Атрибутика «Культурного Ландшафта»

Этническая самоидентификация в мировой культуре признана универсальным явлением, определяющим ролевой репертуар личности, в том числе её национальную роль, которая формируется уже на ранних этапах социализации и является общей для всех носителей данного языка и данной культуры. Особенностью национального состава населения Черновицкой области является его полиэтничность (76 национальностей). Данные Всеукраинской переписи населения 2001 года, по которой 37,9 тыс. чел. или 4,1% в области и 26,7 тыс.чел. или 11,3% от общего населения города Черновцы и 10,2 % от общего населения города Ново-Днестровска самоинтендифицировали себя как русские, безусловно, будут существенно отличаться от данных грядущей переписи населения 2013 года, которая, вероятнее всего, станет не только статистической, но и политической акцией, призванной отразить дальнейшее уменьшение количестве граждан, считающих себя русскими и русский язык — родным.

При подавляющем большинстве украинцев, численность которых составляла 689,1 тысяч человек — 75% от  общего количества населения, самыми многочисленными этническими  группами края являются Румыны (12,7%), Молдаване (7,3%), Русские (4,1%), Поляки (0,3%), Белорусы (0,2%) и Евреи (0,2%). В  области  проживают также представители таких народов, как Венгры, Ромы, Американцы США, Афганцы, Кубинцы, Персы, Греки, Тaтapы, Чувaши, Бaшкиpы, Моpдвa, Чeчeнцы, Удмуpты, Мapийцы, Авapцы, Буpяты, Осeтины, Кaбapдинцы, Якуты, Дapгинцы, Коми, Кумыки, Лeзгины, Ингуши, Тувинцы, Кaлмыки, Кapaчaeвцы, Коми-пepмяки, Кapeлы, Адыгeйцы, Лaкцы, Тaбaсapaны, Xaкaсы, Бaлкapцы, Ногaйцы, Алтaйцы, Чepкeсы, Нанайцы, а также Азepбaйджaнцы, Армяне, Гpузины, Киpгизы, Узбeки, Туpкмeны, Кaзaxи, Тaджики.

Таким образом, Ассоциация «Культурный ландшафт» представляет интересы и проживающих на Буковине представителей коренных народов и народностей бывшего СССР, для которых Россия — основное или даже единственное место обитания.

Ранее к коренным народам  причислялось 93% населения, из них свыше 81% — русских, свыше 6% населения — народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья. Этнографы объединили коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала — башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей — приходилось менее 8% населения страны (из них почти 4% татары — второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир — ислам, калмыков — буддизм, остальных — православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) — составляли менее 3% населения России. Кроме большинства осетин — христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера — алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера — 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы — буддисты, остальные — православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки / семьи. У украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) — наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%). Кроме того, расчеты, сделанные на основании данных о демографических процессах, никак не учитывают этнических процессов, а они, наряду с естественным движением и миграцией, также служат одним из компонентов динамики численности народов и могут проявляться через прямое изменение этнического самоопределения при переписи (так, при переписи 1989 г. в Якутии показали себя эвенками и эвенами около 1,5 тысяч человек, в более ранних переписях относивших себя к другим народам, скорее всего, к якутам (Для двух десятков тысяч эвенков и эвенов Саха-Якутии — это очень заметное количество)). Вероятность такого изменения выше для народов, подверженных ассимиляции. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном / русском окружении.

Существенное влияние на национально-культурное развитие этнических меньшинств в области оказывают религиозные общины. В области действуют 106 православных и 81 протестантских румыноязычных общин, 33 — римско-католические (преимущественно польские), 1 — армянская, 9 — еврейских и 10 – русских старообрядческих. В некоторых этнических общинах они выступают ещё и как основной источник изучения родного языка, в частности, в польской и армянской. Русских воскресных школ в городе Черновцы нет, и только в одном из мест компактного проживания старообрядцев — в школе села Грубно, Хотинского района Черновицкой области, изучается церковно-славянский язык в индивидуальном порядке.

DSCF9454

Рядом с городской Ратушей, в самом центре города Черновцы на площади Ringplatz (ныне — Центральной площади) находится здание, которое видом своего фасада поражает всех посетителей столицы Буковинского края.

img_4774

Майоликовое панно на фасаде здания

Согласитесь, что вопрос выбора эмблемы нашей организации и художественной заставки для блога «Культурный ландшафт» был предрешён!

Логотип (герб)

Красно-синий щит, на котором открыты городские ворота из белого камня. Они увенчаны пятью зубцами. Выше зубцов свободно расположены десять камней в два ряда по пять, создающие пространственную перспективу. В центре створа ворот размещён символ ЕС — 12 жёлтых пятиконечных звёзд, расположенных по кругу. 

© 2007-2010 г.г. – компьютерный набор текста.
© 2009-2010 г.г. – составление электронного ресурса.
© 2007-2010 г.г. – авторство статей за подписью
© 2007-2010 г.г. – компьютерный набор текста.
© 2007-2010 г.г. – сканирование документов и фотографий.
© 2009-2010 г.г. – оформление электронного ресурса.
© 2008-2010 г.г. – цифровое цв. фото.
© 2008-2009 г.г. – авторы материалов, размещённых на ресурсе.
© 2008-2009 г.г. – рисунок реверса обложки.
© 2007 г.-2009 г.г. – рисунки аверсов обложек книг, эмблема — товарный знак Черновицкого областного союза общественных организаций Ассоциация писи, конструкции и общего вида мемориального знака, репродукции рисунков с литературного календаря.

***
На одной из старых открыток можно рассмотреть строение с импонирующим нам названием: Hotel de Russie (отель “РОССИЯ”), построенное в 1787 году на Ringplatz.

отель РОССИЯ

Художник Franz Xavier Knapp (1809-1883 ), 1860.

На репродукции изображён проходящий под руководством братьев Гормузаки 20.06.1860 года на западной стороне центральной площади протест горожан  в связи с ликвидацией герцогства Буковина. Слева изображена городская ратуша (сооружена в 1843-1847 годах, архитектор А. Микулич). Справа от ратуши (на втором плане) находится первая городская гимназия, основанная в 1808 году, (строение 1824 года, архитектор А. Микулич). А перед нею мы видим одноэтажное строение (отель «РОССИЯ») и бывший дом губернатора (Landesprä sident), который впоследствии стал отелем Weiss, а с 1897 года — Румынским народным домом (Palatul National).

430498_900
Hotel de Russie im Jahre 1899

Возле здания ратуши — бывшая первая городская гимназия,  построенная в 1824 году, впоследствии лицей A.Pumnul, ныне школа № 1 (архитектор А. Микулич). Одно- и двухэтажное строение возле гимназии — Hotel de Russie, на месте которого в 1900-1901 годах и построят Буковинский сберегательный банк.

Виды на Ringplatz и «Hotel de Russie»:

0_8db26_1afbe85_XXL

Рядом с отелем находился дом губернатора (Landespräsident), который впоследствии стал отелем Weiss, а с 1897 года — Румынским народным домом (Palatul National). Фото до 1898 года



Слева от отеля находилась городская ратуша (построена в 1843-1847 годах, архитектор А. Микулич). Перед ратушей видим памятник «Пиета» архитектора
Н. Леґерлуца (установлен на средства Лазаря Михалыч в 1827 году и перенесён в 1923 году на площадь возле иезуитского костёла Успения Сердца Иисуса. Уничтожен в 1950 году).

RingPlatz

Именно на месте отеля «Россия» и было построено здание, поражающее и сегодня посетителей столицы Буковинского края. И пусть в залы расположившегося в нём Художественного музея зайдёт не каждый, но каждый заметит роскошную фреску — майоликовое панно, украшающее его фасад. 

Бывший Буковинский сберегательный банк (построен в 1900-1901 годах, архитекторы Губерт Гесснер и Прокоп Шупих), ныне художественный музей. Рядом с банком — бывший дом губернатора (Landespräsident), который впоследствии стал отелем Weiss, а с 1897 года — Румынским народным домом (Palatul National). Справа — бывший отель Schwartz Adler, сейчас торгово-экономический институт. Фото 1901-1908 годов.

***

Боги черновицкого Олимпа

В 1900-1901 гг.  ученик Отто Вагнера Хьюберт Гесснер возводит одно из самых красивых сооружений во всей Австро-Венгерской империи: помещение дирекции сберегательного банка в стиле венской сецессии — «Bukowiner Sparkass». Много городских зданий украшали скульптуры персонажей античной мифологии. Бывшая Sparkasse не стала исключением. На карнизе дома стоят две богини. Они ориентированы по оси север – юг.

39,39 КБ

В сторону севера смотрит дородная Деметра, богиня плодородия. Она держит в руках корзинку с домашней живностью.

Деметра с курицей

Афродіта-Уранія з кужелем

В сторону юга смотрит пророчица судьбы Клото с куделью в руке. Она прядет нить жизни, человеческую судьбу.
Ещё одно мнение исследователей: справа богиня возвышенной любви Афродита-Урания с куделью в левой руке (её отождествляли со старшей из мойр, богинь человеческой судьбы),

Афродита-Урания с куделью


Йозеф Лянг. Панно на фасаде здания Черновицкого художественного музея, фрагмент. 1900 Майолика. Фото

Любимое черновчанами живописное майоликовое панно, на фасаде Художественного музея, является творением художника, графика и автора произведений монументально-декоративного искусства Йозефа Адольфа Ланга (1873-1936), и было изготовлено венгерскими специалистами в области художественной керамики с фабрики Жолнаи. Ценным источником по этому вопросу стала книга «Искусство Жолнаи», изданная в 1959 году в городе Печ (Nikelszky Géza. A Zsolnay Gyár Művészete). Автором истории венгерской керамической фабрики является ее ветеран, дизайнер Геза Никельски. Он, в частности, пишет, что панно для здания бывшего Сберегательного банка Буковины выполняли на их фабрике, и отмечает, что автором проекта был Йозеф Ланг (страница 32).
В своих воспоминаниях он упоминает также о керамисте Генрике Дарилеке (Henrik Darilek), который воплощал проект в материале, работая с керамическими плитками с глазурью и рисунком, из которых образована композиция Йозефа Ланга. Современный венгерский исследователь архитектурной керамики Жолнаи, автор многочисленных публикаций на эту тему, Дьердь Мериньи (Merényi György) считает показания Геза Никельски надежными и достоверными. Панно было выполнено на керамической мануфактуре Жолнаи (Zsolnay) в венгерском городе Печ.img_8273 Фабричный знак этой мануфактуры мы видим и на фасаде Художественного музея. 

Мануфактура успешно работала и процветала в пору возведения этого здания и выполняла многочисленные заказы для архитектурных сооружений многих городов Европы. Ее изделия для декора фасадов и крыш домов славились особым качеством, в частности, и тем, что выдерживали низкие зимние температуры. Работает эта фабрика и по сей день.

***

«Великое произведение Йозефа Адольфа Ланга является яркой художественной аллегорией образа Буковины, представленной художником в виде прекрасной женщины с зеленой веткой плюща в руке. Её белое одеяние украшает исторический герб края. Она размещена на фоне оранжевой тоги мужчины, который олицетворяет императорский дом Габсбургов. Меч в его руке — эмблема власти и императорской достоинства, а широко расправлены крылья над ними — символ триумфа и защиты. Эти фигуры являются торжественной и выразительной доминантой многофигурной композиции, в которой воплощена тема чествования Буковины другими землями Австро-Венгрии по случаю юбилея утверждения конституции и получения герба края.»

Татьяна Дугаева, искусствовед, член Национального союза художников Украины Автор выражает искреннюю благодарность за консультации и помощь венгерскому искусствоведу Дьерду Мериньи (György Merényi).
versii.cv.ua

***
Мифологическая композиция панно персонифицирует параллель между Римской и Австро-Венгерской империями времен цесаря Франца Иосифа. В образах 12 богов Олимпа изображено 12 важнейших провинций империи, которые персонифицировали ее суть. Функции богов переплетаются с особенностями регионов, которые они символизируют. Исследователи считают, что даже расположение небожителей на панно группами имеет смысловое значение, уже не говоря о том, что является воплощением основного принципа модерна: динамического равновесия.

По левую сторону от центра под покровом крыльев имперского орла – главнейшие боги: Юпитер и Юнона. Оранжевая тога бог-солнца (его второе имя Лютеций, который значит “излучатель света”) сразу фокусирует на нем внимание зрителей. Золотой лавровый венок в руке символизирует победу и славу, а забитый в землю меч – мир. Юпитер персонифицирует эрцгерцогство Верхняя Австрия со столицей Линц.
Его жена носит белые одежды и является покровительницей успеха. Плющ в руке Юноны символизирует единство всех провинций, а она самая – эрцгерцогство Нижняя Австрия со столичной Веной. (Так считает В.Стефанова, которой возражает Т.Дугаева: «…почему же тогда у Юноны на груди буковинский герб?»)

Панно отвечает главным принципам сецессии – объединяет декоративную условность орнаментированного коврового фона с натуральностью фигур богов, их силуэтность, ассоциативное трактование пространства, использование золотых пятен (о которых говорят, что блестят они лишь 14 минут в солнечный полдень) для подчеркивания контраста между реальным и условным.
Майоликовое панно, которым декорирован фасад здания, уже более века привлекает многочисленных туристов и дарит хорошее настроение жителям Черновцов. Эта многофигурная яркая композиция является
аллегорической художественной интерпретацией темы общности многочисленных провинций Австро-Венгерской империи, в чьем кругу была и красавица Буковина.

Искусствовед Татьяна ДУГАЕВА, член Национального Союза художников

***
Фасад украшены фризом в виде живописно разбросанных листьев, когда-то покрытых позолотой. Главный вход охраняют два орла, установленные на пилонах. Их замечаешь не сразу, так как  внимание привлекает майоликовое панно австрийского живописца и графика Йозефа Адольфа Ланга (Joseph Adolf Lang). Его автограф виден слева внизу у третьей двери балкона. Известно, что Ланг является автором настенных росписей некоторых интерьеров в Дюссельдорфе. Керамику для панно изготовили на мануфактуре Жолнаи (Zsolnay) в венгерском городе Печ. Тут выполнялись многочисленные заказы, поступавшие из различных уголков Австро-Венгрии. Первое признание предприятие Вилмоша Жолнаи получило благодаря своему высококачественному фарфору еще в 1873 г. на всемирной выставке в Вене. Кроме этого оно изготавливало керамику для декорирования фасадов. Атмосферные явления, перепады температуры и влажности ей нипочем и спустя сто с лишним лет. Сегодня эта фабрика продолжает выпускать фарфоровые изделия, пользующиеся спросом во всем мире. Клеймо мануфактуры Жолнаи также есть на панно.

Так кто же на нем изображен? Конечно, боги! Это, своего рода Олимп, только не греческий, а черновицкий. В образе 12 античных богов автор изобразил 12 провинций Цислейтании — одной из составных частей монархии, подконтрольной австрийской имперской, а не венгерской королевской, короне.
12 провинций Австрии символизируют:
Юпитер — Верхняя Австрия (Линц), также символизирует императора Иосифа I.
Юнона — Нижняя Австрия (Вена).
Минерва (одна из богинь войны) — Штирия.
Аполлон (бог искусства) — герцогство Зальцбург, родина Моцарта.
Диана (богиня охоты) — Каринтия, известная своими охотничьими угодьями.
Ювента (богиня молодости) — Богемия (богемная Прага).
Венера — Силезия (известная своими красавицами-польками).
Бахус — Далмация (провинция виноделов).
Меркурий — торговый Триест.
Ирида (еще одна вестница богов) — Истрия (связывала империю с Балканами)
Церера (богиня земледельцев) — Галичина и Лодомерия.
Вулкан — Буковина.

Исследователи считают, что даже их расположение на панно группами имеет смысловое значение. Сюжет создавался в начале ХХ в., когда великая империя достигла апогея своего могущества и процветания. Никто не мог тогда предположить, что ее ожидает в 1914 году. Эта мифологическая композиция олицетворяет параллель между Римской и Австро-Венгерской империями времен императора Франца Иосифа. В образах 12 богов Олимпа изображены 12 важнейших провинций империи, олицетворяли её суть. Функции богов переплетаются с особенностями регионов, которые они символизируют. Исследователи считают, что даже расположение небожителей на панно группами имеет смысловое значение, не говоря о том, что является воплощением основного принципа модерна: динамического равновесия.

 Юнона і Юпітер

Юнона (с гербом Буковины) и Юпитер

Мнение других исследователей:
В центре под орлиными крыльями — Зевс. Главный небожитель со снисходительной улыбкой взирает с вершины Олимпа поверх голов своих подданных. В левой руке у него меч, вбитый в землю, означающий, что с войнами покончено, а в правой руке — золотой веночек, символ славы и побед. Он доволен. Все, чего мог только пожелать, достиг! Бог всех богов олицетворяет Верхнюю Австрию, важнейший промышленный регион империи со своим главным городом – Линцом. Рядом супруга верховного бога — Гера. Это уже столица  — Вена. На груди у нее герб Буковины, символизирующий, что герцогство находится под ее покровительством. В правой руке веточка плюща. Плющ, как все вечнозеленые растения, означает бессмертие, вечную жизнь.

Ювента, Венера, Бахус, Меркурій і Ірида
Ювента, Венера, Бахус, Меркурий и Ирида

Слева от царей Олимпа — еще три божества, тоже вроде представляют австрийские земли. С синим плащом — обнаженная, но воинственная Миневры с крылатой Викторией-победой (герцогство Штирия, где высоко развито оружейное ремесло), загорелый Аполлон в виде атлета-спартанца Гиацинта с кровавой раной на темени, ставший жертвой коварного Зефира. В руках у него лира (герцогство Зальцбург, родина Моцарта). Художник обратился к первой оперы гениального зальзбургжца: «Аполлон и Гиацинт», чтобы создать аллегорические параллели Аполлон-Зефир и Моцарт-Сальери. На правом виске Аполлона сияет яркая звезда — символ гениальности. В пелерине лунного цвета — богиня лесов и охоты  Диана (герцогство Каринтия, значительная часть которого расположена в восточных Альпах с богатой фауной и флорой). Пелерина Дианы – своеобразный театральный занавес, покрытый голубыми созвездиями, которые названы именами мифических охотников. Завершается пелерина окаймлением, где последовательно чередуются изображение совы и шкурки ежа (на каждую сову аж три).

(Почему эти темные семь цветков возле каждой совы названные именно шкурками ежей, я не знаю, мне они кажутся именно цветами).
Диана, возможно, наиболее философски насыщенный образ. У нее, Аполлона и Миневры — земной шар, намек на всеохватность их господства.

Боги изображены не канонически, с новыми атрибутами (веретено или плющ). Вдобавок , провинций было 17, а автору пришлось 12-ю ограничиться – по количеству богов Олимпа. Художник разрешил себе заменить несколько главных богов на второстепенных: вместо воинствующего Марса появилась Ювента, на месте Нептуна – любимец народа Бахус, место богини культового огня и домашнего очага Весты заняла вестница богов, стремительная Ирида.

В центре панно — две богини, имеющие отношение и к олимпийцам, и к людям. Это — олицетворение провинций Центральной Европы на оккупированных территориях. С фарфоровым кувшином стоит легко одетая богиня вечной юности Ювента, воплощение разнообразия и многогранности Богемии. Ученые до сих пор не поняли, почему верхняя часть лица Ювенты темная, а нижняя светлая. А вот в горшке, вероятно, целебная минеральная вода из Карловых Вар, где изготавливали еще и фарфор.

Рядом – золотокосая Венера (герцогство Силезия) в почти невесомом, покрытом морской пеной одеянии и с веретеном – символом появления новой жизни как апофеоза любви – в руке. Издавна жители герцогства прославились красотой и умением хорошо ткать.
Вариант: Рядом — золотокосая Венера (герцогство Силезия) в почти невесомых, покрытых морской пеной одеждах и с Кужель — символом появления новой жизни как апофеоза любви — в руке. Польки издавна славились красотой и умением красиво ткать.
По правую сторону – группа из трех фигур, которые воплощают соседние три морские провинции на восточном побережье Адриатики. Винный Бахус (королевство Далмация) непременно появился бы в этом регионе с его частыми осадками и мягким климатом, способствующими хорошим урожаям винограда. Бахус стоит босиком в зеленовато-голубой одежде, с нежным лицом на фоне большого пальмового листа.

В пурпурной богатой тоге и сандалиях — чернявый покровитель торговли Меркурий (Триест, портовый город и торговый центр) с волшебным жезлом-кадуцеем.

Между Триестом и Далмацией было графство Истрия, олицетворяющего богиня-вестница Ирида с крылышками на голове.

По правую сторону – отдаленные аграрные провинции: в венке с колосом и со снопом в руке стоит богиня плодородия и хлебопашества Церера (королевство Галиции, Лодомерии и герцогства Краковского). В конце  — Буковина,  (это по версии В.Стефановой. Я уже писала: «Буковинский герб на груди у Юноны. Не все так просто с фреской» — Т.Бугаева), символизируемая трудолюбивым богом огня и кузнечества, непревзойденным художником и покровителем зодчества и гончарства Вулканом. Туника из козьей кожи свидетельствует не о бедности, а о Церера і Вулкантом, что Вулкан находится под эгидой Юпитера. Буковина и Галиция отправляли в Австрию большой рогатый скот, коней, а Галиция еще и хлеб. Вот почему Церера и Вулкан ведут к Юпитеру белого коня, в гриву которого вплетены колосья (именно белых животных приносили когда-то в жертву верховным богам).

Церера и Вулкан

Были использованы материалы книги «Город моей любви» Василия Селезенки и рассказы Валентины Стефановой.

Татьяна Дугаева, искусствовед, член Национального союза художников Украины Автор выражает искреннюю благодарность за консультации и помощь венгерскому искусствоведу Дьерду Мериньи (György Merényi). versii.cv.ua

***

Невозможно пройти мимо и не заметить здание Черновицкого областного художественного музея, бывшей “Bukowiner Sparkasse» (Дирекции сберкасс), в самом сердце города, на Центральной площади. Здесь в полдень бывают практически все туристы, слушающие игру трубача на башне ратуши.

Грюнер . Сберегательная касса в Черновцах. Литография. » Der Architekt «. 1903

Это замечательное сооружение в стиле венской сецессии, отличающееся стилистической целостностью и изысканной декоративностью в сочетании с рациональной целесообразностью форм — Дом для размещения Буковинского сберегательного банка (1900 г.) «Bukowiner Sparkass», возводилось по проекту австрийского архитектора Губерта Гесснера (Hubert Johann Gessner, 1871 — 1943), ученика отца сецессии Отто Вагнера, вместе с Прокопием Шупихом (Prokop Šupich , 1870-1947) строил Роберт Витек (Robert Vitek , 1871-1945).
Здание является уникальным памятником архитектуры национального значения.
Недаром доктор философии, знаток архитектуры Бо Ларссен, проводивший исследование «Архитектурная и культурное наследие как ресурс для городского планирования и развития в западноукраинских и молдавских городах»,  отнёс это сооружение к наиболее важным индивидуальным архитектурным памятникам в европейском контексте. Многие уверены, что сооружения, равного Сберегательному банку Черновцов, не было тогда во всей империи. Внешнее оформление и интерьер здания, выполненные во время его сооружения, в целом не претерпели существенных изменений с течением времени, и сейчас составляют часть экскурсионного осмотра.

На фотографии 1920-1930-х годов мы можем заметить над боковыми окнами верхнего этажа надписи MCM — год постройки банка (в советский период надписи были уничтожены).

***

Мозаїчне (кахлеве) панно на фасаді Художнього музею в Чернівцях
К истории создания одной из жемчужин архитектуры Черновцов и деятельности его создателя, автора многочисленных сооружений в Чехии и Австрии Губерта Ґесснера.

Так панно виглядає з балкончика ратушної вежі

Сберегательная касса в Черновцах.  Литография.1903 г.

Сберегательная касса в Черновцах. Литография. 1903 г.

Австрийцу Ґесснеру было 30, когда он создал модерновое здание Дирекции сберегательных касс — сейчас Черновицкий художественный музей

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в европейской архитектуре воцарился стиль модерн, одно из направлений которого в Австро-Венгрии, в состав которой входила и Буковина, был известен под названием венская сецессия. Ее отличает стилистическая целостность и изысканная декоративность в сочетании с рациональной целесообразности форм.

Именно таков изысканное творение известного австрийского архитектора Губерта Ґесснера (Hubert Johann Gessner, 1871-1943), автора архитектурного украшения Черновцов, расположилась на Центральной площади, В 1990 г. это помещение выделили под Черновицкий художественный музей. О его возрасте нам красноречиво напоминает рельефная надпись на потолке вестибюля третьего этажа. Сочетания латинских букв «МСМ» означает дату возведения — 1900 год. Подобные две надписи были и на его фасаде, над окнами третьего этажа. Сейчас они утрачены. Зато их отчетливо видно на литографии художника Грюнера, опубликованной в австрийском журнале «Der Architekt» за 1903 год.

Не сияет ныне позолотой и широкая декоративная лепная лента из листьев, украшает стены сооружения. Хотя общий вид фасадов сохранился до наших дней хорошо.
Интерьеры и их отделка претерпели некоторые изменения уже в советское время, когда помещение перепланировали и приспособили к нуждам размещенного здесь городского комитета компартии. Сравните со снимками 1903 и статьей Йозефа Люкса (Joseph August Lux) «Здание сберегательной кассы в Черновцах. Работа архитектора Губерта Ґесснера».

Упомянутая публикация приобретает для нас значение документального свидетельства и чрезвычайно ценной. Приведенные материалы дают представление о том, как выглядели потеряны сейчас камины с зеркалами и вазами, светильники, двери и панели из красного дерева, фрагменты витражей и нарядная позолота лепнины на стенах и потолке.

Интерьер вестибюля второго этажа.  Фото 1903 г.
Интерьер вестибюля второго этажа. Фото 1903 г.

На одной из фотографий 1903 видим часть потолка вестибюля верхнего этажа, где в то время еще отсутствует живописный плафон, который вскоре украсил интерьер. До сих пор актуален вопрос определения авторов и исполнителей прекрасного декоративной отделки помещения, стилистически выдержанного в едином ключе раннего модерна, к которому принадлежит венская сецессия. Речь идет и об изготовлении витражных окон и скульптур на пилонах в интерьере первого этажа, и о чудесной обработке штукатурных орнаментов в технике стукко, и о кованые перилах на лестнице, и о столярных работах.
Среди исполнителей отделка помещения дирекции сберегательных касс были и черновицкие мастера. К этому также мог присоединиться архитектор, профессор Черновицкой промышленной школы Роберт Витек (Robert Vitek). Он, как и Губерт Ґесснер, происходил из Моравии (Чехия) и был его ровесником (1871-1945). Вероятно, именно его монограмма ( «RV.») Проставлена на шейные украшении женской головки в декоре потолка между двумя стилизованными картушами. На правом из них — дата «МСМ», а поле симметрично расположенного левого картуша сейчас свободно. Не монограмма ли Губерта Ґесснера было там вписана?

Камин в одном из помещений.  Фото 1903 г.
Камин в одном из помещений. Фото 1903 г.

А в румынские времена в доме действовал также кинотеатр «Femina», где демонстрировались … ковбойские фильмы. Посетить Художественный музей (действует с 1988 г.) Стоит в любом случае: сохранены интерьеры в стиле модерн вызывают искреннее восхищение эпохой, в музей стоит прийти посмотреть на сохранившиеся более столетия интерьеры, витражи, лестничные клетки, потолок.
Татьяна Дугаева, член Национального Союза художников Украины, искусствовед

***

Дах. Деталь.
Крыша. Деталь.

Каждый из двух орлов весит почти 150 кг. На панно боги расположены живописными группами по основным принципом модерна: динамическое равновесие вместо зеркальной симметрии. И на крыше над карнизом установлены две женские скульптуры. Дом на уровне окон второго этажа украшает фриз в виде живописно разбросанных листьев, что когда-то было покрыто позолотой. Окна декорированы лепниной.

Балконные и оконные решетки, двери центрального входа — кованые, декорированные растительным орнаментом. На дверях вставки с золотыми пчелами – символом трудолюбия. (Только оно могло быть вознаграждено такими суммами, которые стоило хранить в Шпаркассе). На пилонах вдоль дверей — скульптурные изображения двух орлов, которые охраняют вход в дом.

Сооружение имеет чрезвычайно выразительный интерьер. Вестибюль первого этажа украшают шесть величественных колонн.

В начале парадной лестницы — два пилона, завершаются мужским и женским бюстами на фигурных постаментах.

Широкая лестница в обрамлении кованых решеток с растительным и орнитоморфным орнаментом ведут с первого на второй и третий этажи.

Лестничные площадки между этажами украшены большими окнами-витражами с растительными мотивами — изображениями ярких цветов и зеленых листьев.

На одном из витражей третьего этажа в растительные мотивы вписано старинный герб Буковины (председатель тура на сине-красном поле в обрамлении трех шестиугольных звезд).
В 2011 г. была проведена масштабная реставрация витражей интерьеров.


В центре вестибюля второго этажа находятся четыре колонны и мраморный камин в форме трапеции, украшенный коваными медью с растительным орнаментом. Пространство второго и третьего этажей объединенный овальным проемом, декорированным рельефным орнаментом и коваными решетками, идентичными тем, что на лестнице. Цветовая гамма и орнамент стен, дверей и мозаичной полихромной пола, гармоничное сочетание искусного ковки, витражей и скульптуры создают впечатление целостного произведения искусства, выражая главную идею стиля модерн. В этом здании все гармонично – от цветовой гаммы пола, стен и дверей до скульптур, витражей и ковки, что подчеркивает главный принцип модерна: динамическое равновесие.

Не менее интересен и интерьер здания: массивные колонны подчеркивают солидность данного учреждения. Проходя между ними, ощущаешь все его величие. При входе на второй этаж, по обе стороны от маршевой лестницы с пилонов на нас опять глядят боги. Только уже римские: хитрый и изворотливый торгаш Меркурий и мудрая Минерва со всеми надлежащими атрибутами. Поднимаясь по лестнице, невозможно оторвать взгляд от недавно отреставрированных живописных витражей с флористическими украшениями.

Гордостью музея  является камин в центре вестибюля на втором этаже. Его утонченная привлекательность обеспечивается тем, что изготовлен он в форме трапеции из натурального камня оранжево-красных тонов. Украшение из кованой меди с растительным орнаментом прекрасно дополняет этот жаркий камень, и присутствие камина привносит в интерьер помещения особое изящество и теплоту. Очень интересное решение Г. Гесснер нашел для объединения пространства второго и третьего этажей с помощью овального проема, отдекорированого коваными решетками с таким же узором, что и на лестнице.

Форма проема повторяется в великолепном плафоне на потолке третьего этажа. Предположительно расписывал его талантливый буковинский художник Николай Ивасюк (1865-1937). Это аллегорическая композиция на холсте с изображением женских фигур и амурчиков.


Потолок второго этажа. Фото. 2010

Выпускник Венской академии изобразительных искусств, а также Баварской академии изящных искусств, художник зарекомендовал себя как мастер жанровой живописи. Когда он обучался в Мюнхене, с его творчеством познакомился великий русский художник Илья Репин и одобрительно отзывался о таланте буковинского живописца.

chicherone.com

***

Черновицкий художественный музей был создан в 1988 году на базе художественного отдела областного краеведческого музея. Предметы из фондов этого учреждения составили основу коллекции вновь заведения. Впоследствии музейную коллекцию Черновицкого художественного музея пополнили памятники, собранные во время экспедиций и произведения, переданные Дирекцией художественных выставок Министерства культуры Украины, а также благотворительные дары музею от отдельных художников и меценатов. Первую экспозицию музея был открыт в 1988 году в недействующем в то время Святодуховский собор. С 1991 года Черновицкий художественный музей находится в своей теперешней здания. В 1996 году, после осуществления большого объема реставрационных работ, была открыта стационарная экспозиция, впервые представляющая изобразительное, культовое и орнаментальное искусство края XVII-XX веков. Музейная коллекция представляет и творчество черновицких художников первой половины XX в., которые ориентировались на течения европейского модернизма: Л. Копельмана, в молодости находящегося под влиянием экспрессионизма; А. Кольника, в манере которого заметны черты кубизма; оригинального самоучки А. Шевчукевича — создателя миниатюрных фигурок из терракоты. Достаточно полно представлены буковинская живопись и графика второй половины XX — начала XXI в.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s