Херсонес Таврический

Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в русских летописях — Корсунь) —полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской
колонией. В 2013 году внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

План Херсонесского городища.

Первая точка расположена в месте, где находится башня Зенона. Вторая — в алтаре храма с аркосолиями X-XIV вв. От нее мы идем к алтарю базилики Крузе. Далее мы идем на подворье Свято-Владимирского монастыря, расположенного в центре Херсонеса. На подворье монастыря находится Свято-Владимирский собор, внутри которого на первом этаже есть остатки стен храма Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь, в центре первого этажа Собора мы найдем четвертую точку. Пятая находится на втором этаже собора. Из Собора мы отправляемся к храму Артемиды Тавропулы, обозначенному на карте как «Базилика в базилике». От этой точки мы идем к шестой точке — Туманному колоколу.  Седьмая точка расположена по соседству, возле базилики Уварова. Это фиал — небольшой, восьмигранной формы, бассейн для омовений. Его предназначение изначально заключалось в том, что бы омыть руки и лицо перед вхождением в Кафедральный храм Херсонеса коим и является базилика Уварова. От фиала далее идем к восьмой точке, находящейся возле южной стены Уваровской базилики. В этом месте можно увидеть колодец ыв земле и кустарник, растущий возле него. От этой точки мы идем к беседке, в которой со слов историков был крещен святой равноапостольный князь Владимир «Красно Солнышко» (на самом деле крещение князя Владимира было проведено в том самом фиале, от которого мы только что отошли. При сличении плана базилики и изображения самого княжеского крещения дает полное понимание того, в каком месте это произошло..:).  От беседки мы идем к каменному четырехгранному столпу, находящемуся неподалеку. Именно возле него где и находится предпоследняя, одинадцатая точка нашего Пути. Последней точкой на нашем пути будет базилика святого Апостола Петра. Она и является главной и основной. Базилика расположена на одной прямой линии от Свято-Владимирского собора, в конце главной улицы Херсонеса.
Вот и подошло к концу посещение Херсонеса. На обратном пути можно спуститься в катакомбную церковь (на карте она обозначена как «храм-мавзолей»), и после его осмотра пойдем к выходу.

Древний город Херсонес Таврический и его хора, V век до н. э. —XIV век

Chersonesos ruins.jpg

 

Древний город Херсонес Таврический и его хора*

Руины Херсонеса

 
История

 

 

 

Давным-давно неподалеку от того места, где впоследствии был основан Севастополь, процветал греческий полис Херсонес, наряду с другими греческими колониями Северного Причерноморья.

Цитадель

История этого города начинается далеко в древности; с тех пор он успел побывать во владении греков, римлян, византийцев, Боспорского царства и других владельцев, а также побыть независимым городом-государством, но главное — он стал крупным торговым центром: через Херсонес проходило множество торговых путей, что позволило ему развиться, разрастись и стать не просто крупным и значительным (по меркам древности) городом, но еще и одним из главных участников местных геополитических событий.
Всё меняется, и своенравные и переменчивые торговые пути покинули этот город, заставив его навсегда остаться в средневековье. Так бы он и дожил до наших дней, быть может, подобно Верхотурью или Брюгге, если бы в один прекрасный момент очередные захватчики не решили, что им нужнее камни, чем город, и не разобрали бы большую часть зданий на стройматериалы. Этого Херсонес уже не пережил и до раскопок 19-го века его руины благополучно пролежали в земле, войдя постепенно в состав Севастополя.

 

 

Базилика в Херсонесе

 

Собор Св. Владимира в Херсонесе

 

В. Васнецов: Крещение Святого князя Владимира

Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков)архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.

Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.В III в. до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III в. до н. э.
Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. ВоII век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскомуцарю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошел на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твердую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.В первых веках н. э. в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом
римских войск в Северном Причерноморье. В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия (тер. совр. Болгарии), а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

 

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе

 

Уже в I вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий
принимал участие во Втором Вселенском Соборе[3]. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V вв. город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его 
Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII в. он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.Провал в 1204 г. IV-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII в. хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю.
В 1223 г. свой первый набег на Крым совершили монгольские орды хана Батыя; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII в. главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (совр. Феодосия), Солдайю (совр. Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (совр. Балаклава).В середине XIV в. контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Каффы и снова разрушил Херсонес.Не следует думать, что в XIII — XIV вв. херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы… Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 г. темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.В первой половине XV в. ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI в. польский посол Мартин Браневскийпишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…».

***

Государственный строй

Типичный греческий полис.

Херсонесское государство представляло собой рабовладельческую республику с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) — на год. Так называемый царь (василевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почетные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.
Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовалинародный суд и специальные должностные лица —
дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путем тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам». Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объёма, имена последних ставились на монетах и ручках амфор.Как и в других античных
государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Поэтому здесь существовала особая должность гимнасиарха. Все эти должности были выборными, выборы производились либохейротонией (голосование поднятием рук), либо по жребию. К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки — магистраты, характерные исключительно для аристократических и олигархических
государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей, цементирующей вооруженные силы.
Политическая история Херсонеса V-II вв. до н. э. нам почти неизвестна. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещен в источниках очень полно. С III в. до н. э. грозной силой в Северном Причерноморье становятся скифы. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе («Новый город», развалины его — на юго-восточной окраине современного Симферополя). Во главе его становится умный и энергичный вождь — царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей.
В I веке до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом её захватнической политики в Северном Причерноморье.
Торговля Херсонеса была в основном посреднической. Из греческих городов Малой Азии, островов Эгейского моря и материковой Греции (Гераклея,
Синопа, Делос, Родос, Афины) торговцы привозили сюда украшения из драгоценных металлов, оружие, расписную черно-лаковую посуду, оливковое масло, мрамор и т. п. Часть этих товаров перепродавалась соседям — скифам. Значительную долю херсонесского экспорта составляли туземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы. Гераклейский полуостров херсонеситы превратили в свою сельскохозяйственную округу — хору, где были возведены укрепления, усадьбы, размежеваны наделы, зазеленели виноградники и сады. Виноградарство и виноделие составило основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительное и косторезное дело. Во все времена жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками.
Римский протекторат способствовал экономическому подъему в I—III вв. Горожане активно укрепляли городские стены и башни, сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестраивали театр, провели несколько ниток водопровода. Херсонес вел оживленную торговлю с крупными торгово-ремесленными центрами Чёрного и Средиземного морей и, прежде всего, со своими традиционными партнерами на южном берегу Понта — Гераклеей, Синопой, Амисом, Амастрией. В Херсонесе периодически возобновлялась чеканка золотой монеты. К традиционно импортируемым в город товарам добавились изящные стеклянные и бронзовые сосуды, разнообразная красно-лаковая керамика, пряности и благовония. Из города в больших объёмах вывозилась сельскохозяйственная продукция, кожи, соленая и сушеная рыба, рыбные соусы. В это время рыболовство превращается в самостоятельную отрасль городского хозяйства. В ходе раскопок обнаружено около сотни рыбозасолочных цистерн, емкость некоторых из них достигала 30 — 40 тонн.После захвата Херсонеса Владимиром, Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.В XI—XII вв. наблюдается некоторое ослабление торгово-экономических позиций Херсона. Однако он сохранил своё значение как опорный пункт византийского военно-политического присутствия в регионе, о чём говорят находки печатей
севастов  — высших чиновников, членов императорских фамилий.Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII в. торговля на Чёрном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса.К середине XV в. жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города.


Интересные факты

  • В Херсонесе отбывали ссылку политические противники константинопольских властителей: папа римский Мартин, низложенный император Юстиниан II, его соперник Филиппик Вардан, братья Льва IV Хазарина, самозванный сын Романа IV.
  • Посещала Херсонес греческая королева Ольга, герцог Спартский Константин, принц греческий Георгий, российский император Александр III. Неоднократно посещал Херсонес последний российский император Николай II с семьей.
  • Распространено мнение, что город Херсон был назван императрицей Екатериной II в честь Херсонеса. Но есть и версия, что название «Херсон» связано с тем, из крепости был выход на высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком. На греческом «Херсон» — высокий берег, а «Херсонес» — полуостров. К тому же на момент подписания указа о строительстве Херсона Крым не был российским, это было самостоятельное Крымское ханство.
  • В 2009 году Национальный заповедник «Херсонес Таврический» совместно с американскими коллегами — Институтом классической археологии Техасского университета в Остине — реализовал проект по оцифровке документального фонда заповедника. Было записано 75 DVD — дисков с цифровыми копиями чертежей рукописей, негативов и книг XIX — начала XX века[5].

Раскопки

Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса, при которых было открыто три храма.[6] Производителем работ, предположительно, был капитан Севастопольского порта Мориц Борисович Берх.[7]Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов позапрошлого века под руководством генерала К. Е. Геммельмана. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.За годы Советской власти Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые — археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, а также других.В 2012 году впервые за всю историю подводных исследований Херсонеса, отдел подводной археологии Национального заповедника «Херсонес Таврический» получил разрешение на изучение акватории в административных границах всего Севастополя. Подводными археологами со дна моря были подняты интересные артефакты Средневековья[8]. В частности, 12 каменных якорей весом до 60 кг были обнаружены на глубине от 15 до 27 метров.

Херсонес. Западные ворота.jpg

 


Западные ворота

 

 

Херсонес Монетный двор.jpg

Подвальные помещения Монетного двора

Херсонес Керамика.jpg

Пифосы для хранения продуктов и вина

 

 

Архитектурные памятники

Центральная площадь Херсонеса

Агора (центральная площадь) Херсонеса располагается в средней части главной улицы. Заложенная здесь при первоначальной планировке города в V в. до н. э. она не изменила своего назначения до его гибели. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета.После принятия христианства в IV в. на агоре появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов. В середине XIX века в честь киевского князя Владимира, крестившегося в Херсонесе (Херсоне), на ней строится собор, носящий его имя.

Театр

Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал около 3000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когдахристианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом».Единственный античный театр, найденный на территории СНГ.

Базилика в базилике 

В мае 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол[9].

Башня Зенона 

Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.

Колокол
 


Колокол в Херсонесе

Табличка на колоколе гласит:

Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.Не все исследователи согласны с романтической историей происхождения колокола[10]. Согласно архивным данным, он был отлит примерно в 1890 году, незадолго перед завершением строительства собора. Свое место на берегу моря он занял в 1925 году, когда монастырские здания и собор превратились в служебные и выставочные помещения созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в ещё один памятник истории города Севастополя.

Теперь  —  это музей-заповедник, созданный трудолюбивыми археологами. При этом городская жизнь не умерла окончательно: в Херсонесе есть здания и 19-го века, и современные, а в городском театре по-прежнему дают спектакли, билеты на которые можно купить в билетной кассе музея.

Городский ворота

Херсонес, как и положено средневековому городу, обнесен стеной, которая достаточно неплохо сохранилась и впечатляет посетителей формами, напоминающими какие-нибудь развалины древних американских городов.

Руины городской стены

Названия элементов оборонительной стены (да и просто различных зданий города) — «перибол», «протехисма» и т.п. — напоминают об основателях города — греках.

У города была очень бурная и достаточно долгая история, поэтому всё здесь десятки раз перестраивалось: пришедшие в негодность архитектурные детали использовались в фундаментах новых домов, на месте улиц строили дома, на месте домов — площади, наслаивая таким образом планировки разных времен друг на друга. Некоторые места — главные площади, храмы, — подобно тяжелым камням посреди бурного течения реки, оставались, тем не менее, постоянными на протяжении всей истории. Археологи не стали выбирать из всех исторических этапов развития города один для восстановления: на каждом участке они уделили внимание той застройке, которую посчитали наиболее интересной.

Это привело к тому, что теперь в иных местах — хаос: посетители, прогуливающиеся по старинной городской улице среди оснований стен и стоящих на них каменных оконных блоков и дверных проемов, внезапно могут обнаружить, что находятся посреди какой-нибудь казармы, а посреди трибун древнего амфитеатра спокойно стоит христианский храм (а ведь неудобно было, наверное, на ступенях строить здание).

Амфитеатр

Храм на трибунах амфитеатра

Проще всего распознать в городской застройке церкви по характерной форме их фундаментов, включающей полукруглую алтарную часть.

Храм с аркосолиями

Христианских церквей в Херсонесе было совершенно немыслимое количество, при этом большинство их них было очень маленькими, и часто они располагались небольшими группами.
Во многих из них сохранились мозаичные полы — ныне они выставлены отдельно, под навесами, и очень любимы местными зверьми.

Мозаичные полы Херсонеса

Возле мозаичных полов выставляют гигантские амфоры.

Амфоры

Некоторые, особенные церкви были снабжены колоннами, которые теперь, когда стены церквей оказались разобранными, одиноко возвышаются подобно руинам древнегреческих храмов (к которым они, кстати, имеют некоторое отношение) посреди остатков города.

Базилика

Отдельным зданиям повезло больше.

Другой важный и характерный для города вид сооружений — это бездонные рыбозасолочные цистерны Их жители использовали для весьма популярного в этих краях вида кулинарии: местные рыбаки в огромных количествах добывали в море различную мелкую рыбешку, которую затем в полном составе загружали в рыбозасолочные цистерны, добавляли, собственно, соль и оставляли в таком виде до тех пор, пока рыба по естественным причинам, связанным с разложением, не превращалась в однородную полужидкую массу. Это сомнительное угощение называлось рыбным соусом и не только пользовалось большой популярностью в городе, но и экспортировалось за его пределы. Иные рыбозасолочные цистерны достигают невиданных размеров: путеводитель по городу утверждает, что археологи находили на дне некоторых из них многометровый слой неизрасходованного соуса.

После того, как в 19-м веке археологи добрались до города, в нем вновь началась жизнь. Неподалеку от центральной площади, за сквером открылся Свято-Владимирский монастырь, в корпусах которого ныне находится экспозиция археологических находок.

Свято-Владимирский монастырь

Во время Крымской войны в городе появились новые оборонительные сооружения, участвовавшие в первой обороне Севастополя.

В середине 19-го века на центральной площади решили возвести собор Святого Владимира (такое внимание именно к этому святому неслучайно: считается, что крещение Великого князя Владимира Святославовича произошло в городском соборе Херсонеса, стоявшем когда-то на центральной площади). Для этих целей стали собирать пожертвования, да насобирали так много, что хватило на два: второй построили в Севастополе. Оба собора построены в одном стиле, но отличаются по характеру. Севастопольский — уединенный, скрытый в зелени парка, скромный, даже миниатюрный и немного потрепанный. Херсонесский же собор — яркий, вызывающий, возвышающийся посреди руин древних христианских храмов на центральной площади города. Кроме того, он был не так давно отреставрирован: во время войны он пострадал значительно сильнее, чем севастопольский, так что потребовалась реконструкция купола и реставрация стен.

собор Святого Владимира

Центральная площадь города всегда находилась на этом месте, на вершине холма, поэтому храм теперь виден из любой части города.

Есть в городе и памятники — на центральной площади, в сквере стоит памятник апостолу Андрею Первозванному.

памятник Андрею Первозванному

На одной из центральных улиц — почетные захоронения знаменитых местных археологов.

На одном из прибрежных укреплений установлен колокол. У него запутанная история: он создавался из трофейных турецких еще пушек для одного из храмов Таганрога в конце 18-го века, затем в результате войн и завоеваний несколько раз перемещался по городам и странам, пока в один прекрасный момент в начале 20-го века не добрался до сюда. В качестве храмового колокола он, видимо, уже не пригодился, поэтому был установлен здесь и помогал, как мог, судоходству в окрестностях Херсонеса.

Херсонесский колокол

Часть города оказалась на грани: морские волны подмывают непрочный берег и руины падают в воду. Среди упавших обломков видны фундаменты сразу построенной на кромке воды купальни, относившейся к монастырю.

Монографии

  • Гавриленко О. А. Античні держави Північного Причорномор’я: біля витоків вітчизняного права (кінець VII ст. до н.е. — перша половина VI ст. н.е.). Монографія. — Харків: Парус, 2006. — 352 с.
  • Зубарь В. М. Боги и герои античного Херсонеса. — Издательский дом «Стилос», 2005. — 188 с.
  • Кадеев В. И. Херсонес Таврический. Быт и культура (I—III вв. н. э.). — Харьков: АО «Бизнес Информ», 1996. — 212 с.
  • Кадеев В. И., Сорочан С. Б. Экономические связи античных государств Северного Причерноморья в І в. до н. э. — V в. н. э. : (на материалах Херсонеса). — Харьков: Вища школа, Изд-во при ХГУ, 1989. — 134 с.
  • Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. — Харьков: Майдан, 2000. — 828 с.
  • Херсонес Таврический в середине І в. до н. э. — VI в. н. э.: Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.Статьи
  • Стржелецкий С. Ф. Клеры Херсонеса Таврического. К истории древнего земледелия в Крыму // Херсонесский сборник. — Симферополь, 1969. — Вып. 4. — С. 7-29.
  • Тюменев А. И. Херсонесские этюды. I. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения Херсонеса // Вестник древней истории. — 1938. — № 2(3). — С. 245—275.

somethings.narod.ru

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s