Обь-Енисейский канал

Ob-Yenisei Canal.svg

Обь-Енисейский канал
, он же Кеть-Касский канал, — судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Канал был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края.

Обь-Енисейский водный путь, оз. Большое (Водораздельное), август 1994 года

 

 

Обь-Енисейский водный путь, остатки
Александровского шлюза, август 1994 года

 

Ещё в 1797 году возникло предложение связать речные системы Оби и Енисея. В 1800, 1810 и 1814 годах посылались партии инженеров для исследования различных направлений соединительного пути, но, ввиду многих неудобств и дороговизны сооружений, все эти проекты были отклонены. В 1873 году енисейский купец Фунтусов ассигновал 8000 руб. для исследования осмотренного им направления, где ныне устроен Обь-Енисейский канал; в 1875 году капитан-лейтенант Сидснер осмотрел этот путь и описал его. В 1878 году на средства Александра Сибирякова была вновь послана для исследования этого пути экспедиция, под начальством барона Аминова.
В 1883 году началось строительство канала под руководством барона Бьорка Александровича Аминова, а в 1891 году он был открыт для плавания небольших судов. Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены. Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том что люди селились на берегах сибирских рек более 6 тыс. лет назад. Постройка канала обошлась казне около 3 млн рублей серебром. Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяца в году.
В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала. В 1942 году по каналу провели из Енисея в Обь колёсные пароходы «Капитан»,
 «Пограничник»«Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда[1].
В 1990 году Красноярское телевидение сняло фильм «Заброшенный канал»[2]В 2012 году съемочная группа ГТРК «Красноярск» совершила экспедицию по Обь-Енисейскому каналу. Итогом путешествия стал документальный фильм «Копь», который вошёл в цикл «7 чудес Красноярского края»[3]В романе Сергея Алексеева «Крамола. Столпотворение» описан бой красноармейцев с отрядом Олиферова (Колчаковцы) на берегу Обь-Енисейского канала.

Описание канала

 

Обь-Енисейский водный путь, соединительный канал, август 1994 года

 

Началом соединительной системы служит река Озёрная, впадающая справа в реку Кеть, в 587 км от её впадения в Обь, по её южному, Тогурскому рукаву. Озёрная входит в систему канала на 15 км своего течения, затем канал направляется по её притоку, реке Ломоватой, на протяжении 50 км, из неё направляется по её мелководному притоку, речке Язевой, до её истока из Водораздельного озера, на протяжении 34 км.

Водораздельное озеро 5 км в длину, 700 м в ширину и 1—1,5 м глубины. От этого озера до реки Малый Кас прокопан на волоке канал длиной 8 км, при ширине по дну 10 м, глубиной до 2 м, входящий в реку Малый Кас, и по ней на 95 км; средняя глубина этой речки на фарватере была до 130 см, расход воды в секунду всего 9 м³.

Малый Кас впадает в Большой Кас, который в 213 км далее вливается в Енисей.

На протяжении почти 217 км канал проходит по мелководным, извилистым и маловодным речкам и, по проекту, потребовал бы устройства 29 шлюзов и канализации всех вышесказанных речек, а также, отчасти, спрямления, углубления и расчистки Малого Каса. Местность, где проходит Обско-Енисейская система — глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких удобств для заселения. К началу XXI века канал заброшен, местное население составляют староверы-беспоповцы, переселившиеся в эти места в 1930-е годы, уходя от преследования советской властью. Время от времени канал используется туристами-водниками. По состоянию на 2010-е годы планов по восстановлению канала нет.

Примечания

  1. Перейти Дмитрий Лапин. Печальная история одного грандиозного проекта // Красноярский рабочий, 05.09.2003 Архивировано 27 января 2012 года.
  2. Перейти Красноярское телевидение.
  3. Перейти 7 чудес Красноярского края: Копь на YouTubeЛитература
  • Агеев И. А. Управление изысканием, строительством и эксплуатацией Обь-Енисейского водного пути // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 2(10). с. 14-18.
  • Агеев И. А. Обь-Енисейский канал в транспортной системе Сибири (вторая половина XIX- начало XX века) // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 1(9). с. 22-26.
  • Агеев И. А. Изменение проекта сооружения Обь-Енисейского водного пути // Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири XIX—XXI вв. Сборник научных трудов. Томск. 2011. С. 95-100.
  • Агеев И. А. История эксплуатации Обь-Енисейского водного пути // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: Сб. трудов студентов и аспирантов исторического факультета Вып. 6. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2010. — с. 6-7.;
  • Агеев, И. А. История Обь-Енисейского соединительного водного пути : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02 / Агеев Илья Александрович; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. — Томск, 2012. — 215 с. : ил.
  • Литвинова, О. Г. Инженерно-технологические аспекты строительства водных коммуникаций России в XVIII — первой четверти XX в. : на примере Обь-Енисейской соединительной водной системы : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.10 / Литвинова Ольга Геннадьевна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. — Томск, 2016. — 23 с.Ссылки
  • Обско-Енисейский канал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Обь-Енисейский канал // Энциклопедия Томской области. Томск, изд-во Том. ун-та 2009. Т. 2. с. 534—535.
  • Энциклопедия Томской Области.
  • Дмитрий Лапин. Печальная история одного грандиозного проекта // Красноярский Рабочий, 05.09.2003
  • Лист карты O-45-34 Безымянка. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1981 г.

***
Оказывается есть рукодельный канал и иногда по нему можно попасть из Оби в Енисей и обратно. «Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации. 

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров. 

Обь-Енисейский канал

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км). 

Обь-Енисейский канал

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.

В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера

Обь-Енисейский канал

Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

Обь-Енисейский канал

Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884 г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов. 

Обь-Енисейский канал

Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие. 

Обь-Енисейский канал

Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели. 
С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма
yaplakal.com/go

Обь-Енисейский канал
yaplakal.com/go

в 70ые-то годы трава стояла и волоки были — а теперь и подавно, а в связи с потеплением в озере воды меньше и верховья/истоки обмелели:

Обь-Енисейский каналну и видим пилой и прочим инструментом запастись — скорее всего придется прорубаться сквозь завалы 

Обь-Енисейский каналсчитай сам1) от новосиба до Кети — километров 750
2) вверх до озера и вниз от озера до енисея — километров 160
3) по Енисею вверх до Ангары
4) по ангаре сколько еще — карты под рукой нетДальше — реально на местности расстояние по карте умножай на 2 минумум — речка петляет, кривуны-пески обруливатьну так скромно, по прикидкам — тысячи 2 километров как с куста. Половина вниз — половина вверх по течке, соотвественно плюсуешь к скорости лодкиДаже если на румпеле сидеть часов по 5-6 в день, при скорости (усредненно) 30 км на глиссаде — 150 в среднем в день. По ипиням естественно в разы меньше — мели, заломы, перетаски — просто дня 3-4 положить на преодоление сверху.Итого — вообще не разгибаясь, очень оценочно — неделю-полторы до Озера, неделю-полторы до Байкала.итого — 2.5-3 недели пахоты беспросветной. Если устраивать дневки и не надрываться — ну месяц, и бабку можно не спрашиватьсудя по дневнику — на первой странице парни стартовали 19.06причалили 8.07, три недели — да, так и естьпруф Это сообщение отредактировал zapsib80 — 18.03.2016 — 14:34

Обь-Енисейский каналэкспедиция ТВ-2Соединяя две великие реки. ч1

Соединяя две великие реки. ч.2

Обь-Енисейский канал — судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века.

Приблизительно в 1881 году было решено соединить Обь с Енисеем.

Павел Евгеньевич Фунтусов, коренной енисеец, всем рассказывал, что его приказчик, посланный в 1872 году для исследования пути, по его же рассказам, шел через Кеть, впадающую в Обь, а потом переходил в протоки Енисея.Кроме того, енисейский купец слышал и от других людей рассказы, что местные жители знали водный путь к Енисею, поэтому и снарядил на свои деньги исследовательскую экспедицию. У Фунтусова была карта, составленная приказчиком, и его дневник. Хотя приказчик был человек полуграмотный, но дело, порученное ему, выполнил достаточно толково. И дневник и карта наглядно свидетельствовали, что никакого возвышенного водораздела между Обью и Енисеем не существует, а есть болотистое плато, из которого идут истоки в обе стороны. Достаточно прорыть в некоторых местах каналы небольшой длины, углубить и расчистить речки — и можно установить сквозное водное сообщение.
Сведения об экспедиции Фунтусова попали в печать и возбудили в обществе интерес. Даже «Всероссийское купечество», собирающееся на нижегородской ярмарке с полным сочувствием отнеслось к делу соединения Оби с Енисеем.Некоторое время спустя и правительство обратило внимание на поднятый вопрос и в 1882 году дело сдвинулось с мертвой точки. Министерство путей сообщения Российской империи снарядило две экспедиции. Первой руководил инженер Синденспер, экспедиция подтвердила наблюдения и исследования, собранные Фунтусовым. Другую экспедицию возглавлял барон Бьорк Александрович Аминов, который исследовал Ангару.
Барон Аминов собрал для строительства этого водного пути 1 200 рабочих. Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль трассы канала, до сих пор называется «баронский тракт».
Но денег на строительство выделили в разы меньше запланированных. Аминов самолично изменил проект: два шлюза по 15 саженей вместо 22, шириной 3,5 сажени вместо 5, осадкой для судов 4—5 четвертей вместо 7—8. Шлюзов было построено 14 вместо 28.
Начались работы на канале, которые тянулись не менее десяти лет, но ничего путного из них не вышло. А когда приступили к проведению Великой сибирской железной дороги, о канале забыли совсем. К тому же работы по проведению канала не отличались большой продуманностью.

В 1893 году Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения. Летом 1884 года Л.Пантелеев ездил по делам золотопромышленника Ф.И.Базилевского на его прииски в Якутской области. Перед Пантелеевым стояла задача выяснить на месте — нужна ли канава, на производство работ которой управляющий просил 700 тысяч рублей. Вопрос о канаве выяснился в течение двух недель, а остальное время Пантелеев употребил на ознакомление с делом Обь-Енисейского канала.
Вот собственно мнение Пантелеева.

Сначала довольно широко в техническом отношении выработанный проект и соответствующая ему денежная смета; как это у нас нередко случается, на ходу работ произойдут изменения в технической стороне, потребуются дополнительные ассигнования; отсюда некоторые неприятные разговоры и даже возможные разоблачения…
А порой кто-нибудь заполучит концессию на железную дорогу, для которой канал явится не совсем приятным конкурентом; далее только один шаг, — и сам собой возникнет вопрос: да стоит ли продолжать дело, которое в лучшем случае даст четыре месяца навигации?
Не лучше ли вовремя прекратить бесполезную трату денег, по меньшей мере, свести ее на минимум?
«Как бы не повторилась старая история»
 Л.Пантелеев. 1911 г.

Так и случилось. После открытия канала по нему ходили только редкие баржи, так как еще несколько лет достраивались плотины и шлюзы.

В начале ХХ века наступило время усиленного строительства железных дорог. Именно последнее и похоронило Обь-Енисейский канал. В газете газете «Сибирский вестник» от 11 августа 1898 года о канале сказали так: «Обь-Енисейский водный путь — мертворожденное дитя: неизвестно, когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено».

От себя добавлю,что канал этот расположен в одном из самых «адских» мест,которые можно можно найти в междуречье Енисея и Оби.На всем протяжении,а это около 500 км тайги и болот,только несколько староверческих скитов. Мрак.
montecina.net

НЕУДАЧНЫЙ ПРОЕКТ Обь-Енисейский канал

Строитель Обь-Енисейского канала барон АМИНОВ Бьерн Александрович.

Сын подполковника. В сл. и класс. чине с 1873 (ПИПС). ДСС с 1897, ТС с 1905. Сл. по МПС./1.9.1911/.
litmir.me
Большой вклад в развитие водных коммуникаций в Российской империи внес барон Бьёрн Алексис Аминов. Он руководил гидрографической экспедицией на Ангаре в 1875 г., участвовал в строительстве нового Ладожского канала в 1880 г. По его проекту и под его руководством осуществлялось строительство канала, соединившего Обь и Енисей. Реализация проектных решений коллежского асессора и инженера, барона Бьерна-Алексиса Александровича Аминова началась 27 июля 1882 г. с утверждения первой очереди строительства соединительной системы. Им было сооружено 15 шлюзов способных вместить баржи длинною до 22 метров (шириной до 7.5 и осадкой до 1.25 м). В 1891 году между Обью и Енисеем началось регулярное судоходство и в большую воду (май – июнь) тут могли проходить суда водоизмещением до 80 тонн. Он возглавлял Управление коммуникаций Сибири. Выйдя в отставку, поселился в родовом имении Сюндхольм близ Ништадта (Уусикаупунки).

Дом Бьёрна Алексиса Аминова, Матусевича и Кая Доннера в Томске. 1911
Дом Бьёрна Алексиса Аминова, Матусевича и Кая Доннера в Томске. 1911

Дочери Бьёрна Аминова убирают снег возле дома в Томске. 1911
Дочери Бьёрна Аминова  убирают снег возле дома в Томске. 1911

Дочери Бьёрна Аминова. Томск. 1911
Дочери Бьёрна Аминова. Томск. 1911

Дочь Бьёрна Аминова играет с другой девочкой
Дочь Бьёрна Аминова играет с другой девочкой

Дочь Бьёрна Аминова
Дочь Бьёрна Аминова

Стол Кая Доннера в доме Матусевича. Томск, 1911
Стол Кая Доннера в доме Матусевича. Томск, 1911

Вид на город Бьёрна Аминова
Вид на город Бьёрна Аминова

Вид на город с горы
Вид на город с горы

Вид на город с горы
Вид на город с горы
humus.livejournal.com

Экспедиция барона Б.А. Аминова на водораздел р.р. Оби и Енисея.(Из письма барона Аминова к вице-председателю Императорского Русского Географического Общества)Прибыв 21-го Августа в Енисейск, барон Аминов тотчас занялся приготовлением к предварительной поездке, которую он полагал предпринять с целью наблюдения над весенними водами рек, входящих в соединительную систему и для личного ознакомления с местностью.Узнав заранее, что самые высокие весенние воды бывают около средних чисел Мая, г. Аминов вместе со своим сотрудником, студентом института путей сообщения Порцелем, отправился 11-го Мая из Енисейска в с. Маковское, где для дальнейшего следования экспедиции, была приготовлена лодка и рабочие. Инженеру же Липину, оставшемуся в Енисейске, было поручено окончить снаряжение экспедиции.Оставив с. Маковское 13 мая, в час дня, барон Аминов, следуя днем и ночью вниз по течению реки Кети, прибыл в устье р. Озерной 16-го, в 12 часов дня. Здесь необходимо было учредить водомерный наблюдательный пост; но где найти наблюдателя, который бы каждый день записывал показания поставленного футштока? Все население состояла из трех семейств остяков, среди которых не нашлось человека, имевшего хотя бы понятие о цифрах. Не теряя однако же, надежды, г. Аминов подозвал к себе одного молодого остяка, дал ему карандаш и бумаги и заставил копировать с рейки все цифры. К удивлению остяк сделал это столь разборчиво и хорошо, что г. Аминов решился поручить ему наблюдения над футштоком.В тот же день вечером экспедиция отправилась далее и, следуя медленно вверх по р.р. Озерной, Ломоватой и Язевой прибыла 21-го числа к болотам, составляющим водораздел рек Оби и Енисея, причем на Ломоватой пришлось 12 раз выгружать лодку и перетаскивать ее берегом, так как река местами совершенно заграждена карчами.Перетащив лодку 3,5 версты по болтам в Касовское зеро, путешественники 23-го Мая, в 12 часов дня, начали опускаться по реке Малому Касу, вошли в Большой Кас 25 числа, в 7 часов вечера, и выплыли в Енисей 27-го, в 9 часов вечера. В устье Большого Каса также удалось учредить водомерный пост.Реки: Озерная, Ломоватая, нижняя половина малого Каса и Большой Кас произвели на г. Аминова довольно хорошее впечатление и своими высокими берегами и изобилием воды в них казались как бы естественными каналами.Наибольшее препятствие при сооружении предполагаемого пути, по мнению г. Аминова, представят реки Язевая и верхняя половина малого Каса, так как эти реки весьма узкие и притом до того извилисты, что лодку экспедиции, длиной около 40 фут, с трудом могли изворотить. В виду этого, по ним предстоит производить довольно крупные земляные работы. По словам г. Аминова нет сомнения, что для удержания горизонта воды в реках, во все время навигации, на достаточной для судоходства высоте, необходимо будет их шлюзовать, и, поэтому, впредь до окончания нивелировки, он находит невозможным высказаться об удобстве соединения р.р. Оби и Енисея этим путем, хотя, судя по незначительной скорости течения, казалось бы, что падение этих рек не должно быть особенно большим.Если же ограничиться одним весенним судоходством, то, по мнению г. Аминова, шлюзование не понадобится, так как, не смотря на то, что весенние воды по всему енисейскому округу, вследствие малоснежной зимы, необыкновенно низки, так что нынешняя высота по соединительной системе, по крайней мере, на сажень ниже обыкновенных высоких вод, и на то, что вода в этих реках к концу Мая уже немного спала (на р.р. Обского бассейна около 5-ти вершков, а на р.р. Енисейского около 0,70 сажени) экспедиция, однако, нигде по всей системе не встречала по фарватеру глубины менее 0,70 сажени.Что касается до дальнейшего хода экспедиции, то благосклонное участие, принятое в экспедиции графом Гейденом и генерал-губернаторами Восточной и Западной Сибири, командировавшими в распоряжение г. Аминова из Иркутска двух классных топографов и из Омска двух топографов унтер-офицерского звания, дало г. Аминову возможность разделить экспедицию на два отделения, из которых одно в составе инженера Липина, коллежского регистратора Толчанова и кондуктора Федоровича, 5 Июля отправилась к устью Большого Каса и должно было идти вверх по этой реке, пока не встретится с другим отделением, которое должно было начать от устья реки Озерной. В этом отделении, вместе с бароном Аминовым, приняли участие студент Порцель, коллежский регистратор Сергеев и кондуктор Хондажевский.
Распределив таким образом работы, г. Аминов надеялся значительно ускорить ход дела и окончить полевые работы к началу Октября, крайний срок, до которого возможно будет работать в поле, так как в первых числах Октября уже все реку замерзают.
Опубликовано 30 января 1879 года.

внедороги.рф

***

Заимка барона АМИНОВА

***

Обь-Енисейский канал. Потерянный масштаб

Сибирь всегда была и до сих пор остаётся пустыней. То, что мы самоуверенно называем регионом, — всего лишь пригодные для жизни коридоры, нанизанные
на тонкие строчки перечеркнувших карту транспортных путей.
Обь-Енисейский канал — несостоявшаяся артерия Сибири. Амбициозный, но бесславный конкурент главного сибирского божества — Транссиба. Сложись
судьба канала по-другому, облик Сибири, картины городов и образы жизни людей, их населяющих, сегодня 
могли бы быть несколько иными.

Сибирское окно в Европу
1872 год. Купец Фунтусов шумит на весь Енисейск. Ещё недавно никому не известный торговец, сегодня — гласный Енисейской городской думы, он стал вдруг фигурой общественно важной. За его крепкой спиной замаячил Проект. Сквозной торговый путь от Иркутска до Тобольска! Комиссии из Министерства путей сообщения и невероятная, в десять тысяч рублей, премия команде первого парохода, который пройдёт по рукотворному каналу, соединяющему Обь и Енисей. «Сибирский брат Суэцкого канала» должен был перечеркнуть дикие земли, накрепко соединив сибирские Запад и Восток.
Губерния всего тридцать лет как стала заметной на карте мира, когда сюда потянулись золотодобытчики.
Экономический бум быстро оживил старую идею — речные системы Оби и Енисея должны быть соединены, чтобы прииски вовремя снабжались припасами, а товары из Енисейска не приходилось возить длинным путём, через Кемь и Маковский волок.
Соседняя Обь уже вовсю кишит судами, её бороздят сто четырнадцать пароходов и четыреста барж. Но грузы на томских и тюменских складах неделями дожидаются отправки на восток: для речного парохода бассейны Енисея и Ангары опасны, течение сильно, а пороги непреодолимы. Сухопутный же тракт даром что называют Большим Сибирским — по тряске и распутице впору возить только китайский чай и другой легковес. О железной дороге пока и мечтать не приходилось, строить её — в десятки раз дороже, чем копать каналы, так что пока — реки, реки!
Ещё в начале века партии инженеров трижды (1800, 1810, 1814 г.г.) снаряжались, чтобы исследовать возможности соединить великие сибирские реки, но экспедиции напоминали, скорее, визиты географической вежливости — тогда ещё ни о какой сибирской экономике всерьёз и речи не шло, слишком  малонаселёнными были бассейны Оби и Енисея. Но сегодня, в живые и активные
семидесятые годы девятнадцатого века, когда до Енисейска пытаются добраться северными реками пароходы даже и под британским флагом, географию нужно покорять! От местных жителей Фунтусов узнаёт: на лодке без особого труда можно попасть с Кети на Малый Кас, потом перебраться на Большой Кас, откуда
рукой подать до вод Енисея. Снаряженная им экспедиция подтвердила — всего несколько километров болотистой земли отделяют Енисейский 
бассейн от Обского, а значит — енисейских торговцев от большого мира
(форпостами которого были, конечно, Томск, Тюмень и Тобольск).
Министерство путей сообщения Российской империи поддержало купца и снарядило две экспедиции. Одна, под руководством инженера Сиднсера, прошла из Оби по реке Кеть и её притокам до водораздела и подтвердила данные, собранные Фунтусовым. Другую экспедицию возглавлял барон Аминов, который
заинтересовался Ангарой. Вскоре барон Бьорк Александрович Аминов, один из самых талантливых российских гидротехников того времени, стал начальником Томского округа путей сообщения и руководителем строительства Обь-Енисейского канала. Работы на трассе канала начались в 1882 году.
Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль канала, до сих пор называется
«баронским трактом». Аминов ещё не знает, что это будет едва ли не единственной благодарностью потомков за годы, посвящённые им прорубанию
сибирского «окна в Европу».
«Сибирский брат Суэцкого канала» должен был перечеркнуть дикие земли, накрепко соединив сибирские Запад и Восток.

Стройка века
Болотистую таёжную почву сотрясли невиданной силы удары — это
забивал сваи паровой копер, к сожалению, единственный механизм,
доступный строителям каналов того времени. Основная же работа —
«грызть землю» лопатой и кувалдой. Впрочем, работники потянулись
на новую стройку охотно. Две тысячи ссыльнопоселенцев, крестьян и
мещан, которых в мае свезли на ОбьЕнисейский канал из сибирских губерний,
получали неплохое жалованье. Землекопы зарабатывают по 80 копеек в день, а плотники и кузнецы — по рублю. Работа — с 6 утра до 5 вечера. Хлеба, каши и щей вдоволь, а домой можно привезти чистыми деньгами до девяноста рублей.
Несмотря на отдалённость и изолированность района от крупных
населённых пунктов и благ цивилизации, для постоянно проживающих
специалистов, рабочих, их семей были созданы вполне пристойные условия
жизни. Они имели отдельные квартиры, неплохое жалованье, казённое
снабжение более чем десятью видами продуктов, керосином и ламповым
стеклом. Каждое жилое помещение было снабжено коровником, погребом,
приусадебным участком. Служащие и рабочие водного пути первыми
в этой глухомани стали разводить картофель, редис, лук, морковку и
т. п. Хотя работы в этих краях велись в неимоверно тяжёлых условиях, в глухой
непроходимой тайге, желающих сюда попасть было предостаточно. При этом брали на «стройку века» только самых здоровых. Так, в 1888 году из тысячи кандидатов отобрали только 494 человека. В основном это были жители Томской и Тобольской губерний.
Каналы же в России строить умеют, строят самозабвенно и на века. При Петре построены Вышневолоцкая система и Ладожский канал, крупнейшие на то время в Европе. В середине девятнадцатого века — Сайменская система в Финляндии, которая пропускает до трёх с половиной тысяч судов в год и будет служить, между прочим, и в двадцать первом веке.
Канал будет построен через одиннадцать лет, в 1893 году. Водный путь длиной в четыреста километров наконец-то соединит два богатых региона.
Ещё пять лет будут достраивать шлюзы и плотины. Через реки Кемь, Озерная, Ломоватая, Язевая, Большой Кас, затем — по рукотворному руслу длиной почти в восемь километров, глубиной в два метра и шириной в десять, затем двести километров по Малому Касу — и путь в Енисей открыт.
Но воспользоваться плодами этих гигантских трудов так никому и не придётся.

Мёртворождённое дитя
В 1882 году Государственный совет Российской империи принимает страшное,
роковое решение — выделить на строительство канала 660 тысяч рублей
вместо 8 миллионов по первоначальному проекту, определив физические
параметры будущего соединительного пути лишь для хода маломерного флота.
Обь-Енисейский канал должен быть сооружён за два года и в «неполном виде».
Дело должно быть сделано наскоро, «начерно» — посмотрим, что выйдет. Канал начали строить, на ходу проводя изыскания и корректируя проект. В 1886 году Министерство путей сообщения приказывает уменьшить размеры строящихся шлюзов.
В итоге получившийся канал был проходим лишь для небольших барок
грузоподъёмностью 500 пудов, и только в мае, в большую воду, по нему можно было провести суда водоизмещением 5000 пудов. В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. По сибирским
масштабам на заре двадцатого века — скорлупки.
Канал обживают тучи комаров и гнуса. На стройке цинга, припасы не первой свежести, строители отказываются возвращаться на следующий год. Газетчики полны скепсиса относительно начинания, которое казалось судьбоносным: «Что если кто вздумает в сооружённом канале утопить курицу, предварительно должен связать ей ноги», печатает «Сибирский вестник». Появлялись и более убийственные характеристики: «ОбьЕнисейский водный путь — мёртворождённое
дитя: неизвестно, когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено…».
В стороне от собравшей невероятную мощь ревущей Транссибирской
магистрали канал открыл навигацию для нескольких небольших пароходиков.
Некоторые историки, любители заговоров, как и в известной истории
с Транссибирской магистралью, списывают фиаско строителей канала на
происки тех же купцов-извозчиков, которым новая магистраль была
в исполнение заказа и «похоронившим» проект. Легенда, конечно.
Главным могильщиком канала стал Транссиб, заложенный в 1891-м, — Западно-Сибирская железная дорога начала функционировать в 1896 году. Разрабатывавшие проект гидротехники просто не учли, да и не могли, очевидно, предвидеть скорости, которую наберет прогресс технологий за десятилетие.
Проект, который имел шансы повлиять на историю Сибири (авторы обещали
государству и купцам значительные прибыли!), морально устарел, пока
государственные мужи набираются решимости развернуть строительство в
полную силу. В идею канала не верят, и строить его уже некому. Только в 1905 году по каналу перевезут 50 тысяч пудов рельсов, и опять над Кетью, Водораздельным озером и Малым Касом наступит тишина. А в 660 тысяч, конечно, не уложились. Потратили три с половиной миллиона.
В тридцатых годах к каналу потекли новые люди, которые искали как раз того, от чего пытался избавиться барон Аминов, — пустоши. Староверы-беспоповцы, строившие в этих местах поселения, уходили в леса от НКВД и колхозов.
| сибирские земли |


Нехватка воли 

Несколько раз к теме водного пути с Оби на Енисей пытались вернуться
— слишком уж яркой была идея. В 1911 году начались новые изыскания,
но на вторую стройку не хватило ни духу, ни времени — взятая по
случаю начавшейся мировой войны пауза затянулась надолго. Вся страна
покатилась под откос, и судьба какого-то канала вряд ли кого-то
волновала.
Время, паводки, бесхозность подточили и разрушили шлюзы и плотины,
от которых сегодня остались лишь фрагменты. Хотя работы в этих краях велись в неимоверно тяжёлых условиях, в глухой непроходимой тайге, желающих
сюда попасть было предостаточно. При этом брали на «стройку века» только самых здоровых.
В тридцатых годах к каналу потекли новые люди, которые искали как раз того, от чего пытался избавиться барон Аминов, — пустоши. Староверы-беспоповцы, строившие в этих местах поселения, уходили в леса от НКВД и колхозов. Сегодня
староверы, собственно, являются настоящими хозяевами этих мест — добраться до их многочисленных поселений, притаившихся в «медвежьем углу»  Красноярского края, можно вертолётом или по зимникам, и по сейдень канал остаётся для них связью с Большой землей — как и задумывал когда-то амбициозный Фунтусов. Канал используется и обитаем — но сибирской артерией он так и не стал.
Суда же и после заходили в ОбьЕнисейский канал — изредка и не от хорошей жизни. В 1942 году из Оби пришли, обдирая бока, три колёсных парохода (задержавшихся в канале на четыре месяца — для повышения уровня воды приходилось строить специальные запруды), да в пятидесятые годы Колпашевский судоремонтный завод отправлял в Енисей починённые
баркасы. В последний раз древняя идея соединения Оби и Енисея возникла
на закате развитого социализма.
В 1983 году трасса старого канала подверглась детальной аэровизуальной
съёмке, а с земли окружающую местность изучали полевые группы
гидрологов. Исследования показали: направление Кеть – Кас неблагоприятно
для гидротехнического строительства из-за сильной заболоченности
водораздела, а также полной необжитости прилегающей территории.
Тогда было решено соединять бассейны Оби и Енисея гораздо южнее — в Новосёловском районе,  где Чулым бежит совсем рядом с Красноярским морем. К реализации этого проекта так и не приступили — видимо, его экономическая целесообразность была сомнительной  даже во времена плановой системы
ведения хозяйства.
Несмотря на отдалённость и изолированность района от крупных населённых пунктов и благ цивилизации, для постоянно проживающих специалистов, рабочих, их семей были созданы вполне пристойные условия жизни.

Почему история этой магистрали так и не сложилась, не нашла места
в большой истории? Если бы ОбьЕнисейский водный путь был построен
по первоначальному проекту и успел зарекомендовать себя как удобная транспортная артерия, он наверняка до сих пор бы служил людям.
И, несмотря на то, что идея соединения  двух бассейнов за двести лет зарекомендовала себя как обречённая на провал, она до сих пор будоражит
неспокойные умы.
Возможно, дело в нехватке воли, которую должна аккумулировать страна, чтобы реализовать масштабный инфраструктурный проект. Возможно, строители канала всё же пытались действовать наперекор исторической и географической объективности — канал есть тема мифологическая, легендарная, а экономического основания у него не было и нет. Не за это ли строители и поплатились крушением надежд?
От редакции
Мы так и не узнали, какого рода будущее открылось бы для Сибири, заработай канал в полную силу. Ответить на этот вопрос можно было лишь своевременным действием в соответствии с замыслом — а такого действия предпринято не было. В руках у нас осталась неизвестность — некая возможная, но непрожитая жизнь. Это «чувство возможного» вообще характерно для размышлений о Сибири,
Дальнем Востоке. Сейчас оно ещё может быть обращено в будущее.
Но если в исторически разумное время его не упаковать в действительность
нового освоения, нового исполнения Сибири, то не придётся ли поздним историкам положить формулировку вроде «Неуспех пятивековой программы
российского освоения Сибири ряд авторов связывают с тем, что она была предпринята «в неполном виде», а ряд ключевых проектов в её рамках либо вообще не имели места, либо оказались несвоевременными».
Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль канала, до сих пор называется «баронским трактом». Аминов ещё не знает, что это будет едва ли не единственной благодарностью потомков за годы, посвящённые им прорубанию сибирского «окна в Европу». Почему история этой магистрали так и не сложилась, не нашла места в большой истории? Если бы Обь-Енисейский водный путь был построен по первоначальному проекту и успел зарекомендовать себя как удобная транспортная артерия, он наверняка до сих пор бы служил людям.

Юлия Шипуля, intelros.ru
Студентка факультета журналистики Томского государственного университета.
Фотографии: Валерий Бодряшкин

1872 Появление идеи Обь-Енисейского канала
1882 Начало работ на трассе канала
1882 Решение Госсовета уменьшить финансирование проекта
1886 Приказ МПС уменьшить размеры шлюзов
1891 Начало строительства Транссиба
1893 Канал построен «в неполном виде»
1896 Начало движения по Транссибу
1898 Достроены гидротехнические сооружения ОбьЕнисейского канала —
также «в неполном виде»

Обь-Енисейский канал (он же Кеть-Касский канал) — судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Канал был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края.

Последнее известное упоминание канала в картографических изданиях — советский «Атлас офицера» 1947 года.

В 1883 году началось строительство канала под руководством барона Бьорка Александровича Аминова, а в 1891 году он был открыт для плавания небольших судов. Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены.

Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том что люди селились на берегах сибирских рек более 6 тыс. лет назад.

Постройка канала обошлась казне около 3 млн руб. серебром.

Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяцев в году.

В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

В 1942 году канал использовался в последний раз — по нему провели из Енисея в Обь три колёсных парохода «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.

Началом соединительной системы служит речка Озёрная, впадающая справа в реку Кеть, в 587 км от её впадения в Обь, по её южному, Тогурскому рукаву. Озёрная входит в систему канала на 15 км своего течения, затем канал направляется по притоку её реке Ломоватой на протяжении 50 км, из неё направляется по мелководному притоку её речке Язевой до ее истока из Водораздельного озера, на протяжении 34 км.

Водораздельное озеро имеет 5 км длины, 700 м ширины и 1 — 1,5 м глубины. От этого озера до реки Малый Кас прокопан на волоке канал длиной 8 км, при ширине по дну 10 м, глубиной до 2 м, входящий в реку Малый Кас, и по ней на 95 км; средняя глубина этой речки на фарватере был до 130 см, расход воды в секунду всего 9 м3.

Малый Кас впадает в Большой Кас, который в 213 км далее вливается в Енисей.

На протяжении почти 217 км канал проходит по мелководным, извилистым и маловодным речкам и, по проекту, потребовал бы устройства 29 шлюзов и канализации всех вышесказанных речек, а также, отчасти, спрямления, углубления и расчистки Малого Каса. Местность, где проходит Обско-Енисейская система — глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких удобств для заселения.

В настоящее время (начало XXI века) канал заброшен, местное население составляют староверы-беспоповцы, переселившиеся в эти места в 1930-е, уходя от преследования советской власти. Время от времени канал используется туристами-водниками.

Википедия.
ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОГО ГРАНДИОЗНОГО ПРОЕКТА

Мертворожденное дитя

Обь-Енисейский канал — уникальное инженерное сооружение, построенное русскими мужиками в глухой болотистой тайге. На строительстве, которое современники сравнивали со строительством Суэцкого канала, практически не было никаких механизмов — лишь один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать: почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой!

Однако в тайге еще раздавались голоса строителей канала, а саму идею его прокладки уже нещадно высмеивали современники. Так, в газете «Сибирский вестник» от 11 августа 1898 года читаем убийственную характеристику: «Обь-Енисейский водный путь — мертворожденное дитя: неизвестно, когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено»…

Впрочем, история Обь-Енисейского канала начинается не в XIX веке. Что ж, окинем взглядом «глубь веков»…

От каменного века к эпохе пароходов

Уже при строительстве канала рабочими были найдены многочисленные археологические артефакты — каменные топоры и песты, наконечники стрел и дротиков, сделанные 5-6 тысяч лет назад. Еще не стояли под солнцем египетские пирамиды, а древние люди активно пользовались реками Кеть и Кас для своих путешествий! Ведь, как мы уже сообщали, камней на болотистом водоразделе не найти — значит, орудия труда были принесены издалека.

Степные пространства Евразии, в том числе южная Сибирь, с древнейших времен были населены воинственными племенами и народами. Севернее была безбрежная тайга и болота, гораздо менее населенные территории, где единственными «дорогами» и зимой, и летом были реки. На Обь-Енисейском водоразделе одним из самых удобных путей была река Кеть. О том, какое значение имела эта транспортная артерия, говорит такой факт: на реке Язевой, недалеко от Водораздельного озера был найден роговой защитный панцирь, сделанный примерно 2 тысячи лет назад (плюс-минус 300 лет). Такой доспех мог позволить себе только профессиональный воин — древнеримские авторы упоминают, что подобным защитным снаряжением пользуются сарматские всадники в Причерноморье. А в районе шлюза Новый стан в 1908 году рабочие наткнулись на остатки древнего поселения, выкопав глиняные черепки и металлические предметы. Позднее неподалеку от границы Томской области и нашего края было найдено несколько городищ бронзового века, и даже остатки круглых укреплений — сторожевых постов, защищавших «дорогу» по рекам! Однако пока Обь-Енисейский водораздел для археологов — «белое пятно», масштабные раскопки там не велись.

В начале XVII века русские землепроходцы вслед за Западной Сибирью стали исследовать Восточную. Поскольку южносибирские просторы все так же были населены воинственными степняками, движение на восток шло по рекам. Именно по реке Кеть был проложен самый оживленный путь, связавший Тобольск с Енисейском. Шли годы, Сибирь заселялась русскими, крепости-остроги становились городами или селами. В середине XIX века в Енисейской губернии нашли золото. Начался невиданный «экономический бум». Одна проблема тормозила все и вся — самыми надежными транспортными артериями в безбрежной тайге по-прежнему оставались реки!

Однажды, примерно в 1872 году, енисейский купец Фунтусов узнал о том, что местные жители плавают на лодках с Кети на Малый Кас, а оттуда по Большому Касу на Енисей. Он за свои деньги снарядил экспедицию, которая установила: лишь несколько километров отделяют реку Обского бассейна от енисейских притоков. Фунтусов мечтал озолотиться, судоходный канал позволил бы наладить снабжение золотых приисков хлебом и припасами, а в перспективе открылся бы сквозной путь по рекам от Тобольска до Иркутска! Фунтусов публично объявил, что экипаж первого парохода, прошедшего по каналу, получит награду — 10 000 рублей. Пользуясь современной терминологией, Фунтусов сделал грамотный PR-ход — купец стал в Енисейске самой знаменитой личностью, его даже избрали гласным в городской Думе.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

За дело берется барон

Министерство путей сообщения Российской империи поддержало енисейского купца и снарядило две экспедиции. Одна, под руководством инженера Синденспера, прошла из Оби по реке Кеть и ее притокам до водораздела и подтвердила данные, собранные Фунтусовым. Другую экспедицию возглавлял барон Аминов, он исследовал Ангару. Вскоре барон Бьорк Александрович Аминов — один из самых талантливых российских гидротехников — стал начальником Томского округа путей сообщения и руководителем строительства Обь-Енисейского канала. Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль трассы канала, до сих пор называется «баронский тракт». Работы на трассе канала начались в 1882 году.

В отличие от «строек социализма» грандиозный проект Обь-Енисейского канала обошелся без привлечения подневольного труда. Весной в сибирских губерниях нанимали из числа ссыльнопоселенцев, крестьян, мещан и деклассированных личностей самых крепких мужиков, в мае привозили их на стройку, а осенью рассчитывали и увозили обратно. В 1891 году одновременно на трассе канала работало 2000 человек, в остальные годы меньше.

Каналостроители трудились впустую?

Жалованье рабочих на строительстве было неплохим: землекопы зарабатывали по 60-80 копеек в день, а плотники и кузнецы — по рублю. Рабочий день длился с 6 утра до 5 вечера. В общем, за сезон мужики получали до 85 рублей «чистыми», что было совсем неплохо для крестьянина или отставного солдата. С питанием трудового народа на строительстве дела тоже обстояли, на первый взгляд, сносно — на 26 копеек в день рабочие «от пуза» могли наесться хлеба, каши и щей. Однако однообразный рацион служил причиной распространения цинги и поводом для конфликтов — очень часто продукты были «второй свежести». Больница на 50 коек, расположенная на Генеральском стане, не пустовала никогда.

В 1893 году Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения. Однако практическое использование канала так и не началось, лишь несколько раз за навигацию по нему проходили пароходики и баржи. «Могильщиком» Обь-Енисейского канала стал Транссиб — железнодорожная магистраль «оттянула» на себя все грузы. Только в 1905 году по каналу перевезли 50 тысяч пудов рельсов, и опять над Кетью, Водораздельным озером и Малым Касом наступила тишина.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Что же стало причиной крушения проекта (давайте называть вещи своими именами)? В 1882 году Государственный совет Российской империи выделил на строительство канала лишь 660 тысяч рублей вместо 8 миллионов по первоначальному проекту и принял роковое решение — построить Обь-Енисейский канал всего за два года в «неполном виде». То есть сделать дело наскоро, «начерно», а потом посмотреть, что получится. Канал начали строить, на ходу проводя изыскания и корректируя проект. В 1886 году Министерство путей сообщения приказало уменьшить размеры строящихся шлюзов. В итоге канал был проходим лишь для небольших барок грузоподъемностью 500 пудов (8 тонн), и только в мае, в «большую воду» по нему можно было провести суда водоизмещением 5000 пудов. В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Между прочим, как это принято на Руси, смета строительства была благополучно превышена — вместо первоначальных 660 тысяч рублей затраты на строительство составили 3 миллиона!

Второе рождение откладывается

В 1911-1914 годах интерес к Обь-Енисейскому водному пути возобновился, на проектные работы по расширению канала и шлюзов были выделены средства. Но с началом первой мировой войны все исследования прекратились, а в 1918-1920 годах вся окружающая инфраструктура («баронский тракт», жилые дома и прочие строения на станках) сильно пострадала в ходе боев колчаковцев с «красными». В 1921 году канал был закрыт и стал быстро разрушаться. Во второй половине 30-х годов из Томской области в район Малого Каса пришли староверы-беспоповцы часовенного толка. Они не искали чудесную страну Беловодье (ради того, чтобы обрести Беловодье, русские староверы прошли половину Евразии и даже добрались до Тибета), они просто уходили от советской власти, от НКВД и колхозов.

В военном 1942 году по трассе Обь-Енисейского канала в последний раз прошел караван судов. С Енисея на Обь перегоняли три колесных парохода — «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24». Это была труднейшая экспедиция, которая продолжалась 4 месяца. В ходе ее, как рассказывали нам старожилы, с пароходов-колесников пришлось «срубать одно крыло», а для повышения уровня реки выше по течению речники строили запруды. Потом канал вновь бездействовал долгие годы, разве что время от времени проходили по нему на лодках туристы.

В последний раз древняя идея соединения Оби и Енисея возникла на закате развитого социализма. В 1983 году трасса старого канала подверглась детальной аэровизуальной съемке, а с земли окружающую местность изучали полевые группы гидрологов. Исследования показали — направление Кеть — Кас неблагоприятно для гидротехнического строительства из-за сильной заболоченности водораздела, а также полной необжитости прилегающей территории. Тогда было решено соединять бассейны Оби и Енисея гораздо южнее — в Новоселовском районе, где Чулым бежит совсем рядом с Красноярским морем.

Будущее канала предсказать нетрудно — пройдет еще 10-20 лет, и река поглотит последние его сооружения. Что ж, история любит давать уроки. Мы видели то, что осталось от Обь-Енисейского канала, своими глазами и познакомили с этим интереснейшим объектом вас, уважаемые читатели.

Дмитрий ЛАПИН.

НА СНИМКАХ:
так строилась шлюз-плотина у Генеральского стана;
плотина у Безымянки;
так выглядел канал в свои лучшие времена;
а вот такова ширина канала теперь;
и сегодня следов хоть отбавляй.

Газета «Красноярский рабочий» сентябрь 2003
Фото Валерия БОДРЯШКИНА.
———-

 

Реклама