«Пещерные города», памятники крымского средневековья

Дальние окрестности

Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Кыз-куле, Каламита, Бакла, Кыз-кермен, Cюйрень, Качи-кальон, Шулдан, Успенский скит, Челтер-коба, Челтер-мармара — все эти замечательные памятники крымского средневековья объединены общим названием — «пещерные города» . Расположенные на высокогорных плато, с загадочно чернеющими окнами пещер, они уже не одно столетие будоражат воображение путешественников, вызывая удивление и восхищение.

Об их происхождении ходили самые фантастические предположения… «для тогдашних людей твердые камни были игрушкой«, — писал, например, турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби, — «те скалы дробили они в течение одного мгновения, как будто сыр резали, и таким образом, построили разные какие только пожелали дворцы, дома жилые, а также комнаты для собраний«.

Когда к спору подключились ученые, мнения тоже разделились, но сейчас большинство ученых считают появление «пещерных городов» (за исключением пещерных монастырей) результатом деятельности византийских императоров, построивших в конце VI — VII вв. на подступах к Херсонесу-Херсону, северному форпосту империи, цепь укреплений, в которых несли службу гарнизоны из местных гото-аланских племен, союзников Византии. Еще в период правления Юстиниана (527-565 гг.) была провозглашена идея реставрации Римской империи в ее прежних границах с центром в Константинополе. Наряду с войнами, которые вела империя на Западе и Востоке, ее влияние значительно возросло и в Северном Причерноморье.

В главном северном форпосте империи — Херсоне проводилось широкое крепостное строительство, которое не ограничилось только Херсонесом, но охватило весь прилежащий юго-западный нагорный район. По сообщению Прокопия Кессарийского, для защиты от варваров Юcтиниан I построил «длинные стены», которые блокировали проходы в горных долинах, а сооружали на высокогорных плато крепости, известные сейчас как Каламита-Инкерман, Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Бакла. Строительство стен и монументальных зданий проводилось под руководством византийских инженеров, с привлечением строительных артелей Херсонеса, силами и за счет местного населения.

Некоторые крепости к IХ — ХIII вв. приобрели городские черты ( Эски-кермен, Мангуп-кале, Тепе-кермен, Чуфут-кале, Бакла ), а две наиболее крупные стали к ХV в. столичными центрами: Мангуп-кале — столицей княжества Феодоро, Чуфут-кале — Крымского ханства.

 

Мангуп-Кале. VI — ХVIII вв.

 

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной – настоящие бездны ада!» — восклицал Эвлия Челеби, турецкий путешественник. ХVII века.

 

«Ничто в какой бы то ни было части Европы, не превосходит ужасающей величественности этого места!» — восторженно вторил ему почти через 150 лет английский путешественник. ХVIII в. Эдуард Кларк. Подобные впечатления на протяжении уже ни одного столетия оставляет у путешественников Мангуп-кале — наиболее выдающийся памятник из всех «пещерных городов», расположеный на плато одноименной горы Мангуп, на высоте около 600 м над уровнем моря. С трех сторон он ограничен обрывами до 40-70 м по вертикали, северный склон прорезали три глубоких оврага, образовавшие четыре мыса: Тышкли-бурун (Дырявый мыс), Элли-бурун (Ветреный мыс), Чамны-бурун (Сосновый мыс), Чуфут-чеорган-бурун (мыс Вызова иудеев).

 

В VI в. на плато византийскими императорами было построено укрепление, которое многие ученые отождествляют с загадочной крепостью Дорос, упоминавшейся в византийских источниках VII — IХ вв., как главная крепость Крымской Готии.

 

Несмотря на труднодоступность, на плато Мангупа в свое время поднимались многие ученые и путешественники, оставившие свои восторженные впечатления, среди которых были: в 1578 г. — польский посол и дипломат Мартин Броневский, в середине ХVII в. — турецкий путешествнник Эвлия Челеби, в 1795 г. – английская путешественница М. Гатри (Guthry), в конце ХVIII в. – её соотечественник Э.Кларк, в сопровождении ученого П. Палласа… Список можно было бы продолжить вплоть до наших дней. Но, пожалуй, наиболее своеобразным обозревателем мангупских далей стал командующий немецкой армией генерал Манштейн, устроивший во время Второй мировой войны при штурме Севастополя на плато Мангупа наблюдательный пункт. Впоследствии он вспоминал: «Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения«. Но задолго до Манштейна это преимущество Мангупа оценили византийские военачальники, наблюдавшие с плато за передвижениями варварских племен.
Руины цитадели Мангупа
В VI-VII вв. в крепости Дорос-Мангуп несли службу федераты Византии готы и аланы. В конце VIII — конце IХ вв. Мангуп попадает под власть хазар; конец Х — ХIII – период упадка в его истории, сменившийся к ХIV -ХV вв. возрождением и расцветом. Мангуп становится столицей княжества Феодоро, включавшего юго-западное нагорье и Южный берег от Ласпи до Алушты, появляется новое одноименное название города — Феодоро.

При князе Алексее, правившим в 20-30-х годах ХV в. в центре городища заново возводится большая базилика и дворец, реконструируется цитадель. К этому времени окончательно формируются три линии обороны города. Первая – внешняя, обеспечивала оборону уязвимых мест по контуру плато. Вторая- это непрерывная линия стен с башнями, пересекающая плато поперек, от юго-западного обрыва до западного склона оврага Гамам-дере. Третья — цитадель на Дырявом мысе.

 

В 1475 г. Мангуп -Феодоро был завоеван турецкой армией и до ХVIII в. являлся опорным пунктом османского владычества в Крыму. После поражения во 2-ой русско-турецкой войне турки оставили полуостров, и крепостью ненадолго овладели татары. Окончательно Мангуп-Кале был покинут в конце ХVIII в.Эски-

Кермен (Старая крепость)
Кoнец VI — ХIV вв.

 

«Недалеко от Манкопии находится некая весьма древняя крепость и город, но она ни у турок и татар, ни даже у самих греков, вследствие крайней древности, не носит никакого названия«, — писал в ХVI в. польский посол Мартин Броневский. Вероятно, поэтому татары стали называть ее просто – «Эски-кермен», что означает «Старая крепость». 

Эски-кермен — один из наиболее живописных пещерных городов. Он расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси север-юг. Длина плато 1040 м наибольшая ширина — 170 м. Северный и восточный склоны имеют крутые обрывы до 30 м по вертикали. В конце VI в. здесь была основана византийская пограничная крепость, в которой находился гото-аланский гарнизон. Крепость была прекрасно укреплена. На пологом южном склоне в скале вырублена дорога, ведущая к главным городским воротам. Особенно был усилен южный узел обороны у главных городских ворот, в противоположном конце плато был устроен Северный дозорный комплекс, по краю над обрывами расположены казематы, помещения для стражи, контролировавшие подходы к крепости.
Одновременно со строительством крепости у восточного обрыва плато был устроен осадный колодец. В толще скалы был вырублен узкий коридор-тоннель с крутой шестимаршевой лестницей из 95 ступеней. В конце каждого марша — площадки, на одной из которых было сделано сквозное отверстие для освещения лестницы. Тоннель заканчивался десятиметровой каптажной галереей с естественным источником. По ходу первого марша находилось специальное помещение для стражи, охранявшей этот важный стратегический объект.

Крепость имела стратегические запасы зерна, хранившиеся в больших ямах, вырубленных в скале. В систему обороны входил также Северный дозорный комплекс, расположенный на северной оконечности плато, отделенной от основного массива городища седловиной. Попасть в него можно было только через особую пещеру с замаскированным входом, из которой двухмаршевая лестница выводила на дозорную площадку с прекрасным обзором окрестностей. Так как первые обитатели и строители крепости — готы — были христианами, одновременно с крепостью строятся пещерные храмы и наземная базилика.

В VIII в. крепость захватили хазары, вероятно, разрушившие систему обороны крепости. К концу Х-ХIII вв. Эски-кермен представлял собой небольшой город с прямоугольными жилыми кварталами, наземными и пещерными храмами. На самом высоком месте плато стояла базилика, построенная в VI в. и погибшая вместе с городом в конце ХIV в. во время набега на Крым Едыгея.

Северо-западнее Эски-кермена на труднодоступном плато противоположного склона ущелья сохранились руины позднесредневековой крепости Кыз-куле (Девичья башня), существовавшей в XIV-XV вв. На территории укрепления сохранились живописные руины башни с воротами, маленькой одноапсидной часовни с вырубленными в скале усыпальницами, а также следы построек, назначение которых пока не установлено.

Чуфут-Кале (Иудейская крепость)
Конец VI — конец ХIХ вв.

Чуфут-кале расположен недалеко от Бахчисарая, на плато, возвышающимся над долинами на 200 м, ограниченном с трех сторон обрывами до 50м по вертикали. Основан в конце VI — VII вв. как византийская крепость, населенная местными аланскими племенами, союзниками империи.

Территория города традиционно делится на три хорошо выраженные части:Бурунчак — незастроенная западная часть плато, площадью около 36 га; Старый город, площадью ок. 7 га, отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город, площадью более 3 га, расположенный между Средней и Восточной оборонительными стенами.

С ХIII в. появляется название Кырк-ор — Сорок укреплений. В 40-х годах ХIV в., в правление хана Джанибека, крепость захватывают татары, в ХV в. она становится первой столицей Крымского ханства и резиденцией первых Крымских ханов Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея. В ХVI в., после перенесения столицы в Бахчисарай, в Кырк-оре остались жить небольшая армянская община и преимущественно караимы, исповедовавшие доталмудический иудаизм и с ХVII в. он стал именоваться Чуфут-кале — Иудейская крепость.

 

Турецкий путешественник ХVII в. Эвлия Челеби сообщает об еще одном малоизвестном названии города: Гевхеркермен — Крепость Драгоценностей. После вывода христиан из Крыма в 1778 г. на Чуфут-кале остались одни караимы. Последний житель покинул город в конце ХIХ в. Это был караимский ученый, известный собиратель древних рукописей Авраам Фиркович.

До сих пор на Чуфут-кале можно увидеть систему обороны: крепостные стены, южные и восточные ворота, башни; улицы с узкими тротуарами, жилые усадьбы, караимские молитвенные дома — кенассы, мавзолей дочери хана Тотамыша — Джанике-ханым, вырубленные в скале пещерные помещения различного назначения. В настоящее время это лучший по сохранности и наиболее посещаемый памятник средневекового горного Крыма.

Тепе-Кермен
(Крепость на вершине)
VI — XIV вв.

«…. высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы, на вершине которой еще и теперь видны остатки крепости, по-видимому, глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и искусственных пещер» (Тунманн. XVIII век)

Расположен близ Бахчисарая на горе, возвышающейся на 540 м над уровнем моря. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м.

Основан в VI в., наряду со многими другими византийскими крепостями. К Х в. Тепе-Кермен приобретает черты городского центра, а в XIV в. прекращает свое существование. От других «пещерных городов» Тепе-Кермен отличается большой концентрацией искусственных пещер (до 300) при относительно небольшой площади городища (около 1 га).Это один из наименее изученных памятников крымского средневековья. До сих пор, например, не ясно, как решалась на Тепе-Кермене проблема водоснабжения. Предположительно определены пещерные христианские церкви, оборонительные казематы с амбразурами, сохранились следы наземной жилой застройки. Одни исследователи склонны считать Тепе-Кермен одним из пещерных монастырей, другие склонны видеть в нем феодальное укрепление, господствовавшее над Качинской долиной. 

Кыз-Кермен
(Девичья крепость)
V — IX вв.

Находится в Качинской долине по соседству с Тепе-керменом. На плато сохранились остатки оборонительной стены, башен, жилых усадеб.

       

 Оборонительная стена                             Пещерная келья в восточном
обрыве мыса

О Кыз-кермене и Тепе-кермене существует древняя крымская легенда, согласно которой между ними когда-то был построен мост, где должны были встретиться красавица-дочь кыз-керменского князя и наследник тепе-керменского замка, чтобы заключить брак и этим положить конец вековой вражде двух родов. Но девушка, дойдя до середины моста, вспомнила старые обиды, выхватила меч и убила жениха. Дружина князя тут же зарубила ее. И вновь вспыхнула война между двумя городами. А мост развалился, огромные камни, из которых он был сложен, как гласит легенда, и сейчас еще разбросаны по оврагу, разделяющему Кыз-кермен и Тепе-кермен.

Качи-Кальон
(Крестовый корабль)
Конец VI(VII) — XVIII вв.

С дороги качи-кальонская скала похожа на гигантский корабль, плывущий по Качинской долине. В верхней части «носа корабля» в рисунке природных трещин просматривается изображение огромного креста, отсюда название: Качи-кальон — Крестовый корабль. В раннее средневековье здесь появляется укрепленное поселение, в Х — XII вв. — христианский монастырь.

У подножия обрыва по крутому склону разбросаны отколовшиеся от массива глыбы известняка, некоторые — величиной с двухэтажный дом, в некоторых из них высечены пещеры, в которых размещались винодельни, кладовые. Иногда пещеры использовались под жилье. Более сотни винодавилен свидетельствуют об основном занятии жителей поселения.

В обрывах Качи-Кальона пять естественных гротов с искусственными пещерами, расположенными в несколько ярусов и соединявшихся между собой лестницами и переходами. Наибольший интерес представляет Четвертый, или Большой, грот с источником св. Анастасии. В 1778 г. после выселения христиан из Крыма монастырь прекратил свое существование. В 1850 г. в Качи-Кальоне был создан скит Св. Анастасии, а источник в гроте стал местом паломничества. В 1921 г. монастырь был закрыт.

Челтер-Мармара

 

Монастырь высечен в обрывах горы Челтер-Кая («Решетчатая скала»), ограничивающей с севера Шульскую долину. Эпитет «Мармара» (Мраморная) происходит от названия средневековой деревни, развалины которой расположены на склонах.

Высеченные в скале монастырские пещеры расположены в пять ярусов: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, а также большой пещерный храм с колоннадой.
Проезд авт. 40 от 5 км до с. Терновка, ост. «Ферма»

Шулдан

Монастырь расположен в искусственных пещерах горы Шулдан («Отдающий эхо»); занимает меньшую площадь, чем соседний Челтер-Мармара; из всех пещерных сооружений наиболее примечателен в нем храм с горним местом в алтарной апсиде и остатками фресковых росписей XII — XIII вв. Из монастыря открывается редкий по красоте вид на Балаклавскую крепость.
Оба монастыря археологически плохо изучены; исследователи предлагают две даты их основания: VIII — IX вв. и Х- XII вв. Действующими оба монастыря оставались, вероятно, до конца XV — начала XVI вв. 

Проезд авт. № 40 от 5 км до конечной остановки — с. Терновка, затем пешком по шоссе, до первого поворота налево, на широкую лесную тропу, и подъем по склону вверх.

 Яшаева Т. Ю., chersonesos.org

Наиболее интересные святые места горного Крыма в основном представляют собой так называемые «пещерные города», сосредоточенные в юго-западной части горного Крыма. Понятие «пещерные города», которое употребляется как в крымских путеводителях, так и в литературе, описывающей крымские достопримечательности, является понятием условным. Оно сформировалось в среде специалистов-исследователей и применяется к археологическим памятникам – городам, крепостям и монастырям, – расположенным на скалистых возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор. На территории пещерных городов имеются высеченные в толще мягких известняковых пород пещеры, которые в прошлом имели различное предназначение. Эти высеченные помещения в прошлом составляли единое целое с наземными постройками, сложенными из камня или изготовленными из дерева. На территории многих пещерных городов имеются остатки крепостных стен и башен, а вблизи некоторых находятся остатки неукрепленных поселений[1] . Скорее всего, в давние времена пещерные города Крыма никто не называл «пещерными». Так они стали называться после того, как наземные постройки разрушились, а тесаные камни были вывезены для строительства в других местах.

 

Пещерные города возникли в эпоху Средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» Крыма: города Мангуп-Кале (V – XV вв.), Эски-Кермен (VI – XIV вв.), Чуфут-Кале (IX – XIX вв.), Кыз-Кермен (III – IX вв.). «Пещерные города» меньшего размера, функционировавшие как крепости: Бакла (V – XIII вв.), Тепе-Кермен (VI – XIV вв.), Сюйреньская крепость (VI — XV вв.), Кыз-Куле (XIV-XV вв.), Каламита (V — XV вв.), и пещерные монастыри: Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь (VIII в.), Качи-Кальон (VI -XVIII вв.), Чилтер-Коба (XIII — XV вв.), Чилтер-Мармара (XII – XV вв.), Шулдан (VIII – XV вв.), Инкерманский монастырь (VIII – XV вв.) и другие. Кроме монастырских искусственных пещер, использовавшихся монахами, как кельи, «пещеры» городов не использовались для жилья. Многие из них в древности являлись оборонительными (казематы), хозяйственными (подвалы, хлева, амбары), церковными (пещерные храмы), погребальными (склепы, усыпальницы, гробницы) сооружениями.

 

На территории крымских пещерных городов находится около 60 пещерных храмов. В некоторых из них сохранились фресковые росписи XII – XV вв. Средневековые фрески сохранились в виде фрагментов в Эски-Кермене и его округе, на горе Мангуп и в Сюйреньской крепости.

 

В настоящее время многие пещерные монастыри восстанавливаются после многолетнего периода запустения. В них вновь затеплилась монашеская молитва. Древние пещерные города оживают.

 

Кроме пещерных городов в горном Крыму имеются святые обители, устроенные не в пещерах, а более привычным для нас способом, построенные в укромных, тихих и красивых местах. Наиболее известные из них, ныне действующие, это Косьмо-Дамиановский монастырь, Топловский Свято-Параскевиевский монастырь и Кизилташский монастырь. Эти обители возникли в XIX в. возле святых целебных источников, которые и по сей день славятся чудесными исцелениями, совершающимися от употребления их чудной воды. В прошлом в этих монастырях количество насельников было более многочисленным по сравнению с пещерными монастырями. В настоящее время они также возрождаются. Из горных монастырей сегодня только один женский – Топловский Свято-Параскевиевский.

 

Посетить описаные в этой книги святые места можно приняв участие в паломничествах, которые проводит наша паломническая служба.

Подробное описание одного двухдневного и двух однодневных пеших паломнических маршрутов можно найти на соответствующих страницах:

  • двухдневный паломнический маршрут п. Научный – пещерный город Тепе-Кермен – скит св. Анастасии – пещерный город Качи-Кальон ;

    Маршрут: п. Научный – пещерный город Тепе-Кермен – скит св. Анастасии – пещерный город Качи-Кальон

     

    1. Начало паломнического маршрута

    Начало паломнического маршрута в п. Научный, на наш взгляд, удачное решение.

    В этом поселке находится наш храм, при котором действует паломническая служба «Готия», специализирующаяся на проведении пеших паломничеств. Поэтому у наших сотрудников можно получить исчерпывающую информацию и консультации, как предлагаемому маршруту, так и о других маршрутах и стоянках.

    Здесь пересекаются официальные туристические маршруты расходящиеся в разных направлениях, что в свою очередь может быть полезным для составления новых паломнических маршрутов.

    Кроме того, сам поселок, расположенный в очень красивом месте на высоте около 600 м над уровнем моря, и в частности местная астрофизическая обсерватория, вызывают большой интерес у туристов. Ежедневно по вечерам в обсерватории проводятся познавательные экскурсии, которые могут стать прекрасным дополнением к любому маршруту. Продолжительность такой экскурсии 2,5 – 3 часа.

    В п. Научный можно разместиться, как в местной гостинице, так и в собственной палатке возле родника.

    Добраться до п. научный можно либо на личном автотранспорте, либо рейсовым автобусом следующим от автостанции «Западная» по маршруту Симферополь – Научный. Автобусы отправляются с интенсивностью 1 – 2 автобуса в час с 7.00 до 19.00.

     

    2. ПЕРЕХОД НАУЧНЫЙ –ТЕПЕ-КЕРМЕН

    Переход от п. Научный до пещерного города Тепе-Кермен занимает около 3-х часов.

    Примерно в 200-х метрах севернее от остановки, между старым садом и отдельно стоящим домовладением, в лесном массиве начинается спуск по левому склону балки Хуан-Сала. Далее пройдя через всю балку, от основной дороги, уходящей в сторону с. Кудрино, необходимо подняться к лавандовому полю и пересечь его.

    Горный массив, на котором расположен пещерный город Тепе-Кермен предстает перед взором путников во всей красе.

     

    3. СТОЯНКА САРАБЕЙ

    На противоположной стороне лавандового поля, следуя в северо-западном направлении, вскоре после входа в лесной массив, мы выйдем на оборудованную туристическую стоянку «Сарабей», рядом с которой даже в засушливое время бьет родник. Здесь можно сделать привал или организовать ночлег.

    В случае нашего 2-дневного маршрута турстоянка «Сарабей» будет местом ночлега. Но пока ещё до вечера есть достаточно времени, можно посетить пещерный город Тепе-Кермен, до которого нужно пройти по маркированной лесной тропе около 2-х км в северо-западном направлении.

     

    4. ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ТЕПЕ-КЕРМЕН

    Пещерный город Тепе-Кермен находится на вершине отдельно стоящей горы на высоте 544 м над уровнем моря, и занимает площадь около одного гектара.

    Из всех существующих гипотез о происхождении городища в последнее время наиболее утверждается мнение, что это – небольшое городище, прошедшее, вероятно, развитие от убежища раннего средневековья до феодального замка.

    Предположительно в VI в. здесь была построена византийская крепость. Однако расцвет городища специалисты относят к XI – XIII вв. В начале  XIV в. жизнь на территории города затухает, скорее всего, в связи с разрушительным нашествием золотоордынских захватчиков.

    Экскурсия по территории городища может занять около 1,5 часов. Пещерный комплекс  городища насчитывает до 250 искусственных пещер различного назначения. Некоторые из них служили для хозяйственных целей (подвалы, загоны для скота и др.), другие использовались в качестве боевых казематов, храмов, усыпальниц.

    Наибольший интерес для паломников представляют пещерные храмы Тепе-Кермена. Один из них, так называемая «церковь с ризницей», высечен в пещере на северном склоне горы во втором пещерном ярусе, его длина около 5 м, ширина – около 2,3 м. Второй храм – «Церковь с баптистерием» расположен на северо-восточном краю плато. Этот храм является уникальным памятником, так как имеет поперечное расположение нефа, вынесенный внутрь алтарь и баптистерий. На южном уступе скалы Тепе-Кермена, были обнаружены остатки другого небольшого наземного храма. Сегодня здесь можно видеть остатки стен, сложенных из камня, и высеченные внутри храма и поблизости гробницы.

    Тепе-Кермен самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Возможно, что дальнейшие исследования приоткроют историческую завесу, скрывающую от нас судьбу этого уникального и красивого места.

     

    5. ПЕРЕХОД ТЕПЕ-КЕРМЕН – СКИТ СВ. АНАСТАСИИ

    Спустившись с городища к перевалу можно вернуться на стоянку «Сарабей» для ночлега.

    На следующий день маршрут к скиту св. Анастасии будет проходить через этот же перевал. Далее по лесной дороге в северном направлении необходимо подняться на плато Беш-Кош. А затем в юго-восточном направлении, огибая с левой стороны гору Бешик-Тау, в основном по открытой грунтовой дороге маршрут пролегает до скита св. Анастасии. Этот переход займет около 3-х часов.

     

    6. СКИТ СВ. АНАСТАСИИ

    Пройдя последние 2 км по лесной накатанной дороге паломники выходят к скиту св. Анастасии, расположенном в северо-западной части массива Качи-Кальон. Монастырская территория занимает небольшую площадь, отвоеванную у леса и горного массива.

    Скит св. Анастасии, относящийся к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю, организован недавно, в 2005 г. Однако колоссальный монашеский труд в значительной мере преобразил эту малопроходимую ранее местность. Сердцем монастыря по праву считается пещерный храм в честь св. Анастасии Узорешительницы. Этот пещерный храм оригинально украшен сотнями лампад ручной работы и кованым иконостасом.

    На скитской территории оборудован и освящен источник. За сравнительно непродолжительную историю существования обители имеются свидетельства об исцелениях и помощи, полученных верующими от воды этого святого источника.

    На территории скита имеется паломническая гостиница, в которой настоятель монастыря благословляет остановиться паломникам, прибывшим в это святое место для молитвы. Для тех же, кто желает остановиться в собственных палатках, место для ночлега найдется либо в лесу, либо на плато Качи-Кальон – все это в непосредственной близости от монастыря.

    Богослужения в скиту св. Анастасии совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням.

     

    7. ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД КАЧИ-КАЛЬОН

    Спустившись от скита св. Анастасии по балке в сторону Качинской долины буквально метров на 200 паломники окажутся у входа на территорию пещерного городища Качи-Кальон.

    В скальном массиве Качи-Кальона, тянущемся более чем на полкилометра, кроме, имеющихся природных гротов, вырублено большое количество пещер. Среди этих пещер, основная часть которых хозяйственного назначения, можно определить и монашеские кельи и бывшие храмы. Предполагается, что на территории городища существовала монашеская обитель, зародившаяся около VIII в., сменившаяся в дальнейшем на сельскохозяйственное поселение.

    Недалеко от входа в городище в огромном отдельно стоящем валуне высечен небольшой, 6 х 3 м, храм Святой Софии. Специалисты утверждают, что храм действовал уже в XVI–XVII вв., а в XIX в. этот храм реставрировался.

    В самом большом и величественном гроте городища, имеющим  около 70 м в высоту, находится источник св. Анастасии, который в прошлом был весьма, почитаем не только среди христиан, но и среди мусульманского населения.

    На южных склонах Качи-Кальона в XIX в. действовала Анастасиевская киновия, которая была организована при участии и попечительстве свт. Иннокентия Херсонского. Она относилась к Свято-Успенскому Бахчисарайскому монастырю и просуществовала до 20-х годов XX в. Именно эта обитель и послужила поводом для организации ныне действующего скита описанного выше.

     

    8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На этом наш 2-х дневный маршрут заканчивается. Спустившись по склону Качи-Кальона на трассу Синапное – Бахчисарай, паломники могут успешно добраться рейсовым автобусом до Бахчисарая. Спуск займет около 5 минут, а переезд в автобусе – минут 20 – 30.

    Предложенный нами маршрут является одним из самых интересных и доступен для любой категории пеших паломников. Физические нагрузки и время для переходов вполне по силам для любой возрастной группы.

    Посещение уникальных пещерных городов Тепе-Кермен, Качи-Кальон и скита св. Анастасии наряду с Крымской природой оставят неизгладимые впечатления у всех паломников прошедших этим маршрутом.

    Особо следует отметить, что на этом маршруте можно увидеть единственный в Крыму храм, являющийся уникальным памятником, так как он имеет поперечное расположение нефа и вынесенный внутрь алтарь и баптистерий. Речь идет о «храме с баптистерием» в городище Тепе-Кермен. А также имеется уникальная возможность принять участие в богослужении в пещерном храме скита св. Анастасии и тем самым воочию увидеть монашескую жизнь Крымского Афона.

    Карта маршрута: (для увеличения клик по картинке)

  • однодневный пеший паломнический маршрут Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь – пещерный город Тепе-Кермен;

 Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь – пещерный город Тепе-Кермен

1. Начало паломнического маршрута

Этот паломнический маршрут начинается у входа на территорию Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Добраться до этого места можно личным либо городским рейсовым автотранспортом до  конечной остановки в Старом городе. Городские транспортные маршруты проходят, как через автовокзал, так и через ж/д вокзал Бахчисарая. Регулярные рейсы на протяжении всего дня позволяют очень быстро добраться до начала паломнического маршрута.

От остановки, следуя по указателю, до самого Свято-Успенского монастыря надо пройти около 500 м вдоль ущелья Мариам-Дере.

 

2. БАХЧИСАРАЙСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь является одним из старейших в Крыму. По одной версии он образовался в XV в. после падения княжества Феодоро. Но в церковной среде бытует мнение, что образование монастыря относится к VIII в. и связано с бегством монахов из Византии в период иконоборчества.

Название ущелья Мариам-Дере, на южном склоне которого расположился монастырь, в переводе означает ущелье Святой Марии. В этом ущелье до 1778 г. существовало греческое поселение Мариамполь.

С террасы, проходящей по склону ущелья по широкой каменной лестнице можно подняться на верхний ярус монастыря, все помещения которого высечены в скале. Здесь находятся два ныне действующих храма. Главный храм, в честь Успения Божией Матери, сооруженный в древней пещерной церкви, и также вырубленый в скале небольшой храм в честь евангелиста Марка.

С конца XV в. Успенский монастырь стал резиденцией митроплита Готфо-Кефайской епархии и таким образом, уже на территории Крымского ханства, стал центром православия в Крыму.

После совершения Божественной литургии в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г., митрополит Игнатий Мариупольский призвал христиан покинуть пределы Крыма, и сам возглавил исход греческого населения в Приазовье. После этого переселения жизнь в монастыре на некоторое время затихает.

Благодаря стараниям свт. Иннокентия Херсонского и Таврического в 1850 г. началось возрождение Успенской обители. Бахчисарайский Успенский скит становится начальной Лаврой для всех будущих скитов Крыма.

Последующая история монастыря, вплоть до его закрытия в 20-х годах прошлого столетия в связи с приходом советской власти, наполнена славой и неустанными монашескими подвигами.

После продолжительного запустения монашеская жизнь в монастыре возродилась в 1993 г. На сегодняшний день, кроме двух восстановленных пещерных храмов, восстанавливаются ещё два храма – в честь равноапостольных Константина и Елены и в честь Иннокентия Иркутского.  Возведено большое количество наземных строений, среди которых братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские и подсобные помещения.

В главном храме, кроме особо почитаемого списка Бахчисарайской иконы Божией Матери, хранится ковчег с частицами многих святых угодников. На территории монастыря дарит живительную влагу всем желающим святой источник.

Не только былая слава, но и нынешнее благолепие и благочестие, бытующие в обители, привлекают тысячи паломников и путешественников поклониться и лицезреть уникальное место современного монашеского подвига.

Органично вписанное в местный ландшафт творение монашеских рук, и окружающая нерукотворная краса, захватывают дух и наводят на мысли о Высшем Творце, присутствие которого здесь ощущается явно.

 

3. ПЕРЕХОД БАХЧИСАРАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ – ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ТЕПЕ-КЕРМЕН

От монастыря продолжаем движение по дороге вдоль балки Мариам-Дере.  Дорога постепенно поворачивает в юго-восточном направлении и переходит в балку с названием Иосафатова долина. Слева от дороги возвышаются обрывы пещерного города Чуфут-Кале, который является также интересным историческим объектом, но требует отдельного несколько часового посещения. Заканчивается Иосафатова долина родовым кладбищем караимов. Это древнейшее тюркское кладбище в Европе. Первые памятники, найденные здесь, датируются 1 в. н.э.

Иосафатова долина заканчивается небольшим подъемом на плато Беш-Кош. Далее вдоль обрыва этого плато, наслаждаясь видами долины Биюк-Ашлама, маршрут пролегает в южном направлении. Практически поравнявшись с находящимся невдалеке массивом Тепе-Кермен, нужно совершить небольшой спуск с плато по лесной тропе.

Спустившись, попадаем на маркированную лесную дорогу, которая проходит под обрывами, по которым  мы недавно прошли, и приводит нас в сосновый лесочек у подножья Тепе-Кермена.

Этот переход  занимает  1,5 – 2 часа.

 

4. ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ТЕПЕ-КЕРМЕН

Пещерный город Тепе-Кермен находится на вершине отдельно стоящей горы на высоте 544 м над уровнем моря, и занимает площадь около одного гектара.

Из всех существующих гипотез о происхождении городища в последнее время наиболее утверждается мнение, что это – небольшое городище, прошедшее, вероятно, развитие от убежища раннего средневековья до феодального замка.

Предположительно в VI в. здесь была построена византийская крепость. Однако расцвет городища специалисты относят к XI – XIII вв. В начале  XIV в. жизнь на территории города затухает, скорее всего, в связи с разрушительным нашествием золотоордынских захватчиков.

Экскурсия по территории городища может занять около 1,5 часов. Пещерный комплекс  городища насчитывает до 250 искусственных пещер различного назначения. Некоторые из них служили для хозяйственных целей (подвалы, загоны для скота и др.), другие использовались в качестве боевых казематов, храмов, усыпальниц.

Наибольший интерес для паломников представляют пещерные храмы Тепе-Кермена. Один из них, так называемая «церковь с ризницей», высечен в пещере на северном склоне горы во втором пещерном ярусе, его длина около 5 м, ширина – около 2,3 м. Второй храм – «Церковь с баптистерием» расположен на северо-восточном краю плато. Этот храм является уникальным памятником, так как имеет поперечное расположение нефа, вынесенный внутрь алтарь и баптистерий. На южном уступе скалы Тепе-Кермена, были обнаружены остатки другого небольшого наземного храма. Сегодня здесь можно видеть остатки стен, сложенных из камня, и высеченные внутри храма и поблизости гробницы.

Тепе-Кермен самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Возможно, что дальнейшие исследования приоткроют историческую завесу, скрывающую от нас судьбу этого уникального и красивого места.

 

5. ПЕРЕХОД ТЕПЕ-КЕРМЕН – С. МАШИНО

После посещения пещерного города Тепе-Кермен возвращаемся к перевалу в сосновом лесу. А оттуда по накатанной лесной дороге спускаемся в южном направлении в сторону села Машино, находящегося на трассе Синапное — Бахчисарай.

Переход до села Машино займет около 1 — , 1,5 часа. Из села можно рейсовым автобусом добраться до Бахчисарая. Переезд в автобусе займет  25 минут.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Этот однодневный маршрут является одним из интересных и насыщенных историческими и христианскими памятниками. Он доступен для любой категории пеших паломников. Физические нагрузки и время для переходов вполне по силам для любой возрастной группы.

Посещение уникального пещерного города Тепе-Кермен и Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря наряду с Крымской природой оставят неизгладимые впечатления у всех паломников прошедших этим маршрутом.

Особо следует отметить, что на этом маршруте можно увидеть единственный в Крыму храм, являющийся уникальным памятником, так как он имеет поперечное расположение нефа и вынесенный внутрь алтарь и баптистерий. Речь идет о «храме с баптистерием» в городище Тепе-Кермен. А также представится возможность посетить самый крупный и красивый действующий пещерный монастырь в Бахчисарае. При желании можно принять участие в богослужении и тем самым соприкоснуться с монашеской жизнь Крымского Афона.

Карта маршрута: (для увеличения клик по картинке)

  • однодневный пеший паломнический маршрут Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь – скит св. Анастасии — пещерный город Качи-Кальон.


1. Начало паломнического маршрута

Этот паломнический маршрут начинается у входа на территорию Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Добраться до этого места, конечная остановка в Старом городе, можно либо личным, либо городским рейсовым автотранспортом. Городские транспортные маршруты проходят, как через автовокзал, так и через ж/д вокзал Бахчисарая. Регулярные рейсы на протяжении всего дня позволяют очень быстро добраться до начала паломнического маршрута.

От остановки, следуя по указателю, до самого Свято-Успенского монастыря надо пройти около 500 м вдоль ущелья Мариам-Дере.

 

2. БАХЧИСАРАЙСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь является одним из старейших в Крыму. По одной версии он образовался в XV в. после падения княжества Феодоро. Но в церковной среде бытует мнение, что образование монастыря относится к VIII в. и связано с бегством монахов из Византии в период иконоборчества.

Название ущелья Мариам-Дере, на южном склоне которого расположился монастырь, в переводе означает ущелье Святой Марии. В этом ущелье до 1778 г. существовало греческое поселение Мариамполь.

С террасы, проходящей по склону ущелья по широкой каменной лестнице можно подняться на верхний ярус монастыря, все помещения которого высечены в скале. Здесь находятся два ныне действующих храма. Главный храм, в честь Успения Божией Матери, сооруженный в древней пещерной церкви, и также вырубленый в скале небольшой храм в честь евангелиста Марка.

С конца XV в. Успенский монастырь стал резиденцией митроплита Готфо-Кефайской епархии и таким образом, уже на территории Крымского ханства, стал центром православия в Крыму.

После совершения Божественной литургии в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г., митрополит Игнатий Мариупольский призвал христиан покинуть пределы Крыма, и сам возглавил исход греческого населения в Приазовье. После этого переселения жизнь в монастыре на некоторое время затихает.

Благодаря стараниям свт. Иннокентия Херсонского и Таврического в 1850 г. началось возрождение Успенской обители. Бахчисарайский Успенский скит становится начальной Лаврой для всех будущих скитов Крыма.

Последующая история монастыря, вплоть до его закрытия в 20-х годах прошлого столетия в связи с приходом советской власти, наполнена славой и неустанными монашескими подвигами.

После продолжительного запустения монашеская жизнь в монастыре возродилась в 1993 г. На сегодняшний день, кроме двух восстановленных пещерных храмов, восстанавливаются ещё два храма – в честь равноапостольных Константина и Елены и в честь Иннокентия Иркутского.  Возведено большое количество наземных строений, среди которых братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские и подсобные помещения.

В главном храме, кроме особо почитаемого списка Бахчисарайской иконы Божией Матери, хранится ковчег с частицами многих святых угодников. На территории монастыря дарит живительную влагу всем желающим святой источник.

Не только былая слава, но и нынешнее благолепие и благочестие, бытующие в обители, привлекают тысячи паломников и путешественников поклониться и лицезреть уникальное место современного монашеского подвига.

Органично вписанное в местный ландшафт творение монашеских рук, и окружающая нерукотворная краса, захватывают дух и наводят на мысли о Высшем Творце, присутствие которого здесь ощущается явно.

 

3. ПЕРЕХОД БАХЧИСАРАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ – СКИТ СВ. АНАСТАСИИ

От монастыря продолжаем движение по дороге вдоль балки Мариам-Дере.  Когда дорога, в верховьях балки, начинает поворот на юго-восток в сторону Иосафатовой долины, необходимо повернуть на тропу, уходящую от дороги вправо. Далее начинается плавный подъем по лесной тропе в южном направлении, который завершается выходом на западную оконечность плато Беш-Кош.

Далее дорога ведет паломников в юго-западном направлении к горе Бешик-Тау. У подножья этой горы можно сделать привал на оборудованной стоянке.

Затем от горы Бешик-Тау маршрут пролегает по полевой дороге в южном направлении. Пройдя около 3-х километров, выходим на белую накатанную дорогу, уходящую в лес. По этой лесной дороге через 30 – 40 минут паломники попадают на территорию скита св. Анастасии.

Этот переход может занять 2 – 2,5 часа.

 

4. СКИТ СВ. АНАСТАСИИ

Монастырская территория, расположенная расположенном в северо-западной части массива Качи-Кальон, занимает небольшую площадь, отвоеванную у леса и горного массива.

Скит св. Анастасии, относящийся к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю, организован недавно, в 2005 г. Однако колоссальный монашеский труд в значительной мере преобразил эту малопроходимую ранее местность. Сердцем монастыря по праву считается пещерный храм в честь св. Анастасии Узорешительницы. Этот пещерный храм оригинально украшен сотнями лампад ручной работы и кованым иконостасом.

На скитской территории оборудован и освящен источник. За сравнительно непродолжительную историю существования обители имеются свидетельства об исцелениях и помощи, полученных верующими от воды этого святого источника.

На территории скита имеется паломническая гостиница, в которой настоятель монастыря благословляет остановиться паломникам, прибывшим в это святое место для молитвы. Для тех же, кто желает остановиться в собственных палатках, место для ночлега найдется либо в лесу, либо на плато Качи-Кальон – все это в непосредственной близости от монастыря.

Богослужения в скиту св. Анастасии совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням.

 

5. ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД КАЧИ-КАЛЬОН

Спустившись от скита св. Анастасии по балке в сторону Качинской долины буквально метров на 200 паломники окажутся у входа на территорию пещерного городища Качи-Кальон.

В скальном массиве Качи-Кальона, тянущемся более чем на полкилометра, кроме, имеющихся природных гротов, вырублено большое количество пещер. Среди этих пещер, основная часть которых хозяйственного назначения, можно определить и монашеские кельи и бывшие храмы. Предполагается, что на территории городища существовала монашеская обитель, зародившаяся около VIII в., сменившаяся в дальнейшем на сельскохозяйственное поселение.

Недалеко от входа в городище в огромном отдельно стоящем валуне высечен небольшой, 6 х 3 м, храм Святой Софии. Специалисты утверждают, что храм действовал уже в XVI–XVII вв., а в XIX в. этот храм реставрировался.

В самом большом и величественном гроте городища, имеющим  около 70 м в высоту, находится источник св. Анастасии, который в прошлом был весьма, почитаем не только среди христиан, но и среди мусульманского населения.

На южных склонах Качи-Кальона в XIX в. действовала Анастасиевская киновия, которая была организована при участии и попечительстве свт. Иннокентия Херсонского. Она относилась к Свято-Успенскому Бахчисарайскому монастырю и просуществовала до 20-х годов XX в. Именно эта обитель и послужила поводом для организации ныне действующего скита описанного выше.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом наш очередной однодневный маршрут заканчивается. Спустившись по склону Качи-Кальона на трассу Синапное – Бахчисарай, паломники могут успешно добраться рейсовым автобусом до Бахчисарая. Спуск займет около 5 минут, а переезд в автобусе – минут 20 – 30.

Этот маршрут является одним из интересных и насыщенных историческими и христианскими памятниками. Он доступен для любой категории пеших паломников. Физические нагрузки и время для переходов вполне по силам для любой возрастной группы.

Посещение пещерного города Качи-Кальон,  Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря и скита св. Анастасии наряду с Крымской природой оставят неизгладимые впечатления у всех паломников прошедших этим маршрутом.

Особо следует отметить, что на этом маршруте представится возможность посетить самый крупный и красивый действующий пещерный монастырь в Бахчисарае, а также одну из уединенных обителей скит св. Анастасии. При желании можно принять участие в богослужении и тем самым соприкоснуться с монашеской жизнь Крымского Афона.

 

Карта маршрута (для увеличения кликнуть по картинке)

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА

Понятие «пещерные города», которое может вам встретиться в крымских путеводителях или в литературе, описывающей крымские достопримечательности, является понятием условным. Оно сформировалось в среде специалистов-исследователей и применяется к археологическим памятникам – городам, крепостям и монастырям, — расположенным на скалистых возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор.

 

На территории пещерных городов имеются высеченные в толще мягких известняковых пород пещеры, которые в прошлом имели различное предназначение. Эти,  когда-то высеченные, помещения составляли единое целое с наземными постройками, сложенными из камня или изготовленными из дерева. На территории многих пещерных городов имеются остатки крепостных стен и башен, а вблизи некоторых находятся остатки неукрепленных поселений.

 

Скорее всего в давние времена пещерные города Крыма никто не называл «пещерными». так они стали называться после того, как наземные постройки разрушились, а тесаные камни были вывезены для строительства в других местах.

Пещерные города возникли в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» Крыма – это города Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Кыз-Кермен. «Пещерные города», функционировавшие как крепости, меньшего размера – Бакла, Тепе-Кермен, Сюйреньская крепость, Кыз-Куле, Каламита. И пещерные монастыри – Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь, Качи-Кальон, Чилтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Инкерманский монастырь и другие.

Кроме монастырских искусственных пещер, использовавшихся монахами, как кельи, «пещеры» городов не использовались для жилья. Многие из них в древности являлись оборонительными (казематы), хозяйственными (подвалы, хлева, амбары), церковными (пещерные храмы), погребальными (склепы, усыпальницы, гробницы) сооружениями.

Чтобы ознакомиться с крымскими пещерными городами нет необходимости проникать вглубь скалы. Пещерные города – это музеи под открытым небом. Характерной особенностью крымских пещерных городов является то, что они расположены преимущественно вдоль южных склонов Внутренней гряды.

Возникли пещерные города, потому что скалы, в которых они вырубались, из мшанковых известняков легко поддавались обработке, и высекать в них помещения было менее трудоемко, чем строить из тесаного камня.

Города и крепости создавались либо на плато отдельно стоящих гор (Магуп-Кале, Эски-кермен, Тепе-Кермен), либо на скалистых мысах (Кыз-Кермен, Чуфут-Кале, Кыз, Куле, Сюйреньская крепость). Пещерные монастыри создавались в обрывах скал, чаще с южной стороны плато.

Пещерные города возникли вдоль древнего сухопутного пути, который вел из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический. На этом пути расположились и современные города – Симферополь, Бахчисарай, Инкерман.

Пещерные города очаровывают тем, что мистически связывают нас с далеким прошлым Руси, Крыма и с Византией. О связи Руси с Византией при посещении напоминают Мангуп-Кале и Эски-Кермен.

Но особое чувство возникает при посещении пещерных монастырей, где за много веков до нас возносились молитвы к Богу. Возникновение пещерных городов в Крыму связывают с появлением монахов, бежавших из Малой Азии в VIII-IX вв. в период иконоборчества.

Крымские пещерные монастыри – особые памятники средневековья. По мнению современного историка и археолога В.Г. Тура, некоторые из этих монастырей «…длительное время, в отличие от центральных областей империи, строго придерживались норм благочестия, воздержания и аскезы». Это обусловлено тем, что долгие годы в Крыму параллельно с христианством существовало язычество, а такое соседство требовало своего рода религиозного подвига. Известно, что, несмотря на то, что христианство проникло на территорию Крыма уже в I в., широкая христианизация в Крыму началась лишь в VI – VII вв.

Отрадно, что в настоящее время многие пещерные монастыри восстанавливаются после многолетнего периода запустения. В них вновь затеплилась монашеская молитва. Древние пещерные города оживают.

На территории крымских пещерных городов находится около 60 пещерных храмов. В некоторых из них сохранились фресковые росписи XII – XV вв. Средневековые фрески сохранились в виде фрагментов в Эски-Кермене и его округе, на горе Мангуп и в Сюйреньской крепости.

Архитектурные памятники пещерных городов могут порадовать глаз ценителей камнерезного искусства резными орнаментами. К сожалению их сохранилось очень немного, да и то что можно сегодня увидеть представляет собой в основном фрагменты чудесных каменных украшений.

Наш лагерь в этом году посвящен именно камнерезному искусству. Это своего рода небольшая попытка оживить камнерезное искусство в современном обществе.
pravlager.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s