О Культурном наследии ЮНЕСКО

В старой заброшенной хижине два золотоискателя, пережидая снежную бурю, случайно наткнулись на две книги. Одному достался «Херкимеров справочник необходимых познаний», в котором можно было найти и статистику населения всех городов, и количество звёзд на небе, и высоту всех гор в мире, и даты всех войн и сражений, и … ещё пропасть всяких сведений. Другому достались рубаи Омара Хайяма. На этом противопоставлении реальных фактов, чисел, данных из различных областей знания и искусства, выраженного в ритмичных строфах стиха, строится интрига рассказа О.Генри «Справочник Гименея».
В мировой издательской практике известны многочисленные примеры успешных изданий различных путеводителей, энциклопедий и всякого рода справочников «необходимых знаний». Но сатирическая характеристика: «И пусть наши мысли взлетят с низменных областей поэзии в высшие сферы расчёта и факта», вложенная в уста героя О.Генри, заставляет наш взор обратиться к культурным артефактам и высоким образцам человеческого гения. Повышение уровня нашей осведомлённости об истинной ценности всеобщего арсенала памятников истории и культуры человечества диктует безотлагательную необходимость в наших действий по сохранению культурного наследия в региональном аспекте. И ключевая роль в этом процессе, безусловно, принадлежит местным общинам. Именно поэтому в фокусе внимания будут постоянно находиться вопросы пропаганды и сохранения для будущих поколений национального культурного разнообразия в контексте общемирового наследия.
Главным богатством любого государства является культурное наследие его народов. С целью его сохранения болеем 40-лет тому назад и была разработана Конвенция о всемирном наследии, являющаяся наиболее ратифицированным международным договором об охране культурного и природного наследия в мире. И сегодня этот документ продолжает вносить вклад в общее дело налаживания межкультурного диалога, поиск взаимопонимания и солидарности между сообществами, являясь гарантом устойчивого развития и мира и охраняя, популяризируя и передавая будущим поколениям знания о нашем общем культурном и природном наследии. О «культурности» человеческого общества судят не только по состоянию самой культуры, но и по отношению людей, это общество составляющих, к культурному наследию истории, литературе, искусству, памятникам. Среди главных богатств Украины видное место занимают духовные сокровища населяющих её современную территорию народов. Важнейшим направлением работы в этой сфере является сотрудничество с ЮНЕСКО по вопросам сохранения объектов культурного и природного наследия. Ознакомившись с результатами работы Украины в сфере сотрудничества  с ЮНЕСКО за последние двадцать три года, можно сделать вывод и об истинном положении в вопросах сохранения объектов культурного и природного наследия доставшихся ей. Комитет ЮНЕСКО по наследию обеспечивает и поддерживает из средств Фонда охрану объектов. Однако основную нагрузку по финансированию, содержанию и охране памятников, несёт государство, которое подало заявку на включение объектов на своей территории во Всемирное наследие. Главное – это гарантии сохранения и защиты уникальных природных и историко – культурных комплексов, повышение престижа государства, возможность привлечения потока туристов и развития туристической инфраструктуры. состоит в том, чтобы продемонстрировать благотворное влияние культурного разнообразия наряду с признанием важности культурных обменов и связей, установление которых относится еще ко времени зарождения человечества. Поскольку культуры включают не только искусство и литературу, но также и образ жизни, умение жить вместе, системы ценностей, традиции и верования, охрана и популяризация их богатого разнообразия ставят перед нами задачу поиска ответов на новые вызовы на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Эти принципы диалога и взаимопонимания следует интегрировать в любую политику, в том числе в политику в области образования, науки, культуры и коммуникации в интересах исправления ошибочных представлений, ценностей и культурных стереотипов и демонстрации того, что разнообразие обогащает человечество.

Для ведения любого диалога необходимы базовые знания о «собеседнике», включая его историю, язык, наследие и религию. И усилия нужно сосредоточить на содействии повышению информированности об истории цивилизаций и акцентировании важной роли любого процесса, который способствовал бы установлению межкультурного диалога и сближения культур. Наряду с этим в усилия можно также сконцентрировать на признании роли языков, языкового разнообразия, многоязычия и перевода в качестве главных векторов не только доступа к информации и знаниям, но также и развития межкультурного диалога.
В связи с этим культурное наследие, являющееся общим достоянием человечества, должно быть сохранено в интересах будущих поколений в качестве свидетельства человеческого опыта и устремлений для поддержания творчества во всем его разнообразии и развития подлинного диалога между культурами. Вот почему наследие зачастую становится главной мишенью в случае конфликтов. Вместе с тем наследие может стать объединяющим элементом, содействующим осознанию общности происхождения культур и влияния, которое они оказали друг на друга  с помощью средств информации, музеев и фондов. Одна из важных задач межкультурного диалога, составной частью которого является межрелигиозный диалог, состоит в развитии диалога на тему религиозного фактора между общинами и руководителями разных религий и конфессий в целях расширения взаимных знаний о духовных традициях и их основополагающих ценностях, что содействует углублению взаимопонимания и уважения между верующими и неверующими людьми.

Разработка рамок общих ценностей

Межкультурный диалог представляет собой процесс, который требует не только особого выделения роли культурного разнообразия, но также и признания общих ценностей. Он включает в себя такие ценности, как свобода, равенство, солидарность, терпимость, бережное отношение к природе и общая ответственность , которые, как подтверждается в Декларации тысячелетия, «доказали свою неподвластность времени и универсальный характер». Эти основополагающие ценности зиждутся на идеале толерантности, которая подразумевает уважение к другим, независимо от различий в верованиях, культуре и языке. К числу других всемирно признанных ценностей относятся уважение и защита культурного разнообразия, приверженность делу мира, ненасилие и практическая деятельность во имя мира, расширение прав и возможностей женщин, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. В связи с этим необходимо выдвинуть на первый план значимость общественных мест и таких особенных событий, как культурные фестивали, религиозные собрания или спортивные мероприятия, поскольку они являются предпочтительными направлениями культурного взаимодействия, приносящими пользу всем. В этом контексте необходимо подчеркнуть важнейшую роль средств информации, особенно в странах или регионах, разобщенных межобщинными и прочими конфликтами.

Укрепление качественного образования и развитие навыков межкультурного общения

Качественное образование должно основываться в первую очередь на уважении прав человека, как они сформулированы во Всеобщей декларации, и формировать у учащихся не только знания и ценности, позволяющие понимать других, но также и особые навыки, необходимые для проявления открытости и понимания культурного разнообразия. Для этого нужен пересмотр содержания национальных школьных учебников, книг по истории, дидактических материалов и школьных программ с учетом различий в стилях обучения, разного жизненного опыта, а также культурного и языкового разнообразия. Необходимо также уделить повышенное внимание роли учителя при изложении содержания учебников и разработке педагогических материалов, стимулирующих и готовящих молодежь к диалогу и обучающих ее критически мыслить. Кафедры ЮНЕСКО и сеть Системы ассоциированных школ ЮНЕСКО должны уделять особое внимание приобретению новых межкультурных навыков в рамках наращивания человеческого и институционального потенциала.

Поощрение диалога в интересах устойчивого развития

Сегодня новые возможности для диалога предоставляются также наукой – речь идет о как современной, так и традиционной, – причем цель заключается в поиске средств, обеспечивающих признание вклада знаний в устойчивое развитие, и альтернативных путей развития в областях окружающей среды и сельского хозяйства. В целях решения глобальных экологических проблем можно также предпринять усилия для поощрения диалога по вопросам устойчивого развития и мерам, которые необходимо принять для преодоления последствий изменения климата и проблем, связанных с совместно используемыми водными ресурсами.
В условиях меняющейся международной обстановки необходимость демократического формирования и управления культурным плюрализмом на всех уровнях по-прежнему является важным и обязательным ориентиром для достижения устойчивого мира. В связи с этим надо увеличить число платформ для выявления и обмена новаторским опытом, способствующим культурному плюрализму на местном, национальном и региональном уровнях. Поэтому важной составляющей станет деятельность по повышению информированности общественности о формах культурного самовыражения меньшинств, мигрантов, коренных народов и других находящихся в неблагоприятном положении и отверженных групп в целях содействия уважению и взаимопониманию в интересах социальной сплоченности.
Наконец, необходимо содействовать диалогу и сближению как между культурами, так и в рамках каждой из них, с тем чтобы заложить основу для гармоничного сосуществования. Путем включения принципов культурного разнообразия и диалога между культурами в системы образования это способствует приобретению знаний, навыков и культурных ценностей, необходимых для обеспечения мирного и устойчивого будущего.

Формы проведения

Для … подлинного сближения культур, необходимо:
(i) мобилизовать усилия не только государств, но и гражданского общества в целом, с тем чтобы охватить всех независимо от того, чувствуют ли они свою причастность к этому или нет;
(ii) принять целостный подход, включающий подходы других учреждений системы Организации Объединенных Наций, государств, а также межправительственных и неправительственных организаций;
(iii) использовать ценный опыт ЮНЕСКО в области межкультурного диалога с уделением особого внимания молодежи и гендерной проблематике;
(iv) содействовать распространению положительных примеров и оригинальных проектов, в частности в ходе проведения мероприятий политического, культурного и спортивного характера на национальном, региональном и международном уровнях;
(v) воспользоваться также проведением всемирных/международных дней под эгидой Организации Объединенных Наций, которые связаны с данной тематикой, в частности тех, в отношении которых ЮНЕСКО назначена ведущим учреждением;
(vi) обновить соглашения о сотрудничестве между ЮНЕСКО и различными правительственными и неправительственными организациями на основе междисциплинарного и межучрежденческого подхода;
(vii) привлечь внебюджетные средства для финансирования соответствующих проектов.
К предусматриваемым мероприятиям относятся следующие:
(a) расширение возможностей для проведения исследований, встреч и общественных дискуссий и развитие посреднических контактов между культурами в виде выставок, иллюстрирующих культурные обмены и взаимодействие, а также в виде ярмарок и фестивалей с использованием, в частности, музеев, галерей и фондов и с обращением к новым технологиям, в особенности способствующим языковому разнообразию и облегчающим перевод;
(b) повышение роли творчества в качестве основной движущей силы инноваций с акцентом как на специфические особенности, так и на сходные черты, объединяющие общества. В этом отношении необходимо содействовать формированию комплексного видения культурного наследия во всех его аспектах: как носителя исторической памяти и самобытности, подлежащих сохранению, как источника и движущей силы устойчивого развития, как инструмента межкультурного диалога, включающего в себя и межрелигиозный диалог;
(c) расширение доступа к формальному и неформальному образованию с уделением особого внимания качественному образованию для всех, образованию по вопросам прав человека, культурному разнообразию, гендерной проблематике, интеграции маргинализированных групп;
(d) обеспечение вклада средств информации и новых коммуникационных и информационных технологий в изменение восприятия разных культур и религий, в частности путем содействия развитию диалога в Интернете, в рамках которого могут распространяться и обсуждаться различные формы культурного и языкового самовыражения; реализация совместных проектов, содействующих установлению диалога между работниками средств информации, принадлежащих к различным культурам, в особенности по деликатным вопросам;
(e) признание и уважение знаний, включая традиционные знания и знания коренных народов, в целях содействия устойчивому развитию; поощрение прав человека, философии и межкультурного диалога с уделением особого внимания борьбе с расизмом и дискриминацией, а также культуре мира и демократии.

Партнеры

На местном, национальном, региональном и международном уровнях ЮНЕСКО будет стремиться к укреплению сотрудничества со своими партнерами: национальными комиссиями государств – членов по делам ЮНЕСКО, учреждениями системы Организации Объединенных Наций, межправительственными организациями, правительственными и неправительственными организациями, послами доброй воли и творческими работниками, выступающими в защиту мира, кафедрами ЮНЕСКО и ассоциированными школами, клубами и центрами ЮНЕСКО, парламентариями, депутатами местных выборных органов, представителями культурных, научных и образовательных кругов и средств информации, религиозными лидерами, выразителями общественного мнения и молодежными организациями.
Чтобы попасть в список Всемирного наследия, объект должен соответствовать множеству критериев. Например, природный объект должен быть или уникальным природным участком с редкими и исчезающими видами растений или животных, или представлять современные экологические и биологические процессы, или являться ландшафтом неповторимой природной красоты.
Культурно — исторический объект должен быть шедевром архитектуры, выражающим идеи и верования народа, или представлять собой редкий образец традиционного стиля жизни определенного периода истории, или уникальным по сложности сооружения зданием.
Объект смешанного типа должен отвечать требованиям, предъявляемым и к природным, и к культурно – историческим объектам, и должен гармонично их объединять.Основная задача Конвенции – выявлять и создавать условия для сохранения выдающихся памятников природы, истории и культуры в мировом масштабе.
Основная задача Конвенции – выявлять и создавать условия для сохранения выдающихся памятников природы, истории и культуры в мировом масштабе. Комитет, следуя основным принципам ЮНЕСКО, невмешательство во внутреннюю и внешнюю политику стран, обеспечивает и поддерживает из средств Фонда охрану объектов. Однако основную нагрузку по финансированию, содержанию и охране памятников, несет государство, которое подало заявку на включение объектов на своей территории во Всемирное наследие. Главное – это гарантии сохранения и защиты уникальных природных и историко – культурных комплексов, повышение престижа государства, возможность привлечения потока туристов и развития туристической инфраструктуры.
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО объектов, расположенных на Украине, значатся 5 наименований (на 2011 год), это составляет 0,4 % от общего числа (936 на 2011 год). 4 объекта включены в список по культурным критериям, причём 1 из них признан шедевром человеческого гения и 1 объект включен по природным критериям.
Первыми объектами, находящимися в настоящее время на территории Украины и занесёнными в список в 1990 году на 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО стали:
1. Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Киево-Печерская лавра) был внесён в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
2. Ансамбль исторического центра Львова или Старый город — территория в центральной части города Львова, внесена во Всемирное наследие ЮНЕСКО в 1998 году.
3. Дуга Струве — сеть из 265 триангуляционных пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра, протяжённостью более 2820 км. В настоящее время пункты дуги находятся на территории Норвегии, Швеции, Финляндии, России (на острове Гогланд), Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Молдавии (село Рудь) и Украины (Хмельницкая и Одесская области). Эти страны 28 января 2004 г. обратились в Комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию с предложением об утверждении сохранившихся 34 пунктов Дуги Струве в качестве Памятника Всемирного наследия.
4. Резиденция митрополитов Буковины. 35-я сессия комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО приняла решение о включении в список Всемирного культурного наследия центрального корпуса Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича — бывшей резиденции митрополитов Буковины и Далмации.
5. Девственные буковые леса Карпат и древние буковые леса Германии (2005 г.). В 2007 году были включены в Список всемирного наследия 29278 гектаров словацких и украинских буковых лесов. Триединое национальное достояние Словакия, Украины и Германии.
6. Деревянные церкви польских и украинских Карпат
Работа по подготовке трансграничной номинации “деревянные церкви Карпатского региона Украины и Польши” была проведена совместно с польскими коллегами.
Кроме этого, по состоянию на 2011 год, 13 объектов на территории Украины находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. В данном списке указаны объекты, предложенные правительством Украины в качестве кандидатов на занесение в список Всемирного наследия. Объекты расположены в порядке их добавления в предварительный список.
1. Исторический центр города Чернигова
2. Старый замок Каменца-Подольского
3. Руины полиса Херсонес Таврический
4. Могила Тараса Шевченко и Шевченковский национальный заповедник
5. Биосферный заповедник Аскания-Нова
6. Национальный дендрологический парк «Софиевка»
7. Ханский дворец в Бахчисарае
8.Каменная могила
9. Генуэзская крепость в городе Судак
10. Астрономические обсерватории Украины (Николаевская астрономическая обсерватория, Обсерватория Киевского национального университета, Одесская обсерватория, Крымская астрофизическая обсерватория)
11. Исторический центр и порт Одессы
12. Расширение объекта Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерская лавра (Кирилловская церковь, Андреевская церковь)
13. Генуэзские колонии в Северном Причерноморье

Среди множества факторов и условий жизни людей на протяжении всей их истории особую роль играет природное и культурное наследие. Исходя из современных тенденций в развитии природы и общества, можно предположить, что значимость наследия для судеб цивилизации будет не просто важной, но и определяющей для будущего.
Восприятие этого положения как аксиомы развития всё шире пронизывает современное человеческое общество на всех его уровнях – от личностного до цивилизационного. В этих условиях совершенно необходимой становится координация всех слагаемых политики в сфере наследия. В том числе тех, чьё появление вызвано новейшими процессами экологизации и гуманизации современного общества, затрагивающими феномен наследия.

Наше понимание феномена наследия

Наследие — это ценности окружающей нас природной среды и ценности «второй природы» — культуры людей, обычно представленные в памятниках природы, истории и культуры, как материальных, так и нематериальных.
Наследие — это память обо всём важном для будущего в нашем прошлом и настоящем.
Наследие — это всё то, что люди выделяют из мира окружающих их ценностей в особую категорию, подлежащую непременной передаче из поколения в поколение.

Наследие и общество

Наследие — это историческая категория, содержание которой может меняться в различные эпохи. Обыденное в один исторический период может трансформироваться в уникальное и наоборот. Вечными при этом остаются те ценности, которые обеспечивают естественные и социо-культурные предпосылки сохранения и развития цивилизации. В их числе — климатические условия планеты, биологическое и ландшафтное разнообразие природной среды и культурное многообразие человеческого сообщества.
Наследие — это самая сокровенная область человеческого бытия. К своему духовному наследию народы обращаются в самые сложные и трагичные моменты своей истории. Так было в России в «смутное время» в начале XVII века, в Отечественную войну 1812 года и в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов. Всё чаще именно с наследием своего великого прошлого народы России связывают возможность выхода из затянувшегося кризиса постсоветского периода своей истории.
В конце ХХ столетия произошло резкое повышение социального статуса наследия в связи с принятием концепции устойчивого развития как глобального цивилизационного императива. В рамках этой концепции наследие трактуется, наряду с инновациями и в органичном балансе с ними, как важнейшее условие благополучия социума. Именно такое понимание наследия следует из решений двух важнейших международных конференций последних десятилетий: по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и по политике в области культуры в интересах развития в Стокгольме в 1998 г. Там же была провозглашена недопустимость утраты природного и культурного наследия и провозглашен призыв ко всем странам и народам снизить уровень угроз наследию.

Угрозы наследию

Императив безусловного сохранения наследия был прочно интегрирован в поведение людей и социума в целом повсеместно в мире на протяжении всей человеческой истории. Стремление к охране своего наследия — это, в сущности, проявление инстинкта самосохранения человека как вида. Однако в последнее время всё чаще проявляются сбои в проявлении этого инстинкта. В результате, утраты наследия практически повсеместно достигли невиданных ранее масштабов. Их последствия реально угрожают планете и её цивилизации.
Ученые и специалисты аргументировано свидетельствуют: мы живем в самый последний исторический момент, когда ещё существует возможность спасения и передачи нашего бесценного наследия будущим поколениям. О том же предупреждают духовные лидеры народов, прибегая к языку художественных образов и гуманистических аргументов. И те, и другие свидетельствуют о недопустимо высоком для людей риске духовного манкуртизма, о невиданной ранее опасности распространения его на всё природное и культурное наследие.
Угрозы наследию существуют в явном и скрытом виде, число и острота их проявления постоянно и повсеместно возрастают. И этот процесс порождает в обществе социальную апатию, скептицизм и неверие. Однако традиции духовности народов России и других стран мира не позволяют смириться с неотвратимостью угроз, они заставляют противопоставить этому опасному процессу упорный созидательный труд по спасению наследия, по обеспечению его надёжного будущего. Наше славное прошлое взывает к разуму и совести, к ответственности людей за сохранение своего наследия.

Ответственность за сохранение наследия

Ответственность за сохранение своего наследия длительное время была важной составной частью повседневной жизни людей традиционного общества. Его модернизация, обусловленная технологическими революциями, урбанизацией и другими социальными процессами, привела к смещению сферы ответственности за наследие с общины на государство. Во многих странах мира государственные структуры решали и решают многие важные проблемы охраны и разумного использования наследия. Однако сейчас уже можно с определенностью утверждать, что доминирование государства в сфере наследия не гарантирует его сохранения. Более того, при таком положении создаются предпосылки для противопоставления интересов государства и общества в отношении наследия.
Внутренняя логика развития сферы наследия и накопленный человечеством опыт приводят к неизбежному выводу: реальное обеспечение сохранения наследия возможно лишь в том случае, когда ответственность за это в соответствующем объеме берут на себя и государство, и общество, и сами граждане. В России всегда было немало подвижников охраны наследия, традиционна значительная роль государства в этой сфере. Известны и примеры общественной активности, например, деятельность таких массовых в своё время органиаций, как ВООП и ВООПИиК. Однако роль гражданских институтов в охране наследия была и остается неприемлемо слабой в нашей стране, особенно в сравнении с той высокой миссией, которую надлежит выполнять обществу.

Наша миссия в сохранении наследия

В гражданском обществе возможно и необходимо существование множества организаций неправительственного сектора сферы наследия: международных и национальных, региональных и местных, комплексных и отраслевых, профессиональных и любительских, организуемых по возрастному и по гендерному принципам, и т. д. Особая ниша, как показывает мировой опыт, существует в этой сфере и для общественных организаций типа британских национальных трастов, продемонстрировавших в течение своей более чем столетней истории высокую эффективность доверительного управления наследием. Таковое возможно теперь и в России.
Осознавая возможность и даже необходимость формирования системы доверительного управления природным и культурным наследием в нашей стране, мы, добровольное сообщество профессионалов этой сферы, учредили Национальный центр опеки наследия, действующий на основе принятого нами Устава. В качестве цели этой акции мы провозглашаем всемерное содействие разработке, внедрению и развитию новых форм управления наследием в дополнение к осуществляемым государством.
Свою миссию мы видим в следующем:
распространение в обществе доступными нам средствами идеологии наследия как фактора устойчивого развития;
формирование правовых основ и других институциональных предпосылок доверительного управления наследием;
обеспечение эффективного функционирования системы доверительного управления в сфере охраны и использования наследия.
распространение в обществе доступными нам средствами идеологии наследия как фактора устойчивого развития;
формирование правовых основ и других институциональных предпосылок доверительного управления наследием;
обеспечение эффективного функционирования в России системы доверительного управления в сфере охраны и использования наследия.
Мы осознаём всю сложность и даже рискованность нашего замысла. Мы осознаём невозможность каких-либо гарантий его успеха. Но мы осознаём и недопустимость промедления с началом его осуществления. Потом может быть слишком поздно.
Приступая к осуществлению нашего проекта, мы апеллируем к его социальной актуальности и объективной востребованности. А в качестве главного условия его успеха мы рассматриваем налаживание и поддержание партнёрства и сотрудничества со всеми силами государства и общества, заинтересованными в сохранении наследия.

Партнёрство и сотрудничество

Главным в формировании системы доверительного управления наследием является вопрос о собственности и её гарантиях. Поэтому нашими естественными партнёрами являются:
органы власти федерального, регионального и муниципального уровней;
сфера патриотически настроенного отечественного и ответственного иностранного бизнеса.
В осуществлении своей уставной деятельности Национальный центр опеки наследия намерен развивать сотрудничество:
с академическим учреждениями;
с университетами и другими образовательными учреждениями;
с родственными неправительственными организациями;
с профессиональными организациями и учреждениями сферы природного и культурного наследия;
с международными и зарубежными организациями и учреждениями сферы наследия;
со средствами массовой информации. Пора на деле осознать, что субъектом наследия является общество и поэтому именно от него в современных условиях зависит судьба наших бесценных памятников природы, истории и культуры и возможность передачи их последующим поколениям.

Сопредседатели Национального центра опеки наследия: В.А. Виноградов, А.П. Кудрявцев, Г.И. Маланичева,
Генеральный директор Национального центра опеки наследия В.И. Мантуров

ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ В СУДАКЕ

Неля Куковальская, член-корреспондент Академии архитектуры Украины, директор Национального заповедника «София Киевская», рассказывает, что пока Генуэзская крепость находится в предварительном списке ЮНЕСКО, сейчас готовится транснациональная номинация этого памятника: в проекте принимают участие итальянцы — ведь это их предки построили когда-то крепость в Судаке. Украина предложила сотрудничество греческой и французской сторонам и получила предварительное согласие.

«Сегодня с украинской и итальянской стороны определены рабочие группы, подписаны соответствующие соглашения, выделен грант ЮНЕСКО на то, чтобы провести сравнительную характеристику генуэзских крепостей разных стран мира. Работу будет выполнять итальянская сторона, и по плану она должна быть закончена в ноябре этого года», — говорит Неля Куковальская.

На объект готовится досье; украинская сторона свою часть работы почти выполнила, теперь нужно ждать, когда присоединятся другие страны. По мнению Нели Куковальской, полное досье может быть готово к 2012 году. Когда крепость попадет в список ЮНЕСКО, пока не известно, но уже сейчас на ее базе будут проводиться научные международные конференции, сниматься фильмы, откроется археологическая школа. Недавно была презентована книга, изданная за счет итальянской стороны, «Генуэзцы в Крыму». Неля Куковальская не жалуется на недостаточное финансирование, в прошлом году на реставрацию крепости был выделен 1 млн. грн., в этом году в связи с кризисом финансирование прекратилось, но директор «Софии Киевской» надеется, что ненадолго.

ХЕРСОНЕС

Шансы Херсонеса попасть в список ЮНЕСКО оцениваются как очень высокие, его поддерживают первые лица в государстве, однако даже при высоком патронате у памятника наблюдаются перманентные трудности. Леонид Марченко, генеральный директор Национального заповедника «Херсонес Таврический», поясняет, что на те участки, которые будут номинироваться в список ЮНЕСКО, наконец-то получены акты на землю. Однако на большое количество объектов, входящих в заповедник, актов пока нет. Кроме того, до сих пор на государственном уровне не утверждена программа развития Херсонеса, несмотря на то, что еще в 2006 году Президент подписал поручение о разработке такой программы на десять лет. Смена премьер-министров, политический кризис, а теперь и кризис экономический не дают возможности утвердить этот документ и выделить под него финансирование. «Когда наконец-то была разработана программа развития Херсонеса с 2009 по 2015 годы, заместитель министра экономики Мухина написала в своем заключении: «Считаем нецелесообразным». Понимаете, Президент Украины считает целесообразным, а Мухина — нет. Кто же правит у нас в государстве? Я выступал в прессе, возмущался, после этого Минфин предложил утвердить программу развития не на десять, а на пять лет. И тут грянул кризис. Теперь мне пишут, что надо ждать, пока кризис закончится», — возмущается гендиректор заповедника. В последнем предложении по финансированию в министерстве сказали, что программа начнется только с 2011 года. Леонид Марченко уверен, что если сейчас пытаться номинировать Херсонес, то он получит отказ: нет четких границ, потому что нет всех актов на землю, нет программы, а значит, само государство не заинтересовано в существовании такого памятника и поддерживать его не в состоянии. Леонид Марченко просит министерства, у которых нет денег, утвердить хотя бы концепцию — общее положение и понятие о Херсонесе. «Мы очень заботимся о сохранности памятника, работаем по европейским стандартам, у нас реставраторы — итальянцы, немцы, французы, израильтяне. Сегодня есть готовые реставрационные фрагменты. Ведь не обязательно полностью восстанавливать все городище, можно делать это по частям. А приедут эксперты из ЮНЕСКО, посмотрят и скажут: «Вы на правильном пути»», — замечает гендиректор «Херсонеса Таврического». Пока у государства нет денег, реставрационные работы в заповеднике ведутся за счет средств, заработанных самим Херсонесом: в прошлом году на реставрационные работы было выделено 3,5 млн. грн.
НИНА КРАСНОВА

КАМЕННАЯ МОГИЛА

Ярослав Михайлов, директор историко-археологического заповедника «Каменная могила», настроен не слишком оптимистично: денег нет. «Деньги есть только на корректировку генплана, этим и занимаемся», — говорит он. Музей регулярно подает сметы на финансирование, но пока получает мизер. Начали готовить досье, однако на это тоже нет ни денег, ни времени. Поэтому совершенно непонятно, когда уникальный памятник, которому больше 20 тысяч лет, появится в списке всемирного наследия и появится ли вообще.

ЧЕРНИГОВ

Похожие проблемы и у Чернигова, чей исторический центр номинирован в предварительный список. В городской администрации утверждают, что заниматься оформлением документов должен Юрий Соболь, генеральный директор Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний», а сам Юрий Алексеевич сердится: «Как вы думаете, заповедник может это делать без областной администрации и городского совета? Я этим вопросом не занимаюсь, и на самом деле никакая подготовка не ведется. Для того чтобы подготовить документацию и подать ее, необходимо все памятники отремонтировать. А у меня есть памятники XII столетия в аварийном состоянии. У нас в этом году ни одной копейки нет на ремонт наших памятников. Нет финансирования!»11.06.2009
НИНА КРАСНОВА
№175 | 12 июня 2009
Всемирное наследие (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, нем. Weltkulturerbe, исп. Patrimonio Mundial) — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой исторической или экологической значимости.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 года. К апрелю 2009 года ратифицировали конвенцию 186 стран-участниц.

Статус объекта Всемирного наследия даёт следующие преимущества:
Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.
Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.
Способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).
Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.
Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия — 890 объектов (в том числе 689 культурных, 176 — природных и 25 — смешанных) в 148 странах. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

В рамках списка, существует подсписок Объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения. В него на временной основе включаются объекты, подвергающиеся различным опасностям, которые вызваны естественными причинами или вмешательством человека: вооруженными конфликтами и войнами, землетрясениями и иными природными катастрофами, загрязнением, браконьерством и беспорядочным строительством. Внесение в особый список говорит о необходимости особого внимания к ним и принятии неотложных мер по их сохранению.

Критерии

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них.

Культурные критерии

I. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
II. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
III. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
IV. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
V. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
VI. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии

VII. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
VIII. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
IX. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
X. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

 ***

Список ЮНЕСКО: деревянные церкви Украины

http://churches.authenticukraine.com.ua/ua/

Церковь Святого Юра в Дрогобыче

В конце июня с.г. в культурной жизни Украины состоялось знаменательное событие: ещё два памятника её истории и культуры были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Столь высокой чести удостоены Херсонес Таврический и объект, официально именуемый «Деревянные церкви Карпатского региона в Польше и Украине». Под этим названием объединены 16 старинных деревянных храмов, 8 из которых находятся на территории Польши и 8 — на территории Украины: 4 во Львовской области, по 2 — в Ивано-Франковской и Закарпатской областях.

* * *

Украина представлена в Списке, помимо «новоиспечённых», семью объектами: София Киевская и Киево-Печерская лавра (с 1990 года); исторический центр Львова (1998); геодезическая дуга Струве (2005), её пункты на территории Одесской и Хмельницкой областей; девственные буковые леса Карпат (с конца 2000-х); Резиденция митрополитов Православной церкви Буковины и Далмации в Черновцах (2011), сейчас в этом здании располагается Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича.

Украина невероятно богата памятниками истории, культуры и природы и на её территории располагается ещё много объектов, достойных включения в Список ЮНЕСКО. Так, в реестре кандидатов фигурируют такие жемчужины, как исторический центр Чернигова, Аскания-Нова, дендрологический парк «Софиевка» в Умани, ханский дворец в Бахчисарае, генуэзская крепость в Судаке, пещерные города Крыма, Крымская астрофизическая обсерватория (посёлок Научный), которая в советское время по уровню технического оснащения была одной из лучших в мире.

Есть на Украине ещё Ольвия, памятники скифской поры или, скажем, карстовые пещеры Подолья (Тернопольская область), самые протяжённые в Европе.

Очевидно, требуются бóльшая настойчивость чиновников от культуры и, самое главное, их реальные действия по сбережению культурного наследия страны, чтобы добиваться расширения украинской части Списка. Ведь — для сравнения — Польша представлена в нём едва ли не вдвое большим числом позиций! Вообще же, удельный вес Украины в Списке составляет менее 1%!

Отметим, что во время голосования в Комитете ЮНЕСКО по номинации «Деревянные церкви…» Украину с Польшей поддержали Россия, Китай, Индия, Япония и др., и только 2 страны высказались против. А вот Херсонес Таврический вообще был проголосован единогласно.

* * *

Деревянные церкви Карпатского региона  надо рассматривать, прежде всего, как замечательные, оригинальные творения народногозодчества, творения «простых людей», славян, живших в далёкие уже от нас времена. В этих произведениях нашли выражение во многом наивные представления людей той поры (преимущественно крестьянского происхождения — ибо такие люди и строили эти храмы) о природе, о мире и месте в нём человека. Деревянные церкви пронизаны бесхитростно-тонкой народной поэзией, прекрасно гармонируя с природой Карпат и Прикарпатья.

Карпатский регион «разделён границами» Украины, Польши и Словакии. На территории Польши, в основном на востоке, (т.н.Ряшевщина, где проживает немало украинцев, близких по говору и особенностям этнографии к лемкам; некогда частью входила в пределы Киевской Руси), тоже сохранилось около 50 деревянных церквей. В 2008 году ЮНЕСКО включила в свой Список 8 деревянных церквей Словацких Карпат (2 католические и по 3 греко-католических и лютеранских), а также колокольню в Гронсеке. Интересно, что колокольня церкви Святого Николая в Кожуховце была изображена на реверсе словацкой монеты в 10 геллеров чеканки 1993-2003 годов.

* * *

Обратимся к перечню деревянных церквей Украины, вошедших в Список ЮНЕСКО:

— церковь Cошествия Святого Духа (с. Потелыч Львовской области);

— церковь Святой Троицы (г. Жовква Львовской области);

— церковь Святого Юра (Дрогобыч);

— церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Матков Львовской области);

— церковь Cошествия Святого Духа (г. Рогатин Ивано-Франковской области);

— церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Нижний Вербиж Ивано-Франковской области);

— церковь Святого Архангела Михаила (с. Ужок Закарпатской области);

— церковь Вознесения Господня (пгт Ясиня Закарпатской области).

В Дрогобыче вообще сбереглись сразу два шедевра деревянного зодчества; помимо церкви св. Юра, это ещё и Воздвиженская церковь, сооружённая до 1636 года. Точная же дата постройки церкви св. Юра неизвестна; известно лишь, что в 1656 году она была разобрана на её первоначальном месте в селе Надеевом, перенесена в Дрогобыч и собрана здесь заново. Колокольня сооружена в 1678-м.

Церковь св. Юра неоднократно ремонтировалась, но не потеряла при этом своего первоначального вида. Считается, что именно в ней наиболее полно и ярко воплотились творческие достижения народных зодчих. Строение это имеет асимметричную композицию — три верха её разные, что, однако, никоим образом не нарушает её общую целостность. Большой художественной ценностью обладает роспись церкви, выполненная по дереву.

Церковь Святой Троицы в Жовкве

Город Жовква (в советское время назывался Нестеров) чрезвычайно богат памятниками архитектуры. Кроме включённой в Список церкви св. Троицы, это также замок конца XVI — начала XVII века в стиле Ренессанс, кафедральный костёл, доминиканский монастырь и колокольня XVII века, старинные жилые дома и торговые ряды, синагога XVII столетия. В те далёкие времена город славился своими ремесленниками, зодчими и скульпторами, которые плодотворно работали и во Львове. Неслучайно Жовкву за её красоту называли «маленьким Краковом». Заметим, что в период с декабря 1706 по апрель 1707-го в Жовкве, ставшей главной квартирой русской армии, жил Пётр Первый.

Церковь Cошествия Святого Духа в Потелыче

Село Потелыч расположено в районе города Рава-Русская, неподалёку от границы с Польшей, в живописной, покрытой лесом холмистой местности Росточье. Первое упоминание о селе встречается в Ипатьевской летописи. В 1262 году здесь останавливался князь Данило Галицкий. Вблизи Потелыча обнаружено городище времён Киевской Руси, которое польский археолог XIX века Зориан Доленга-Ходаковский назвал «святым городом славян — вокруг валом обнесённым». В Средние века Потелыч был достаточно крупным городом и ремесленным центром.

Деревянная церковь Потелыча была возведена в 1502 году на средства крупнейшего в ту пору на Украине цеха ремесленников-гончаров; возле неё стоит колокольня Святой Троицы высотой 20 метров, выстроенная без единого гвоздя, — она представляет самый старый тип колоколен, встречающийся на Украине.

Церковь, опять же, замечательна своей настенной живописью, изображающей сцены из жизни Иисуса Христа и некоторые другие сюжеты. Считается, что эта роспись, выполненная в начале XVII столетия, представляет собой старейший из сохранившихся на Украине ансамблей настенной живописи в деревянном зодчестве. Её отличают подлинная демократичность и народность, связь с политическими событиями того времени, национально-освободительным движением украинского народа против польского господства. В 1971 году в Москве в издательстве «Искусство» вышла иллюстрированная книга: Л. С. Миляева. «Росписи Потелыча».

Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Маткове

В горах Карпат, в Турковском районе на юге Львовской области, находится маленькое село Матков. Богородицкая церковь и колокольня его, правда, не слишком старые — 1838 года постройки. Если ж говорить про само село, то стоит вспомнить один из эпизодов в его истории: житель села И. Высочанский во время Великой Отечественной войны совершил подвиг — укрыл от фашистов командира группы советских десантников офицера В. Соловьёва.

Церковь Сошествия Святого Духа в Рогатине

Рогатин на Ивано-Франковщине знаменит тем, что это — родина Роксоланы. В городе сохранились церковь Рождества XIII — XIV века и отмеченная ЮНЕСКО Святодуховская церковь (XVII век). В этом храме находится пятирядный иконостас, сооружённый в 1649-50 годах — в период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, коснувшейся и Галичины, что, как считают искусствоведы, нашло отражение в элементах реализма и светской трактовки религиозных сцен.

Добавим ещё, что во Львове имеется музей народной деревянной архитектуры в парке «Шевченковский гай», куда были перенесены жилые хаты и строения разного назначения из различных уголков Западной Украины.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнем Вербиже

Церковь Собора святого Архангела Михаила в Ужку

Церковь Вознесения Господня в Ясиня

Включение упомянутых в статье объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно, большой успех для Украины, но нужно, однако, иметь в виду, что это налагает на государственную и местную власть огромную ответственность. Ведь занесённый в реестр ЮНЕСКО памятник нужно бережно сохранять в его неизменённом — историческом — виде, не допуская перестройки и порчи разного рода «новоделом» и уж тем паче не допуская его разрушения.

В этом вопросе у нас нередко возникали проблемы. Киево-Печерскую лавру уже хотели исключить из Списка, но её удалось отстоять. Далеко не всё «в ажуре» и во Львове — в центре города некоторые архитектурные памятники испорчены всякого рода коммерческими пристройками. Под угрозой вырубки находятся леса Карпат.

Одним из кандидатов в Список ЮНЕСКО от Украины значится Каменец-Подольская крепость, которая вообще пребывает в полуразрушенном состоянии!

А старинные деревянные строения уже в силу материала их постройки очень подвержены разрушению и уничтожению. Они, прежде всего, отлично горят! В это трудно поверить, но вот вам факт: за все годы Советской власти на Львовщине сгорели всего 2 церкви, а с 1991 года, по сообщениям местных СМИ, — более 70!

Так, 13 февраля 2010 года сгорела церковь в селе Звир Самборского района, впервые упомянутая ещё в 1577 году. Также пострадали старинные храмы в сёлах Переволочна Бусского района и Залыжня Сокальского района.

Обычно причиной пожаров является неисправная электропроводка или же подобные проявления безалаберности. Однако нельзя исключать и тот мотив, что кому-то бывает выгодно избавиться от старого храма, дабы на его месте построить новый, получив под это дело соответствующее финансирование. Вопиющий случай вандализма произошёл в 2009 году, когда в селе Бисковичи Самборского района паства самовольно разобрала самобытную деревянную церковь 1515 года — на том основании, что, дескать, возле неё уже стоит каменный храм!

Вот и получается удивительная вещь: «безбожная» Советская власть охраняла памятники церковной архитектуры, а нынешняя допускает их утрату! И повторение подобного может подпортить имидж Украины в глазах мировой общественности.

Фото: varganshik.livejournal.com/1670824.html

Дмитрий  Королев, odnarodyna.com.ua

Виртуальный тур по деревянным церквям Карпатского региона

К Международному дню памятников и исторических мест, компания Google Украина и Министерство культуры Украины открыли 3D-тур «Деревянные Церкви Карпатского Региона». Виртуальное путешествие по восьми уникальным деревянным церквям Карпатского региона проходит на картах Google в режиме Street View. Для запуска путешествия нужно зайти на сайт http://churches. authenticukraine. com.ua или выбрать интересующее место на Google Картах.

Полный список церквей, а также их местоположение:

  • Церковь Вознесения Господня, Ясиня, Раховский район, Закарпатская область;
  • Церковь Сошествия Святого Духа, Потелич, Жовковский район, Львовская область;
  • Церковь Сошествия Святого Духа, Рогатин, Ивано-Франковская область;
  • Церковь Пресвятой Троицы, Жовква, Львовская область;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Нижний Вербиж, Коломыйский район, Ивано-Франковская область;
  • Церковь Святого Архангела Михаила, Ужок, Великоберезнянский район, Закарпатская область;
  • Церковь Святого Юра, Дрогобыч, Львовская область;
  • Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Святого Дмитрия), Матков, Турковский район, Львовская область.

Карты расположения объектов:
C:/Users/Admin/Downloads/1424_PolandUkraine.pdf

Старт Виртуального путешествия:

churches.authenticukraine.com.ua/ua