу об обмене недвижимостью. Приговор также не внесет существенных изменений в жизнь монастыря – о. Ефрем останется в заключении до суда по своему делу, а монах Арсений останется в Ватопеде. Кроме того, приговор уже обжалован в суде вышестоящей инстанции и поэтому пока не имеет законной силы.

Между тем даже в отстутствие своего духовного лидера Ватопед продолжает оставаться крупнейшим по числу монахов монастырем Афона (примерно 120 подвижников). Общая площадь монастырских построек — около 100 тысяч м2, из них 80 тысяч м2 — древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий — святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Кроме того, монастырь поддерживает в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории — сады, сельское хозяйство, лес. В год монастырь принимает около 40 тысяч посетителей, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.

Во время послушаний братия без перерыва творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. После повечерия есть около часа относительно свободного времени, когда можно разговаривать друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит колокол, и после его удара разговоры в с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», — замечает один из насельников, иеромонах П. Все отцы сохраняют эту заповедь. По словам моего собеседника, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом. «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, то благодать его утешает, и у него нет большой потребности говорить», — объясняет отец П.

Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется — врач. И, в порядке исключения, корреспондент «Нескучного сада». Мы прошли по всему монастырю, и посмотрели – чем занимается Ватопедская братия в свободное от богослужения время. Смотрите наш фоторепортаж из «Священного Великого Монастыря Ватопед».

 

Вид на Ватопед с Северо-востока

Внутри Ватопед похож на средневековый город

Площадь между главным храмом обители и трапезной

В швейной мастерской. В день здесь ставится около 40 заплат

Монастырь сам выращивает для трапезы и продажи множество видов овощей и фруктов, в том числе клубнику, маслины, мандарины, виноград, и яблоки

Вершина горы Афон покрыта снегом, а у моря на деревьях зреют сладкие апельсины

Уход за апельсиновым деревом. Отец одного из монахов приехал проведать сына и помогает в саду

В монастырской лавке. Помимо четок и икон здесь продают монастырское оливковое масло, вино, мед и ладан

Начальник Издательского отдела Ватопеда схимонах Адриан на своем рабочем месте

Монастырская теплица отапливается с помощью дровяной печи, от которой по теплице расходятся трубы с водой

Некоторые здания находятся в состоянии реставрации, но эту работу выполняют наемные рабочие

В иконописной мастерской

Рассказ про Православие в Китае из предпоследнего номера «Нескучного сада» очень взволновал иконописцев

Монах-иконописец

На монастырских виноградниках монах подрезает побеги винограда с помощью пневматического секатора

Сокровищница монастыря и ее хранитель. Паломников и монахов сюда не пускают, сокровищница доступна только для научного сообщества и высоких гостей

Здесь готовят мыло и настойки

Русскоязычный послушник и настойки для продажи паломникам

Изготовление ладана

Винный погреб. Если монастырю дарят какой-либо алкоголь, то бутылку ставят вот в этот подземный мини-бар. Сами монахи этот алкоголь не пьют, но с радостью угощают гостей. Мне достался бокал молодого белого вина. После дегустации я понял, что раньше настоящего вина никогда не пробовал

В год монастырь потребляет около 20 тонн вина: на трапезу, для Литургии и на продажу. За трапезой за каждым столом бутылка сухого вина. Монахам благословляется выпивать не больше трети чашки (около 80 мл), едят монахи два раза в день

В здании костницы сейчас ремонт, поэтому кости монахов перенесли на улицу под навес. Когда живешь в монастыре, к смерти начинаешь относиться проще, и кости становятся совсем не страшные

На монастырской кухне

Выпечка хлеба. В неделю монастырь выпекает 400 кг. Хлеба

Ферма улиток. Монахи выращивают улиток, чтобы разнообразить свой белковый рацион (напомню, что монахи не едят мяса, а молочные продукты на Афоне практически полностью отсутствуют, за исключением сыра, который доставляют с большой земли)

Монах из Москвы моет салат в трапезной. Салат в Ватопеде тоже свой

Во время туристического сезона не все желающие помещаются в трапезную

Эти столы были вывезены из Студийского монастыря в Константинополе перед тем, как город был разорен. Когда они сделаны точно не известно, но точно не позже X века. Каждый стол сделан из цельного куска камня, за ним помещаются около 8 человек

На богослужении. Монахи проводят в храме около 8 часов в сутки

На службе поют два хора. После соборного богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых не территории Ватопеда более 25. Это делается для того, чтобы как можно большее число монахов могли принять участие в Литургии в качестве певчих, диаконов и священников.

После службы паломникам выносят монастырские святыни. В том числе пояс Пресвятой Богородицы и главу свт. Иоанна Златоуста

Кирилл МИЛОВИДОВ