Генезис русских липован Буковины


 Буковина за свою историю успела побывать под властью и молдавских господарей, и турецкого султана, и Российской империи, и Габсбургов (даровавших Буковине статус герцогства), и румын, и советской власти. Каждое новое нашествие оставляло свой след в архитектуре и культуре нашего региона. Своеобразным памятником многокультурности Буковины является комплекс зданий резиденции митрополитов Буковины и Долмации (ныне Черновицкий национальный университет), включённый ЮНЕСКО в перечень объектов мирового культурного наследия.  Здесь соединяются византийский, мавританский, готический, романский стили. Наверное, архитектор Йозеф Главка таким образом решил воссоздать сочетание различных культур и традиций Буковины.

Православная Церковь на Руси с самого начала находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, но когда в середине XV века патриархи изменили Православию, тогда Русская Церковь вышла из подчинения Константинопольскому Патриархату. Кафедра русского митрополита сначала находилась в Киеве, а после разорения Киева монголо-татарами – во Владимире, а потом в Москве. Польша и Литва воспользовались ослаблением Руси и захватили западные и юго-западные земли, но православные жители этих государств продолжали подчиняться Московскому митрополиту.

Святая Православная Вера была принесена восточным славянам святым апостолом Андреем Первозванным. Православие стало государственной религией при святом великом киевском князе Владимире в 988 г. Первоначальное Христианство – Православие составляло на Руси единую Церковь, которая являлась полноценной преемницей Христова закона и апостольского и святоотеческого Священного Предания. Новую власть не устраивало такое положение дел, и она добилась, чтобы Константинопольский патриархат поставил для этого населения особого митрополита, вследствие чего образовались две русские митрополии. Короли Польши и князья Литвы, будучи латинянами, по вере, проводили политику латинизации православных, в итоге в этом крае Руси появилась Униатская (Греко-Католическая) Церковь, которая пользовалась разными привилегиями в сравнении с Православной. Православная же Церковь переподчинившись Константинопольскому Патриархату, постепенно восприняла новогреческую веру, имеющую поврежденное Священное Предание. В северо-восточных землях Руси Православие оставалось не поврежденным до середины XVII века, до тех пор пока царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон не начали церковную реформу.

Царь Алексей считал себя преемником византийских императоров и наследником их царства. “Ему не чужда была мысль сделаться освободителем православных народностей из-под турецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и церковное единение он считал первою и необходимою ступенью будущего политического объединения”. “Для этого спешно нужно согласовать все книги и обряды с греческими. Началась неграмотная и нетактичная ломка. А греческим справщиком у патриарха Никона оказался Арсений выученик униатской коллегии в Риме, а оригиналом для исправления – новописанные греческие книги, изданные в Венеции”.

Константинопольский патриарх Паисий в 1654 году в ответе на вопрос патриарха Никона о необходимости унификации Русской и восточных церквей, от имени греческого собора, дал понять, что необходимости в реформе нет. Патриарх Никон скрыл от московского собора истинный смысл послания патриарха Паисия.

Реформа Русской Церкви была нужна людям, которые тогда окружали царя Алексея, а ими были: Арсений Грек, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и другие. Все они являлись тайными иезуитами и оккультистами. Их биографии исследовали и документально подтвердили Е. Шмурло и П. Пирлинг. Еще самозванец Лжедмитрий имел инструкцию от иезуитов провести унификацию Русской и восточных церквей, с последующим втягиванием в унию с римской церковью.

Московский собор 1665-1666 г.г. предал анафеме всех кто знаменуется двумя перстами, называет в Символе веры Духа Святаго истинным, произносит сугубую аллилуйю, произносит имя спасителя Исус, а не Иисус, кто совершает богослужение по дониконовским книгам. Кроме того было внесено множество искажений в богослужебные тексты и нарушений в совершение чинов церковных.

Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, выступавшие на московском соборе в роли авторитетных судей, еще до собора были низложены своими же восточными соборами. Они приехали в Москву ради наживы и были равнодушны к судьбе Церкви.

Московский собор благословил мучить и казнить всех не желающих принимать новою веру. Староверы не приняли новою веру, потому что она нарушает Священное Предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Православия, и которое подобает хранить неизменным, как и догматы веры. В священном Писании сказано: “И так, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или послание нашим” (2 Фессалоник. 2,15). “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, какя предал вам” ( 1 Коринф. 11,2). Еще об этом смотри в 1 Послании к Тимофею гл. 6, 20-21; во 2 Послании к Тимофею гл.2,2.

6 Вселенский собор в деянии 8 постановил: “Трижды анафема всякому новшеству и деланию против церковного предания и учения святых отцов”. Святитель Епифаний Кипрский (403 г.) говорит: “Нужно держаться и Предания, ибо невозможно обрести все в одних Писаниях, святые апостолы одно оставили в Писаниях, другое – в Предании”. Святитель Василий Великий говорит: “Все, что издревле предано от святых отцов достойно почитания; все же ново полагаемое не уместно и не может иметь значения”.

Постановление собора 1665-1666 гг. – это не только искажение Символа веры, повреждение чинов церковных и богослужебных текстов, запрещение трисоставного (восьмиконечного) Креста, введение не православного трехперстия, оперное пение, иконопись в живописном стиле, вольное обращение с церковным уставом, узаконенное брадобритие, подстригание бороды и усов и многие другие отступления от Священного Предания. Это разгром истинной церковной соборности и торжество латинского учения о непогрешимости первоиерархаили церковной иерархии, которое необоснованно требует слепого повиновения им. Это создание церкви – придатка государственного бюрократического аппарата, церкви отдаленной от простого народа. Это официально санкционированное уничтожение собственного народа – православных христиан, хула на Церковь, когда на площадях сжигали многовековые молитвенные книги, рубили иконы и сжигали их вместе с людьми, рубили руки, жестоко мучили, разрывали могилы старообрядческих святых и уничтожали их мощи, все ради того, чтобы поддержать духовное единение с несуществующей Византией. “Применением насилий и казней для утверждения веры сподвижники Никона поставили себя вообще вне христианства”. Все это было большим соблазном для людей и ударом по Христианству вообще, пошатнувшим веру многих, началом процесса расцерковления общества.

Жестокие гонения лишили Церковь архиереев: епископ Павел Коломенский был сожжен, а другие архиереи были запуганы и приняли новую веру. По церковным правилам, священники, хотя и находятся в подчинении у епископов, обязаны уйти от последних, если те впали в ересь или раскол. Священники окормляли народ без архиереев, они же, в соответствии с правилами Церкви (8 пр. 1 Вселенского Собора и др.), принимали духовных лиц, крещенных в три погружения и рукоположенных в новой церкви, с сохранением священного сана, при условии отречения от ереси.

Самые тяжелые времена выпали на долю старообрядства во времена правления императора Николая I, который с благословения синодальной церкви, решил уничтожить Православную старообрядческую Церковь.

В начале 1832 года в Москве на Рогожском кладбище состоялся старообрядческий собор, на который собрались представители монастырей, скитов и многих общин России. Собор решил найти архиерея для Церкви, а кафедру устроить за границей: в Турции или в Австрии, или в Польше, где не было гонений на Старую Веру. Собор поручил заняться поиском архиерея инокам Павлу и Геронтию.

Инок Павел родом с Новгородской губернии, в 25 лет принял иночество, приобрел богословские знания. Сам святитель Никола являлся ему чудесным образом и благословил его отыскать архиерея для Церкви. Инок Геронтий с малых лет стремился к монастырской жизни, в 22 года принял иночество в Серковском монастыре в Бессарабии, стал евангельским отцом инока Павла и без колебаний он согласился сопутствовать ему. Иноку Геронтию было в то время 32 года, а иноку Павлу – 27 лет. Они были намерены исследовать Персию, Грузию, Армению, Турцию, Ливан, Сирию, Египет. Но в связи с военными действиями на Кавказе они были задержаны 6 мая 1839 года в Кутаиси и возвращены в Россию.

В новое путешествие они отправились в 1839 году и взяли направление в Австрию на Буковину.Прибыв в Белокриницкий монастырь, они провели большую работу по подготовке условий для создания архиерейской кафедры и 6 сентября 1844 года получили декрет с подписью императора Фердинанда, разрешающий староверам привести из-за границы архиерея, который будет совершать рукоположения. В это время инок Геронтий был избран игуменом Белокриницкого монастыря, под его руководством была реконструирована часовня в храм, начато строительство архиерейских палат и двухэтажного братского корпуса из камня и второго храма.

Для поисков архиерея инок Павел избрал себе другого помощника-инока Алимпия. Инок Алимпий родом из Полтавской губернии, принял иночество в молодом возрасте, жил в Серковском монастыре, а потом в Белой Кринице.

Иноки Павел и Алимпий, рискуя жизнью и терпя множество лишений, объехали Ливан, Сирию, Египет, Палестину и в Стамбуле (Константинополе) Господь послал им искомого архиерея, митрополита Амвросия.

Митрополит Амвросий родился в 1791 году в семье священника города Энос (Греция), получил богословное образование. В 21 год был рукоположен во священники, в 27 лет принял иночество, в 32 года стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря на острове Халки (Греция). В 44 года стал митрополитом Босно-Сараевским. Митрополит Амвросий оказывал большую помощь славянскому населению области, страдавшему от турецкого ига. Турецкое правительство сместило его за это с кафедры, и он стал безместным архиереем. Общаясь с иноками Павлом и Алимпием, м. Амвросий постепенно убеждался в истинности Старой Веры, а окончательно его сомнения развеял святитель Никола, который явился ему чудным образом и сказал: “Что ты много утомляешься размышлениями? Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать”. Всю ночь владыка провел в молитве, а на утро согласился стать предстоятелем Православной Старообрядческой Церкви.

В июне 1846 года австрийский император Фердинанд дал разрешение м. Амвросию приступить к исполнению своих обязанностей в Белокриницком монастыре. 28 октября 1846 года в Белой Кринице в Покровском соборе произошло присоединение м. Амвросия к Православной Старообрядческой Церкви. Присоединение вторым чином, через миропомазание, совершил священноинок Иероним, рукоположенный митрополитом Филаретом Московским.

На торжество восстановления трехчинной иерархии Церкви прибыли представители из многих старообрядческих обществ. Этот день стал торжеством Церкви, выстоявшей в годы жесточайших гонений. “Совершилось удивительное чудо: смиренный инок Павел, никому до того неведомый, имевший в своем распоряжении единственные средства – молитву, веру, терпение и непоколебимую надежду, победил и сокрушил самого могущественного императора Николая, со всем его воинством, гражданским, военным и духовным”. В Белой Кринице произошло событие, которое по своей значимости в истории Русской Церкви может быть поставлено в один ряд с крещением Руси в 988 году и учреждением патриаршества в Москве в 1589 году. Но в этом событии не было никакой политической подоплеки. “Это было чисто церковное таинство с единственной целью: служить Церкви по установлению Самого Основателя ее – Христа” .

14 месяцев м. Амвросий осуществлял свое архипастырское служение в Белой Кринице. Император Николай I в ультимативной форме потребовал от австрийского императора уничтожить митрополию в Белой Кринице и даже пригрозил войной. Австрийский император предложил м. Амвросию вернуться в Константинопольский Патриархат или поехать в ссылку в город Цилли на вечное заточение. Ответ был такой: “Ссылайте, Веры своей переменить не могу”.

Почил м. Амвросий 30 октября 1863 года в городе Цилли, захоронен в г.Триесте (Италия).    В 1996 году Освященный собор Православной Старообрядческой Церкви причислил его к лику святых, а в 2001 году произошло обретение мощей святителя Амвросия, они сейчас находятся в городе Браила (Румыния).

До своего ареста свт. Амвросий успел рукоположить себе наместника – епископа Кирилла. В Истории Церкви были случаи, когда во времена гонение архиереи единолично рукополагали епископов, так поступали свт. Евсевий Самосатский (ХIV век), свт. Иоанн Златоустый, свт. Стефан Сурожский и другие. Свт. Амвросий и епископ Кирилл рукоположили епископа Аркадия.

После ареста свт. Амвросия в марте 1848 года Белокриницкий монастырь был закрыт, а 22 насельника были высланы заграницу. Но вскоре в Австрии произошли политические перемены, и монастырь вновь открыли. 28 августа 1848 года еп. Кирилл вступил в управление митрополией, а 4 января 1849 года он был возведен в архиепископа Белокриницкого и ему был вручен митрополичий жезл.

В Белой Кринице 11 февраля 1853 года был рукоположен архиерей в Россию – архиепископ Антоний. К 1865 году в России было 12 старообрядческих архиереев, а во всей церкви 24 архиерея. Архиереи и иереи осуществляли свое служение на территории Российской империи в условиях жесточайших гонение, они не могли жить в одном месте, поэтому были всегда странствующими и скрывающимися. Многие из них окончили свою жизнь в тюрьмах и ссылках. Только в 1905 году закончились гонения на староверов.

За пределами Российской империи староверы чувствовали себя свободно. Кафедра Белокриницких митрополитов находилась в Белой Кринице до июня 1940 года, а Покровский монастырь был крупнейшим духовно-просветительским центром на Буковине. В монастыре проживали митрополит, епископ викарий, священноинок, два иеродиакона, тридцать иноков и тридцать послушников. В монастыре была собрана большая библиотека, переписывались книги, находился архив митрополии. На территории монастыря располагались Покровский собор, храм свт. Николы, митрополичьи палаты, двухэтажный братский корпус.

В настоящее время Белую Криницу и ее святыни посещает множество паломников и других людей, интересующихся Старой Верой и желающих увидеть уникальные памятники православной культуры.

В 1996 году в Белой Кринице проходил всемирный старообрядческий Собор, осенью 2006 года прошел Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s