Новый Крым: как изменился полуостров за год жизни в России

Севастополь

Севастополь — единственный регион на Земле, где могут быть предприняты попытки возродить вино, идентичное тому, что пили древние греки. Как сообщил ТАСС председатель Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Павел Швец, для этого нужно высадить виноградник сорта «херсонесский», образцы которого хранятся в коллекции института винограда «Магарач».

«Севастополь до нашей эры был гигантским виноградником — хорой древнегреческой колонии Херсонес. Специалисты «Магарача» нашли здесь сорт, похожий на «пино нуар», сохранившийся с тех времен, и назвали его «херсонесский». В самой Греции таких сортов не осталось, они мутировали», — рассказал Швец.

О выходе на мировой рынок

В Севастополе хотят возродить вино древних греков — «херсонесское пино нуар»

 
© Артем Геодакян/ТАСС
 

По словам председателя Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», «на мировой рынок можно выйти только тогда, когда есть что-то уникальное». Эксперт считает, что в первую очередь для возрождения «древнегреческого вина» необходимо правильно выбрать участок для виноградников. «Никто не вкладывает деньги в исследование ДНК, но эту работу нужно делать. Нужна научная база — структура, которая накапливала бы информацию, как этот сорт чувствует себя на определенном склоне с определенной почвой. Нужно размножать не только «херсонесский», но и другие крымские автохтонные сорта (являющихся результатом природной мутации). Только с ними мы сможем выйти на мировой рынок. С «каберне» нас там никто не ждет», — пояснил Швец.

«Иначе крымские автохтоны вымрут. А на мировой рынок можно выйти только тогда, когда есть что-то уникальное. Поэтому сохранение крымских сортов является основным условием нашей самоидентификации. Нужно, чтобы в Европе наше вино никто ни с чем не сравнивал, потому что оно уникально», — подытожил Швец.

Управление делами президента России приняло на баланс десятки объектов в Крыму и намерено дать им вторую жизнь

«Массандра» — старейшее винодельческое предприятие Крыма, история которого началась в 1920 году. Теплый климат сухих субтропиков, щебнистые глинистые почвы, сложный горный рельеф создали условия, когда выращиваемый виноград известных европейских сортов приобретает особые свойства, которые позволяют приготавливать из него неповторимые, в своем роде единственные, крепкие и десертные вина.

© Артем Геодакян/ТАСС

 

Управление делами президента России, в ведение которого перешло несколько десятков объектов в Крыму, намерено дать им вторую жизнь. Например, объединение «Массандра» должно увеличить производство вина. Об этом в интервью корр.ТАСС рассказал управляющий делами Александр Колпаков. «Главный итог работы территориального управления (Управделами в Крыму) за прошедшие месяцы — это, говоря бюрократическим языком, постановка на баланс тех объектов, которые были переданы нам решением правительства Республики Крым», — считает управляющий делами. По его подсчетам, «это в общей сложности почти полтора десятка имущественных комплексов, несколько десятков объектов».

Среди переданных объектов Колпаков назвал «такие крупные, как ФГБУ «Комплекс «Крым», санатории «Южный», «Зори России», «Нижняя Ореанда», «Ай-Петри».

«Что касается использования объектов, то, естественно, они будут использоваться по назначению, принимать отдыхающих, причем не только госслужащих, но и всех желающих», — заверил управляющий делами. По его словам, «несмотря на все сложности, в прошлом сезоне крымские здравницы, переданные Управделами президента РФ, заработали почти 400 млн рублей». 

«Сейчас внимательно изучаются все потребности объектов, специальная рабочая группа изучила «медицинскую» составляющую санаториев, будут приняты меры для обновления медицинского оборудования, внедрения современных методов санаторно-курортного лечения», — перечислил Колпаков.

Еще один пример — «Производственно-аграрное объединение «Массандра», имеющее восемь филиалов. «После небольшого перерыва «Массандра» в полном объеме возобновила работу, планируется увеличить производство вина», — подчеркнул руководитель УД. Он отметил, что «одновременно ведется работа по ликвидации ущерба, нанесенного «хозяйствованием» старого руководства объединения, расследованием деятельности которого занялись правоохранительные органы».

***

ПРЕДИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРЕПРАВ И МОСТОВ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

Керченский пролив в новой истории Российской империи

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское моря, расположен между Керченским полуостровом и полуостровом Тамань, то есть фактически между Крымом и Кавказом. Длина пролива составляет 41 километр, ширина – от 4 до 15 километров.

В древности этот пролив назывался Боспор Киммерийский в отличие от Боспора Фракийского, современного пролива Босфор. Греческое слово боспор означает «бычий брод», а киммерийцами называли племя кочевников, проживавшее в Северном Причерноморье. После того как они были вытеснены оттуда скифами, часть из них переселилась на южный берег Черного моря, часть обосновалась в Крыму. Значительная часть киммерийцев сосредоточилась на современном Керченском полуострове, потому Керченский пролив называли Боспором Киммерийским.

Керченский пролив на картах для Петра I.jpg

Керченский пролив на карте «Скифской истории» Андрея Лызлова (1692 год)

Современное название появилось в XIX веке и было дано по городу-порту Керчь, расположенному на западном побережье пролива. Берега Керченского пролива на отдельных участках заболочены, на других – обрывисты и скалисты. Здесь происходит сток вод Азовского моря.

Гидрометеорологические условия на переходе – стыке двух морей чреваты многими неожиданностями и труднопредвидимыми сложностями.

См. подробные описания в ЛОЦИЯ АЗОВСКОГО МОРЯ (извлечения)

Так было и тысячу лет назад, в1068г., когда “ЛЕТА 6576 ИНДИКТА 6 ГЛЕБ КНЯЗЬ МЕРИЛ МОРЕ ПО ЛЕДУ ОТЪ ТЪМУТОРОКАНЯ ДО КОРЧЕВА 1400 САЖЕН” – http://germonassa.narod.ru/pages/stone.htm И во времена многих Русско-турецких войн.

Об этом же говорят и описания переправ и битв за Крым в 1942-1944 гг. в районе Керченского пролива, например, “Ледовая переправа через Керченский пролив” http://www.battlefield.ru/kerch-ice-crossing/stranitsa-3.html

судов. http://kerch.fm/2012/02/12/v-kerchenskom-prolive-ledokol-slomal-dvuxmetrovye-torosy.html

Пётр I в Керчи 1699.jpg

Пётр I на русских кораблях пришел из Азова в Керчь 1699

Около 800 османских и 300 крымскотатарских солдат составляли гарнизон крепости. Еникале служила резиденцией турецкого паши.

Около 800 османских и 300 крымскотатарских солдат составляли гарнизон крепости..jpg

Около 800 османских и 300 крымскотатарских солдат составляли гарнизон крепости. Еникале служила резиденцией турецкого паши.

В 1771 году, во время первой русско-турецкой войны, русские войска под командой князя Долгорукого заняли Крым.

Крепость Еникале и Керчь после капитуляции турецкого гарнизона были заняты отрядом генерала Борзова и адмирала А. Н. Сенявина.

Башни крепости Еникале в Керчи (1703).jpg

Башни крепости Еникале в Керчи (1703)

В 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору эти крепости, вместе с прилегающей к ним территорией, были формально закреплены за Россией. Так образовалась особая административно-территориальная единица, позднее (с 1821 года) конституированная как Керчь-Еникальское градоначальство, просуществовавшее с 1821 по1917 г., управлявшееся лицом с правами губернатора.

Древний Крым - Керчь. Крепость Ени-Кале01:43

Древний Крым — Керчь. Крепость Ени-Кале

Древний Крым — Керчь. Турецкая крепость Ени-Кале, построенная в 1703 г, взята русскими войсками в 1771 г

Крепость Еникале в Керчи на берегу Азовского моря и Керченского пролива зимой.jpg

Крепость Еникале в Керчи на берегу Азовского моря и Керченского пролива зимой

Граница этой территории проходила от мыса Тархан (Елкен-Кале) через посёлок Булганак,Катерлес, крайний западный курган Митридатской гряды, второй Змеиный курган на гряде Юз-Оба и выходила на берегКерченского пролива у Старокарантинной бухты.

Башни крепости Еникале в Керчи на берегу Керченского пролива.jpg

Башни крепости Еникале в Керчи на берегу Керченского пролива

Для обеспечения прохода кораблей через Керченский пролив в 1820 году на мысе Фонарь Керчь-Еникальского градоначальства был построен Еникальский маяк. Маяк использовался и для переправ на небольших судах, курсировавших между двумя полуостровами.

Еникальский маяк (1820 год). Первая башня была разрушена в 1943 г.jpg

Еникальский маяк (1820 год). Первая башня была разрушена в 1943 г.

Керчь-Еникалийское градоначальство, подчинялось непосредственно Министерству внутренних дел .

До революции Керчь и гора Митридат посещалась представителями царской фамилии — императорыАлександр I, Николай I, Александр II иимператрица Мария Александровна.

Мыс Фонарь в Керченском проливе — самая восточная точкой Крымского полуострова. Мыс находится у северо-восточной окраины города Керчь на входе в Керченский пролив из Азовского моря. На возвышенной части мыса установлен Еникальский маяк .http://en.wikipedia.org/wiki/Cape_Fonar =

Мыс Фона´рь (укр. Мис Фонар, крымскотат. Fener, Фенер) — мыс в Керченском проливе является самой восточной точкой Крымского полуострова. Это скалистое возвышение Керченского побережья находится на входе в Керченский пролив из Азовского моря. В одном из первых отечественных атласов Черного моря, составленном И. М. Будищевым (1807), уже было помечено «М. и Маяк Фонарь». Очевидно с тех пор, когда на этом мысе был установлен светильник для ориентации судов, следующих по Керченскому проливу, мыс и получил свое наименование («Фонарь» по-гречески значит «факел», «светоч»).

В результате археологических раскопок в районе мыса Фонарь обнаружены древние поселения, относящиеся к бронзовому веку

Мыс Фонарь ( Украинский- Мис Фонар , крымскотатарский -Фенер ) является самой восточной точкой Крымского полуострова. Kerch Fonar.jpg

Мыс Фонарь (крымскотатарский — Фенер) является самой восточной точкой Крымского полуострова. Kerch Fonar

Гора Митридат.  Мемориал воинской славы горы Митридат. Высота над уровнем моря 91,4 метра.

Здесь, на вершине Митридата, 11 апреля 1944 года в ходе Крымской наступательной операции, освободители Керчи водрузили Красное знамя.

Обелиск Славы в Керчи - первый памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны на территории СССР.jpg

Обелиск Славы в Керчи — первый памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны на территории СССР

В историю СССР Керчь вошла как одно из мест героических сражений с немецко-фашистскими захватчиками на Крымском полуострове во время Великой Отечественной войны. Неразрывно связана с историей обороны и освобождения Керчи. Сюда в декабре 1943 года, в ходеКерченско-Эльтигенской десантной операции, выйдя из Эльтигена, прорвались десантники318-й Новороссийской стрелковой дивизии, под командованием полковника В.Ф. Гладкова.

В Крыму отмечают 70-летие начала освобождения от фашистов

См. подробности операции в мемуарах  Холостяков Г.Н. Вечный огонь. — М.: Воениздат, 1976. Новороссийцы идут дальше. Огненный Эльтиген 

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В КРЫМУ И ПЕРВЫЙ МОСТ. Проект плотины Менделеева. 

Первый реальный проект построения моста — плотины через Керченский пролив — моста из Европы в Южную Азию — выдвинул еще Владимир Дмитриевич Менделеев, сын великого химика. Его план состоял в сооружении запруды от мыса Павловского к косе Тузла, а потом с нее — на Тамань. 

Первая железная дорога Крыма (1855)

Строительство ПЕРВОЙ железной дороги в Крыму (вдоль Балаклавской бухты Севастополя) длиной около 23 км началось 8 февраля 1855 года, Первые 11 км было построены за семь недель — к 26 марта 1855 года. Вагонетки с грузом передвигались мулами и лошадьми со скоростью 20 миль (около 32 км) в час. Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы. Железная дорога в Балаклаве

Один из паровозов Крымской железной дороги.jpg

Один из паровозов Крымской железной дороги (1855)

См. Grand Crimean Central Railway

ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ «КРЫМ — КУБАНЬ» (1944). 

Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г. (По книге Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание. – М.: Вече, 2010. С. 143.)

В результате Мелитопольской (26 сентября – 5 ноября 1943 г.) и Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября – 11 ноября 1943 г.) советские войска прорвали укрепления Турецкого вала на Перекопском перешейке, захватили плацдармы на южном берегу Сиваша и на Керченском полуострове, но освободить Крым сразу же не удалось – не было достаточно сил. В начале 1944 г. немецкая армия была усилена двумя дивизиями: в конце января 1944 г. на полуостров морским путем была доставлена 73-я, а в начале марта — 111-я пехотные дивизии. К апрелю армия имела 12 дивизий: 5 немецких и 7 румынских, 2 бригады штурмовых орудий, различные части усиления и насчитывала более 195 тыс. человек, около 3600 орудий и минометов, 215 танков и штурмовых орудий. Ее поддерживали 148 самолетов.

К апрелю 1944 года советская ударная группировка насчитывала около 470 тыс. человек, 5982 орудия и миномета, 559 танков и самоходных установок (САУ), 1250 самолетов с учетом авиации Черноморского флота. К апрелю 1944 г. в составе Черноморского флота и Азовской военной флотилии были линейный корабль, четыре крейсера, шесть эскадренных миноносцев, два сторожевых корабля, восемь базовых тральщиков, 47 торпедных и 80 сторожевых катеров, 34 бронекатера, 29 подводных лодок, три канонерские лодки и другие вспомогательные суда. Кроме того, войска поддерживались крымскими партизанскими отрядами. Созданные в январе 1944 г. партизанские силы Крыма, насчитывавшие почти 4 тыс. человек.

Салют в освобожденном Севастополе. Май 1944 г. Фото Е. Халдея.jpg

Салют в освобожденном Севастополе. Май 1944 г. Фото Е. Халдея

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление.Если в 1941–1942 гг. немецким войскам понадобилось 250 суток, чтобы овладеть героически защищавшимся Севастополем, то в 1944 г. советским войскам оказалось достаточно всего 35 суток, чтобы взломать мощные укрепления в Крыму и очистить от противника почти весь полуостров. Ее потери только на суше составили 100 тыс. человек, в том числе свыше 61 580 человек пленными. Советские войска и силы флота в ходе Крымской операции потеряли 17 754 человека убитыми и 67 065 человек ранеными.

9 мая войска фронта с севера, востока и юго-востока ворвались в Севастополь и освободили город.

Временный мост через Керченский пролив 1944 г.

В 1944 году впервые в нашей стране был построен временный мост через Керченский пролив длиной более 4 452 м. История строительства и разрушения ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО моста через Керченский пролив В 1944 г.. была предметом изучения многих размышлений и анализов, см., например, История строительства и разрушения моста через Керченский пролив

Первый железнодорожный мост «КРЫМ-КУБАНЬ»= «2К» длиной 4,452 м через Керченский пролив был построен в 1944 году в рекордные 6,5 месяцев. Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост протянулся через пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка.

Одновременно сооружались ОДНОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ линии подходов к мосту: от станции Сенной на Кавказском берегу и от завода Войкова на Крымском берегу.

Керченский пролив. Фото NASA.jpg

Керченский пролив. Фото: NASA

Важнейшим стройматериалом моста, включая часть опор, было дерево. Его завезли сюда еще немцы, осуществив для этого массовые вырубки в крымских лесах. Полную длину мостового перехода образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов. Строительные работы носили невиданный размах. Потребовался целый флот малых судов, чтобы доставлять людей к месту установки опор. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов — на крымском берегу они начинались у завода им. П. Л. Войкова.

Монтаж разводных пролетов моста через Керченский пролив.jpg

Схема монтажа разводных пролетов моста через Керченский пролив (1944)

Мост через Керченский пролив 1944 г..gif

Мост через Керченский пролив 1944 г.

Строительство располагало значительными средствами механизации: 35 передвижных электростанций мощностью от 4 до 300 кВт, 23 различных копра, 6 стреловых кранов на железнодорожном и автомобильном ходу, кран-пилон, плавучий 45-тонный кран, 10 экскаваторов, 21 электросварочный агрегат, 230 грузовых автомашин, 10 паровозов, 10 водолазных станций, 3 передвижных механических мастерских на железнодорожном ходу, 8 самоходных судов и др.

Общее число строителей в ходе сооружения перехода менялось: в конце мая 1944г их было около 7 тыс. человек, к 15 августа — 11,5 тыс., к 21 декабря — около 8 тыс.

При сооружении высоких свайных ростверков опор применяли трофейные полые металлические сваи, их забивали в грунт на глубину от 12 до 18 м. Всего было забито более 2340 свай. Постройка опор под разводные пролеты заняла 3 месяца, из которых в связи со штормом 25 дней работы не велись.

Большинство свай заполняли бетоном путем инъекции. В сваю опускали трубу диаметром 4 см с отверстиями в нижнем конце, затем сваю засыпали гравием или щебнем и через трубу под давлением 6–8 т. подавали цементный раствор (до вытеснения им воды из сваи). Таким образом удавалось получать бетон прочностью 50–60 кг/кв. см. С этих же плавучих бетонных заводов бетонировались ростверки промежуточных опор.

Окончательно мостовой переход имел общую длину 4452 м по схеме (со стороны Крыма): 84 (дамба) + 13 х 13,6 + 63 х 27,3 + 2×55+2×27,3+ 1004 (эстакада). Русловые пролеты 2 х 55 + 2 х 27 были разводными (горизонтально-поворотной системы) и обеспечивали возможность судоходства.

Основная опора моста под два пролетных строения по 27,3 м состояла в верхней части из деревянных рамных блоков на высоких железобетонных ростверках. Во вторую очередь предполагалось деревянные опоры заменить железобетонными.

Из усиленных опор под разводные пролетные строения судоходных пролетов, представляет наибольший интересцентральная опора под два пролета по 55 м. Она имела 39 вертикальных (забитых в металлическом каркасе) и 40 наклонных свай с железобетонным ростверком высотой 4,7 м, диаметром 13 м. Особенностью этой опоры явилось применение для вертикальных свай сквозного металлического каркаса.

Следует отметить, что проектные решения разрабатывались и принимались без проектного задания, по ходу строительных работ они утверждались на месте главным инженером строительства Героем Социалистического Труда И. И. Цюрупой.

В комплексе строительства 2К входило сооружение подходов со стороны Кавказа от станции Сенная до станции Кавказ и со стороны Крыма участок Крым — Керчь. Первый имел протяжение 46, второй 18 км.

К 1 июня 1944 года было закончено разминирование всей трассы мостового перехода.

Для ускорения открытия движения поездов по переходу основные работы разделили на две очереди. Кпервой очереди отнесли забивку вертикальных свай промежуточных опор, сооружение опор разводной части, постройку эстакады и дамбы, монтаж пролетных строений, укладку мостового полотна и пути, бетонирование металлических свай; ко второй очереди — забивку наклонных свай и бетонирование ростверков промежуточных опор, окончание дамбы кавказского берега (засыпка эстакады камнем), сооружение 123 ледорезов.

Мост через Керченский пролив был введен во временную эксплуатацию, а 3 ноября 1944 года по нему было открыто железнодорожное движение.

История строительства перехода через Керченский пролив-1944-1945.jpg

История строительства перехода через Керченский пролив-1944-1945

Построенный мост просуществовал недолго: в феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. А через несколько дней его

Динамику строительства 2К можно проследить по оперативным донесениям тех дней. См. : Железнодорожные войска России. Мост через Керченский пролив

В феврале 1945 г. мост был частично разрушен штормом и мощным ледоходом из Азовского моря. Обстрел ледовых полей из береговых орудий, их бомбежка с самолетов не помогли — 15 промежуточных пролетов были разрушены. К концу февраля было разрушены 42 опоры, сохранилось -73. был разрушен ледоходом из Азовского моря в феврале 1945 года. Восстанавливать мост не стали.Остатки опор мешали судоходству многие годы. Ещё в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор.

Для обеспечения прохода кораблей через Керченский пролив в 1953 году построены современные здания Еникальского маяка на мысе Фонарь. См. Еникальский маяк

ru.kerchtamanbridges.wikia.com

Как фашисты строили мост через Керченский пролив

Идея строительства моста через Керченский пролив появилась задолго до того, как Украина и Россия стали отдельными государствами. В 1944-м один из таких проектов даже удалось воплотить в жизнь. Но всего три месяца спустя эта воплощенная мечта рухнула в прямом смысле слова.
Весной 1943 года Гитлером был отдан приказ начать строительство автомобильного моста через Керченский пролив для последующего вторжения в Иран через Кавказ.

Впрочем, соединить два берега немцам все же удалось, и дорогу через Керченский пролив они построили.


Только не железную, а канатную. Летом и осенью 1943-го с ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза. В 1943 году немцами была построена канатная дорога, 14 июня она была открыта. Также, велась подготовка к строительству автомобильного моста. При отступлении канатная дорога была частично демонтирована, а часть её взорвана. В 1944 году советские войска восстановили канатную дорогу и использовали её для поддержки наступления.

В этом же году канатная дорога была разобрана и перебазирована в Карпаты.

Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение. Но как только Тамань была освобождена, а в восточной части Крыма высажен десант, советские инженеры вновь занялись соединением двух берегов Керченского пролива. Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии. Хотя на самом деле канатную дорогу через пролив нужно было не столько восстанавливать, сколько строить заново. И строительство это было не из легких: море постоянно штормило, строительные плоты раскачивало так, что солдаты привязывались к ним веревками, чтобы их не смыло волной. Однажды плот с людьми унесло в Азовское море. Их искали несколько дней, спасли полуживых. Чтобы защитить людей от неприятельского огня, вдоль стройки курсировали катера и с наветренной стороны ставили дымовые завесы. Дым разъедал глаза, мешал работать, но иного выхода не было.

В феврале 1944-го канатная переправа над Керченским проливом снова начала действовать. Протяженность ее была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Правда, суточная производительность советской дороги составляла только 300 тонн, но все же несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки грузов на крымский берег.

После освобождения Крыма керченской канаткой не пользовались. Вновь вспомнили оней осенью 1944-го, когда советские войска овладели северо-восточными склонами Карпат. Канатную дорогу было приказано демонтировать и установить на одном из труднодоступных перевалов. Но пока канатку разобрали и доставили в Карпаты, надобность в ней уже отпала: наступающие войска к тому времени ушли далеко вперед.

https://l.lj-toys.com/?auth_token=sessionless%3A1522353600%3Aembedcontent%3A50816465%2677194%26%260%26youtube%26x9ntIeGH8l4%3Ad669ea13ddf43190f996cb5a8dbe536aded082a9&source=youtube&vid=x9ntIeGH8l4&moduleid=77194&preview=0&journalid=50816465&noads=

Немецкие войска использовали канатные дороги везде, где была хотя бы временная необходимость. Их разворачивали там, где воинские грузы было невозможно или нецелесообразно доставлять при помощи вьючных животных или носильщиков. Крупные канатные дороги были смонтированы немецкими войсками не только в Крыму, но и на Кавказе (в районе Марухского перевала), в Мурманской области.

При освобождении Крыма на берегу Керченского пролива обнаружили большие запасы металлоконструкций и оборудования, завезенного немцами и оставленного при отступлении. Грех было не воспользоваться таким богатством — приняли решение начать строительство железнодорожного моста через пролив, запланированное еще до войны. Этот мост был крайне нужен наступающей армии, поэтому строители спешили. Первая свая была забита 24 апреля 1944 г., а 3 ноября 1944-го по мосту уже прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив… поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки». Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года.

Однако уложиться в эти сроки не удалось, и произошла катастрофа.

О возможности сооружения моста через Керченский пролив впервые всерьез задумались англичане. В начале ХХ века вслед за успешным строительством Индоевропейского телеграфа британское правительство вознамерилось проложить по этому же маршруту — от Англии до Индии через Крым и Керченский пролив — железную дорогу. Но до реализации проекта дело не дошло — возникли проблемы с финансированием.

В 1903-м идеей строительства моста заинтересовался Николай II. К работе были подключены лучшие российские инженеры, но осуществлению планов помешала Первая мировая война. Следующая попытка была осуществлена уже в советский период, в 30-х. Планировалось проложить железную дорогу с юга Украины — от Херсона через Крым, по мосту через Керченский пролив и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Отечественные заводы не могли справиться с выпуском всех необходимых для строительства гигантского моста деталей, поэтому их заказали в Германии. Но вскоре началась Вторая мировая война, и за строительство взялся Гитлер.

В необычно морозную зиму 1944–1945 годов в Азовском море образовался очень толстый слой льда. В феврале наступило резкое потепление, и ледяные поля двинулись в Черное море, прямо на мост. Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами — все было напрасно. Под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты. Это произошло 18 февраля 1945 года — мост продержался лишь немногим более трех месяцев. Как ни странно, но в этом случае Сталин никаких репрессивных мер не принял. По легенде, советский диктатор сказал: «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват».

После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве на месте рухнувшего моста нового. Замнаркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». И вместо моста была построена паромная переправа.


masterok.livejournal.com

Основные параметры Керченского перехода Проект Керченского моста

© Инфографика

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s