Липоване в Молдавии и Буковине

Статья Деметра Дана носит название «Липоване», поскольку в Молдавии и Буковине так называли старообрядцев. В своей работе Д.Дан кратко охарактеризовал положение старообрядцев в Буковине, их расселение, описал некоторые их обычаи, коснулся экономического положения и устройства Церкви, однако, совершенно не рассматривал историю старообрядческих поселений, взаимоотношения общин с властями и другие аспекты данной темы. Однако, краткость статьи определялась задачами обзорного издания и не вызывает нареканий. Но для детального изучения истории старообрядчества в Буковине необходимо познакомиться с более фундаментальными работами и данную статью следует рассматривать как предисловие к дальнейшим публикациям.

Внимательный читатель может заметить в статье нотки неприязни и непонимания старообрядцев, в особенности в тех местах, где речь идет о церковном устройстве. Это, впрочем, легко объяснимо: автор, как «православный» священник, разделял многие предубеждения господствующей церкви по отношению к старообрядцам.

И, в заключение, несколько слов о деятельности Деметра Дана. Он служил приходским священником, был членом буковинской консистории, сотрудничал в румынской Академии наук, однако писал, в основном, о проблемах румынского народа и к истории липован больше не возвращался.

Перевод с немецкого А. Писарева, редакция и комментарии к переводу доктора исторических наук М.Сайко

Еще до присоединения Буковины к нашей империи (т.е. к Австрийской империи) сюда прибыла из Бессарабии и Молдавии часть отделившихся от русской православной церкви людей, известных в России под именем «раскольников», то есть схизматиков. Они называли себя «липованами». Это название якобы происходит от имени Филипп, поэтому соседи называли их «филлиппованами» или короче «липованами».

Липоване Буковины исстари разделены на два религиозных лагеря. Часть из них обходится без священников, так как утверждают, что истинного священства на земле больше не существует. Это радикальная, но немногочисленная группа, насчитывающая около 400 человек, носит название «беспоповщина». Беспоповцы заселяют часть Климовцев и Мехидры (у Лукавца). В Климовцах находится церковь, которую представители другой партии липован называют «часовней», и церковные певчие, возглавляющие общину, и которым они сами дали помпезное именование «наставники» (большая часть из них федосеевцы или филипповцы, но в 60-е годы XIX в. известный Павел Прусский (1821-1895) основал небольшую поморскую общину).

Другая часть липован, признающая священство, носит название «поповщина». В Буковине их насчитывается 2400 человек и в главном их поселении Белая Криница или Фонтана-Альба» (по -румынски Белый источник) находятся церковь, мужской и женский монастыри, а в деревнях Соколинцы или Митоха-Липовени, ныне Липовени (Липовени занимали часть большого села Митока-Драгомирна, однако, они имели статус отдельной общины.), Лукавец (здесь также старообрядцы занимали часть села, но имели статус отдельной общины и отдельное название — Липовени-Косованка) и Климовцы — по одной приходской церкви. Эту партию возглавляет сейчас ее архипастырь Афанасий Макуров (Аггей Федорович Макуров — митрополит Белокриницкий в 1874-1905 гг.), присвоивший полнозвучный титул «Архиепископ Белокриницкий и митрополит всех староверов-липован» (эта титулатура употреблялась в официальной переписке митрополии с австрийской администрацией, т.к. последняя пыталась ограничить ее власть пределами Австрии, т.е., чтобы митрополит имел общение только с собственно липованами, а не с российскими старообрядцами. Правильно: архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных християн митрополит). Его заместитель Алимпий, освященный епископ с титулом «наместник», находится в Тульче в Румынии. Алимпий (Авдей Кузьмин) 1878-1899 гг. епископ Тульчинский, с 1883 г. — наместник Белокриницкой митрополии. В последние годы (с 1871 года) около 200 беспоповцев из Климовцев перешли в православие  Там у них есть небольшая церковь и священник, избранный из их среды. (Это не совсем так. С 1879 года обязанности священника в Климовцах исполнял иеромонах Петр Яковлев. Однако, в 1894 году он умер и к момен­ту выхода в свет настоящей книги (1896) священника в Климовцах не было). 

Милостью его Величества, нашего всемилостивейшего императора и господина липоване получили различные привилегии, среди которых то, что их военнообязанные сыновья признавались годными лишь к медико-санитарной службе.При поселении липован в Буковине император Иосиф II вручил их представителям патент, которым липованам были гарантированы: свобода ве­роисповедания, освобождение от налогов на двадцать лет, освобождение от воинской службы (Черновицкий облгосархив, фонд 3, опись 1, дело 5182 «б», л.л.235-235 об.).

Впрочем, они охотно отказываются от любой военной службы, якобы потому, что она противоречит их религиозным принципам, но это не мешало им заниматься браконьерством за счет землевладельцев.

Липоване — высокорослые сильные люди со светлыми, довольно красивыми, но часто с оспинами, лицами. Обезображиванием своего облика они обязаны тому отвращению, которое питают к прививкам против оспы (Попытки ввести среди липован оспопрививание правительство предпринимало с начала XIX века. Однако липоване сопротивлялись, отказыва­ясь смешивать свою кровь с кровью животных. В соответствии с распоряжением гофканцлера от 30 сентября 1813 года и 10 января 1816 года липо­ване были освобождены от прививок и принятия присяги.).

Глаза у них обычно голубые и зеленые, нос прямой, рот средний, зубы здоровые и белые, волосы и борода светлые. Они охотно одеваются в пестрые материи. Их рубашки чаще всего красные или пестрые, но если они белые, то по воротнику, по краям рукавов и по низу идет красная опушка и заканчивается всегда на левом плече. Разрез рубашек липованских женщин и девушек очень часто открывается впереди на груди. Мужчины носят рубашки поверх брюк и подпоясываются тесным шерстяным поясом. Брюки, большей частью темного цвета, носят заправленными в высокие сапоги.

Верхняя одежда мужчин длинная и сшита в русском стиле по фигуре, сверху узкая, а внизу широкая в форме колокола со множеством складок. Как мужская так и женская, одежда шьется из вельвета, плюша или темно-голубых шерстяных тканей, а зимняя одежда более длинная и впереди по краям оторочена лисьим мехом или овчиной.

Правая пола одежды накидывалась на левую и застегивалась на левой стороне груди с помощью небольших округлых серых цинковых или матерчатых пуговиц, расположенных сверху вниз от шеи до пояса (Йоганн Полек сообщал, что пуговицы всегда вдевались в ниточные петли и никогда не было дырок для пуговиц). Мужчины носят поверх одежды узкий шерстяной или кожаный ремень. Мужчины, женщины и дети имеют обыкновение носить на груди под рубашкой металлический крест на шнурке, как своеобразный амулет. Головной убор мужчин летом — обычная фетровая шляпа; зимой носят черную или серую овчинную меховую шапку, которую опускают на уши в большие морозы. Мужчины и парни летом и зимой носят трубообразные в гармошку сапоги из русской кожи.

Женщины и девушки, особенно на свадьбах, носят поверх широких вельветовых жакетов еще и пестрый платок такого рода, что наброшенный поверх плеч он образует треугольник. В руке они держат красный носовой платок, их украшают большие металлические висячие серьги. Головной убор женщин состоит из цветных шелковых или шерстяных платков. Под ними они носят обруч, называемый «обручником» или «кичкой», состоящий из волос и холстины, который отличает их от девушек. Ранее головным украшением девушек в праздничные дни была высокая, похожая на диадему «перевязка», которую сейчас одевают лишь невесты во время венчания. Перевязка украшается спереди, как правило, цветными каменьями, жемчугом, лесками, пуговицами и т.д., сзади ниспадающими пестрыми шелковыми или шерстяными платками. Конец косы завязывается красным бантом, а красиво заплетенные косы вместе ниспадают на спину. Верхние юбки с многочисленными складками, доходящие до лодыжек, пестрые, а у пожилых женщин менее пестрые, липованки носят на бретельках и неплотно завязывают шнурками. Женщины носят летом полусапожки из кордивана (кордиван — дорогой сорт кожи, который изготовляли сучавские армяне) или лакированной кожи, а зимой сапоги.

Женщины и девушки носят пестрые передники, которые они, впрочем, должны снимать при посещении церкви. Зажиточные липоване, живущие в городах, проявляют в своей одежде большое разнообразие и даже носят современную одежду, несмотря на то, что их религиозные принципы запрещают им подстригать бороду и бриться, о чем свидетельствует по-настоящему дикая наружность некоторых из них.

Они противники ведения метрических книг (Метрические книги в общинах Буковины вели, как правило, приходские священники. Поскольку у старообрядцев Буковины в конце XVIII — первой половины XIX в. собственных священников не было, а лишь время от времени приезжали попы из Молдавии, власти мирились с отсутствием метрических книг в липованских общинах. Однако в начале 30-х годов XIX в. власти изменили свое отношение к этой проблеме. 6 марта 1832 года ста­рообрядец Ферапонт Васильев был осужден за убийство судом в Петровцах и затем казнен, В ходе судебного разбирательства выяснилось, что нельзя точно установить ни личность ни возраст линован из-за отсутствия метрических книг. Чтобы исправить ситуацию буковинская администрация твёр­до решила ввести метрические книги в липованских общинах, поручив их ведение православным или католическим священникам из ближайших сёл. Однако старообрядцы упорно отказывались от ведения метрик понимая, что администрация получила бы в этом случае действенный инструмент для контроля над старообрядцами), театральных представлений и особенно, курения табака. Табак считается сорняком, выращенным из крови нечистого, поэтому они не только не курили его сами, но и не разрешали курить в своих домах другим. Поэтому в их деревнях нет табачных ларьков. Они отказываются принимать присягу даже при даче показаний в суде (В уже упомянутых распоряжениях Гофканцлера от 30 сентября 1813 года и 10 января 1816 года старообрядцы освобождались от прививок и при­нятия присяги), поэтому после дачи показаний они высказываются следующим образом: «Ей, ей, я истинну правду казал», что означает: «Действительно, я сказал чистую правду». Однако, в последнее время они отказываются от этого обычая и клянутся либо у себя дома, либо на кресте в суде. Ранее они противились подсчету и клеймению их скота, объясняя это тем, что от одной подсчитанной коровы имущество портится и иссякает, а молоко клейменной коровы становится негодным к употреблению (Решение о клеймении скота окружное управление Буковины приняло 10 мая 1837 года с целью уменьшить воровство скота).

Достойно упоминания то обстоятельство, что своих единоверцев, заболевших в городе, они сразу же перевозят в свои деревни, вследствие чего в сельскую местность часто заносятся заразные болезни. Даже в случаях тяжелейших заболеваний они не консультируются с врачами, поскольку лишь один Бог излечивает все болезни. Гадания на картах, заклинания и т.п. считаются грехом. Собак они презирают как нечистых тварей и запрещают им входить в дом, однако используют их для охраны домов и фруктовых садов.

Липоване сторонятся иноверцев, считают их нечистыми и стараются поменьше общаться с ними даже по срочным делам. Чтобы не осквернить себя во время посещения иноверца, ранее они держали для таких случаев несколько ковриков, которыми они покрывали предложенную гостю скамью для сидения. В случае, если пришелец садился на голую скамью, после ухода ее начищали до блеска.

Они никогда не ели и не молились вместе с людьми иной веры и редко пили из стакана нелипованина, отчего некоторые из них в поездки брали собственный стакан. Если они хотели пить, то сначала крестились, после чего обычно выпивали все содержимое стакана одним глотком. Этот процесс наблюдается совершенно перед едой и после еды. Их священник перед едой и питьем благословляет блюда и напитки. Они крестятся с помощью указательного и среднего пальца в противоположность православным, которые крестятся большим, указательным и средним пальцами. Таким же образом давалось благословение их священниками. Липоване почитают восьмиконечный крест. На их церквях крест не из металла, а из дерева, подбитого белой жестью, по той причине, что Спаситель умер не на металлическом, а на деревянном кресте.

Проповеди они не читают наизусть, так как в них можно легко ошибиться и, поэтому в их церквях напечатанные проповеди читает вслух старый церковный чтец. Липованские священники используют для проскомидии не один дискос, как православные, а три. На первый они кладут частицу Тела Христова, на второй — частицу просфоры Богородицы, а на третий — извлеченные частицы от святых, живых и мертвых.

Их религия запрещала липованам танцы, употребление спиртных напитков и музыку, что объясняет отсутствие у них музыкантов и танцоров. Запрет на алкогольные напитки и танцы они, однако, соблюдали не очень строго, поэтому в ярмарочные дни в городских шинках можно было видеть опьяненных алкоголем, танцующих, поющих и галдящих липован. Похвально то, что в их деревне Белая Криница ие было трактиров.

В тех местностях, где они проживали совместно с иноверцами, они имели обыкновение окружать свои дома и сады высокими заборами во избежание любопытных взглядов незнакомцев и для защиты своей собственности, что придавало их домам таинственный вид. Чем лучше они относятся к своим братьям по вере, тем недоверчивее к незнакомцам, чужакам, отчего об их духовной жизни, если только у них об этом шла речь, узнать можно очень мало и совсем нечего.

Праздники и свадьбы представляют собой оригинальное разнообразие из-за того, что монотонно-религиозное пение с листа сменялось исполнением мирских любовных песен. Для того чтобы жениться, парень должен был, если у него нет дома или поля, иметь хотя бы повозку и лошадь; девушка получает в приданое обычно поле и корову. Молодые люди живут один-два года у родителей жениха, а за это время строится их собственный дом. Браки беспоповцев есть, по сути, свободное сожительство; поповцы, напротив, такое отвергают. Если же кто-то жил в незаконном браке, тому на семь лет запрещалось пользоваться водой из источника, выходить на улицу и посещать церковь.

Пища липован, в основном, вегетарианская и состоит из стручковых и других овощей. Мясо они употребляют только зимой, а именно на святки, а монахи и монахини вообще не едят мяса. Их кулинарное искусство в высшей степени простое (Йоган Полек перечислял основные блюда линован в XIX в.: борщ, щи, мамалыга, картошка с огурцами или конопляным маслом, пироги с капустой, маком или сливовым вареньем. Пили молоко, в посты — компот из сухих фруктов, в конце века начали пить чай и кофе). Блюда в горшках ставятся в очень горячую духовку. Затем отверстие печи закрывается полукруглой доской или камнем, именуемым «заслонкой», чтобы задержать доступ воздуха. К обеду горшки с хорошо проваренной пищей вынимаются из печи и ставятся на стол. При помощи такого способа приготовления они сохраняют свои блюда теплыми до обеда. Многое готовится и на плите. Их посты очень строги и длятся 186 дней в году.

Основная масса липован ничего не хочет знать о современном высшем образовании, сознавая, что образование может опровергнуть все их религиозные убеждения. Но в новые времена более передовые взгляды, кажется, проникли в их сознание, и они стали посылать своих детей в средние школы, и двое из них даже сдавали экзамены на аттестат зрелости, а некто Епифан Баланович получил офицерский патент в императорско-королевской армии, а его брат Евтихий был православным священником в Петербурге. Епифан Баланович изучал три года медицину в Вене, но был вынужден прервать учебу из-за отсутствия средств. В настоящее время он государственный учитель в Климовцах, где успешно обучает детей липован, для которых он издал собственный букварь. Однако, такого рода случаи образования липован до настоящего времени единичны. Зато почти каждый липованин, мужчина или женщина, старый или молодой, может читать свои ритуальные старорусские книги. Нередко в городах можно увидеть липован и липованок за их вегетарианским столом читающими религиозные книги.

Липоване, живущие вне своих сел, отвозят своих мертвых на свои же кладбища. Перед погребением мертвые оплакиваются только родственниками без плакальщиц. В руку умершего кладут записку, выписанную священником, — своего рода документ на путешествие, «рукописание», где говорится, что он может предстать перед Господом.

Кроме своего родного языка, великорусского, липоване часто и довольно бегло пользовались румынским языком (В языке липован Буковины вошло много румынских (фальча, сарака, папуша и т.д.) и украинских (вапно, тютюн, цыбуля, соняшник, вага и т.д.; употреблялась параллельно (коваль-кузнец, спека-жара, смачно-вкусно, податки-налоги и т.д.) Однако, количество заимствованных слов незначительно исловарный запас сохранил свою самобытность. (Столбунова В.И. Из наблюдений над лексикой русских говоров на Буковине. Тезисы докладов XIII открытой научной сессии — Черновцы, 1957. — С.253-254). Они проявляют большую заботу о благополучии своих единоверцев во всем мире, и, несмотря на препятствия, чинимые многим из них, поддерживают с ними почтовую связь. Единоверцы, попавшие в нужду, поддерживаются всеми более, чем достаточно. Большое уважение они оказывают старикам, снимают перед ними шапку; молодые люди преклоняют перед пожилыми людьми колени и делают так называемый «поклон», при котором так низко склоняются, что лбом почти касаются земли. Руку целуют только священникам. Их дома всегда построены из дерева и покрыты гонтом, и сенями делятся на две части. Справа от сеней — жилая комната, слева -кухня. Левее кухни под той же самой крышей располагается хлев вместе с тележным сараем. В переднем углу жилой комнаты расположены иконы, перед которыми закреплены лампады. В кухне также находятся иконы вместе с лампадками, правда, менее ценные, чем в комнате. У западной стены жилой комнаты стоит еловая супружеская кровать, защищенная от любопытных взглядов красной занавеской. Вдоль северной и восточной стены стоят деревянные скамьи, а перед ними иногда — крашеный стол, изготовленный также из ели. На кухне, сразу же у входа, расположена печь с очагом и духовкой, на которой зимой тоже спят и поэтому ее закрывают красным пологом.

Овдовевшим липованским священникам, чье образование не простирается дальше познаний в чтении и письме на родном языке и исполнения церковных ритуалов, не разрешается проводить службы, для этого он должен стать монахом. Случалось, что такие священники снова женились. Их монахи еще менее образованы, так как наибольшее, что они умеют — это читать, но не умеют писать. Один из них, Николай Чернышев несколько лет назад издавал в Коломые в Галиции журнал «Старообрядец» для защиты оспариваемых миром религиозных воззрений. Ныне же ту же цель преследует журнал «Древняя Русь», издаваемый тем же Чернышевым. Еврей Михайло Карлович, перешедший в липованство несколько лет назад, напечатал трехтомник: один том в Петербурге, а два остальных в Черновцах, в которых он попытался, хоть и не очень правильно, оправдать их религию (Карлович В.М. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядчества. — Том II. — Издание второе. – Черновцы, 1887. Правильно: Владимир Михайлович Карлович).

Одежда монахов состоит из длинной пелеринообразной черной рясы, воротник которой окаймлен красным или голубым. В качестве головного убора им служит черная бархатная шапочка, на которую при посещении церкви набрасывается черный капюшон. Головным убором монахинь является низкая, негнущаяся черная бархатная или меховая шапочка, на которую при выходе набрасывается легкая шерстяная вуаль, так, что один ее конец прикрывает грудь в форме сердца, а другой конец ниспадает на спину. Монахи и монахини обычно держали в руках своеобразные, изготовленные из кожи четки, называемые «лестовка». Занятием монахов и монахинь является большей частью исполнение строгих монастырских правил, которые предписывали четырнадцатичасовую молитву ежедневно и, кроме того полевые работы и работы по уходу за садом. Монахи изготовляли также четки, подушки, одежду и т.п… Чтобы принять монашество, кандидату должно быть не менее семнадцати лет. Кроме монахинь, в Белой Кринице жили также отшельницы, которых называли «скитянки» и которые зарабатывали себе на проживание работой в поле или милостыней.

Весь липованский клир в Буковине состоял из архиепископа , викария, четырех священников, двух дьяконов тридцати монахов и тридцати послушников, сорока монахинь, двадцати послушниц и тридцати отшельниц, одного священника в Белой Кринице и, наконец, по одному приходскому священнику в Липовени, Климовцах и Лукавце (На 19 мая 1905 г. в мужском монастыре было 43 монаха, в женском — 52 монахини. Черновицкий облгосархив фонд 3, oпись 2, дело 5196 с. 269-282).

Как монахи и монахини, так и послушники пользовались при коленопреклонении маленькими подушечками, именуемыми «подручниками», сделанными из пестрых лоскутов шерсти или остатков шелка для опоры рук. Эти подушечки служат также для украшения стены в комнатах. За неимением такой подушечки при коленопреклонении используется непременно носовой платок, который расстилается на полу.

Липоване честные (В соответствии с переписью 1862-1871 года одно преступление приходилось на 1898 старообрядцев, 1216 — римо-католиков или 480 православ­ных, т.е. старообрядцы нарушали закон почти вчетверо реже, чем представители господствующей церкви.), прилежные и в высшей степени деятельные деловые люди, которые в крае занимаются хлебопашеством и скотоводством, отчасти пчеловодством, но особенно известны своими огородными и садовыми культурами. Они арендуют все большие сады и виноградники, даже если они удалены от них на много миль. Осенью они собирают плоды только вручную, даже с высоких деревьев, на которые они взбираются на приставных лестницах, и складывают спелые плоды в погреба, арендованные во всех городах Буковины. Постепенно они собирают все запасы фруктов края и, таким образом, господствуют на всех фруктовых ярмарках Буковины и устанавливают цены на фрукты в других провинциях. На своих небольших повозках они перевозят все виды фруктов: вишню, черешню, абрикосы, яблоки, груши, чернослив, орехи, виноград, дыни, а также мед, воск, масло, тыкву, лен, холст и много другого по всем направлениям и посылают целые вагоны грузов за границу. В то время как мужчины пребывают вне дома в деловых поездках, охраняют фруктовые деревья в садах или собирают фрукты, женщины и старики продают из своих погребов выставленные на стол свежие и собственноручно сушеные овощи и молодое вино. Липоване считаются непревзойденными мастерами в сушке фруктов, изготовлении плодово-ягодного вина и мариновании.

Они также сами изготавливают повозки и сани. Занимаются изготовлением изделий из льна и плетением канатов. Как грабары, Они проявляют непревзойденное умение, сноровку и выносливость при рытье канав, прудов, дамб, каналов и фундаментов, а также при вывозе выкопанной земли. Особенно это относится к липованам из Лукавцы, которые занимаются исключительно земляными работами.

Быков у липован или нет вовсе, или они встречаются нечасто. Даже у самых бедных есть повозка и лошадь. Бедные обычно запрягают только одну лошадь, и только богатые запрягают при наличии большого груза двух лошадей. Повозка, установленная на деревянных осях, имеет дышло с поперечным брусом. Плетеный кузов экипажа, изготовленный из липы, оббивается липовой же корой. Их сани также изготавливаются из липы и оббиваются той же корой. Запрягая лошадь, ее ставят между оглоблями на расстоянии трети длины повозки. Затем на лошадь одевается хомут и привязывается к ней ремнями. Равным образом к ним привязываются и оглобли так, чтобы они не касались тела лошади. Каждая повозка имеет две дроги, причем нижняя дрога, расположена под передней осью, и с помощью веревки на том же уровне крепится с верхней дрогой. Они никогда не дают лошади закусить удила, потому, что лошади часто, когда они спускаются вниз или едут по льду могут упасть на задние ноги и понести.

Последние годы число женщин у них значительно превышает количество мужчин, поскольку юноши из неприязни к воинской службе часто отправляются за границу и остаются там на поселении. По численности населения в общинах липоване Буковины представлены следующим образом: в Белой Кринице — 972; Климовцах -1223; Липовени — 469; Сучаве — 53; Лукавце — 294 человека.

По данным австрийской статистики, по переписи 1910 года в Буковине проживало 3232 человек липован. Они жили в 20 населенных пунктах края, а именно:

Белая Криница – 865

Климовны — 1217

Липовени — 516

Лукавец — 353

Сучава — 45

Черновцы — 84

Новоселнца — 4

Верхние Шеровцы – 4

Кымполунг — 13

Рус.Молдавица — 10

Путна – 2

Радовцы — 48

Шилот — 2

Щербовцы — 5

Чудин — 9

Давидены — 4

Гурагумора — 17

Сторожимец – 23

Жадова – 2

Ицкани — 9

Mittaeilungen des statistischen Lande samtcs des Herrogrhum Bukovina — XV Hefr. — Crernowits, 1910

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s