Липоване

 

Происхождение термина «липоване» неясно. Среди старообрядцев существует несколько версий происхождения этого названия. Одни считали, что оно получено от селения Липовцы, где жили несколько старообрядцев. По другой версии, старообрядцы, как хорошие плотники, часто изготовляли изделия липы, откуда и получили свое название. Липоване из Климовцев утверждали, что свое наименование они получили от огромной липы, которую их предки застали при поселении в Климовнах. Однако, все эти версии не производят впечатления достоверных. Так, Климовцы основаны в 1780 году, а термин «Липоване» впервые упоминается в литературе с 1733 года. Наиболее раннее объяснение этого понятия зафиксировано в донесении главы военной администрая Буковины генерала Карла фон Энценберга в Придворный военный совет 23 июня 1784 года (Черновицкий облгосархив, фонд 1178, опись 1, дело 194, л.л. 11 124). Опрашивая старообрядцев, прибывших в Буковину, о происхождении названия «липоване», генерал услышал, что они придерживаются учения Апостола Филиппа, в честь которого носят имя филипповане или липоване. Однако, австрийские исследователи отвергали такое объяснение, отмечая, что не заметили особого почитания старообрядцами именно Апостола Филиппа. Тем более, что и сами старообрядцы не настаивали на этом. В 1857 году, когда старообрядческие поселения Буковины обследовала комиссия под председательством чиновника краевого управления Шенбаха, в ответ на вопрос, откуда происходит слово «липоване», жители Белой Криницы заявили, что они носят имя «староверы», а липовапами их называют другие. Откуда взялось это название, они не знают. В австрийской литературе утвердилось мнение, что термин происходит от последователей филипповского согласия, которые первые появились в Молдавии и первоначально звучал «филипповане». Затем, в сокращенной форме это название было распространено на всех старообрядцев. Эта мнение косвенно подтверждается тем, что старообрядцы в XIX веке в Пруссии носили название «филиппоны». В силу неполноты данных, мы не присоединяемся ни к одной из версий, считая, что проблема требует дальнейшего изучения.

Общеизвестно, что после церковной реформы патриарха Никона старообрядцы, спасаясь от преследований правительства, расселились по окраинам старообрядческих поселений и на территории Буковины. Первое из них — Соколинцы или Митока-Липовени было основано в 60-е годы XVIII века — еще в то время, когда Буковина входила в состав Молдавского государства. Но, когда в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. российская армия заняла Буковину, старообрядцы бежали из края. Соколинцы были вновь заселены лишь осенью 1774 года, когда Буковина была присоединена к Австрийской империи. В годы владычества Австрии (1774-1918 г.г.), в крае были основаны и другие старообрядческие общины: Климовцы (1780 г.); Белая Криница (1784-1785 г.г.); Лукавец или Липовени-Косованка (1845 г.) и Мехидра (1836 г). Жители последней, впрочем, вскоре переселились в Лукавец(1). История и своеобразная культура старообрядцев привлекали внимание австрийских исследователей, опубликовавших несколько статей и больших работ, посвященных буковинским старообрядцам. Среди них следует отметить исследование библиотекаря Черновицкого университета Иоганна Поляка «Липоване в Буковине»(2), работу профессора Черновицкого университета Раймунда Фридриха Кайндля «Возникновение и развитие липованских колоний в Буковине»(3) и статью Деметра Дана «Липоване» в фундаментальном многотомнике «Австро-Венгерская монархия в описаниях и иллюстрациях»(4), которая и предлагается вниманию читателей.

Издание этой богато оформленной, хорошо иллюстрированной и снабженной самыми разнообразными картами обзорной многотомной работы было предпринято в Австро-Венгрии в 90-е годы XIX в. и посвящено 50-летию правления императора Франца-Иосифа. Каждой провинции был посвящен отдельный том, в котором описано географическое положение, природа, климат, экономика и народонаселение данной провинции. Рассматривая население, составители многотомника не ограничились приведением демографических данных, а привлекли ученых-этнографов для описания всех наций, национальных или национально-конфессиональных групп, населяющих империю. Три статьи: «Липоване» (с.282-295), «Армяне» (с.320-330) и «Цыгане» (с.ЗЗО-338) для сборника, посвященного Буковине, написал Деметр Дан. Он был в то время приходским священником «православной» церкви в селе Лужаны. Сам румын по национальности, он уделял большое внимание этнографическим исследованиям. В Черновцах уже были опубликованы работы Д.Дана, посвященные армянам(5), цыганам(6) и старообрядцам(7) в Буковине.

(1) Сейчас Климовцы (ныне Климоуцы) и Митоха-Липовени находятся в Румынии, Белая Криница и Лукавец — в Черновицкой области Украины. Необходимо отметить, что в Черновицкой области есть и другие старообрядческие села (Грубно, Белоусовка), но исторически они относятся не к Буковине, а к Бессарабии.

(2)PolekJ. Die Lippowaner in der Bukowina.Bd.I.-Czernowits, 1896.-Bd. II.- .-Czernowits, 1898.-Bd.III .-Czemowits, 1899.

(3)Kaindl R.F. Das Entstenhen und die Entwicklung der Lippowaner — Colonien in der Bukowina. — Wien, 1896.

(4)Die osterreichische — ungarische Monarchic in Wort und Bild. — Bukowina. — Wien, 1895-96. — S.282-295.

(5)Dan D. Armenii Oriental! din Bucovina.- Cernauti, 1891.

(6)Dan D. Die Zigeuner in der Donaulander und der Bukowina//Bukowiner Nachrichten, 1893. — N 1342-46,1349-51.

(7)Dan D. Die Lippowaner in der Bukowina — Crernowitz, 1890.

***

Появление русских в Добрудже, в Молдове, Бессарабии и в Мунтении обусловлено религиозными причинами. В Буковине ( русские всегда считали, что ,,За морем житье не  худо”),  в течении  XVIII и XIX вв. русские староверы поселились в трех компактных селениях  и в некоторых городах. Причины исхода из российских земель на чужбину, на взгляд многих исследователей, могут быть следующими:

1) религиозные, как результат неприятия частью духовенством и населением нововведений в церковную практику патриархом Никоном (вторая половина XVII в) и последующие за этим гонения. Пики исходов – во времена царствования Алексея Михайловича, Петра I  и Николая I. 2) поражение восстания казаков под руководством Кондратия Булавина на Дону (1707-1708 гг.), когда   часть казаков-некрасовцев приняло турецкое подданство и поселилось в низовьях Дуная, 3) усиление гонений против староверов во времена царствования НиколаяI, бегство солдат из военных поселений[1] (Красный Яр), отказ пленных русских солдат в возвращении в Россию после военных кампаний[2] против Турции (1768-1774) и (1787-1791,

4) бегство из России  крепостных, уголовников и разных проходимцев[3]. Но главной причиной появления русского населения за рубежами России, является раскол в русской церкви  в середине XVII века.

В течении более трех столетий российские церковные власти старались “уврачевать” последствия раскола. Но как показало время – расколы не врачуются.  Раскол породил старообрядчество, а все русские липоване – старообрядцы.

Молдавские и австрийские власти всячески содействовали поселению русских староверов в Буковине, путем предоставления разных привилегий и льгот. Таким образом, очутившись за рубежом своей родины, русским староверам было суждено существовать  в иноязычном, иноэтническом и иноконфессиональном окружении. И при всем этом, им  долгое время удалось сохранить свой язык, свой быт и традиции, свой фольклор. Этому содействовало относительно стабильный уклад жизни, толерантное отношение иноэтнического окружения и некоторая закрытость, самосохранность  общин русских липован (фактор который не стимулировал долгое время возникновения внутренних мотивов адаптации в другой этнос). Старая жизнь поселений русских липован сосредоточивалась в быту, в традиции.  В границах традиции, бытия, — жизнь была крепкой, наполненная архаикой, религиозностью, где “без бога не до порога”, и “вырвать” человека из этой среды было не просто. К примеру, только ради движения “посолонь”(т.е. по ходу солнца, вслед солнцу) староверы шли в огонь и на плаху, даже бросили родину, и все круговые движения  в обрядовых или в игровых элементах – в хороводе,  бегание детей вокруг огня или по кругу в играх, направление разных церковных ходов всегда совершается по принципу “от запада направо”. Обрядовый смысл этих движений наверное кроется в древности и отражает суть мироздания.

Русские поселенцы в Румынии этнодифференцировались по многим признакам: по обличью лица и одежды, по характеру, по духу вольности  и удальства, именам и прозвищам, обычаям, домостроительству, по хозяйской утвари и  упряжи, по роду занятий и по вероисповеданию. В старообрядчестве, старая вера, книжная христианская культура и стоящая за ними идеология – определяли образ мыслей и образ жизни людей. Именно книги в старообрядчестве регулировали во многом жизнедеятельность общины. Поэтому так ценилась в старообрядчестве грамотность. Основы обучения были “Азбычка”, Часовник и Псалтирь .Эти  книги начального обучения- были своеобразными учебниками народной этики для большинства староверов. В них содержалась не только церковная литургика, но при частом прочтении текстов, из них человек выносил жизненно важные навыки и находил ответ на волнующие сознание вопросы: о первотворении, о судьбе человека, о цели и смысле жизни. Грамотный был не тот, кто умел читать и писать под титлом, знал арифметику, грамотный – тот, кто прочел и смог рассказать другим. Большую роль сыграло в сохранении этнического самосознания  пользование в богослужении, общении и в письме церковно-славянского языка.Это язык Евангелия,  богослужения и молитвы, это и язык древней письменности. Знание церковно-славянского языка, в котором заложены глубокие нравственные корни, позволило долгое время не выветриться из сознания людей принадлежность этноса к русской культуре и русскому языку. Не меньшую роль в сохранении этнического самосознания имела и система монастырского, церковно-приходского и домашнего образования. Иноки и особенно инокини, дьяки и ”вучёные” селяне призваны были давать отрокам знания и жизненные навыки, которые они не могли усвоить от своих родителей. Знания и социальные навыки, подрастающее поколение  усваивает посредством народных праздников, обрядов, фольклора, игр и молодецких забав. Села и “липованские улицы” в городах были своеобразными “фольклорными гнездами” где существовал начальный, первопоселенческий фольклор, который обладал всеми признаками русского фольклора, потенциал и уникальность  которого еще сохранена  до наших дней.

Свой родной фольклор знало большинство населения  еще с детства. Это и сказки, предания, песни, бывальщины, духовные стихи, пословицы и поговорки, гадания и заговоры. К сожалению, очень многое утеряно. Следуя общерусской традиции, фольклорное слово не записывалось, а передавалось изустно. Классический крестьянский фольклор умирает, так как разрушилась сама жизнь, его породившая. Рушатся общины, отмирает  язык на котором  исполнялись песни, сказывались сказы. Вытеснен из употребления русский анекдот, все реже слышишь сказку, не знают дети русских загадок, считалок, не поют матери русские колыбельные песни. Во многих местностях можно встретить лишь отголоски обрядов и фольклора. Люди в чем-то и где-то “заблудились”или мир изменился? И чем заполнится духовный вакуум?  Возможно ли “возвращение”?

Особое обогащение и даже, можно сказать, возрождение местного фольклора, произошло в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века. В дома липован идет массовый наплыв русской книги, журналов и газет, грампластинка с русской песней.  Фольклорные ансамбли в те времена исполняли только новые авторские и фольклорные песни. Частушка, раньше мало известный жанр фольклора, быстро вошла в исполнительский оборот, что позволило ученому фольклористу, профессору Михаилу Маринеску собрать более тысячи этих стишков и издать книгу.[4]. Малочисленность этноречевой среды, оторванность от основного речевого массива, обрекло фольклор на сужение, но не исчезновение. Как отмечает С.Ю. Неклюдов, “Уходят «непродуктивные» жанры,  зато  другие  обнаруживают   свою  состоятельность…”[5].

[1] Н. Субботин. История  Белокриницкой иерархии. СПб. 1874.

[2] Еudoxiu Hurmuzachi. Documente consulare. Bucuresti, 1964.

[3] Н.Субботин. Там же.

[4]  Маринеску М. Частушки липован. Издательство Критерион. Бухарест, 1980.

[5] Неклюдов С.Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности. Электронная версия статьи на сайте ruthenia.ru.

Агриппина Анфимова

Реклама

162 отзыва на “Липоване

  1. Спасибо за статью, всегда рад почитать вас

  2. Спасибо! Супер статья! Блог в ридер однозначно

  3. Конечно, мы все с удовольствием проводим время в сети, но далеко не всегда — с пользой. Вот и я тоже. Редко попадается что-то действительно стоящее, что-то, что не только рассмешит, но и заставит задуматься. Этот пост как раз — одно из ркдких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору.

  4. Мне кажется очень полезная штука.

  5. И да прибудет с нами сила

  6. Интересно даже для бухгалтера :))))

  7. Жаль, что в Интернете мало находила таких содержательных материалов

  8. Большой пост Занесу в закладки. С утра прочту

  9. Вот это пост! Сильно. Спасибо.

  10. Хорошо пишете. Надеюсь, когда-нибудь увижу нечто подобное и на своем блоге…

  11. Конечно, мы все с удовольствием проводим время в сети, но далеко не всегда — с пользой. Вот и я тоже. Редко попадается что-то действительно стоящее, что-то, что не только рассмешит, но и заставит задуматься. Этот пост как раз — одно из ркдких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору.

  12. я бы кое-что добавила, но по сути сказано все

  13. Очень понравилось, даже не ожидала.

  14. Неплохо… Огромное спасибо за инфу. Автору респект и уважуха./Думаю, эту тему можно развивать до бесконечности Хорошо пишете. Учились где-то или просто с опытом пришло?

  15. Разместил это на своем блоге с ссылкой на ваш сайт. Надеюсь, Вам это какую-нибудь пользу принесет

  16. что-то в этом есть, безусловно

  17. Потрясающе! Хочется перечитывать снова и снова… Такие авторы сегодня большая редкость.Пока прочитал только эту одну запись, если и все остальное точно также хорошо, то автору респект

  18. Огромное человеческое спасибочки !

  19. Спасибо! Супер статья! Блог в ридер однозначно

  20. А я, наверное, именно таких слов ждал

  21. Даже и не докопаешься.

  22. Достаточно интересная и познавательная тема

  23. Что-то такое слышал, но не так подробно, а откуда материал брали?

  24. Хм… даже такое бывает.

  25. А я, наверное, именно таких слов ждал!

  26. За статью премного благодарен, все по делу, достаточно много кто это использует

  27. Интересные посты — читаются на одном дыхании. Пишите больше. От души респектую

  28. Вот это пост! Сильно. Спасибо.

  29. Вот что-то подобное у меня уже неделю из головы не выходит!

  30. двигатель wd615.87:

    В каком, кстати, городе живете?

  31. двигатель фав:

    Где-то я что-то подобное уже видел

  32. Автор всё чётко подметил

  33. I really like and appreciate your article post.Much thanks again. Much obliged.

  34. Очень понравилось, даже не ожидала.

  35. весьма информативно,молодца!

  36. У вас RSS в кривой кодировке!

  37. Суперский пост! Блог уже в ридере )

  38. Классно написано и читать легко!! ТС — золото!!

  39. Админ я не могу зарегестрироваться может я просто не то делаю?

  40. Отличный пост — слов нет. Спасибо.

  41. Спасибо. Прочитал с интересом. Блог в избранное занес=)

  42. Очень интересно, но все в будущем хотелось бы еще побольше узнать об этом

  43. Прикольный пост, на рсску подписался. Будем читать

  44. Очень интересно, но все в будущем хотелось бы еще побольше узнать об этом

  45. Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь

  46. Офигеть просто! Все, блин, всё знают, кроме меня

  47. Это интересно и познавательно и поэтому я с удовольствием пойду дальше в развитии этой темы

  48. Что-то такое слышал, но не так подробно, а откуда материал брали?

  49. Респект-уважуха афтору!

  50. Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь

  51. А я сейчас обязательно подпишусь на такой блог

  52. Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь

  53. Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции…

  54. Где-то я это уже видел… А если по теме то спасибо.

  55. Огромное спасибо за инфу. Автору респект и уважуха.

  56. Хотелось бы видеть надпись — to be continied

  57. Достаточно интересная и познавательная тема

  58. когда-нибудь увижу нечто подобное и на своем блоге

  59. У вас RSS в кривой кодировке!

  60. полностью поддерживаю, такие же мысли были.

  61. Подскажите, можно ли разместить на своем сайте данный пост?

  62. Конечно, мы все с удовольствием проводим время в сети, но далеко не всегда — с пользой. Вот и я тоже. Редко попадается что-то действительно стоящее, что-то, что не только рассмешит, но и заставит задуматься. Этот пост как раз — одно из ркдких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору.

  63. Где-то я что-то подобное уже видел

  64. Честно говоря, многое из того, что Вы пишете не совсем так… Ну да ладно 🙂

  65. Жаль, что в Интернете мало находила таких содержательных материалов

  66. а вот вопросик можно? У вас время после поста указано?

  67. Полностью согласна!

  68. не могу найти ваших контактов

  69. Классно написано и читать легко! ТС — золото!

  70. Автор выйди к народу, вопросы есть!

  71. полностью поддерживаю, такие же мысли были.

  72. Даа… Достаточно спорно, поспорил бы с автором…

  73. Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…

  74. Поздравляю, мне кажется это великолепная мысль

  75. Суперский пост! Блог уже в ридере )

  76. Удивили! Удивили и порадовали не то слово…

  77. Пропущено несколько запятых, но на интересность сообщения это никак не повлияло

  78. Отлично!!! Вместо книги на ночь.

  79. А вот мне в таком случае кажется, эта тема довольно сложная для новичка 🙂

  80. Подскажите, можно ли разместить на своем сайте данный пост?

  81. Подписался на RSS, буду следить =)

  82. А я сейчас обязательно подпишусь на такой блог!

  83. я бы кое-что добавила, но по сути сказано все

  84. полностью поддерживаю, такие же мысли были.

  85. одумайтесь, многотысячная армия Ваших читателей не поймет Вас, не простит!

  86. Kate:

    Хотелось бы видеть надпись — to be continied…

  87. Mary:

    Интересно, я даже и не думала об этом

  88. Довольно интересно конечно. Я немогу подписаться под каждым вашим словом, но в общем соглашусь.

  89. Пост понравился, пишите еще. Я с удовольствием прочту

  90. Надеюсь, остальные записи окажутся такими же интересными

  91. что-то в этом есть, безусловно

  92. Спасибо за пост. Позновательно.

  93. Просто спасибо, за красивые мысли вслух

  94. Достаточно интересная и познавательная тема

  95. Текст оставил сложное, неоднозначное, впечатление…

  96. Lora:

    Достаточно интересная и познавательная тема

  97. Мне нравятся Ваши посты, заставляет задуматься…

  98. Достаточно интересная и познавательная тема

  99. Должен признать, вебмастер зачетно накропал.

  100. Скажите, а у вас есть RSS поток в этом блоге?

  101. Бесплатный совет: заведи у себя в блоге рубрику типа «самые горячие обсуждения» или что-то в этом роде. Там можно будет комментировать самые обсуждаемые темы блога…

  102. Действительно удивили и порадовали Никогда не поверил бы, что даже такое бывает

  103. Очень понравилось, даже не ожидала.

  104. Думается, если долго стараться, даже самую сложную мысль можно так подробно раскрыть.

  105. Да и в отличие от большинства других подобных советов воду в уши не льешь

  106. Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…

  107. Взяла себе тоже-пригодится

  108. Отличный пост — слов нет. Спасибо.

  109. Добавил в закладки. Теперь буду почаще читать!

  110. Интересно, я даже и не думала об этом

  111. Радует, что ваш блог постоянно развивается. Такие посты только прибавляют популярности

  112. И да прибудет с нами сила

  113. Огромное человеческое спасибочки !

  114. Автор выйди к народу, вопросы есть!

  115. Вот мы в своих блогах пишем о себе, о жизни — это понятно. А когда речь заходит о известных личностях, не могут ли они засудить раскрученного блогера за то, что он упоминает известные имена, а роялти со своей прибыли им не платит?

  116. Спасибо, много полезного почерпнул.

  117. Хм… Финиш… Наверное пора бы расслабиться и отдохнуть

  118. Да, такой блог однозначно надо раскручивать сильнее — что б как можно больше людей о нем узнали

  119. а вот вопросик можно? У вас время после поста указано?

  120. Хм… Финиш… Наверное пора бы расслабиться и отдохнуть

  121. Данный пост реально помог мне принять очень важное для себя решение. За что автору отдельное спасибо. Жду от Вас новых постов!

  122. Не блог, а поток хороших новостей. Как у вас так получается?

  123. Пропущено несколько запятых, но на интересность сообщения это никак не повлияло

  124. Спасибо! Буду теперь заходить на этот блог каждый день!

  125. Наткнулся случайно на Ваш блог. Теперь стану постоянно просматривать. Надеюсь, не разочаруете и дальше

  126. Давно искала эту информацию, спасибо.

  127. А я, наверное, именно таких слов ждал!

  128. Сенкс. Интересно, и вообще полезный у Вас блог

  129. Взяла себе тоже-пригодится

  130. Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посоветую. Ждите новых читателей 🙂

  131. Большой пост Занесу в закладки. С утра прочту

  132. Еще бы на эту тему что нить написали — зайду обязательно еще раз — интересно.

  133. снятие похмелья на дому:

    Достаточно интересная и познавательная тема

  134. Бесплатный совет: заведи у себя в блоге рубрику типа «самые горячие обсуждения» или что-то в этом роде. Там можно будет комментировать самые обсуждаемые темы блога…

  135. А Вы не задумывались о том, чтобы параллельно завести еще один блог

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s