Гений места

Города и села могут быть маленькими, но их история – никогда. У каждого места своя неповторимая судьба и своя память. Этот духовный капитал древние римляне называли «гений места». Уже тогда, тысячи лет назад, люди знали: нельзя покорить народ, который помнит и ценит свое прошлое. 

Гений места, дух места, гений локуса (калька лат. genius loci) — дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева). Латинское выражение «genius loci» стало популярным у писателей XVIII века и оказало заметное влияние на литературные и архитектурные вкусы в Британии (англ. spirit of place) и за её пределами[1].
Выражение применимо к человеку, ревностно оберегающему неповторимую атмосферу места[2].
Термин встречается у Вергилия в Энеиде[3]:

Замер Эней. А змея, извиваясь лентою длинной,
Между жертвенных чаш и кубков хрупких скользила,
Всех отведала яств и в гробнице снова исчезла,
Не причинивши вреда и алтарь опустевший покинув.
Вновь начинает обряд в честь отца Эней и не знает,
Гений ли места ему иль Анхиза прислужник явился.

Комментируя эти строки Вергилия, грамматик IV в. н. э. Сервий пишет: «Ибо нет места без духа» (лат. Nullus enim locus sine genio est). Данную фразу использовал Эдгар По в качестве эпиграфа к рассказу «Остров феи».

В 1817 году 5 товарищей по лицею Пушкина возвели в парке Царскосельского лицея камень, на котором оставили надпись «G.L.» — «гению места»[2].
«Он наслаждался отпуском, […] встречами с друзьями, вальдцельским
genia loci»[ 4].
У всех философов были свои домашние животные. Вы помните, что говорил Сервиус: «Nullus enim locus sine genio est«[5].

***
Вперед в прошлое, к истокам!

Тот, кто ничего не знает, всему верит.

Иоган Вольфганг фон Гёте

Удивительный человек и талантливый писатель Петр Вайль в свое время очень тонко подметил: «Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна… Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой». (Петр Вайль. Гений места). И совершенно очевидно, что для создания аутентичного имиджа наших регионов, необходимо уловить и правильно передать вот этот дух каждой местности.

Черновицкая область — Северная Буковина. Впервые в письменных исторических источниках название «Буковина» встречается в одном из актов молдавского правителя Романа I в 1392 г. А Черновцы в письменных источниках впервые упоминаются в 1407 году. 
На протяжении последних 650 лет Северная Буковина входила в состав 7 различных государств. В XVI в. Черновцы в составе Молдавского княжества попадают под власть турецкого султана, а в XVIII в. Турция уступила Буковину Австрии. Расцвет Черновцов начался в 1849 г., когда Буковина была провозглашена особой коронной землей Австрийской монархии с титулом герцогства. В это время в Черновцах нашла яркое выражение венская архитектурная школа модерна. В 1918-1940 гг. Буковина входит в состав Румынии, а в 1940 г. Черновцы вместе с Северной Буковиной воссоединяются с Украиной.
Судьба этой части Украины не похожа на истории других областей — она была в составе семи государств, что не могло не сказаться на ее архитектурном облике и историческом наследии. На территории Черновицкой области находится 2,2 тысячи памятников археологии, истории, архитектуры и градостроительства, а также монументального искусства. В «Список исторических населенных мест Украины» включено 11 населенных мест Черновицкой области вместе с Черновцами. Это те поселения, которые полностью или частично сохранили свой исторический ареал с объектами культурного наследия и связанные с ними планировку и форму застройки, типичные для определенных культур или периодов развития.
Отлично сохранилась до наших дней Хотинская крепость XIII-XVIII веков. На ее территории снято более 50 кинофильмов. Среди них: «Захар Беркут», «Д’артаньян и три мушкетера», «Тарас Бульба», «Черная стрела», «Могила Льва», «На войне как на войне», «Русалочка», «Сказание о доблестном рыцаре Айвенго» и др.
Характерной особенностью области является полиэтнический состав ее населения. На Буковине в мире и согласии живут представители более 90 национальностей. История края не знает ни одного случая межнациональных столкновений. Именно поэтому одной из особенностей Буковины является разноязычное народнопоэтическое творчество. За Черновцами даже закрепился неофициальный статус – «Песенная столица Украины». Ни один другой город не дал своей стране столько звездных имен: София Ротару, Владимир Ивасюк, Дмитрий Гнатюк, Назарий Яремчук, Иван Миколайчук, Ани Лорак.
Время оказалось благосклонным к Черновцам. Современники называли этот город «маленькой Веной на Пруте». Немецкий публицист Георг Гайнцен в свое время писал: «Черновцы — это город, где воскресный день начинался с Шуберта, а заканчивался дуэлью. Это город — на полпути между Киевом и Бухарестом, между Краковом и Одессой… Где тротуары подметали букетами роз, и книжных магазинов было больше, чем кофеен… Черновцы — это был корабль удовольствий с украинской командой, немецкими офицерами и еврейскими пассажирами на борту, который под австрийским флагом постоянно держал курс между Западом и Востоком».

На гербе Черновцов уже более двух веков изображены открытые врата, что символизирует открытость и гостеприимство города. А главной движущей силой всегда был лозунг «Совместными усилиями» (Viribus unitis – «В единении – сила») – девиз герба Габсбургов. Отличный девиз для единого бренда всей области. Но даже сейчас, можно убедиться в том, что источники разных земель, собранные в единый поток, дают поистине фантастические возможности развития как для страны в целом, так и для каждого человека в частности.

Высшее и прекраснейшее в человеческой природе — любовь к родной земле, духовной сокровищнице, которую копили и хранили для нас предки многих народов: украинского и русского, польского и еврейского, армянского и молдавского, татарского и немецкого. Научимся беречь и защищать свою веру и уважать веру своих соседей — обретём «Силу в единстве». Наша многонациональная семья вобрала в себя духовное и культурное наследие большого количества народов и народностей. Мы сильны своим единством!
Ибо, как утверждал 
Иоган Вольфганг фон Гёте, «Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир».

Мы едины в любви к своей земле, к своим хатам и к могилам своих предков. Мы научились ценить мир и свободу. Наше бездонное голубое небо и необъятная ширь золотых полей станут гостеприимным домом для каждого, кто придет к нам с добром.
Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

Растет только то, что мы взращиваем в душе, — таков вечный закон природы.

Иоган Вольфганг фон Гёте

Гении места

100 ЗНАМЕНИТЫХ ЧЕРНОВЧАН           

 

Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна.

Или так: несомненна, но таинственна.

Ведает ею известный древним genius loci, гений места,

связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой.

Руанстановится понятнее благодаря Флоберу,

а Флобер — благодаря Руану

ПЕТР ВАЙЛЬ

 

 

Весь прошлый век Черновцы щедро дарили миру… черновчан. Талантливых и веселых, трудолюбивых и дельных. Вопрос — где больше черновчан — в мире или в городе, не так уж и шутлив.

Прага дала миру австрийского еврея, мистического прозаика Франца Кафку, Черновцы – Пауля Целана, классика европейской поэзии ХХ века. Который, впрочем, успел побыть Павлом Львовичем, поучиться на русском филфаке, поработать корректором в газете «Радянська Буковина» и санитаром в дурке.

Тысячи черновчан по всему миру поют, пишут книги, рисуют, прыгают, бросают молот, играют в футбол, хоккей, волейбол, носятся на мотоциклах, спортивно ориентируются. А также занимаются политикой, наукой, благотворительностью.

Черновицкие корни имеет такое количество звезд мировых элит, что поневоле возникают подозрения в существовании всемирного черновицкого заговора ради тайной власти над миром. Впрочем, это у субъектов с параноидальным, конспирологическим мышлением. Нормальные люди, каковых среди черновчан большинство, просто считают, что современный мир основан здесь, на берегу Прута…

 

 

ЛИТЕРАТУРА

«Черновцы – место, где обитали люди и книги…»

ПАУЛЬ ЦЕЛАН

 

ПАУЛЬ ЦЕЛАН (Paul Celan)(Paul Antschel)

ЮРИЙ ФЕДЬКОВИЧ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

ДМИТРИЙ ЗАГУЛ

МИХАИЛ ИВАСЮК

МАРИЯ МАТИОС

МОИСЕЙ ФИШБЕЙН

МИХАЙ ЭМИНЕСКУ

ВАСИЛЕ АЛЕКСАНДРИ (классик румынской литературы)

КАРЛ-ЭМИЛЬ ФРАНЦОЗ (австрийский писатель XIX ст.)

ГЕОРГ ДРОЗДОВСКИЙ (немецкий писатель)

ГРЕГОР ФОН РЕЦЦОРИ (австрийский писатель)

ЗЕЛЬМА МЕЕРБАУМ-АЙЗИНГЕР

РОЗА АУСЛЕНДЕР

ИММАНУЭЛЬ ВАЙСГЛАС

МОЗЕС РОЗЕНКРАНЦ

АЛЬФРЕД МАРГУЛ-ШПЕРБЕР

АЛЬФРЕД КИТТНЕР

АЛЬФРЕД ГОНГ (ЛИКЕРНИК)

МАНФРЕД ВИНКЛЕР

НИНОН ГЕССЕ (АУСЛЕНДЕР) (писательница, жена Германа Гессе)

ИГОРЬ ПОМЕРАНЦЕВ

СЕМЕН ЦИДЕЛЬКОВСКИЙ

ПЕТЕР ДЕМАНТ  (ВЕРНОН КРЕСС) (русский писатель, узник ГУЛАГа)

НИКОЛАЙ ЭНТЕЛИС (русский поэт сатирик)

ЭЛИЕЗЕР ШТЕЙНБАРГ

ИЦИК МАНГЕР

МЕИР ХАРАЦ

МОШЕ АЛЬТМАН

ИОСИФ БУРГ

ААРОН АППЕЛЬФЕЛЬД

СИДИ ГРОСС (Сидония Мюллер) (Писательница, общественный деятель, племянница братьев Штерн)

 

 

МУЗЫКА

«Музыка Черновиц – это симфония всемирного звучания…»

РАЙМУНД ЛАНГ

 

 

 

СТЕПАН САБАДАШ

СИДОР ВОРОБКЕВИЧ

ЕВСЕВИЙ МАНДЫЧЕВСКИЙ (Австрийский композитор и музыковед)

МИХАИЛ ТКАЧ

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛЮК(Композитор, автор песен «Черемшина», «Смеричка»)

ВЛАДИМИР ИВАСЮК

ДМИТРИЙ ГНАТЮК

СОФИЯ РОТАРУ

ЯН ТАБАЧНИК

НАЗАРИЙ ЯРЕМЧУК

ВАСИЛЬ ЗИНКЕВИЧ

АНИ ЛОРАК

ИВО БОБУЛ

МИКОЛА МОЗГОВОЙ

ЛИЛИЯ САНДУЛЕСА

АЛЕКСАНДР СЕРОВ

ПИНХУС ФАЛИК

ЙОЗЕФ ШМИДТ (Тенор, «немецкий Карузо»)

ФИЛИПП ГЕРШКОВИЧ (Теоретик музыки и педагог, учитель Шнитке, Денисова, Губайдулиной)

ЛЕЙБУ ЛЕВИН (Еврейский поэт и композитор)

ОЛЕГ ТУБЕНШЛАК (музпродюсер и ведущий русского радио Нью-Йорка)

РОМАН ВЛАД (Итальянский композитор и музыковед)

КАРОЛЬ МИКУЛИ (композитор, пианист, педагог, музыковед, ученик Ф.Шопена)

МАКСИМИЛИАН МАКСАКОВ (МАКС ШВАРЦ) (русский оперный артист)

ВАСИЛИЙ ГЕРЕЛЛО (солист Мариинского театра, народный артист России)

АНДРЕЙ ШКУРГАН (Оперный певец)

ЧИПРИАН ПОРУМБЕСКУ (румынский композитор)

АВРААМ АГАШКИН (ФЕЛЬДЕР)(израильский джазовый трубач)

ВИОРИКА УРСУЛЯК (австрийская оперная певица, жена КАРЛА КРАУСА)

 

 

КИНО, ТЕАТР

 

«Так бывает довольно часто: главную трудность представляет не главная роль…»

БЕРНАРД ШОУ

 

 

 

ИВАН МИКОЛАЙЧУК

ИНГО ПРЕМИНГЕР (Американский кинопродюссер)

МИЛА КУНИС (Голливудская кинозвезда)

АЛЕКС ВИДОВ (Актер Голливуда)

СИДИ ТАЛЬ

ФРЕДЕРИК ЗЕЛЬНИК (режиссер и продюсер немецкого немого кино)

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА

 

«Черновцы — урбанистический монумент европейской культурной мысли,

которая стала определенной исторической действительностью,

прежде, чем была безнадежно уничтожена идеологическим варварством XX столетия.…»

РАЙМУНД ЛАНГ

 

 

ШИМОН ОКШТЕЙН (Совр. американский художник)

БОРИС САВЕЛЬЕВ (российский фотограф)

ЙОЗЕФ ГЛАВКА

ФРИДРИХ КИСЛЕР (австрийский архитектор, дизайнер, писатель)

 

НАУКА, КОСМОС, МЕДИЦИНА

 

«Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом…»

ДЖОРДАНО БРУНО

 

 

ФРИДРИХ КЛЕЙНВЕХТЕР (австрийский экономист)

ИРМА АДЕЛЬМАН – (американский экономист, профессор Калифорнийского университета в Беркли, входит в список

                 «ста великих экономистов   после Кейнса» по версии Марка Блауга)

ЛЮДВИГ ФОН МИЗЕС (Австрийский и американский экономист, основатель новоавстрийской школы в мировой экономической науке)

ЙОЗЕФ АЛОИЗ ШУМПЕТЕР (экономист, социолог, профессор Гарварда)

РАЙМУНД ФРИДРИХ КАЙНДЛЬ (астрийский историк)

ЛЕО ШТЕРН (немецкий историк, академик)

МАКСИМИЛИАН РЮБЕЛЬ (французский марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма)

ЛЕОНИД КАДЕНЮК (Первый украинский космонавт)

ЯКОВ КИРШЕНБЛАТ (Биолог и физиолог с мировым именем)

ЙОГАННЕС фон МИКУЛИЧ-РАДЕЦКИЙ (знаменитый хирург)

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ (психоаналитик)

ЭРВИН ЧАРГАФФ (Американский биохимик)

БРУНО ЛАНДСБЕРГ (Израильский предприниматель, основатель бренда САНО и собственник одноименной фирмы)

 

 

РЕЛИГИЯ

 

«Бог существует, ибо Он необходим…»

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

 

Рабби ИСРАЭЛЬ ФРИДМАН (основатель династии Садагурских хасидов)

ЯКОБ ФРАНК (Польско-еврейский религиозный деятель)

Рабби МЕНАХЕМ МЕНДЛ бен ХАИМ ХАГЕР (основатель династии Вижницких хасидов)

 

ПОЛИТИКА, МЕДИА

 

«Безумие единиц – исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен – правило…»

ФРИДРИХ НИЦШЕ

АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК

МИКОЛА ВАСИЛЬКО (барон, австрийский и украинский политик)

ТРАЯН ПОПОВИЧ (Буковинский Шиндлер)

ДАНИЛА ЯНЕВСКИЙ (телеведущий)

ЯН ЧЕРНЯК (Советский разведчик)

ЕЛИЗАВЕТА ЗАРУБИНА (ЛИЗА РОЗЕНЦВЕЙГ) (Советский разведчик)

МАНФРЕД ШТЕРН (ЭМИЛЬ КЛЕБЕР) (военный, герой обороны Мадрида, узник Гулага)

ДЖУ БАЙЛАН (КЛАРА БЛЮМ)(китайская журналистка(!)

ИОСИФ ЗИСЕЛЬС (еврейский общественный деятель, диссидент)

ЛЕЯ ШЕМТОВ (ШАРАГА) (Израильский политик, депутат кнессета)

 

СПОРТ

 

«Здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа…»

ДЖОН ГОЛСУОРСИ

 

ИВАН ГЕШКО (прыжки в длину)

ГЕОРГ МАРКО (Австрийский шахматист конец ХІХ – начало ХХ века)

ТАТЬЯНА МУНТЯН (стрельба из лука)

ДАНИЛА (ДАВИД) ТУБЕНШЛАК (борьба)

 


Петр Вайль
назвал «Genius loci» свою книгу и цикл ТВ-передач, в которых рассказал о некоторых таких чудесных местах в мире. 

В предисловии он  писал: «Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил — города. Их облик определяется гением места, и представление об этом — сугубо субъективно. Субъективность многослойная: скажем, Нью-Йорк Драйзера и Нью-Йорк О.Генри — города хоть и одной эпохи, однако не только разные, но и для каждого — особые. Любопытно отнестись к своим путешествиям как к некоему единому процессу. В ходе его неизбежны сравнения — главный инструмент анализа. Идея любой главы этой книги и состоит в двойном со- или противопоставлении: каждый город, воспринятый через творческую личность, параллелен другой паре «гений-место». Руан не просто становится понятнее благодаря Флоберу, а Флобер — благодаря Руану, но и соседняя пара — Париж-Дюма — дает дополнительный ракурс. Понятно, что «гений» имеет к «месту» непосредственное биографическое отношение. Лишь в случае Вероны использован взгляд чужака, никогда в городе не бывавшего, но этот чужак — Шекспир. Еще: хотелось отклониться от российской традиции литературоцентризма, обращаясь не только к писателям, но и к живописцам, архитекторам, композиторам, кинематографистам. Выбор имен, стоит еще раз повторить, определен лишь пристрастиями автора. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр — своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов».

***

Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад.

Иоган Вольфганг фон Гёте

Тема взаимопонимания в нашей стране достаточно популярна сегодня и звучит повсеместно: межнациональное и межконфессиональное, между Западом и Востоком, между регионами и областями. В разных формах и видах, на диспутах и круглых столах ораторы призывают стороны, которые вроде бы имеют разные точки зрения, услышать друг друга и начать диалог. 
Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

Иоган Вольфганг фон Гёте
«Годы учения Вильгельма Мейстера», II

Сама по себе идея неплохая, но, мне кажется, основная наша проблема не столько в отсутствии диалога между регионами (что тоже имеет место быть), сколько в отсутствии достаточной самоидентификации значительной части населения нашей страны. Причины этого можно определять по-разному. Это и мировые процессы глобализации с абстрактным космополитизмом, и советское прошлое, которое все еще довлеет над сознанием значительной части наших людей, и трагическая история украинского народа, который уничтожали, переселяли, ассимилировали и т.д.
В свое время английский и ирландский фантаст и богослов Клайв Льюис писал: «Боги говорят с нами лицом к лицу, только тогда, когда у нас самих есть лицо». Какое лицо у украинской нации? Есть ли лица у наших областей и регионов? В чем их самобытность? Так ли уж сильно отличаются их мировоззрения, и как они формируются?
Если верить психологам, то законы жизнедеятельности этноса определяются психологией этнографической группы (коллективным бессознательным) и формируются особенностями мировосприятия и психических реакций людей, проживающих на данной территории. Воздействовать на психологию этнографической группы возможно только массово. Подобные влияния оказывают такие массовые явления, как войны, революции, оккупации, техногенные катастрофы и т.д., то есть тогда, когда множество людей проявляют одни и те же психические реакции на актуальное для них событие.
Черновцы по праву являются одним из самых красивых городов Украины и Восточной Европы, это так называемый «украинский Париж», в котором переплелись много народов и культур. Его территориальный Имидж является одним из определяющих факторов восприятия региона и формирования вокруг него дружественной общественной среды. Это правильно ограненный и удачно поданный в информационное пространство образ вызывающий доверие и обусловленный природными, историческими, социально-культурными или производственными особенностями территории. Но… Почему же мы как не знали друг друга, так и не знаем? Возможно потому, что разрабатываемые современные образы и бренды недостаточно аутентичны?
В психологии аутентичность понимается как соответствие человека самому себе, способность жить, не изменяя своему истинному «Я». Возможно, разработчики современных образов больше ориентированы на коммерческую функцию бренда, забывая о том, что нам украинцам сейчас (ключевое слово «сейчас») важно не только и не столько продать себя, сколько самоидентифицировать себя, поверить в собственную самобытность.

Само определение «брендинг мест» (place branding) появилось относительно недавно, в 2002 году, но как явление наблюдается еще в древнейшей истории. Первой попыткой провести брендирование территорий в нашей стране можно считать 90-е – начало 2000-х гг., когда после распада СССР возрождались и использовались древние символы городов. На исторической основе были разработаны и утверждены символы, используемые на городских и областных гербах и флагах.

Жемчужиной мирового уровня и гордостью города является архитектурный ансамбль Черновицкого университета, бывший комплекс зданий резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации (1864 -1882рр.), который занесен в мировое наследие ЮНЕСКО. Комплекс зданий является уникальным сочетанием мавританского, византийского, романского, гуцульского стилей, которые сумел гармонично соединить вместе гениальный архитектор Й. Главка.

Вызывают восхищение городская ратуша (1848р.), театр (1905), к которому ведет «Аллея звезд» — мастеров искусств Буковины. Дух захватывает т.н. «Пьяная» церковь (1939 г.), которая не имеет аналогов на территории Украины. Кто любит море, то его на путешествие вдохновит дом-корабль (XIX в.).

«Для того чтобы поверить в реальность группы и ее целей, — пишет А.С.Баронин в своей «Этнической психологии», — необходимо предварительно поверить в силу ее иллюзии, эмблемы или символа, которые ее представляют». Найти истинное «Я» региона, его символ невозможно без обращения к истории, культуре и традициям. Только так источник древней силы имеет шанс проявиться в нашей современной прагматичной реальности.

Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Иоган Вольфганг фон Гёте

  1. Уилкинсон Ф. Архитектура: 50 идей, о которых нужно знать
  2. Перейти к:1 2 Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. — М.:: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 108. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
  3. Вергилий. Энеида Книга Пятая, 90—95 // Буколики. Георгики. Энеида (Вергилий); Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии (Гораций). — М.:: НФ: «Пушкинская библиотека»: АСТ, 2005. — С. 238. — 908 с. — (Золотой фонд мировой классики). — 5000 экз. — ISBN 5-94643-118-8.
  4. Г. Гессе. Игра в бисер. — М.:: Правда, 1993. — С. 170.
  5. В. Гюго. Собор Парижской Богоматери. — М.:: Гослитиздат, 1959. — С. 257.