«Этот купол само небо держит на золотой цепи»… 

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, СОФИЙСКИЙ СОБОР

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим христианским храмом, да и ныне больше его только собор Св. Петра в Риме. Поэтому посетить Стамбул и не увидеть Софийский собор, все равно, что не побывать на Красной площади, которая хоть и не самое интересное место в Москве, но место знаковое, бренд, как бы сейчас сказали. 
1.
DSC_5764

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. Этот и ряд последующих церквей неоднократно горели. Последний сгорел в 532 г. во время восстания «Ника». 
2.
DSC_5644

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать украшением. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Под руководством архитекторов трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. 
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Это вам не Зенит-Арена!:)
3. 
DSC_5645

Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). 
4.
DSC_5678

Собор пострадал от землетрясения 989 года, здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены еще более тяжелые и грубые контрфорсы. Далее до середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.
5.
DSC_5647

Великий собор требовал великого штата, и при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. 
7.
DSC_5648

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом печального разделения церквей на Православную и Католическую.
8. Мраморные урны из Пергама.
DSC_5653

Собор действительно огромен, и производит впечатление даже сейчас. Представляю себе, что должны были чувствовать люди в то время.
10.
DSC_5655

11. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
DSC_5656

12. Пуп Мира или Омфалос.
DSC_5657

13. Выемки в местах, где ранее стояли колонны?
DSC_5659

14
DSC_5658

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-София. 
15. Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III.
DSC_5661
В 1935 году храм приобрёл статус музея.

При султане Махмуде I в 1739—1742 гг. была проведена перестройка собора в ходе которой в алтарной части появился михраб. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. 
Современный михраб относится к XIX. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезенные в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.
16.
DSC_5664

17. Цитаты из Корана, висящие на стенах собора.
DSC_5666

18.
DSC_5671

«Плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.
19.
DSC_5675

По плавной лестнице можно подняться на второй этаж. Купол поддерживается порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта.
20. 
DSC_5677

21.
DSC_5679

22.
DSC_5680

23.
DSC_5682

24. Своды второго этажа
DSC_5685

Гробница Энрико Дандоло – 41-й венецианский дож. Один из инициаторов изменения планов 4-го Крестового похода, когда был взят и разграблен Константинополь. Умер в возрасте 98 лет, что для тех времен прямо таки невообразимая цифра.
25.
DSC_5691

На мраморных парапетах второго этажа собора Святой Софии встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. 
26.
DSC_5692

27.
DSC_5693

28. Со временем варягов и многие другие оставляли тут свои автографы.
DSC_5695

29. По фрескам я сделаю отдельный репортаж.
DSC_5700

30.
DSC_5704

31. И не кириллица, и не глаголица…
DSC_5703

32.
DSC_5706

33. Рядом стоит саркофаг с крестом
DSC_5705

34.
DSC_5708

yarowind.livejournal.com

***

Собор Святой Софии в Стамбуле

Как сообщала газета Bugün, выяснилось, что на карте, подготовленной Министерством культуры и туризма в 2007 году, собор Святой Софии обозначен не как музей, а как «церковь». Хотя здесь, возможно, не обошлось без хлопотунов, желающих предстать в выгодном свете перед определенными кругами, несомненно, нельзя отрицать и наличия некоторой части общества, которая все еще прилагает усилия к тому, чтобы представить собор Святой Софии в качестве церкви.
С другой стороны, в течение некоторого времени в воздухе витала мысль о том, что идея превратить в музей символ османского завоевания Константинополя собор Святой Софии возникла у одного американца, и достоверность этой версии подтвердила одна забытая фотография, напоминающая о «великой встрече».

Картинки по запросу atatürk ayasofya

Эту фотографию я обнаружил в Национальной библиотеке Турции в Анкаре, и благодаря ей, история секуляризации собора Святой Софии приобретает новое измерение.

Начав свою жизнь как христианский храм, Айя-София была мечетью в период с 1453 по 1934 годы. В течение последних 79 лет этот памятник существует как светское строение.  Мусульманско-консервативные круги 1950-х годов настаивали на том, чтобы вновь сделать Айя-Софию мечетью. Это «великое завоевание» сначала ждали от Мендереса, но этого не произошло. Затем центром надежд были премьер-министры Демирель, Озал и, наконец, Эрдоган. Такое требование существует до сих пор, но оно все еще не выполнено. Вместо отстаивания своего тезиса о том, почему Айя-София должна снова стать мечетью, в этой статье я хочу обратить внимание на события, приведшие к тому, что собор Святой Софии был превращен в музей. Но прежде всего я постараюсь в нескольких предложениях сформулировать свою позицию по этому вопросу.


Превратить Айя-Софию в музей значит в некотором роде принести извинения за завоевание 1453-го года. Исторически статус определяется в соответствии с правовой системой той страны, на территории которой этот исторический памятник находится. 
Юридически невозможно, чтобы тот или иной фонд использовался с какой-либо другой целью; хотя «вопрос все еще решается» министерством культуры и туризма, Айя-София  –  это тоже фонд, фонд Фатиха Султана Мехмета. В период, когда поется одна и та же песня о верховенстве закона, сложно установить связь между попытками оправданий под предлогом «внешнего давления», если речь заходит об Айя-Софии, и амбициями стать независимым и крупным государством.  Рассмотрим, было ли оказано внешнее давление на Турцию Ататюрка в начале 1930-х годов в стремлении прекратить существование собора Святой Софии как мечети.

Американский фактор

Много говорилось о рвении министра образования того периода Абидина Озмена и о том, что, согласно отчету комиссии, Айя-София станет музеем. При этом, к сожалению, долгие годы исторические сведения игнорировались. Ближе к середине 1930-х годов на повестке дня по некоторым причинам не поднимался вопрос о том, под каким внешним давлением действуют власти Турции. Тем не менее, эти годы стали периодом реставрации отношений с внешним и англосаксонским миром, включая рост доверия и развитие культурных отношений.

Именно в этот период, с одной стороны, за границу отправляются исследователи, занимающиеся изучением анатолийских цивилизаций, с другой  –  приглашаются специалисты по проведению византийских исследований. Когда некоторые из них работают над Мирелейоном и Монастырем Липса, привлекают внимание исследования о том, что в 1940-е годы церковь Христа Спасителя в Полях и византийские церкви в Изнике перестают быть мечетями. Иными словами, это было начало периода, когда со временем превращенные в мечети византийские церкви стали обнаруживать свою прежнюю идентичность, но, поскольку восстановить церкви не удалось, они становились музеями.

Примечательно, что именно с этими годами совпадает деятельность по музеизации и возрождению византийской идентичности Айя-Софии, включая мозаики.

Важно, что первый шаг в направлении светской Айя-Софии последовал от одного странного американца по имени Томас Виттемор. Прибыв в Стамбул с идеей восстановить мозаики Айя-Софии и пытаясь добиться разрешения на реставрацию, Виттемор при личной встрече с Ататюрком убеждает его превратить Айя-Софию в музей. О том, как это происходило, рассказывает исследователь Наталия Тетерятникова (Natalia Teteriatnikov):
«Византийский институт Америки был основан Томасом Виттемором в 1930 году в Бостоне. В своей автобиографии профессор из Гарварда Роберт Блейк (Robert Blake) писал: “Мы работали вместе (с Виттемором) над созданием Византийского института, ставшего американской, британской и французской инициативой, направленной на стимулирование исследований византийского искусства, истории и археологии. Один из крупных успехов Византийского института состоял в убеждении в 1931 году президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка в том, чтобы передать Византийскому институту ответственность за реставрацию мозаики в здании базилики Айя-Софии”».

Переговоры о соборе Святой Софии

Из этого фрагмента мы узнаем, что Византийский институт поддерживался не только США, но и Великобританией и Францией. Однако далее в статье есть более важный абзац:

«Между Ататюрком и Виттемором были проведены переговоры при содействии Госдепартамента США и американского посольства в Анкаре. По итогам этих переговоров собор Святой Софии был закрыт как мечеть и открыт как музей».

Довольно ясная фраза, не правда ли? Оказывается, в торги за Ая-Софию с Ататюрком вступил Госдепартамент США и посольство США, и в результате инициатива по превращению мечети Айя-София в музей достигла успеха. Еще более обращающий на себя внимание момент  –  слова Виттемора в письме, адресованном Роберту (Robert) и Милдреду Блисс (Mildred Bliss), которые финансировали работы:

«Руководство Турции в прошлом году объявило три церкви национальными памятниками (включая церковь Христа Спасителя в Полях). Это реакция на предупреждение Византийского института о том, что как покровитель византийских церквей, оставшихся в Стамбуле, турецкое правительство несет ответственность за запоздалую защиту их останков. Место, которое недавно было выделено мне в Совете по охране древностей и исторических памятников, обеспечивает мне позицию большего, чем прежде, влияния в Турции».

Как оказалось, мы были предупреждены учреждением, поддерживаемым США, Великобританией и Францией, и в ответ на это сделали три превращенных из церквей мечети «памятниками».

Какая вырисовывается картина, если сопоставить это со словами Лорда Керзона 2 января 1918 года?

«Стамбул – космополитический и интернациональный город прежде всего восточного мира. Айя-София 900 лет назад была христианской церковью. Конечно, ее реконструкция неизбежна», – написал он.

Налицо намерение снова сделать Айя-Софию церковью. А пока был найден компромисс, в котором важно правильно понимать, почему этого не случилось.

Мустафа Армаган (Mustafa Armağan), inosmi.ru

Храм Святой Софии в Константинополе – одно из самых выдающихся сооружений в истории, и, бесспорно, самый значимый храм древнехристианского мира. Мировая история не знает аналогов в великолепии и изяществе. Святая София, хотя и ниже некоторых современных храмов, просторнее и больше по размерам, чем любой из них.

Первые основания Святой Софии были положены еще святым равноапостольным Константином Великим, но этот храм погиб в пожаре во время народной смуты. Император Феодосий II в 415 г. восстановил храм, но он снова был разрушен в 532 г.

Святой император Юстиниан I решил вновь возвести храм Святой Софии, который по красоте своей превзошел бы все храмы мира. Работы были поручены лучшим архитекторам того времени, двум зодчим из Малой Азии:  Анфимию Тральскому и Исидору Милетскому, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Всего над строительством храма трудилось 100 архитекторов и более 10 тысяч рабочих. Начало работ по возведению храма относится к 532 г., а завершение строительства к 537 г. Торжественное освящение храма состоялось 26 декабря 537 г.

Сам император употребил все возможные средства к тому, чтобы создать нечто доселе невиданное по красоте и богатству и даже имел тайную мысль превзойти по красоте славу иерусалимского храма, воздвигнутого царем Соломоном. Вступив в построенный храм вместе с патриархом Миной, император Юстиниан воскликнул: «Благословен Бог, избравший меня для совершения такого дела. Я превзошел тебя, Соломон!» И действительно, в храме Святой Софии нашли свое полное выражение глубина византийского богословия, необычайная мощь художественного гения Византии, сила религиозного воодушевления, богатство страны, высокое состояние техники и изящная литургическая культура.

В своем плане София имеет форму прямоугольника, близкого к квадрату, длина его, включая апсиду, составляет 77 м., ширина 69,5 м. Общая площадь постройки – 7560 кв. м. В основу храма положен план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют по два этажа, средний – более широкий и высокий перекрыт громадным куполом (диаметр 31,5 м.). Купол утвержден на четырех столпах при помощи парусов. Общая высота храма 55,6 м. Тем самым, этот храм являет пример соединения двух основных типов древнехристианских храмов: базилики и центрического. Здесь закладывается основа совершенно нового типа храма – крестово-купольного.

Внутреннее пространство храма устроено таким образом, что глаз зрителя скользит по вогнутым поверхностям арок, экседр и полукуполов и устремляется к огромному куполу, пронизанному светом. Обилие света объясняется незначительными перегородками между окнами, которые как бы «съедаются». Стены храма облицованы мрамором. Резные капители колонн сохранили следы позолоты. Все вогнутые поверхности полукуполов и арок были украшены золотой мозаикой, которая сверкала в изменчивом свете, словно драгоценные камни. Общее впечатление от интерьера – сияющее красочное великолепие, богатство отделки и деталей. Алтарная преграда была сделана из чистого серебра, из серебра или золота были сделаны все лампады, канделябры и паникадила, а многочисленные реликварии с мощами святых — из золота и драгоценных камней. В конце XI века император Алексей Комнин говорил, что в Святой Софии сосредоточено больше сокровищ, чем во всех остальных храмах Константинополя вместе взятых, и больше, чем в храме Соломона. Роскошное внутреннее убранство храма создавало образ «рая на земле», столь поразивший русских послов, посетивших литургию в Софии Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов в пользу Крещения Руси.

О том, в какой день совершался престольный праздник в Святой Софии, протоиерей Георгий Флоровский писал: «Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Храмы посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга. Вообще же годичный праздник каждого храма совершался в день «отверзения врат», в годовщину освящения или «обновления» храма. В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23 декабря, – так как храм был освящен впервые 25 декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24 декабря (563 г.)»[1].

Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до завоевания Константинополя в 1453. Турки пощадили храм, однако превратили его в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол. Вопреки распространенному мнению, великолепные мозаики были покрыты штукатуркой не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675. Постепенно интерьер храма приспособили к нуждам мусульманского вероисповедания, пристроили четыре минарета и отремонтировали купол, укрепив его снаружи контрфорсами, и, наконец, закрыли мозаики. В 1847-1849 их открыл и отреставрировал Фоссати, но затем их снова покрыли штукатуркой. В 1931 Мустафа Кемаль Ататюрк дал разрешение директору Американского византийского института Т. Уайтмору провести раскрытие и научную реставрацию мозаик, что и было осуществлено при поддержке Фонда Генри Адамса. В 1934, по указу Ататюрка, Святая София перестала функционировать как мечеть, а в 1935 стала музеем. К 1948 была закончена реставрация мозаик нартекса, южного вестибюля, южной галереи и апсиды.

Храм святой Софии остался непревзойденным творением византийского зодчества, его план и архитектурная декорация стали источником вдохновения для многих мастеров на всем протяжении существования Византийской империи. Конструкция купола на парусах, впервые использованная в Святой Софии, нашла широкое применение в церковной архитектуре.

            ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 3. Л. — М., 1966


[1] Флоровский Г. (протоиерей). О почитании Софии Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. – 1995. – С. 145-161.

Фото: архим. Лука (Головков)

ФОТОАЛЬБОМ

 

***
— Я превзошел тебя, Соломон! — Воскликнул византийский император Юстиниан I, войдя в собор Святой Софии в Константинополе в день его освящения, 27 декабря 537-го.
Имел в виду израильского царя, при котором был возведен Иерусалимский Храм. Собор Святой Софии в начале 17 в. — Когда закончили собор Святого Петра в Риме — был самой церковью христианского мира. Спроектировали его архитекторы Исидор Милетский и Анфемий Траллський. Но среди византийцев кружил предание, то архангел Михаил помог Юстиниана с проектом после ревностных молитв императора. Он появился правителю во сне.
— Позволь мне помочь тебе, — протянул на ладони точную модель храма и пообещал защищать его до конца дней.

 

Возвели собор за четыре года. На строительстве ежедневно работало 10 тыс. рабочих. В городах во всех концах империи разрушали античные святыни ради драгоценных стройматериалов. Рим, например, прислал восемь порфировых колонн из Храма Непобедимого Солнца. Эфес — восемь мраморных зеленых колонн храма Артемиды, одного из семи чудес света. На отделку интерьера шли тонны золота, серебра и слоновой кости. Только один серебряный престол весил 12 т. Общая смета проекта превышал $ 11 млрд на сегодняшние деньги. Это было три годовых дохода Византийской империи. Чтобы покрыть расходы, Юстиниан придумывал новые налоги. В частности — аерикон — «налог на воздух», который должны платить те, кто в своем доме хотел достроить дополнительные этажи.

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар 6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

Фото: commons.wikimedia.org
4/5  1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар 6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

Высота Софийского собора — 55,6 м, а диаметр купола — 31 м. «Этот странный и невероятный купол, кажется, сам небо держит на золотой цепи, — писал современник Прокопий Кесарийский. — Кто оценил великолепие колонн и мраморов, которые украшают храм? Кажется, будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа «. А о самом собор: «ввысь он поднимается бы к небу и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других построек, как склоняясь над остальными города… Он так возвышается над ним, что из него можно видеть весь город, как на ладони».

В алтарях храма поместили многочисленные мощи и реликвии. Собор Святой Софии обслуживали 555 церковнослужителей. При нем работал приют для немощных. И в первую очередь София служила для демонстрации величия Византийской империи. Здесь происходили пышные церемонии коронации императоров, заключали межгосударственные договоры. Например с киевской княгиней Ольгой во время ее визита в Царьград, как называли на Руси византийскую столицу. Серебряное блюдо, которое она поднесла в подарок императору Константину Багрянородному, сохранялось здесь до 1204-го, когда Константинополь ограбили европейские рыцари-крестоносцы. Тогда же они забрали из храма и «Христову простыню». Сегодня эта реликвия известна как Туринская плащаница.
После завоевания Константинополя в мае 1453-го османский султан Мехмед II превратил собор Святой Софии в мечеть Айя-София. Через два века к ней пристроили четыре минарета. С 1935-го собор стал музеем. Тогда же из стен счистилы слои штукатурки, которой были закрыты христианские фрески и мозаики. В США 5 лет назад несколько влиятельных предпринимателей и политиков возглавили "Совет по освобождению Святой Софии" - движение за возвращение святыни первоначального статуса. "Святость этого места нарушается, - заявил ее председатель Крис Спиру, который подростком эмигрировал в США из Греции. - Святая София всегда была церковью, в ней не может существовать ни мечеть, ни музей". Уже добились слушаний в Конгрессе в этом деле
gazeta.ua
Мозаики и фрески святой Софии Константинопольской

***


После того, как турки превратили Софийский собор в мечеть, они замазали имевшиеся фрески штукатуркой. Как полагают, именно поэтому фрескам и удалось сохраниться на протяжении всех этих лет.

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды. Они похожи на живопись VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. 
1.
DSC_5663

На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом).
2.
DSC_5702

В правление императора Льва VI (886—912) притвор был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
3.
DSC_5649

4. Шестикрылый серафим?
DSC_5667

5.
DSC_5673

6. Христос, Богородица, Иоанн Предтеча
DSC_5688

7. Сколько же, сколько же времени нужно было, чтобы все это выложить маленькими кусочками мозаики!
DSC_5689

8.
DSC_5690

9.
DSC_5698

10.
DSC_5699

Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, по сторонам императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии, вторая половина Xв.
11.
DSC_5707

12. Росписи стен и потолков тоже хороши
DSC_5650

13.
DSC_5654

14.
DSC_5670

15.
DSC_5674

16.
DSC_5676


yarowind.livejournal.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s