Херсонес Таврический: история и религия

Заповедник «Херсоне Таврический»Херсонес Таврический это не просто музей. Это гигантский общеевропейский научный центр

Никита Соколов, историк, Председатель Совета Вольного исторического общества:

Мы собирались поговорить о переходе в федеральную собственность после присоединение Крыма. Этого не было сделано, потому что есть сложные обстоятельства. С одной стороны, этому сопротивлялся город Севастополь, ведь когда Херсонес в 2013 году приобрел статус памятника ЮНЕСКО, охраняемого всемирного культурного наследия, к заповеднику кое-чего прирезали и за ним утвердили довольно большие куски земли, с которыми город не хочет его отпускать в федеральное ведомство, так как потом это уже нельзя будет как-то застроить для нужд города. И после разговора о сакральной Корсуни, второй мотив промедления тоже вполне понятный. Как только Херсонес передается в федеральное ведение, тут же теряются шансы вернуть ему, этому музею «Херсонес Таврический» и еще трем крымским музеям, которые сделали потрясающую выставку и которая застряла в Голландии – тут же шанс приобрести эти вещи обратно становятся призрачными. Если бы она принадлежала Севастополю, тогда не возник вопрос о юрисдикции. Европейцы же считают Крым украинским, и для них не возникает юридической коллизии.

Что значит заповедник «Херсонес Таврический»? Надо отдавать себе отчет, что это, строго говорят, не просто музей. Это гигантский научный центр, гигантский общеевропейский научный центр, а даже уже и всемирный. В России никогда отродясь такого не бывало. Там все учатся античной археологии, и на сотрудничестве с Херсонесом растут целые гигантские школы. На Урале, в Екатеринбурге, есть замечательная школа  византивистов и античников. Она выросла из Херсонеса как раз. Весь Эрмитаж много десятилетий копает и пополняет собственные коллекции. Это действительно научный центр. Там огромные лаборатории. Это просто долго описывать. Не надо воображать, что это такой музей: три витрины и раскопки. Это гигантское научное наследие всемирного масштаба.

Конфликт у заповедника был всегда с самого его создания в 80-е годы 19 века ровно с этим православным монастырем, который вдруг в 70-е годы водрузили на остатках этого городища. Тогда впервые, кстати, стали вспоминать, что Владимир – крестился здесь и, возможно, это было в Корсуни. Тогда начала выстраиваться главная идеологема империи. До этого Владимира не упоминали, это был такой, второстепенный…
Когда он канонизирован, князь Владимир, мы не знаем. Нет постановления никакого собора о его канонизации. С 14-го, даже с 15-го века точно он как-то…Но твердого… бумаги никакой об этом нет. По всей видимости, он действительно был для интересов государственных и такого символического использования исторического капитала во всякой внутренней и внешней политики он был фигурой второстепенной до самого времени Александра III. Ведь обратите внимание, что ни Екатерина его как-то не поминала, строя греческий проект, ни потом крымский проект. Почитаем, да. Но как фигура крестителя он существовал, разумеется. В святийном каноне, и так далее. В историческом.

А в районе 1903-го Крещение – там появился монастырь уже до этого. И тут же начался конфликт с хранителем музея, немедленно, потому что тут же этот храм водрузили на недокопанных, а частью еще и не копанных вовсе как бы самых ценных строениях древнего города. Тут же стали ставить монастырские трапезы на недокопанном. И, собственно, этот бедный археолог воевал на два фронта: он воевал с православной церковью, которая громоздила там свои хозяйственный постройки и с военной администрацией Севастополя флотской, которая норовила все время нарыть артиллерийских окопов. Бедный этот польских уроженец… забыл имя первого директора этого музея – он страшно воевал, испортил себе на этой войне здоровье.

И образовался заповедник. Но именно его противоречия с монастырем, сколько они длились? Потом, в 1920 году монастыря не стало, храм был закрыт, все противоречия кончились. Но проблема возникла на той же точке, когда в 1991 году монастырь возобновил свою деятельность, и тут же объявились от него претензии, и до сих пор, собственно, античная коллекция самая ценная херсонесская недоступна для обозрения, потому что она выставлялась в трапезной монастыря, а трапезную монастырь забрал себе обратно.Коллекцию тогда выкинули на улицу. А что, собственно, удивительно? Это языческие вещи. Почему, собственно, православные монахи должны испытывать как-то к ней специальный пиетет. Не христиане ли сожгли Александрийскую библиотеку?
Я думаю, что это по греховности человеческой природы, а не от таких свойств институтов. Вот как-то не сговорились. Во всяком случае, в последние годы эти отношения начали, по отзывам всех, кто близко наблюдал дело, они как-то пришли в норму, началось нормальное сотрудничество. Там же сложность, в общем, в распорядке дня, проходах разнообразных: как верующим войти в храм и не платить при этом за музейный билет… Ну как-то вполне технические вещи решали.

Во всяком случае, все, кто близко к этому стоит, говорили, что, в общем, конфликт погашен, что какое-то сотрудничество налажено, что эти эксцессы 90-х годов там прекратились.

Там порядка трех сотен человек весьма высокой квалификации: археологов, этнографов, историков, палеографов, химиков, поскольку там лаборатория специальная, специализированная на консервации и очистке находок. Там совершенно отдельная керамическая лаборатория. Многие приехали.  Потому что это мировой центр. Это европейский центр. И люди туда приезжали работать. А кроме того очень важно понять, что Херсонесский заповедник был таким центром, где не очень важно, кто там в штате смотрителем, потому что туда приезжали люди первой величины из Питера, из Екатеринбурга, из Парижа, откуда угодно и работал там годами. Работали, изучали, вели свои раскопки, в первую очередь, и конференции, и исследования.. Последние два года, разумеется, она сильно осложнилась.

Уникальность Херсонеса заключается в том, что это практически единственный античный город, от которого осталась существенная часть, структура остатков, так называемые хоры, чего нигде нет. Это ближайшая городская округа к античного городу, которая выполняет совершенно особенные функции. Это особняки богатых горожан, которые там в прохладе живут, а в город ездят по делам. И это практически уникальная вещь в мире. Говорят, что что-то похожее есть в турецком Трабзоне, но по значению и по качеству это совсем не то. Тут у Херсонеса нет равных.

С.Бунтман― Да, тут про орден я могу сказать, что он был учрежден Екатериной, сейчас скажу… 22 сентября 1782 года. Она учредила в честь 20-летия царствия своего за воинские заслуги. Но это не означает, что был какой-то именно первейшего значение какое-то почитание Владимира. Все-таки, действительно, со второй половине 19-го века.

С.Шаргунов― Но интересно, что именно Екатерина, потому что южные завоевания…

 

Позиция двойного ключа. Некоторые вещи признаются имеющими ценность по разным шкалам. Для некоторых она святыня, а для некоторых просто предмет культуры. Вот как-то стороны должны признать, что оба подхода имеют право на существование. Тогда о технических вещах можно будет договориться. У нас же это как-то пока не решено окончательно. И множество было случаев, когда православные настаивали на возвращении культурных ценностей и шедевров живописи, с нашей точки зрения, с точки зрения людей не православных, в храмы, напрямую погибли, где нет для них совершенно никакой возможности сохраниться, этим старинным…

…Почитая их только святынями, но никак не предметами культуры. Такие случаи известны.

Есть такие, конечно, храмы, например, как Покрова на Нерли или храм Василия Блаженного, где все по-прежнему сочетается, то есть периодически проводятся служения …Это простые случаи, когда храм некоторое функционировал как музей того же храма, поскольку там ничего другого не было. А вот с Соловками что делать?

Соловки, с одной стороны, православная святыня и место намоленное и церковное, а, с другой стороны, это советский лагерь с этим пластом гигантской истории и памяти. Вот, что с ним делать? Выкинуть насовсем? Его теснят, и, в конце концов, затопчут.

Вот вообразите себе, что Освенцим был на месте алтаря. Вот вы точно хотите окончательно уничтожить все следы Освенцима, чтобы публика про это окончательно забыла. Или, может быть, некоторыми алтарями следует пожертвовать, чтобы оставить память об Освенциме.

Один из элементов общей стратегии, что всем надо быть как бы совершенно единомысленными и единоверными и не допускать никакого разнообразия. Проекцией этого в сферу материальной культуры становится такое отношение, что есть только одно правильное решение, все остальное – ересь. Но так не бывает. Не существует никакого общего правила. Здесь не существует никакого единого учебника истории, потому что единая истина – это совсем не закон природы, чтобы его раскрыть в рамках одного текста. Так что ровно то же самое происходит и в разных сферах жизни. В молодые годы я много ходил по северу на байдарке: Куна, Карелия, Архангельская область. Вот там совсем беда, там же исчезает совсем это деревянное… Что с Кижами? Тоже много часто об этом тревожно говорят. Поговорили и затихли. Просто разрушается, но как-то об этом не пишут.

Очень много сельских приходских храмов восстанавливается силами местных общин… А мыслимо ли это все восстановить и нужно ли? Потому что мы все-таки другое общество.

Нам всячески утверждают, что Креститель и крещальная купель – наше всё. А по большим церковным праздникам в православную церковь ходит 3, от силы 4 процента граждан. Это близко, кстати говоря, к погрешности. И сколько их на самом деле мы не знаем. Я боюсь, что это как бы уважение к традиции, понимаемой, как традиция вполне языческая, некоторая обрядовая.

А как вы предполагаете детей учить сложности мира, если не учить их сложной истории. Если у нас примитивная, черно-белая… мы сидим в осажденной крепости, осажденной врагами. Испокон веку, вот все 10 веков так и сидим. Что, где осажденная крепость? Все вздор сталинского времени. Но продолжают так учить. Люди эту модель переносят и в современность, естественно и в частное поведение. Это не просто печальная штука, а это, во-первых, результат деградации гуманитарной среды в советской России, которая специально была большевиками вытоптана. А, во-вторых, результат манипуляций уже современных политтехнологов, когда они всех убеждают, что есть мнение, а никаких устойчивых знаний и истины нет. Мнения имеют, извините, разную цену. Есть мнение, а есть знание. Вы можете иметь другие мнения, но вы не должны иметь другие факты.

Какой бы ни написали учебник, он должен соответствовать историко-культурному стандарту, принятому два года назад – всё! Из него не выползешь. Это принято, это закон. Что такое историко-культурный стандарт. Это такой перечень дат, событий…что там, в 13-м веке упомянуто Невское сражение, Чудское сражение, и не упомянута Шяуляйская битва, где псковичи бились на стороне ордена. Как только вы
рассказываете про Шяуляйскую битву, где псковичи бились на стороне Ордена с Литвой, рушится насмерть концепция сталинская.


Комментарии

Окрестности античного мира пытаются выдать за мировой центр. 1,500-2,000 жителей по сравнению с 10-15 в Пантикапее или Феодоссии. Балаклавская деревня. И да. Это не Севастополь, а именно Балаклава. Смотрите на карту и думайте.
Стыд и срам российским исторегам не знать азов и буков.
Да уж. Втыкать нашему школьнику правду про историю — это ни к чему. Что Киев был отвоеван у Орды за 100 лет до того как. И был в Речи 300 лет. Или Смоленск был в составе Литвы 400 лет против 250 московитских. Ох. Лучше-бы они про исконность и не заикались. А то финны и Мордовская Автономия вполне могут потребовать возвращения взад.

***

История Херсонеса

В конце VI, начале V века до Р. Х. на юго-западном мысу Крымского полуострова был основан город. Как пишет Страбон, писатель II века по Р. Х., город был основан выходцами из Гераклеи, которая входила в Понтийское царство, и находилась на южном берегу Черного моря, прямо напротив вновь основанного города. Климат Херсонеса мало соответствовал климату Греции. Резкий ветер, каменистый грунт, безводная местность требовала терпения и труда.  Как говорит историк, в деле основания Херсонеса показали себя такие качества колонистов как работоспособность, упорство и воинская храбрость.

Благодаря усилиям жителей развилось и процветало земледелие, виноградарство, рыбная ловля, солеварение. Херсонес, как древнейший предвестник Севастополя, со своими заливами, гаванями, стенами и башнями, составлял обособленный мир, доступный, однако для внешней торговли и дружеских связей. Обитатели города постепенно завладели всем небольшим полуостровом между заливом Символов и Ктенунтом. Тогда собственно город и стал называться Херсонесом, то есть — полуостровом. С III века город стал называться Херсоном и владел уже всей западной частью крымского побережья.

Херсонес, как и другие греческие города древности,  в войнах отстаивал свою независимость, расширял или терял свои владения, поклонялся богам своего народа. Как во всех греческих городах развивались в Херсонесе искусства и художества. Первоначально они полностью были подчинены афинскому влиянию. С III века до Р. Х. преобладает малоазиатское влияние, а со II века до Р. Х. — родосское. И хотя о художественной жизни Херсонеса первых веков известно мало, здесь,  несомненно, существовало древнее дорийское строительное искусство, которое впоследствии слилось с византийским; процветали картины, искусство прекрасно разрисовывать вазы, чеканить монеты. Нам известно о многочисленных прекрасных храмах, украшенных резными мраморными колоннами и плитами и бронзовыми изваяниями. Здесь, как и в других греческих городах, устраивались празднества с блестящими процессиями и театральными представлениями. Здесь граждане упражнялись и состязались в беге, скачках на конях и колесницах.

                Так протекала жизнь греческого полиса, потрясаемая своими местными треволнениями, пока не явилось  и в этот город истина Света Христова.

 

Предание гласит, что около 62 года через Херсонес проезжал апостол Андрей, направляясь на север в страну скифов. По свидетельству писателя X века, иеромонаха Епифания, апостол Андрей прибыл в Херсонес по пути с кавказского побережья через Пантикапею и Феодосию. В Херсонесе апостол оставался долгое время.

 

Согласно церковной летописи в 92 году в Херсонес была сослана Флавия Домитилла, племянница императоров Тита и Домитиана, принявшая христианство от св. Климента. Ее до смерти держали в Херсонесе в заточении в тяжелых оковах.

                В 94 году сослан был в Херсонес св. Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. Многие, правда, относят ссылку св. Климента к царствованию императора Траяна. Св. Климент был сослан в местность, находящуюся рядом с Херсонесом (по одной версии это Инкерман, по другой — Казачья бухта). Там в каменоломнях на каторжных работах находилось много христиан. Св. Климент произвел много чудес и обратил к вере и крестил многих местных жителей. По словам Метафраста, писателя X века, настроилось до 75-ти христианских общин и церквей. Многие из инкерманских скальных храмов приписываются времени св. Климента. С этого времени начинаются в Херсонесе гонения против Христиан. Сам Херсонес в течение столетий служил римским и византийским императором верным и удобным пунктом для высылки политических узников и людей, не угодных власти.

 

                 Предание гласит, что в 100 или 101 году прибыл в Херсонес Анфидион (Анфидиан, Авфидиан), посланный императором Трояном для прекращения проповеди св. Климента. Он предал многих христиан мучениям, а св. Климента утопил в море против берега Херсонеса. Впоследствии мощи св. Климента были обретены нетленными и перенесены в храм, где и покоились до IX (или X) века. 

 

                 Согласно церковной летописи в 300 году прибыли в Херсонес два миссионера, посланные иерусалимским патриархом Эрмоном, Василевс или Василий и Ефрем. Св. Василий, назначенный патриархом епископом Скифии и Херсонеса, стал проповедовать в городе. Еврем же «оставляя херсониситы св. Василию, иде в скифы, окрест Дуная жительствовавшия». Языческое население и иудеи города не приняли св. Василия. Терпя побои он, удалился в пещеру. Здесь он прославился чудесами. Воскресив сына херсонесского «князя» св. Василий завоевал сердца горожан. «Князь», его дом и многие из народа приеяли крещение. И стала расти вера Христова в Херсонесе. Однако не все херсониситы стали христианами. В 310  году св. Василий мученически скончался от рук язычников, когда его, связав ноги веревками, тащили по улицам города.

                 В 310 году, вслед за смертью св. Василия прибыли в Херсонес три епископа, святые Евгений, Елпидий и Агафадор, посланные тем же иерусалимским патриархом. Их проповедь имела успех, но в 311 году они тоже приняли мученическую смерть от язычников и иудеев. В 315 году мученически погиб св. Еврем.

                В 318 году римским патриархом епископом в Херсонес был послан св. Еферий. Видя непримиримость к христианству части народа, св. Еферий просил у императора Константина указ о беспрепятственном совершении богослужения, для чего и ездил в Константинополь. Получив указ, христианская община во главе со св. Еферием воздвигла первую христианскую церковь в Херсонесе. Св. Еферий вторично отправился в Константинополь, чтобы поблагодарить императора, но не доплыл до Херсонеса. Он остановился по причине болезни на острове Алсос, где и умер. 

               После кончины Еферия, херсонесцы христиане  в 324 году отправили посольство императору Константину с просьбой поставить епископом города известного чудесами свт. Капитона. И в 325 году свт. Капитон в сопровождении 500 воинов прибыл в Херсонес. Когда свт. Капитон проповедовал в городе,  язычники схватили святителя и бросили его в печь для выжигания извести. Но св. Капитон вышел из печи цел и невредим. Пораженный чудом народ принял крещение, а Капитон соорудил церковь во имя апостола Петра.  Отряд из 500 воинов возглавлял военачальник Феона, он по поручению императора стал охранять епископа и получил от Херсонеса восточную часть города, прилегающую к храму св. Петра. Эта часть города стала называться впоследствии  — квартал Феона. О миссионерских подвигах свт. Капитона было сообщено на IВселенском Соборе в 328 году. Свт. Капитон окончил свою жизнь мученически. Возвращаясь из Херсонеса в Константинополь и застигнутый бурей, корабль был прибит к устью Днепра, где на него напали язычники. Разграбили все, а свт. Капитона утопили.

 

               Однако Херсонесская епархия процветала. Череда епископов сменилась архиепископами, а позднее и автокефальными митрополитами. Уже в 381 году на   IIВселенском Соборе в Константинополе присутствовал девятый епископ Херсонесский Еферий II.

 

Херсонес к концу IV века достиг значения первоклассного города. Его власть простиралась и на Босфор и на малоазийское побережье. Ему принадлежало несколько городов и деревень с многочисленным промышленным населением. К тому времени херсонесская республика была самым могущественным государством в Тавриде. Древнее имя —  Херсонес в III веке заменяется на Херсон.

Уже в I веке по Р. Х. население Херсонеса составляет около 50 000 человек. Домов в нем было не менее  5 000. В городе было много площадей и улиц, украшенных красивыми зданиями и статуями знаменитых граждан из мрамора и бронзы. Город был разделен на 4 квартала, из коих северный занимало скифское племя сатархов, а греки и тавры занимали южный квартал и берег моря.  Окрестности города были покрыты виноградными плантациями, вокруг города располагалось  200-300 вилл и ферм и несколько замков. Только в воде всегда чувствовался недостаток.   Поэтому херсонесцы рыли колодцы, устраивали цистерны и водопроводы.

Херсонес был центром торговли. Торговал со всем миром. Херсонес был главным рынком по продаже рыбы, которую ловили в большом избытке в ближайшей к Херсонесу гавани Символов, а также в устьях Днепра.

                IV век по Р. Х. становиться временем испытания для Херсонеса. Началось великое передвижение народов. Римская империя разделяется на Западную и Восточную, частью последней  сделался Херсонес. Богатый Таврический полуостров стал приманкой для варваров. Сюда проникают готы, затем гунны. Позднее хазары, печенеги, руссы, куманы, монголы. Варварские племена, вторгаясь в Крым, разбойничали и убивали и уничтожили до 500 поселений. Херсонес оборонялся своими силами, но терял свои владения. Херсонес продержался еще тысячелетие. Это был единственный город на севере, где сохранилась греческая, христианская культура на границе варварских степей.

Сохранением своей независимости Херсонес был обязан: выгодному географическому положению и крепким оборонительным сооружениям, а также доблести и военной сноровке граждан. Варвары, нападающие на Херсонес, с одной стороны были разобщены, с другой – не были заинтересованы в полном уничтожении города, ценя его как центр торговли.  Периодически византийские императоры оказывали поддержку городу, даруя ему большие привилегии.

                С V по X век Херсонес находится под византийским владычеством. В царствование императора Феодосия II (408-450) империю наводнили гунны, проникнувшие на Таврический полуостров  и занявшие территорию от Босфора до Херсонеса. А на Константинопольском соборе в 438 году присутствовал 10-й епископ Херсонеса Лонгин. Он же подписался под актами Халкидонского вселенского собора (351 г), а 459 он участник Константинопольского собора. В 474 году гунны напали на Херсонес, долго держали его в осаде, отобрали большую часть его земель, но взять город не смогли. Непрерывная борьба с варварами, длившаяся почти 100 лет подорвала силы Херсонеса. Город был так измотан и обеднен, что не мог своими силами восстановить городские стены, что грозило окончательным разорением.  В 474 году горожане обратились к императору Зенону за помощью, который заботясь об укреплении окраин империи помог Херсонесу восстановить оборонительные сооружения. Известно, что в V веке в Херсонесе жил церковный деятель и писатель Иоанн-Кассиан, скиф, уроженец Херсонеса, ревностный обличитель несториан.

                К началу VI века гунны владели всем Таврическим полуостровом, за исключением Херсонеса. Но в 536 году воинственные племена осадили город, в результате чего Херсонес был сильно поврежден и укрепления снова пришли в упадок. Жители снова попросили помощи у византийского императора. Юстиниан  I (527-565) укрепил Херсонес и даже разместил там свой гарнизон. Благодаря покровительству императора город скоро оправился, население возросло. Херсонес был важен для Византии как стратегический пункт. Отсюда можно было влиять на кочующие народы Крыма. Но не менее важен был Херсонес как крупный торговый центр. В 553 году на V вселенском соборе в Константинополе присутствовал 11-й херсонесский

Епископ Стефан. Упоминается и о его приемнике Ефреме.

                 В начале VII века в Крыму появляются хазары, начавшие нападать на Херсонес. В 653 году император Константин II (641-668) ссылает в Херсонес римского папу Мартина I за публичное осуждение указа императора о монофелитах. Сохранились письма папы Мартина, в которых он описывает свое бедственное состояние, а также рассказывает о тяжелом положении в городе, где голод и часто совершенно нет хлеба. Из Херсонеса корабли вывозят только соль. Святой Мартин Исповедник, папа Римский умер в Херсонесе в 655 году 14 апреля, что и стало днем его памяти в православной церкви. Он был погребен в загородном храме Влахернской Божьей Матери, и от мощей его происходили многие чудеса.

                В 692 году на Трульском соборе участвовал Херсонесский епископ Георгий I.

                Царствование жестокого и развратного императора Юстиниана  II, особенно тяжело отразилось на судьбе Херсонеса. Свергнутый с престола, с отрезанным кончиком носа и языка Юстиниана  II был сослан в Херсонес. В это время хазары утвердились в восточной части Крыма и образовали большое упорядоченное царство – Хазарский каганат. Юстиниана  II, бежав из Херсонеса, с помощь хазарского кагана и болгарского царя вернул себе византийский престол и занялся мщением. Императорское войско завладело Херсонесом без сопротивления и началось истребление всех жителей за исключением отроков и детей, которых брали в рабство. Знатных жителей предали жестокой казни. Однако император, желая продолжения мести, приказал доставить пленных отроков и детей в Константинополь.  Но на обратном пути флот был разбит сильною бурею, в волнах погибли тысячи воинов и большая часть херсонесских пленных.

Юстиниана  II не опечалившись гибелью флота, послал в Херсонес новый флот  с войском, приказав превратить место нахождения города в пустыню и пройтись по нему с плугом.  Выжившие жители города под руководством оруженосца наместника Ильи  Вардана, перешедшего на сторону Херсонеса, наскоро исправили стены и  просили помощи у хазар. Каган прислал небольшое войско. Императорские послы просили у кагана выдачи Ильи и Вардана как изменников, но сами были умерщвлены. Между тем флот  под начальством Мавра-Беза с осадными машинами и таранами прибыл к Херсонесу. В результате осады 2 херсонесские башни были разрушены, но на помощь городу пришел хазарский отряд и разбил византийское войско. Тогда страшась расправы со стороны императора, византийское войско изменило Юстиниану и провозгласило императором Вардана с именем Филиппик. Соединенное войско Филиппика, Мавра и херсонеситов сели на корабли и поплыли в Константинополь, где Юстиниана  II был свергнут и казнен (711г.).  Воцарившись, Филиппик даровал Херсонесу многочисленные льготы.

                Однако в это время многочисленные греческие колонии Крыма и северного и восточного побережья Черного моря были покорены хазарами или покинуты. Хазары могли бы завладеть и Херсонесом, но по-видимому каган предпочитал дружественные отношения с византийской империей и ограничился установлением протектората над Херсонесом. И на протяжении VIII-IX вв. связывают тесные сношения. Хазары возвратили городу вольность, ценя его как важный торговый пункт. И действительно, лишенный земельных угодий Херсонес существовал исключительно иностранной торговлей. Итак, этот последний центр греческой культуры на Черном море счастливо устоял, и вскоре, благодаря могущественному покровительству дружественных ему хазар, совершенно освободился от главенства Византии, став вольным городом. Для Херсонеса наступила новая эпоха расцвета.

 

                Во времена царствования императора иконоборца Константина IV Копронима (741-775) в Херсонес ссылались христиане иконопочитатели.   В их числе был лишенный ноздрей затворник Софония.  Приговоренный к смерти, он бежал в Хазарию, где и стал епископом. В житии святого Стефана Нового, одного из вождей монашеской оппозиции против иконоборства, говорится, что черноморская область крепко отстаивала православие, и среди прочих Херсонес был убежищем православным от гонения императора иконоборца.

                В 787 году, после восстановления иконопочитания, многие преследуемые и недовольные епископы, монахи, пресвитеры и мирские люди находят убежище в Херсонесе. Хазары, господствуя над Готией и соприкасаясь с Херсонесом, понемногу перенимают христианскую веру от своих соседей.

                В царствование императора Никифора I Логофета (802-811) по церковному преданию море окончательно покрыло мраморный храм св. Климента.  Построенный на берегу, храм постепенно покрывался морем и лишь по временам выходил из воды. Со времен правления императора Никифора храм оставался погруженным в море.

                Около 825 года на Херсонес и Сурож нападает русская рать во главе с новгородским князем Бравлином. Согласно житию Св. Стефана Сурожского новгородцы захватили земли о  Керчи до Корсуни и разграбил храм в Суроже, где почивали мощи святого Стефана.  Под действием чуда князь крестился, освободил пленных  вернул награбленное.

 

                Приблизительно между 831-840 годами хазарский каган обращается к византийскому императору с просьбой прислать ему опытных строителей для укрепления столицы против печенегов. Император Феофил (829-842) направляет в Херсонес Петрона Каматера (трудолюбивого). Одной из целей этой экспедиции было укрепление императорской власти в Херсонесе. Петрон советует императору поставить в Херсонесе византийского наместника, а не предоставлять власть выборным посадником и отцам города. Император назначает Пертона наместником и стратегом. Всем местным должностным лицам вменяется в обязанность повиноваться ему. Образуется херсонесская область из греческих городов Тавриды и Босфора. Херсонес теряет свою свободу и управляется византийским стратегом. Византийские императоры часто меняли наместников в Херсонесе, боясь их популярности среди граждан. В городе было несколько восстаний, и Херсонес по временам отпадал от империи. Однако это не очень заботило центральную власть, так город было трудно защищать от нападения соседних варварских племен.

                При Феофиле, поборнике иконоборчества,  сослан был в Херсонес преподобный Иосиф песнопевец за дерзновенное публичное обличение ереси. Святой Иосиф оставался в Херсонесе в узах  до смерти Феофила. По смерти же того призван был в Константинополь  царицей Феодорой с сыном Михаилом.   

                Около 860 года в Херсонес прибыли братья Кирилл философ и Мефодий, посланные патриархом константинопольским Фотием для проповеди Евангелия хазарам. Они оставались в Херсонесе некоторое время и обучились сарматскому и славянскому языкам, возможно Кирилл выучился здесь и хазарскому языку. Есть предание, что в Херсонесе они обрели евангелие и псалтырь, писаное по-русски и человека, научившего Кирилла русскому языку. Этот «русский» язык, возможно, был язык германских россов (варягов), основателей русского государства. По преданию Кирилл выучил здесь еще еврейский и самарянский языки.

                Живя в Херсонесе, Кирилл отыскал мощи св. Климента Римского (862 г.).  «Слово об обретение мощей преславного Климента» (вероятно написанное св. Кириллом) описывает это событие на греческом языке и переведено на славянский. В итальянской легенде о перенесении мощей повествуется, что Кирилл допытывался у жителей Херсонеса, где погребен был св. Климент, Но жители ничего не могли ему сказать. Божественное откровение указало Кириллу место мощей св. Климента. Вступив на корабль с епископом и клиром, молясь, они прибыли к острову. Обходя остров стали рыть тщательно и в холме над развалинами обрели мощи и при них якорь, с которым мученик был брошен в море. С почестью мощи положили в церкви св. Созонта, затем отнесли их церковь св. Леонтия, а отсюда, обойдя город положили мощи в главном храме. Предполагают, что мощи св. Климента были обретены на островке в Казачьей бухте. По другой версии по молитвам святых море ночью чудодейственно расступилось и обнаружило храм с мощами св. Климента. Они были внесены на корабль и положены в городе в церкви св. апостолов.

                Благодаря проповеди Евангелия св. Кириллом и Мефодием немалая часть хазар крестилась. Христианская община в Хазарии, первоначально подчиненная епископу херсонесскому, получает своего епископа при патриархе Николае Мистике (901-915). О пребывании в Херсонесе св. Кирилла и Мефодия уже в конце IX века было составлено в Херсонесе письменное повествование. В 868 году св. Кирилл и Мефодий привозят мощи в Рим.

                В царствование императора Александра (911-919) патриарх Константинополя Николай Мистик (912-921) пишет к епископу Херсонеса письмо, дошедшее до наших дней. В этом письме патриарх хвалит епископа за просвещение светом христианства некоего народа, предположительно аланов (Ю. А. Кулаковский), и предлагает епископу Херсонеса избрать достойное лицо во епископы для этого народа и прислать его в Константинополь для избрания.

                В 944 году херсонесцы заметили и послали византийскому императору письмо о нашествии руссов под предводительством князя Игоря, корабли которых «покрыли море». Потерпев поражение под стенами Царьграда, кн. Игорь заключил договор, по которому, между прочим, обещал не тревожить жителей Херсонеса и принадлежащих колонии городов, но от набегов черных болгар.

                Император Константин Багрянородный, правивший в Византии в 945-959 годах, посвятил Херсонесу последнюю 53 главу в своем сочинении «Об управлении империей». О способах управления Херсонесом говорится в другом его сочинении «О фемах», в 12 главе, дошедшей до нас лишь в отрывках. http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/K.phtml?id=2051

Император был очень озабочен сохранением своей власти в Херсонесе и заботился о его процветании.

По прежнему было очень велико  значение Херсонеса, как центра торговли. Кроме прочих товаров их Херсонеса вывозили предметы церковной утвари: глиняные блюда с христианскими монограммами и крестами; бронзовые рукомойники церковного употребления  в виде грифов, львов, всадников; колокола; «корсунские» складные кресты, тельники, украшенные серебряной инкрустацией, или выделанные из различных яшм, серпентина, в золотой сканной оправе.
Текст по книге «Херсонес Таврический. Исторический очерк графа Алексея Бобринскаго. С-Пб., 1905»