Херсонес глазами княжны Елены Горчаковой. 1880 год

 

Карло Боссоли. 1842. Остатки античного Херсонеса близ Севастополя. Из альбома Пейзажи и достопримечательности Крыма, Лондон, 1856 г. (dic.academic.ru, wikimedia.org)

 

… Когда в 1783 году Херсонес, вместе с остальным Крымом, подпал под власть России в нем были целы некоторые здания; стены, башни и ворота, окружавшие город со стороны моря еще хорошо сохранились, но их начали разрушать уже при Потемкине, а камни и мрамор употреблять на постройку Севастополя. Этот вандализм приказал остановить Император Александр I, но не проходит почти ни одной ночи, чтобы жители Севастополя не растаскивали куски мрамора, иногда очень ценные по своим воспоминаниям и по надписям на них начертанным.

На другой день моего приезда в Севастополь, когда жар немного спал, в пятом часу вечера, я наняла коляску за 2 руб. 50 к. и отправилась в Херсонес, в русских летописях Корсунь. Развалины этого древнего города находятся верстах в 3-х на запад от Севастополя, на небольшом мысе между Карантинной и Стрелецкой бухтами.Древний Херсонес основан Греками, выходцами из города Ираклии в VII веке до Р. Х., на небольшом полуострове, называемом у древних греков Херсонесским, Трахейским и Ираклийским. Он омывается с трех сторон морем, имеет вид треугольника и соединяется с остальной частью Крыма долиной, лежащей между Инкерманом и Балаклавою и имеющей около 8 верст протяжения; окружность же полуострова по берегу моря имеет около 50-ти верст.

До сих пор еще видны кое-где остатки фундамента той стены, которую построили Херсонесцы от Балаклавской бухты до Севастопольского южного рейда, чтобы обезопасить себя от нападения соседей Тавро-Скифов, древних обитателей Крыма и от набегов разных варварских народов, нападавших на их территорию со стороны степей.

Все пространство земли внутри стен Херсонесского полуострова занято было у Херсонесцев загородными домами и садами; самый город стоял на небольшой, плоской возвышенности за нынешним Севастополем.

Другие же утверждают, что все пространство от стен до самого моря было занято огромным городом, с его предместьями, обширными площадями, великолепными храмами и памятниками, а за чертою города виноградными плантациями и бесчисленными кладбищами. Эти загородные могилы высечены в скалах и имеют вид крипт или пещер; они расположены в несколько рядов, или этажей, как наприм. в семейных склепах.

Понятно, что вся эта местность крайне интересна в археологическом отношении, напоминая один из самых оживленных центров древней цивилизации; но для нас, русских, она имеет двойной интерес.

Некоторые ученые в древних Таврах узнают наших предков, так что мы, их потомки, имеем полнейшее право на обладание Таврического полуострова, этого прелестного уголка земли, куда две тысячи лет спустя великий правнук диких Тавров наш Владимир — Красное Солнышко явился во главе своих дружин. Он осадил и взял Херсонес и, получив в нем святое крещение, женился на византийской царевне Анне и вместе с ней и многими греческими священниками из Корсуня возвратился в Киев после похода, где и приступил к крещению своих подданных.

Теперь в Херсонесе учрежден первоклассный монастырь взамен того монастыря, который был разрушен во время осады Севастополя; он еще не совсем отстроен. Дом, в котором живет настоятель, своей архитектурой напоминает казарму, а маленькая церковь при входе мне показалась довольно мрачною.

Херсонес, фото из фондов дома-музея Чехова в Ялте

В другой церкви я не была, но осматривала собрание древностей, найденных при раскопках в Херсонесе; их очень много и между ними мне показались особенно интересными мраморные капители коринфского и ионического стиля, фрагменты колонн различных размеров и стилей, некоторые в византийском вкусе, с рельефным изображением креста и с монограммою имени Христова, мраморные плиты с надписями на греческом языке, и архитектурные обломки, сохранившие в своих деталях простоту ионическую, растительную орнаментальность коринфского ордена и сетчатую работу византийской архитектуры.Обломки колонн и капители поставлены в два ряда по небольшой аллее, ведущей от дома настоятеля до конца монастырского сада, по направлению к большому храму во имя Св. Владимира, строящегося на месте той церкви, в которой, как думают, крестился Владимир. Этот храм огромен и обещает быть великолепен; он вмещает в себе развалины древней церкви и святую купель, в которой равноапостольный Князь принял крещение.

Мелкие архитектурные обломки и другие предметы, употребляемые Херсонесцами, как: домашняя утварь, женские украшения, кресты, медальоны, с священными изображениями и проч. сохраняются теперь в временном помещении (каменной оранжерее) пока не осуществится хорошая мысль устроить при монастыре музей древностей Херсонеса и библиотеку всех книг, написанных о Херсонесе на всех языках.

Кроме церкви, в которой крестился Владимир, в Херсонесе открыли еще несколько других церквей; некоторые более обширные построены по плану древних базилик, т. е. переделаны из древних языческих храмов, другие меньшего размера с четырехугольным, квадратным фундаментом позднейшей византийской эпохи и, наконец, в окрестностях Херсонеса сохранились пещерные храмы, высеченные в скалах, углублениями в боковых стенах, для погребения умерших.

Следы древних Херсонесских развалин еще частью заметны и теперь; видны фундаменты церквей, домов, места площадей и улиц; особенно если идти от монастыря по берегу моря, до самого Херсонесского мыса (М. Фонарь), где теперь Херсонесский маяк и даже далее этого мыса, можно смело утверждать, что идем по крышам засыпанного города, того именно, которого развалины были признаны в 1793 г. Палласом за развалины древнейшего Херсонеса.

Немного выше строящегося собора показывают маленькую насыпь, остатки той насыпи, которую сделал Владимир, когда по совету Анастасия, отводил воду источника, проведенную посредством труб в город, более чем за 12-верст. Теперь от самого этого источника, находящегося во владении частного лица, ведут воду в Севастополь подземными трубами, для снабжения города хорошей и обильной водой, в которой чувствуется большой недостаток.

В числе замечательных остатков древности во временном музее Херсонесского монастыря хранится мраморный пьедестал медной статуи, поставленной Херсонесцами, полководцу Митридата Евпатора Диофанту, за поражение им Скифов в 89 году до Р. Х., как сказано в греческой надписи на самом пьедестале.

Где сама статуя неизвестно. Может быть, она была увезена из Херсонеса во время набегов, варварских народов, к коим принадлежал и поход против Херсонеса русских дружин под начальством великого князя Владимира, который возвратился в Киев с богатой добычей, состоящей из церковной утвари и сосудов, царских врат коринфской бронзы и четырех медных коней, еще существовавших в Киеве во время Нестора.

Может быть ее постигла участь всех Херсонесских памятников и построек, уцелевших от набегов Печенегов и Половцев, от борьбы с Генуэзцами и Татарами, когда Херсонесская республика, как зависимое владение Византийской империи, подпала под власть Турок, которые после взятия Константинополя уничтожали все оставшиеся в Херсонесе следы его прежнего величия и, выламывая мраморные колонны и камни большого размера, переправляли все в Константинополь на постройку мечетей и украшение дворцов султана и пашей.

Когда в 1783 году Херсонес, вместе с остальным Крымом, подпал под власть России в нем были целы некоторые здания; стены, башни и ворота, окружавшие город со стороны моря еще хорошо сохранились, но их начали разрушать уже при Потемкине, а камни и мрамор употреблять на постройку Севастополя. Этот вандализм приказал остановить Император Александр I, но он продолжается и теперь и монах, показывавший нам фундаменты развалин древнего города, рассказывал нам, что не смотря на все принятые монастырем меры, не проходит почти ни одной ночи, чтобы жители Севастополя не растаскивали куски мрамора, иногда очень ценные по своим воспоминаниям и по надписям на них начертанным.

Говорят, что правительство, желая поддержать монастырь, основанный на месте для России священном, намерено перевести в Севастополь епископскую кафедру из Симферополя, и местопребыванием епископа сделать Херсонесский монастырь. Это мысль счастливая, но осуществится ли она?

Между тем монастырское управление надеется получить выгоду и принести пользу обществу, устроив недалеко от монастыря, на берегу моря, грязелечебное заведение, вроде Сакского. Говорят, что грязи около Херсонеса не уступают целебной силой Сакским и имеют то преимущество, что вблизи от них отличное морское купание, необходимое после грязных ванн.

Пожелав от души успеха этому предприятию я распрощусь с Херсонесом и опишу теперь Инкерманскую киновию, куда мы отправились на другой день рано утром.

Собор в Херсонесе, фото с сайта morport.sebastopol.ua

 Княжна Елена ГОРЧАКОВА (1824-1897), «Крымская энциклопедия».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s