Русские липоване в Буковине

Будучи этносом славянского происхождения, русские-липоване являются потомками староверов, то есть сторонников российского православия в форме его старинного вероисповедания, которые покинули свою родину в XVII-XVIII веках вследствие раскола Русской официальной Церкви, что было трагическим последствием культовой реформы, проведённой по инициативе царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого) и патриарха России Никона (1652-1658). Реформа, начатая в 1654 г., которая предусматривала изменение церковного ритуала, была принята Собором Православной Русской Церкви в 1667 г. Те, кто не подчинялся новым канонам, были преданы анафеме и объявлены еретиками, раскольниками (названные так ошибочно, ибо не они были инициаторами раскола и последовавшего за ним разъединения). Среди тех, кто воспротивился реформе, будучи последователями веры пращуров, следует упомянуть Коломенского епископа Павла, Макария Новогородского, протопопов Аввакума, Неронова, боярыню Морозову и других.
Первые документальные свидетельства присутствия староверов (придерживающихся старой веры, называемых также строобрядцами) на территории Румынии относятся к 1724 -1740 гг. Они обосновались в местностях Молдовы, где были названы липованами (Соколинць — Липовень Сучавского уезда в 1724 г., Думаска Васлуйского уезда в 1730 г., в Маноли, Леспезь и Брэтешть Сучавского уезда в 1740 г.).

Как утверждал Богдан Петричейку-Хашдэу, который включил в свою книгу Istoria tolerantei religioase in Romania. Lipovenii (История религиозной толерантности. Липованы) рассказ монаха Парфения, относящийся к середине ХIХ века: “Недалеко от городка Фэлтичень, между реками Молдова и Сирет, находится селение Мануиловка, жители которого […] пришли сюда из России, они здесь более 150 лет” (значит, приблизительно с 1700 г.).

В Добрудже, находящейся в первой половине ХVIII века в составе Османской империи, обосновались также и донские казаки из войска атамана Игната Некрасова, того, который организовал социальную жизнь казаков по правилам, заключавшимися в “Заповеди Игната”, за что здесь их назвали некрасовцами. От них сохранилось до наших дней название озера Разельм — Разин в Добрудже в память руководителя казацкого восстания ХVII века, Степана Разина. По мнению профессора истории из Сарикёя Тульчинского уезда, Севастьяна Феногена (см. “Зори” № 11/2002), “враждебность окружающих заставило их отказаться от имени некрасовцев. […] Так начал проявлять себя «заговор молчания» ещё с первой половины ХIХ в., не имеющий организованного характера. […] Большинство добруджских некрасовцев остались в Дельте и в прилегающих к ней зонах, будучи вынужденными обстоятельствами сменить лишь имя, приняв этноним липован”.

В книге «Сарикёй. Страницы истории», профессор Севастьян Феноген высказывает оспариваемое некоторыми мнение, что “Год документальной аттестации существования селения может считаться 1651. […] Устная традиция, зарегистрированная в конце ХIХ века в Большом Румынском Географическом Словаре (Marele Dictionar Geografic Romвn), упоминает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка). Это не могло произойти до 1670-го года (т.к. между 1670-1671 гг. Степан Разин находился во главе восстания казаков на Дону)”.

(Фрагменты из справочника Общины русских-липован Светланы Молдован, Издательство Арарат, Бухарест, 2004

В Румынии около 35791 русских-липован, расположеных в большинстве на востоке страны, в Доброжде и Мольдове. Около 2/3 части русских-липован живут на берегу Дуная, Разин-Синое и побережья Чёрного Моря.

Религия русских староверов Румынии — это старообрядческое православие, которое сохраняется ещё со времени официального крещения Киевской Руси в 988 году великим князем Владимиром Святославичем (980-1015). И в настоящее время службы в старообрядческих церквях проводятся на церковно-славянском языке, а используемый календарь – юлианский (установленный по приказу Юлия Цезаря в 56 г. до Р.Х.), а не григорианский (составленный в конце ХVI века по повелению папы Григория ХIII и принятый ныне во всех странах Европы; в Румынии он был официально введён в 1919 г.).

Из нескольких различий в ритуале упомянем:

  • крестное знамение совершается не троеперстием, а дву-перстием (указательным и средним пальцам);
  • крест русских старообрядцев восьмиконечный (с восемью окончаниями);
  • обход вокруг церкви во время процессий производится по солнцу (по направлению движения часовой стрелки);
  • имя Спасителя пишется с одним И: Исус;
  • литургия совершается с семью просвирами, а не с пятью;
  • иконы пишутся и ныне в византийском стиле и только по дереву или металлу, и т.д.

С точки зрения конфессии, принадлежности к духовным центру и иерархии в Румынии существуют два согласия или две религиозных группы:

1 – Старообрядцы Белокриницкого согласия – по названию нынешней местности в Украине, расположенной в 3 км к северо-западу от местности Климэуць (Румыния), где живут и русские-липоване, Митрополия которых находится в Брэиле. Первая Митрополия, созданная 28 октября 1846 г. в Белой Кринице назначением первого православного старообрядческого митрополита Амвросия, с 1940 г. находится в г. Брэила.

Нынешним митрополитом – двенадцатым – Православно-старообрядческой Церкви (официальное название с сентября 2002 г.) является Высокопреосвященный Леонтий (в миру – Лаврентий Изот), архиепископ Белокриницкий и всех зарубежных древлеправославных христиан. У староверов России – свой митрополит: архиепископ древлеправолавных христиан Москвы и Всея Руси, Андриан. Старообрядческая Архиепископия Москвы была преобразована в Митрополию только в 1988 г.

Белокриницкой Православно-старообрядческой Церкви с местонахождением в г. Брэила подчиняются, по её Уставу, утверждённому Минестерством Культуры и Культов Румынии от 2002 г., четыре епархии:

  • Брэиловская и Тульчинская епархия включает православные старообрядческие приходы из уздов Брэила, Галаць, Тульчинский муниципалитет, Сулина, а также из местностей Сарикёй, Махмудия, Периправа, Килия Веке, Мила 23, Сфиштовка из Тульчинского уезда и Бордушань из уезда Яломица. За эту епархию отвечает В.П.С. Митрополит Леонтий;
  • Славская епархия включает православные старообрядческие приходы из Каркалиу, Журиловка, Слава Русэ, Слава Черкезэ Тульчинского уезда, а также из Гиндэрешть, Нэводарь, Констацы, Чернаводы, 2 Май уезда Констанца. За эту епархию отвечает Славский Архиепископ Флавиан (местонахождением епархии является Мужской монастырь Успения Богородицы из Славы Русэ Тульчинского уезда);
  • Буковинская и Молдовская епархия включает православные старообрядческие приходы из уездов Яссы, Васлуй, Нямц, Сучава и Ботошань. За эту епархию отвечает Епископ Молдовы и Буковины Нафанаил (местонахождение в Тыргу Фрумос Ясского уезда);
  • Заграничная епархия включает православные старообрядческие парохии из Австралии, Канады, США, Восточной Европы и Грузии (местонахождение в городе Орегон — США). За эту епархию отвечает архиепископ Австралии, Америки и Канады Софроний (родом из Каркалиу Тульчинского уезда).

По данным Всеукраинской переписи населения 2001  в Черновицкой области проживало 37,9 тысяч русских, что составляет 4,1 % населения области. Наибольшее количество русских — 26700  человек (11,3 % общего населения города),  приходится на г. Черновцы,  г.Новоднестровск — 10,2 % и Сокирянский район — (6,2 %). В целом русское население области разделяют на старообрядцев-липован  —  диаспору, и собственно русских — ирреденту. Первые из них поселились здесь в результате религиозного преследования в России, основав ряд поселений, в частности, сёла Белая Криница в Глыбокском районе, Липованы в Вижницком районе, Грубна и Белоусовка в Сокирнянском районе и др. Вторая группа русских переселилась после присоединения края к УССР.

2 – Старообрядцы Новозыбковского согласия (местность Российской Федерации) – Новозыбсковская Архиепископия была учреждена в 1923 г.; во главе её ныне находится патриарх Александр (с 2002 г.). В Румынии сторонники этого согласия (менее многочисленные по сравнению с указанными на 1) имели свою Епископию в Тульче (где находится и П.С. Еумений, тульчинский епископ верующих древлеправославного согласия Румынии в период 1991-2000 гг.), а официальное название культа – Древлеправославная Церковь. Религиозные общины, относящиеся к этой ориентации, находятся в Тульче и в некоторых местностях уезда (в Слава Русэ, Слава Черкезэ, Сарикёй, Махмудия).

До основания Белокриницкой Митрополии (1846) с точки зрения религиозного культа старообрядцы Румынии делились на:

  • поповцев (тех, кто признавал необходимость священников, то есть жреческий культ – по определению проф. др. Виктора Васченко),
  • беспоповцев (тех, кто обходился без священников, то есть не-жреческий культ – также у В. Васченко)
  • беглопоповцев (тех, кто принимал беглых священников, рекрутируемых их Никонианской Церкви).

В начале их обоснования на территории нынешней Румынии, старообрядцы были поповцами, имевшими священников-старообрядцев, рукоположенных ещё до реформы Никона. Но с течением времени, не имея других рукоположенных священников из-за отсутствия старообрядческих епископов (последний из них, Павел Коломенский, умер в 1656 г.), они стали беглопоповцами. Они убеждали некоторых священников Никонианской Церкви перейти к старообрядчеству через помазание Святым миро. Те, кто не признавал случайных священников, стали называться беспоповцами (у них службы проводились проповедниками – наставниками).

После основания Белокриницкой иерархии, некоторые из них приняли священников иерархии, другие остались беспоповцами, отвергая весь клир, который они считали виновным в расколе Русской Церкви. С марта 1990 г. и новозыбковские старообрядцы восстановили священнический клир в присутствии В.П.С. Архиепископа Новозыбкова, Москвы и Всея Руси Геннадия.

Среди традиций, лучше всего сохранившихся до наших дней, является Маслена-Масленица (Сырная или Молочная неделя) – духовный праздник, который включает много вкусной пищи, хорошего настроения, так как это неделя Предпасхального Поста. В это время готовятся блюда из молочных продуктов: вареники, блины (с творогом), пироги с творогом или пирожки и другие. В некоторых местностях, в особенности в Добрудже, группы прогуливаются на Масленицу по улицам, распевая весёлые песни.

Пасха празднуется обычно в семьях. Красятся во все цвета яички, печётся паска или куличи, которые освящаются в день Воскресения Христова. В Пасхальную Неделю все желающие могут подниматься на колокольню церкви, чтобы бить в колокола, провозглашая Сетлую Седмицу.

Русские-липоване, встречаясь во время Пасхи, трижды целуются, провозглашая: «Христос воскресе!» — «Воистуну воскресе!». На Пасху играют в так называемый «каток» (род бильярда с использованием крашеных яичек), в котором выигравший получает все яички, употреблённые для игры.

Лишь после Рождественской литургии (не раньше праздника) принято славить Исуса Христа единственным колиндом (церковное песнопение). Речь идёт о «Христос рождается» — песнопение, взятое из церковной службы.

На Вербное Восресенье пол церкви застилается травой, а во время литургии в определённые моменты прихожане встают на колени, касаясь лбом травы. Ворота перед домами украшаются разными зазеленевшими ветками или даже цветами.

Семейные обычаи сохранились лучше в сельской среде.
Рождение
Роженице не разрешается выходить на улицу до 40-го дня, когда в церкви ей читается «очистительная» молитва. Что касается крещения младенца, его совершают в первые 10 дней после рождения, рано утром, а крёстными не должны быть муж и жена, а часто бывают братья и сёстры родителей ребёнка.

Помазание маслом во время крещения делается три раза, как и полное погружение младенца в крестильницу. После крещения младенца не купают восемь дней, чтобы не смыть с него миро. У русских-липован бывает обычно одно имя.

Свадьба, в сравнении с другими семейными традициями, сохранила лучше всего различные фольклорные мотивы. Передаются из поколения в поколение лирические любовные песни или полные веселья частушки (многие из них были адаптированы к румынским реалиям или даже появились после того, как старообрядцы покинули Россию).

В различных местностях организуется «аколишна» («мальчишник») и «девишник». В промежуток времени между обручением и до собственно свадьбы в прошлом устраивались посиделки, где шили разноцветные носовые платочки с кружевом, которые будущая невеста дарила молодым людям в день свадьбы. В момент купли-продажи невесты поются весёлые песни, повествующие о «щедрости» того, кто торгует.

Религиозное венчание происходит в церкви только утром, где священник надевает молодожёнам обручальные кольца на безымянные пальцы правых рук. Во время религиозного венчания волосы невесты заплетаются в две косы и покрываются кичкой, сверх которой голову покрывают платком. Из церкви молодожёны возвращаются в дом жениха, вместе с посаженными (венчальными) отцом и матерью и неся икону, сопровождавшую их во время венчания.

В течение трёх дней, когда покойный находится в доме, в горнице, у его изголовья непрерывно читается Псалтырь. В день похорон служба имеет место в церкви. Покойного не одевают в костюм с галстуком, а независимо от того, идёт ли речь о мужчине или женщине, труп облекают в белый саван; на голову ему надевают бумажный венец, на которым написано «Боже Святый, крепкий и бессмертный, помилуй нас», а в руку ему кладут лист бумаги, на которым написано благославение его духовника. Покойника кладут в могилу ногами к востоку, к тому месту, где ставят крест, чтобы в момент, когда на зов Исуса мёртвые будут подниматься из могил, первым, что он увидит, будет крест.

Кутья у русских-липован приготовляется из варёной пшеницы, смешанной с мёдом и раздаётся ложкой.

В сельской местности покойника обязательно несут на плечах шесть человек, гроб ставится на специальный постамент.

(Фрагменты из справочника Общины русских-липован Светланы Молдован, Издательство Арарат, Бухарест, 2004)

Традиционными профессиями русских-липован являются: рыбная ловля (для людей из Добруджи, в особенности из Дельты Дуная, для которых рыба – их «насущное» блюдо), огородоводство и виноградарство (в особенности для жителей Молдовы, которые и в настоящее время постовляют овощи, фрукты и другую зелень на агро-продуктовые рынки в городах этой зоны, таких как Тыргу Фрумос Ясского уезда и др.), сельское хозяйство, торговля и различные ремёсла.

Напомним среди традиционных профессий иконопись в византийском стиле. Иконописцы и церковные художники русских-липован сумели донести это занятие вплоть до наших дней.

Почти забытым ремеслом является практикуемое плотниками-корабельщиками («марангозы»). Осталось лишь несколько человек, которые и нынче мастерят лодки или вяжут сети, делают предметы для рыболовства, плетут корзины или рогожи.

Буковинское старообрядческое липованское село в конце XIX века.

Первые упоминания о Белой Кринице датируются  1453 годом. Во времена петровских гонений на старообрядцев в России, те искали приюта на отдалённых территориях. Так инок Тихон свидетельствовал: «Мы пришли в эту Волошину в лето 7232 (по современному календарю в 1724 году) в дни хозяина Михаила, воеводы всей Молдовы. В урочище Варница с 1754г. поселились липоване На 1890г. население составляло 997 душ, рядом с которым на румынской территории находились липованские села Климауцы и Соколинцы, где также проживали липоване. В селе Соколинцы (сейчас — Липованы) русские поселились в 1724 году.

Буковинские старообрядцы пользовались правами, которые были дарованы грамотой, подписанной собственноручно австрийским императором Йосифом ІІ 9 октября 1783 года. За этой грамотой «им разрешалось свободная отправление религиозных обрядов, всем их детям и потомкам, вместе с духовенством». Этими правами пользовались и старообрядцы, которые прибыли на Буковину из Молдавии и побережья Черного моря. Они избрали место для поселения — урочище Варница, особенностью которого был полноводный источник, ключ, из которого била белая вода. Так появилось название старообрядческого поселения Белая Криница (рус. — колодец). Здесь же устроился, прибывшими с берегов Черного моря послушниками, Белокриницкий монастырь — один из знаменитейших в истории старообрядчества.

Буковинские старообрядцы пользовались правами, которые были дарованы грамотой, подписаной собственноручно австрийским императором Иосифом II 9 октября 1783 года. В 1785году в лесу липоване построили монастырь, который в 1791г. был перенесён в Белую Криницу. Возле монастыря был разведён большой сад, известный под названием Дунин сад, позже описанный в романе «В лесах» Мельниковым-Печёрским. В 1786 году в Буковине проживало 83 липованских семей, около 400 человек. Из них в Соколинцах-27 семей, в Климауцах — 26, в Белой Кринице — 30. В конце XIX века на этой территории -уже проживало около 2 400 липован поповского направления. С 1840-х годов Буковина и Белая Криница стали важнейшим центром русской старообрядческой диаспоры и вообще староверия. В последствии  митрополитом Амвросием была основана митрополия, получившая такое же название и стала самой многочисленной митрополией старообрядцев.

В 1846 году в Белокриницком монастыре была восстановлена прерванная во второй половине XVII века трехчинная древлеправославная иерахия, названная «Белокриницким согласием»: создана старообрядческая архиерейская кафедра, преобразованная затем в митрополию, а вскоре после этого возникли и зарубежные епархии, подчинённые Белокриницкой иерархии.29 сентября 2008 года в Белой Кринице было отмечено 100-летие со дня Освещения Успенского собора – места паломничества и притяжения не только для старообрядцев, но и всех ценителей и  почитателей древней православной культуры. Собор называют «каменной сказкой Буковины» и одним из семи чудес нашего края. Собор был построен на средства русских купцов-предпринимателей Рахмановых, Овсянниковых, Морозовых, Громовых, Свешниковых, Хромовых по проекту русского архитектора А.В.Кузнецова. Иконостас был выполнен мастерами из Владимира, а сами иконы Палехской школы, церковная утварь  работы Московских мастеров, настенная живопись планировалась по эскизам хужожника Васнецова (перед этим он расписал Владимирский собор в Киеве).

История старообрядческой Церкви это история многовековой борьбы за сохранение спасительного апостольского наследия старогреческой и старорусской Церкви. Епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум (XVII век), греческий митрополит Амвросий (XIX век) —  и многие другие духовные лица, пострадали за древнехристианскую веру. Боярыня Морозова, князь Хованский (XVII век), казаки: Булавин, Некрасов, Пугачёв (XVIII век), герой Отечественной войны 1812 года граф Платов и тысячи других христиан защищали традиции и обряды своих предков. Белой Кринице помогали сильные мира сего: австрийские императоры – Иосиф II (XVIII век), Фердинанд (XIX век), российский император Александр I (XIX век), российский граф Бенкендорф (XIX век), румынский король Карл II (XX век), глава Советского Союза Горбачёв и его супруга Раиса (XX век), президент Украины Ющенко и его супруга Екатерина (XX век).

Помогали промышленники, купцы, банкиры: Громовы, Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Овсянниковы, Свешниковы, Хромовы (IX-XX вв.), американцы – Хаммер, Максвелл (XX век). Помогали выдающиеся учёные, писатели, руководители международных организаций и национальных библиотек: академик Лихачёв, поэт Олейник, писатель Чащин, директор ЮНЕСКО Майор, глава Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) Бударгин, директор Библиотеки Конгресса США Биллингтон, директор Библиотеки им. Вернадского и Книжной Палаты Украины им. Иваеа Фёдорова Сенченко и многие другие.

Белую Криницу посещали или контактировали с белокриницкими старообрядцами руководители и представители христианских Церквей: греко-католический митрополит  граф Андрей Шептицкий , Буковинский (Румынский) митрополит Виссарион, глава Издательского отдела Русской Церкви митрополит Питирим, Глава Русской Православной Церкви за границей Митрополит Илларион (XX век).

В начале XX века Белокриницкая иерархия объединяла по всему миру 2,5 тысячи общин, количеством до 125 миллионов человек: крестьянство, казачество, купечество. Революция в России и Мировые войны ударили по наиболее консервативной и трудоспособной части русского народа, почти уничтожив и рассеяв её по свету.  В 1940 году был разорён и частично разрушен Белокриницкий духовный и культурно-просветительский центр, закрыты монастыри, конфискована и разрушена уникальная Библиотека рукописных и старопечатных книг.           Восстановление Белой Криницы стало первой программой Советского фонда культуры, возглавляемого исследователем и специалистом по древнерусской культуре, академиком Д.С.Лихачёвым.

Согласно решению Министерства культуры СССР и Президиума Советского фонда культуры от 16.06.1988 года в Белой Кринице был создан Музей культуры старообрядчества – филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (г.Москва).

Начались реставрационно-восстановительные работы Успенского собора – жемчужины русской архитектуры. Белокриницкий музей культуры старообрядчества участвовал в культурно-просветительской выставке рукописных и старопечатных книг, посвящённой 1000-летию Крещения Руси, состоявшейся в Библиотеке Конгресса США 31 мая 1990 года.

Выставку открывали: директор Библиотеки Конгресса США и автор книг по русскому старообрядчеству Джеймс Биллингтон, Д.С.Лихачёв, Р.И.Горбачёва, А.Хаммер и др. Были приглашены более четырёхсот представителей американской и русской политической и культурной элиты.     Среди них были руководители Русской Православной Церкви за границей – Митрополит Лавр и митрополит Илларион. Благодаря этим владыкам, на Соборе 2000 года, Русская Зарубежная Церковь не только сняла проклятья и анафемы на старообрядцев, наложенные в 1666-1667 годах, но и покаялась за гонения и преследования на древлеправославную веру своих предков.         По проекту, разработанному ещё по заказу Советского фонда культуры группой ленинградских архитекторов в 1989 году, планировалось: восстановление Успенского собора; развитие Белокриницкого музея культуры старообрядчества; открытие Библиотеки рукописных, старопечатных и современных книг; создание учебно-просветительского центра по древнерусской и русской культуре; восстановление Покровского собора и Никольской церкви мужского монастыря – резиденции Белокриницких митрополитов. С момента распада Советского Союза Музей культуры старообрядчества в Белой Кринице был фактически ликвидирован, многие уникальные экспонаты расхищены (в том числе и «Острожская Библия» 1581 года первопечатника Ивана Фёдорова), ремонтно-реставрационные работы прекращены.

В настоящее время Белая Криница остаётся единственным объединяющим центром для старообрядцев всего мира, именно поэтому в 1996 году здесь прошёл Всемирный Старообрядческий Собор. В работе Собора участвовали: Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Леонтий (местопребывание – г. Брэила, Румыния; более 40 приходов в Румынии, странах Западной Европы, в США, Австралии, 5 монастырей, около 200 тысяч верующих, представительство в Румынском парламенте), Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (местопребывание – г. Москва, Рогожский посёлок, около 1 миллиона сарообрядцев России, Украины, Прибалтики, Молдовы, Казахстана), Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий и др.

Проходили столетия, многократно менялась принадлежность территорий к государственным новообразованиям, но старообрядческая церковь крепко укоренилась на этой земле. Ныне русские старообрядцы Буковины принадлежат к Русской православной старообрядческой церкви; есть 8 приходов: 3 в Сокирянском районе, и по 1 в Черновцах, Вижницком, Глыбокском, Сторожинецком и Хотинском районах, а сама Белая Криница является духовным, историческим, культурно-просветительским центром, сохраняющим апостольское наследие, традиции, обряды Византии и Киевской Руси.

Много чрезвычайных событий происходило в Белокриницком монастыре: соборы, духовные съезды,  визиты делегации королевских лиц, митрополитов. Монастырь стал действительным духовным центром старообрядчества всего мира, которые  в течение столетий развивали и приумножали свои религиозные и культурные традиции.

***

 

В Киеве под патронатом Посольства Российской Федерации, представительства Россотрудничества в Украине, главного управления по делам национальностей и религий Киевской городской госадминистрации прошла международная научная конференция «Русское старообрядчество в условиях многоэтнического пространства: история, культура, традиции», посвященная 300-летию основания старообрядческих поселений на Украине и 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Форум открылся с приветствия от предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия. Официальную часть открыли представители Посольства Российской Федерации в Украине: старший советник С. Кузнецов и советник- посланник А. Воробьев. Удачный дуэт организаторов конференции — Александра Пригарина, кандидата исторических наук, доцента Одесского национального университета им. И.Мечникова и Людмилы Свинцовой, председателя общества Киевского национально-культурного общества старообрядцев-липован способствовал успеху встречи. 60 докладов представителей светской академической науки и ученых-старообрядцев, прозвучавших с трибуны в здании Российского центра науки и культуры, не превратили конференцию в формальное и скучное действо. Несмотря на чудную погоду за окном, выступления слушались с неослабевающим интересом до позднего вечера.

Среди почти ста гостей из России, Молдовы, Румынии, Польши встречались и «знакомые» лица: участники аналогичной кишиневской конференции, проходившей у нас в апреле. Ирина Васильевна Поздеева, доктор исторических наук, профессор МГУ, создавшая при истфаке университета специальную лабораторию, музей старообрядчества, как всегда, предельно конкретно сформулировала задачи, возможности и методы изучения традиционной культуры русского старообрядчества. Леонид Леонидович Касаткин, доктор филологических наук, профессор Института русского языка АН РФ им. Виноградова, возглавляющий Комиссию по исследованию старообрядчества при международном комитете славистов, посвятил свое выступление говорам жителей самого крупного села староверов в Молдове — Кунича Флорештского района. Староверов нашего края (в разных аспектах) с киевской трибуны поминали не один раз.

Наталия Абакумова — Забунова, доктор истории, старший научный сотрудник Института культурного наследия АНМ, напомнила историю Серковского мужского старообрядческого монастыря. Находился он в Оргеевском уезде, рядом с селом Серково (ныне Сырково), по имени которого и стал называться. Монастырь был большой, окружен плетневой оградой и дощатыми воротами. Посреди двора стояла церковь во имя Святой мученицы Екатерины и деревянная колокольня, трапезная с поварской и пекарней.

Серковский монастырь располагал 20 деревянными иноческими и девятью братскими кельями. 18 февраля 1838 года Павел Федоров, Бессарабский военный губернатор, на запрос министерства внутренних дел, сообщил, что в Серковской обители живет 76 инок, из числа которых 32 там находятся еще во времен турецкого владения.

Эта обитель занимает особое место в истории русского старообрядчества. В ней приняли постриг, жили и молились первый Белокриницкий архимандрит Геронтий (Герасим Колпаков) и инок Алимпий Милорадов (Афанасий Зверев). Именно из Серково весной 1839 года Геронтий и инок Павел направились в Белокриницкий (тогда еще малоизвестный) монастырь.

Более ста лет Серковский монастырь являлся духовным центром и местом паломничества как для бессарабских старообрядцев, и для их единоверцев из разных губерний России. Сюда тайно приезжали священники из разных мест и отправляли в монастырской церкви богослужение, крестили детей, совершали таинство венчания. Учреждение Белокриницкой иерархии, активное участие в которых приняли иноки Серковского монастыря, имели для бессарабской обители из-под Оргеева самые неблагоприятные последствия: монастырь закрылся. О нем со времени ликвидации в 1844-1845 годах почти ничего не было известно. Обнаруженные Наталией Абакумовой в Национальном архиве РМ следственные материалы по делу об упразднении Серковского старообрядческого монастыря, позволили пролить свет на его историю.

Елена Сморгунова, кандидат филологических наук, профессор, преподаватель древних языков из Москвы входила в состав одной из первых экспедиций российских ученых, исследовавших культуру и историю наших староверов. Во время этой поездки она кроме археологии, изучала язык староверов, особенности «старого» произношения. «Все тогда было сложно. Прежде чем приехать в Кишинев,- вспоминает Елена Михайловна, — исследователям приходилось обивать пороги в Москве — добиваться разрешение на экспедицию, визировали списки сел, где они будут работать. Приехав в Кишинев, мы «отмечались» в республиканском комитете по делам религий и культов при Совмине МССР». По итогам экспедиции должны были сдавать в комитет по религиям отчеты. Чтобы «документ» выглядел убедительно, но в нем не назывались места проживания, фамилии староверов, их книги — требовало от авторов особой мудрости. Более того, мы еще вставляли в те петиции просьбы – мол, в селе таком-то местный священник сильно страдает без дров…

В старообрядческом селе Куничи, по словам Елены Михайловны, она записала четырехчасовой рассказ об истории церкви и о принятии староверами белокриницкой иерархии. Через несколько лет она снова побывала в старообрядческих селах Молдовы. Увы, много старых книг «ушло», а те, что есть — могут читать немногие ревнители старой веры. Записи на полях в старообрядческих книгах — одна из сфер интересов известного филолога. «Открываешь ветхий фолиант,- говорит она, — а в ней запись: «Седьмого ноября снег был сильный. До четвертой страницы дошел, дальше пошел очищать двор. Вернулся, читаю…». Или такая: »Книгу эту положил в Богородскую церковь по поминовению моих родителей. Там держать, никому не давать, а если кто возьмет, или продаст — анафема». По таким записям ее владельцев исследователь прослеживает ее движение на протяжении многих лет.

Побывав в прошлом году в уезде Тулча, российский ученый на конкретных примерах исследовала пути проникновения старообрядческих книг из Румынии в Молдову и наоборот. Дороги в этом направления были закрыты, но неплотно. За определенный взнос можно было ночью пройти с одного на другой берег. Книги, необходимые для службы, могли находиться в том или ином доме, но всегда являлись общинным достоянием. Старообрядцы ходили на службы из Румынии в Бессарабию и в обратном направлении, книги в холщовых мешочках путешествовали с ними.

Наши соседи произвели на гостью из Москвы особенное впечатление. «Румынские липоване — современные люди, сохраняющие ядро старой веры, — делится Елена Михайловна своими впечатлениями, — их дети учатся в университетах, сами они ездят на автомобилях, носят цивильную одежду, пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Так не живут ни пермские, ни белорусские, не польские (более закрытые, островные) староверы». Жители дунайских островов создали самостоятельные республики, где нет «чужих» и влияния извне. Даже исследователей эти староверы пускают неохотно. «Остров веры в двадцати минутах от столицы — эта совершенно удивительная форма жизни румынских старообрядцев, которая больше нигде не встречается», — считает Е. Сморгунова. С трибуны конференции говорилось о старообрядчестве среди мордвы и чувашей Урало — Положья, о судьбах русского старообрядческого говора в Польше, особенностях языковой интерференции в говорах старообрядцев штата Орегон США. Среди выступлений отличались актуальностью и научной значимостью доклады В. Керова (Москва), С. Таранца (Киев), Р. Майорова (Москва), Л. Гаврюшиной (Москва).

В работе конференции приняли участие и сами староверы. В прошлом году старообрядческое село Добрянка Черниговской области отметило свое 300-летие. Сергей Коноваленко, замдиректора ГП «Добрянский лесхоз» не только владелец частного музея старообрядческой культуры, но и лауреат международных конкурсов поваров. Он привез на конференцию черниговское литье, фотографии своих односельчан, старинные книги, кухонную утварь и блюда традиционной кухни староверов. К щуке и поросенку фаршированным выстроилась очередь. Впрочем, у тушеной капусты с грибами и клюквой были тоже свои поклонники. Стоит ли говорить, что дегустация прошла с большим успехом.

Но самым «вкусным» угощением форума стали книжные и журнальные новинки. Этнограф и этнолог Александр Пригарин, на киевском форуме оказался дважды «именинником». Как автор академического труда «Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце XVIII — первой половине XX века», который «прибыл» на презентацию прямо из типографии. И как редактор седьмого выпуска сборника исследований и материалов «Липоване: история и культура русских старообрядцев». Оба продукта разлетелись на конференции как горячие пирожки.

 

Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s