Орда

 Часть 1

Большинством отечественных историков крайне негативно оценивается тот 240–летний период, который принято называть татаро-монгольским игом. Однако есть и те, кто не разделяет такой негативной оценки.

Официальная наука считает, что после монгольского нашествия 1237—1241 годов почти все (за исключением новгородской земли) феодальные территориальные образования, некогда бывшие единым Русским государством (Киевской Русью), стали подконтрольны сначала единому монгольскому государству, а потом ханом Золотой Орды.
Почему именно Золотая Орда? Неизвестно даже, когда это название впервые стало применяться. Наверняка не ранее XVI столетия. Конечно, сами монголы ни этого названия, ни чего-то вроде «Алтын Урду» не употребляли.
chingishan10

С 1206 года незнатный монгольский феодал Темуджин из рода Борджигин сумел сплотить под своей властью многочисленные племена Дальнего Востока и на курултае (съезде) на реке Онон был провозглашен Великим Хаганом (или ханом) всех околомонгольских племен под именем «Чингиз хаан», то есть «Океан-вождь, или Бескрайний вождь». На том, почему произошло именно так, мы останавливаться не будем, ибо этому посвящена не одна тысяча книг, начиная с работ Плано Карпини и заканчивая творениями сегодняшних историков-любителей.
subedey
Субэдэй

В течение 21 года войска хана смогли покорить тангутов, государства чжурчжэней, найманов, киданей, каракитайцев, хорезмийцев, Багдадский халифат, восточный Иран. Два его лучших полководца, Джэбэ-нойон (князь) и Субэдэй-багатур (богатырь), разбили русско-половецкое войско на реке Калке, до этого огнем и мечом пройдясь по Ирану, Грузии, Азербайджану.
Калка
Битва при реке Калка

Противостоять им смогли только войска Волжской Булгарии. Полотнище с кречетом (родовой знак Чингисхана) теперь развевалось над всей Азией, от Каспийского озера до Тихого океана и Южно-Китайского моря. Эта территория получила название «Великое монгольское государство», или Екэ Монгол Улус по-монгольски. Чингисхан дал народам ясу (закон), строгий, но понятный, политику веротерпимости, тактику собирания всего лучшего от покоренных народов и простую, но удобную систему распределение людей по территориям.
Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (тьмы — десять тысяч) вне зависимости от рода, племени и религии. Над тьмами (туменами) поставил своих нойонов (князей), которые одновременно являлись и руководителями гражданской администрации, и военными лидерами. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить положенное число воинов. Сюзереном более мелкого нойона служил крупный нойон (обычно человек из рода Чингиса — чингисид) или сам Великий хан.
Mongolia-DX
Монгольская Империя  и ее походы

Вся армия (самоназвание «улуг кул») подчинялась непосредственно Великому хану. Все основные вопросы решались на «великом курултае» съездами всех чингисидов, общими структурами управления армией, ханским чиновничьим аппаратом, набранным из уйгуров и китайцев. Существовали единая система связи с почтовыми станциями и система перераспределения власти на местах путем дарования особых грамот (ярлыков), выдававшихся от имени Великого хана.

12034-1021-Ridersonfight-940x310
вспомогательная мамелюкская конница

Все эти меры позволяли удерживать народ в повиновении, а государство в равновесии. Со смертью Чингисхана в 1227 году Екэ Монгол Улус не распался. При сыне Чингисхана Угэдее и его внуках Гуюке и Мункэ он достиг максимального могущества, став самым большим и сильным государством за всю историю планеты. Имперские войска прошлись по Руси, разгромили Волжскую Булгарию, вторглись в Европу, погромили поляков, венгров и немцев, дошли до Адриатического моря, покуролесили в Азии, решив по ходу дела пресловутый «ассасинский вопрос» и навсегда стерев из истории эту наводящую ужас секту профессиональных убийц. Не зря Чингисхана называют иногда «потрясателем вселенной». Он и его потомки завоевали огромные территории, а их войска почти 60 лет были непобедимы. Первое серьезное поражение смог им нанести только знаменитый эмир Бейбарс в битве при Айн-Джалуте 3 сентября 1260 года, когда огромная мамелюкская армия раздавила войска Кибутка–нойона
Мункэ
Великий хан Мункэ

А вот после смерти Великого хана Мункэ не нашлось сильного наследника, который мог взять бы власть в свои руки, и огромное государство распалось. Надо сказать, что еще сам Чингисхан при жизни формально предопределил будущий распад, разделив всю подвластную ему территорию на несколько частей.
Улус Чагатая
Улус Чагатая

Коренной улус (Иджагур-ин), включавший собственно монгольские и некоторые окрестные земли, Чингис передал в наследственное владение своему младшему и любимому сыну Толую. На территории Иджагур-ин улуса располагалась и столица всей империи – Каракорум. Остальное делилось между тремя другими сыновьями — наследственные улусы Джучи, Чагатая и Угэдэя.
14__2
государство Хулагуидов 

Затем шли владение уйгурского идыкута (князя) в Туркестане; территории, входившие в непосредственное владение хана — Северный Китай, Тибет и Тангут.
В ходе 9-летней войны окончательно сформировались империя Юань, Улус Джучи, государство хулагуидов и Чагатайский улус
yuan-mongol-dynasty-empire
Империя  Юань

Территория, которая интересует нас – это Улус Джучи. Как раз эту территорию, или иначе Улуг Улус (Великое Государство) у нас принято называть Золотой Ордой.

Комментарии

О знамени Чингих Хана. Но задача сложная, надо много прочитывать материала следуя предложенными ссылками. Задача непростая, там по ходу прочтения еще больше вопросов возникает.

1. Темучин был ЗНАТНОГО рода, к тому же родным сыном улусного хана

2. Найманы были монгольским племенем, потому никакого «государства найманов» Чингисхан завоевать не мог. Кидани и каракитаи — это одно и то же. Грубейшие ошибки подобного рода едва ли не в каждом абзаце. Я понимаю, что название журнала как бы предполагает, но не до такой же степени …

Вы правильно акцентируете вначале, что история должна ОЦЕНИВАТЬСЯ (где-то позитивно, где-то — негативно). Но оценка не может быть бессубъектной — непонятно, кто у Вас выступает субъектом оценки, с чьей точки зрения события будут хороши-плохи? Даже такой махровый манипулятор, как Маркс, оценивал историю с точки зрения субъекта, пусть и выдуманного — «класса».
Если говорим об империях, то оцениваем события со стороны метрополии или колоний. Разница, противоположность оценок таких субъектов и рождает противоположный взгляд на Орду. Естественно, что, скажем, для российского патриота, жителя метрополии Москвы — третьего Сарая, Орда видится благом, а для носителя любой из полутораста культур, колонизированных Ордой-Россией ровно наоборот — зло, в котором залипли и не видать просвета до сих пор.
Наиболее современный подход, на мой взгляд — системный. Субъекты — культуры, как системы отношений, оцениваем с их точки зрения. Наблюдаем как формировалась имперская система (в моей интерпретации — антисистема, рак на общественном уровне), как пошла ее метастаза на Запад, как она слилась с другой метастазой встречного византийского имперского рака — православия, уже подготовившего почву под колонизацию — выполовшего зачатки культур на Руси. Образовался рак в квадрате, еще и опирающийся на неисчерпаемые ресурсы — проклятье народов Орды-России (рак паразитирует на халяве, а где нет излишков, там ему делать нечего). Образовалась злостная устойчивая системная аномалия, приспосабливающаяся, как и любой рак, к любой новой халяве, к любым новым веяньям. Ни революции, ни реформы, никакие перемены «измов» и «кратий», никакие замены начальников, процедуры систему изменить не могут…
Смысл такого подхода — диагноз, прогноз, лечение сегодня, а то мы непонятно вообще зачем всё это изучаем, как скупой рыцарь, собираем исторические сведения в сундуки, чтобы запереть…

Дьячук Игорь , 13.06.2013 14:19:40
Интересный взгляд! Спасибо 🙂

Интересный взгляд!

Это не взгляд. И даже не интересный. Все тезисы о раковой опухоли русской государственности сводятся к тому, что не признаётся наличие культуры за русской нацией. Ставить диагнозы? Вырабатывать лечение опухоли, которая не умирает со времен Невского….

Со смертью Чингисхана в 1227 году Екэ Монгол Улус не распался. При сыне Чингисхана Угэдее и его внуках Гуюке и Мункэ… Признаки распада ярко выразились еще при Угедее. На торжественном пиру в честь успешного окончания первой фазы Великого западного похода, Бури, сын Чагатая (поддержанный многими родичами), в открытую бросил вызов Бату, сыну Джучи. Улус старшего Чингизида еще при самом Темуджине проявлял сепаратизм, не зря ходили слухи о насильственной смерти Джучи. Угедей замял ссору, но с его смертью Бату не мог появляться в Каракоруме. Новый хан Гуюк, собрав огромное войско, отправился в «погостить» к «больному» родственнику. Бату собрал своих воинов и вышел на встречу. Интереснейшая битва не состоялась, Гуюка отравили. Его законные наследники не смогли сесть на престол, Бату назначил ханом друга Мунке, в надежде на благодарность. Мунке отблагодарил «ака» последовательным пресечением всех поползновений Улуса Джучи на расширение сферы влияния в Малой Азии и Мавверанахре, где «паслись» потомки Чагатая. Согласитесь, распад Империи уже налицо. И поход на Багдад, совсем не нужный Бату, смог состояться только после смерти основателя Золотой Орды. Не удивлюсь, если Улус Джучи поддерживал мамелюков. Во всяком случае позже, через Константинополь по линии митрополита, были посольства Золотой Орды в Египет на предмет совместной борьбы с потомками Чагатая.

Субэдэй и Джебе были разбиты через полгода после Калки волжскими булгарами, причём разбиты именно с помощью ложных засад — излюбленной монгольской тактики…

Никто никогда не обращает внимание на даты. В 1204 году крестоносцы захватывают Константинополь и Восточная Римская империя прекращает свое существование. Вслед за этим на её обломках создаются несколько новых государств — Латинская, Никейская, Трапезундская империи и пр. И в тот же самый год (или годом позже, что не факт) на другом конце света возникает империя Чингиз-хана. На ровном, можно сказать, месте! Не имея к тому ни малейших предпосылок — ни городов (ремесленных и торговых центров), ни дорог, ни денежной системы, ни малейших навыков государственного управления, не зная ни добычи железа, ни производства фуража — ничего! Широко разбросанные по степи почти первобытные племена монгол с ничтожной численностью создали самую лучшую армию своего времени, покорили полмира и создали мощнейшую бюрократию, способную проводить перепись населения хрен знает в каких медвежьих углах!

Вот именно это и есть история, которая ничему не учит! Чему может научить т.н. наука, оперирующая откровенными байками и волшебными сказками, где главный рефрен — «По щучьему велению, по моему хотению»?
Конечно, империя Чингиз-хана, поделившая свою территорию на фемы (тьмы, ибо греческая фита читается и как звук Ф и как звук Т), чей народ русский летописец называет таурменами (от топонима Тавр — Крым) — это предшественница Монгольской Народной республики! И конечно, появление империи Чингиз- хана сразу после распада Византии — чистое совпадение!

Не было никакой Монгольской империи в принципе — все раскопки (в коих я участвовал лично, кстати) ерунда, все источники фальсифицированы, а германцы, получая по щам в какой-нибудь Легнице не смогла в монголах распознать византийцев? Так что-ли? Или как?

И философ Этик в своей «Космографии» подчеркивает, что народ, который был заперт за Каспийскими воротами, ворвется в мир и выйдет навстречу Антихристу и назовет его богом [среди] богов.. И, несомненно, тартары были за этими воротами и вышли [оттуда]. Ибо уже взломаны ворота, как нам доподлинно известно. Ведь братья-минориты, которых послал государь король Франции Лодовик, правящий ныне, прошли с тартарами через середину ворот далеко-далеко среди гор, где они были заперты.»

«Ведь говорит философ Этик, что незадолго до времени Антихриста появится некий народ из колена Гога и Магога на северном побережье, у Понта Эвксинского, злейший среди всех народов, который с отпрысками их злейшими, заточенными за Каспийскими воротами Александра, содеет великое разорение этого мира и выйдет навстречу Антихристу и назовет его богом [среди] богов. И Албумазар в книге о соединениях подтверждает точно так же это положение, говоря и показывая, что грядет вождь с законом мерзким и магическим после закона Магомета, который свергнет другие законы этого времени. Но не пребудет долго из-за великой злобы; об этом было изложено выше. И несомненно, что это положение его учения очень важно. Ибо, как доподлинно известно, племя тартарское вышло из тех мест, ибо жили они за теми воротами, между севером и востоком, заключенные в горах Кавказа и Каспия, и ведут они с собой народы, и уже господствуют они от упомянутых гор до самых границ Польши, Богемии и Венгрии, которые находятся далеко [от них], по сю сторону, на равнинах севера. Истинно то, что выходили и другие народы из мест тех и вторглись в южные страны, до самой Святой земли, как ныне тартары, — так пишет Иероним в посланиях и [220] хроники повествуют. Также и племя готов и вандалов, которое позже нахлынуло на юг, пришло от северных пределов. И потому тартарское нашествие еще не является признаком того, что грядет время пришествия Антихриста, но требуются и другие доказательства, дабы объяснить последствия.»
(Роджер Бэкон. Великое сочинение)

«Полагают, что они, именуемые тартарами (от [названия] реки Тар) [и] весьма многочисленные, обитая в северных краях, то ли с Каспийских гор, то ли с соседних [с ними], словно чума, обрушились на человечество, и хотя они выходили уже не раз, но в этом году буйствовали и безумствовали страшнее обыкновенного.
Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти племен, которые последовали, отвергнув закон Моисеев, за золотыми тельцами [и] которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что это дело свыше человеческих сил, то призвал на помощь бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом и образовалось место, неприступное и непроходимое.
В течение всего этого времени многие иудеи из заморских областей, а преимущественно из империи, полагая, что народ тартарский и куманский относится к роду тех, кого господь некогда заключил в Каспийских горах , [вняв] молитвам Александра Великого, собрались в тайном месте по общему согласию. К ним [тот], кто, кажется, был мудрейшим и могущественнейшим из них, так [147] обратился, сказав: «Братья, [вы], которые суть семя светлого Авраама, виноградник бога Саваофа! Господь наш Адонай долго оставлял нас поверженными под властью христианской. Но ныне грядет час, когда мы обретем свободу, чтобы, наоборот, мы по приговору божьему и их угнетали, чтобы обрел спасение уцелевший Израиль. Ибо вышли братья наши, племя израильское, некогда заключенные, чтобы подчинить себе и нам весь мир. И насколько суровым и длительным было предшествующее страдание, настолько большая слава воспоследует. Встретим же их богатыми дарами, оказывая им высшие почести. Нужны им вино, оружие и пища».»
(Матфей Парижский. Великая хроника)

От рабынь Авраамовых, Агари и Кетуры, от последней родился Имран, родоначальник Пахлавов (царствующий дом у Парфян), от которых происходят Аршак Храбрый и Св. Григорий, просветитель Армении. От Агари родился Исмаил, что в переводе значит: Бог услышал. От него — Исмаильтяне. Бог обещал Аврааму дать Исмаилу и потомкам его тучность земли и сделать его великим народом, чтоб рука его была над врагами его и чтоб в управлении меча и лука он был искуснее всех народов. От Исава, сына Исаакова, произошли Исавиты, [3] т. е. Скифы, черные, дикие, безобразные. От них родились Борамижи (?) и Лезгины, обитающие в ущелиях и в засадах, и производящие многие злодейства. Говорят, что Идумеяне, т. е. Франки, тоже от него происходят. Из смеси трех родов: Агари, Кетуры и Исава, под влиянием зла, возник безобразный народ Татар, что означает: острый и легкий (?). Но Св. Нерсес называет их остатками родов Агари, смешанными с народами Гога, потомками Торгома, которые владеют Скифией, т. е. частью земли, заключающеюся между рекою Атилем, горою Имаусом и Каспийским морем. На этом пространстве живут 43 народа, которые на варварском языке называются Хуж и Дуж, т. е. народы, живущие отдельно (*** Хуж и Дуж — армянские слова, неизвестного происхождения *** — означающия варваров, неведомые народы, стоящие на нисшей степени гражданственности. Они встречаются также слитно Хужадуж ***. Вероятно первоначально эти слова были названия народов в роде Гога и Магога, потому что Хужастан означает у Армян страну Кузистан, а Хужик — жителя этой провинции). Главный из этих народов называется Бушх (или Булх?), а другой Тугары, которые, по моему мнению, и есть Татары.
(Инок Магакия. История народа стрелков)

«Сообщалось мне некоторыми, что татары прежде населяли страну, населяемую ныне куманами, и называются по правде сынами Измаила (отсюда — измаэлиты), а ныне желают называться татарами.
Страна же, откуда они первоначально вышли, зовется Готта, и Рубен звал ее Готтой (В других рукописях Готиа (В) и Гота (F). L. Bendefy поясняет Gothia: scilicet Kathai.).
Первая татарская война началась так. Был государь (BF вождь (князь).) в стране Готта, по имени Гургута (Так BF, в Du Гургатам. Это, очевидно, Чингиз, но самое имя, вероятно, есть испорченное Угедей, Оккодай.), у которого была сестра — дева, по смерти родителей стоявшая во главе своей семьи и, как говорят, державшая себя по-мужски. Она нападала на некоего соседнего с ней вождя и отнимала у него его имущество. Когда же по истечении некоторого времени («Некоторого времени» в BF; Du ошибочно: «нескольких дней».) она вновь с татарским народом попыталась напасть, как прежде, на вышесказанного вождя, тот, поостерегшись и начав войну с вышесказанной девушкой, одолел в бою и эту прежнюю свою противницу взял в плен, войско ее обратил в бегство, а ее, уже пленницу, изнасиловал, в знак еще более тяжкой мести, лишив девственности, [84] постыдно обезглавил. Услышав об этом, брат помянутой девушки, вышесказанный вождь Гургута, отправив посла к вышереченному мужу, дал, говорят, ему такое поручение: «Я узнал, что ты, взяв в плен и лишив девственности сестру мою, обезглавил. Знай, что ты совершил дело, враждебное мне. Если, быть может, сестра моя причиняла тебе беспокойство, то ты, направляя свою месть на движимое имущество, мог обратиться ко мне, ища против нее справедливого суда, либо, если ты, желая отомстить за себя собственными руками, победив ее, захватил в плен и лишил девственности, то мог взять ее в жены; а если у тебя было намерение убить ее, то никак ты не должен был лишать ее девственности. А теперь ты отомстил вдвойне: и девственную стыдливость опозорил, и жалким образом осудил ее на смертную казнь. Вследствие того, в отмщение убийства вышереченной девушки, знай, что, я пойду на тебя всеми силами».
Услышав это и видя, что противостоять он не может, вождь, виновник убийства, бежал со своими к султану Орнах (У Плано Карпини Ornas (Ornac, Orna); в наших летописях Орначь, Ворнац, Арначь (ПСРЛ. IV, 57; V, 125; VII, 210 и др.). По объяснению, L. Bendefy — город Тана,), покинув собственную землю.»
(Письмо бр. Юлиана о монгольской войне)

И что? Куча версий. Куча описаний, просто бредовых. Сборник слухов о монголов. Никто этих моноголов из автороыв и в глаза не видел. Вы Карпини приведите, что он пишет? Карпини-то их видел, с ними беседовал. Вы нам Карпини давайте, а не Бэкона из Англии или Матвея из Парижа …

Бэкон, чтоб вы знали, ссылается именно на Карпини.
И еще: кто-то из русских еще ученых (не помню имени — врать не буду) отметил, что в описаниях путешествий Плано Карпини и Гильома Рубруковиса нет описания Средней Азии — с Волги они сразу попадают в Каракорум. Я поинтересовался… Оказывается, Керю Кырым — прежнее название Астрахани. В т.н. Золотой Орде так же точно власть духовная принадлежала кагану (Мунке), а светская — царю (Батыю и его потомкам). Ничего ни Бэкон, ни Матфей, ни Магакия и Юлиан не врали. Это у вас фантазия просто нев.бенная, если для вас монгольские степи — центр средневекового мира!

Да Вы хоть сами Карпини прочитайте.
» с Волги они сразу попадают в Каракорум.»
Карпини прямо пишет, что после Волги они по льду пересекли Яик, а дальше маленькое море, название которого он не знал. Потом ставка Орду (старший брат Бату). А потом они стали очень спешить, загоняя лошадей, чтобы успеть к Курултаю, где Гуюк стал ханом.

Конечно я не читал… Особенно я не читал, как Карпини и его спутники пересекли по льду Яик. Как пересекали Днепр по льду — читал. Найдите мне это место — мне сие оказалось не под силу!

«XIII. В день же Великой Субботы 180 нас позвали к ставке, и к нам вышел раньше упомянутый управляющий Бату, сообщая от его имени, чтобы мы поехали к императору Куйюку, в их собственную землю, оставив некоторых из наших в той надежде, что их отошлют обратно к Господину Папе. Мы дали им для вручения ему грамоту о всех наших деяниях, но, когда они вернулись к Мауци, их там удержали до нашего возвращения. Мы же в день Воскресения Господня, отслужив обедню и совершив кое-какую трапезу, удалились вместе с двумя Татарами, [72] которые были приставлены к нам у Коренцы, с горькими слезами, не зная, едем ли мы на смерть или жизнь. Мы были, однако, так слабы, что с трудом могли ехать: в течение всей той Четыредесятницы — равно как и в другие постные дни — пищей нашей служило только пшено с водою и солью, и у нас не было, что пить, кроме снега, растаявшего в котле.

XIV. С севера же к Комании, непосредственно за Руссией, Мордвинами и Билерами, то есть великой Булгарией, прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия; за Баскартами Паросситы и Самогеды, за Самогедами те, кто, как говорят, имеет собачье лицо, на берегах Океана в пустынях. С юга же к Комании прилегают Аланы, Чиркассы 181, Хозары (Gazaros), Греция и Константинополь, также земля Иберов, Кахи 182, Брутахии 183, которые слывут иудеями-они бреют голову,-также земля Цикков 184, Георгианов и Арменов и земля Турков. А с запада прилегают Венгрия и Руссия. И вышеупомянутая земля очень велика и длинна. Мы проехали через нее наивозможно быстро, так как всякий день, по пяти или семи раз на дню, у нас бывали свежие лошади, за исключением того времени, когда мы ехали по пустыням, как сказано выше, и тогда мы получали лошадей лучших и более крепких, могущих выдержать непрерывный труд, именно с начала Четыредесятницы и кончая неделей после Пасхи. Этих Команов перебили Татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.

XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; через эту землю мы ехали, начиная с восьмого дня после Пасхи и почти до Вознесения 185. Господа Нашего. Эти люди были язычники, и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили Татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.

XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов 186. Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Саррацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река 187, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых [73] нам неизвестны. У этой земли был владыка, которого звали Алтисолданус 188; он был умерщвлен Татарами вместе со всем своим потомством; собственное имя его нам неизвестно. А в земле этой существуют величайшие горы; с юга же прилегают к ней Иерусалим, Балдах 189 и вся земля Саррацинов 190; по близости их границ живут два вождя-родные братья Бурин и Кадан 191; с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату. Через эту землю мы ехали от праздника Вознесения и кончая почти неделей до праздника блаженного Иоанна Крестителя 192.

XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой Татары построили сызнова только один город, по имени Омыл 193. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были выпить, и тот, кто был там со стороны императора, заставил плясать пред нами старейшин города, а также двух своих сыновей. Выехав оттуда, мы нашли некое море 194, не очень большое, имя которого, так как мы не спросили о нем, нам неизвестно. На берегу же этого моря существует некая небольшая гора, в которой, как говорят, имеется некоторое отверстие, откуда зимою выходят столь сильные бури с ветрами, что люди едва и с большою опасностью могут проходить мимо. Летом же там слышен всегда шум ветров, но, как передавали нам жители, он выходит из отверстия слегка. По берегам этого моря мы ехали довольно много дней.; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками, но небольшими; на берегах рек с той и другой стороны стоят леса, но необширные. В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских; там имеется также орда, или двор, его отца 195, в котором живет управляющая им одна из его жен. Ибо у Татар существует такой обычай, что дворов князей и вельмож они не разрушают, а всегда назначают для управления ими каких-нибудь женщин и им отдают часть подарков, как обычно давали их владыкам. После этого мы приехали к первой орде императора, в которой была одна из его жен; и так как мы еще не видали императора, то они не захотели нас пригласить и допустить к его орде, но устроили нам в нашем шатре очень хорошее, по обычаю Татар, угощение и удержали нас там на один день, чтобы дать нам возможность отдохнуть.

XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру 196, мм попали в землю Найманов; они язычники 197. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа [74] не занимались земледелием, но, подобно Татарам, жили в шатрах; Татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въехали в страну Монгалов, именуемых нами Татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины 198 приехали к Куйюку, нынешнему императору.» http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame9.htm

Все о чем пишет Карпини, опровергает Ваши построения, но Вы имеете наглость его цитировать выборочно и запутанно. Зачем?

Где Яик, который он преодолел по льду? После этого, вы еще имеете наглость утверждать про «выборочно и запутано»! Я привел ВЕСЬ кусок текста — подряд, а не выборочно, от встречи с Батыем до приезда к Гуюку. Вы нашли что-то о Средней Азии? Вы нашли Яик, который переехал Карпини? Что вы врете все время? Вам заняться больше нечем?

Неужели Вы не прочитали 9-й пункт перед тем как выложить с 13 по 19?

«Особенно я не читал, как Карпини и его спутники пересекли по льду Яик. Как пересекали Днепр по льду — читал. Найдите мне это место — мне сие оказалось не под силу!»
Нашел:
«В понедельник же после первого воскресенья Четыредесятницы мы поспешно отправились в путь к нему, и, проезжая столько, сколько лошади могли пройти вскачь, так как обыкновенно у нас бывали свежие лошади три или четыре раза всякий день, мы ехали с утра до ночи, а, кроме того, весьма часто и ночью, но не могли добраться до него ранее среды Страстной Недели. Ехали же мы через всю страну Команов, представляющую собой сплошную равнину и имеющую четыре большие реки: первую – Днепр (Neper), возле которой, со стороны Руссии, кочевал Коренца, а с другой стороны по тамошним степям кочевал Мауци, который выше Коренцы; вторую – Дон, у которой кочует некий князь по имени Картан, женатый на сестре Бату; третью – Волгу, эта река очень велика, у нее переходит с места на место Бату, четвертая называется Яик (Jaec), у нее переходят с места на место два тысячника, один с одной стороны реки, другой с другой стороны»

То, что Плано слышал о реке Яик меня ничуть не удивляет. Я сам сотни раз слышал о таких реках, как Лимпопо, Миссури и Ориноко, но ни одну из них не пересекал не только по льду, но даже и вплавь! Удивительно, правда?..

Карпини врет или Вы?

«В т.н. Золотой Орде, так же точно, КАК И В ХАЗАРСКОМ КАГАНАТЕ, власть духовная принадлежала кагану (Мунке), а светская — царю (Батыю и его потомкам).

Каганом называли практически всех руководителей всех кочевых народов того времени от пацинаков и до половцев. Да, и кстати, не напомните как Святослава Игоревича в некоторых официальных документах на Западе и в Византии именовали? И какое такое разделение ОБЩЕЙ власти было у Бату с Мункэ тоже интересно

Каган — это то, что сейчас называется коэн. Священник у иудеев. В нашем случае — высший духовный иерарх. А разделение между Бату и мунке было такое же, как между Моисеем и его братом Аароном.
Если вы читали сочинение Карпини, то, наверное помните, что сей товарищ (Плано К.) представлял особу Римского папы и ставил себе целью обращение в католичество татар. Узнав о цели визита, Бату направил его в Каракорум, к Гуюку, ибо вопросы веры решал именно он. Ответ Гуюка звучал так:
«Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого народа; наш приказ (Эти строки написаны по-тюркски). Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял. После того как держали совет в… области Karal, вы нам отравили просьбу и Покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий пана, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время.
И еще. Вы сказали, что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.
И еще. Вы послали мне такие слова: «Вы взяли всю область Majar (Венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?» И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ бога. Но приказу бога эти люди не послушались. Те, с которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою вечного бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу бога спаслись, по его единой силе. Как человек может взять и убить, как он может хватать (и заточать в темницу)? Разве так ты говорить: «я христианин, я люблю бога, я презираю и…» каким образом ты знаешь, что бог отпускает грехи и по своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать его, потому что произносишь такие слова?
Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы нам. Кроме приказа бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно «мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вмеcте без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.
Вот что Вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет, одному богу это известно.
В последние дни джамада-оль-ахар года 644. (3—11 ноября 1246 г.)».

Что произошло после этого, известно:
«В начале своего понтификата Иннокентий IV относился к евреям с тем же презрением, что и его предшественники. Он говорил о них как о дерзких и вероломных рабах, отказывающихся смириться с положением, на которое они были осуждены Богом. В письме к французскому королю от 9 мая 1244 года папа жаловался, что в придачу к неподобающему высокомерию, евреи виновны и в «несказанных преступлениях»:
«Порочное вероломство евреев, с глаз которых наш Спаситель до сих пор не снял пелену слепоты… мешает им подобающим образом осознать, что лишь из одной жалости благочестивые христиане приняли их к себе и позволяют им жить среди нас. Вместо этого эти вероломные люди совершают такие гнусности, о которых жутко рассказывать и страшно слышать».
«12 августа 1247 года папа отправил тогдашнему королю Франции Людовику Святому послание относительно Талмуда; тон его сильно отличался от того, в котором было написано послание из Рима двумя годами ранее. «Мы не хотим, — писал папа, — лишать евреев их книг, если из-за этого они лишатся своего Закона». Иннокентий велел своему легату *4 Эду де Шаторо изучить эти книги и дать заключение о них. Легат не одобрял умеренности папы и даже намекнул, что того подкупили. Легат писал:
«Дабы еврейская злостность и лживость не одурачили никого в этом деле, я довожу до сведения Вашего Святейшества, что в понтификат Св. Григория некий прозелит, по имени Николай (Донин), уведомил названного папу о том, что евреи, не удовлетворяясь древним законом, продиктованным Моисею Богом, и даже вовсе пренебрегая им, заявляют, что Бог дал… иной закон, который называется Талмуд». Легат указывал, что для папского престола «было бы позорно и стыдно, если бы книги, подобные тем, что были справедливо преданы огню в присутствии множества ученых и клириков Парижа, были возвращены по папскому распоряжению еврейским старейшинам, ибо подобная терпимость могла бы быть истолкована как знак одобрения». После этого вступления легат цитировал всевозможные церковные авторитеты, а в конце письма выражал согласие дать заключение о книгах, которые он уже заранее осудил: «Я обратился к еврейским старейшинам с просьбой показать мне Талмуд и все их прочие книги, и они представили мне пять толстенных томов, которые я тщательно исследую в соответствии с Вашим повелением».
Все попытки Иннокентия IV защитить евреев наталкивались на противодействие папских чиновников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что борьба папы против фанатизма и глупости редко приносила плоды. Возможно, его первое послание французскому королю относительно «потрясающих гнусностей» не претендовало на слишком серьезное отношение к себе со стороны адресатов; это письмо могли составить в секретариате, вышколенном папой Григорием IX. В других посланиях папы, посвященных более серьезным темам, нет столь смехотворных преувеличений. Выражения: «высокомерное вероломство», «пелена слепоты», «осужденные на рабство» — были столь же формальными, незначащими, как и выражения любезности: «наш достопочтенный брат епископ» или «наш дорогой сын король».
Послания Иннокентия IV наваррскому королю о евреях Наварры представляют собой замечательный исторический документ. Историки почти не обращают внимания на эти послания, хотя в 1865 году французский исследователь Ф.Буркело заметил, что буллы Иннокентия IV «проникнуты чувством справедливости и терпимости, замечательными в любую эпоху, а особенно в 13 веке». В этих посланиях нет ни презрительных выражений, ни упоминания о неблагодарных рабах, ни намека на справедливость угнетения евреев. » (Малколм Хэй. «Кровь брата твоего»)

Не понял… а какая связь? Евреи — агенты монголов, поэтому — надо их к ногтю? Тогда почему прямо об этом не написать?

«власть духовная принадлежала кагану (Мунке), а светская — царю (Батыю и его потомкам) «, откуда сей тезис появился.

Папский легат почему был отправлен к Гуюку? Потому, что то приехал объясняться по вопросам веры. С кем он должен общаться? С представителем светской власти или с духовным лидером?
Каган (каан) — это высшее духовное лицо у хазар. Коган или коэн у евреев. Кроме кагана в Хазарии было еще одно властное лицо — царь. Вы читали русские летописи? Как там называют Батыя? Уж не царем ли? А почему не ханом (каганом)? Сотен лет не хватило узнать титулатуру собственного правителя? Золотая Орда — точная копия существовавших на том же самом месте до нее Хазарии. Те же каганы, те же цари, тот же язык, те же занятия (транзитная торговля), те же порядки и веротерпимость, исключительная для своего времени! Ваши монголы (дай им Бог здоровья и всяческого процветания!) в этом супе, что тот топор! Ни к селу и не к городу!

В империи чингизидов до смерти Бату хан (царь) был один. Он сидел на троне в Каракоруме. Если бы Бату в страшном сне вслух назвал себя ханом, его бы казнили (согласно Ясе) без пролития крови. Бату никогда не был ханом, русские летописи той поры сие отследили…
«Папский легат почему был отправлен к Гуюку?»
Император выгнал папу в Лион. Собирался собор, на котором ставились большие вопросы. В том числе и о монголах (надо же свою важность показать). Папа в пику Императору, хотел пропиарить перед всей Европой свою заботу о пастве. В послании к Хану (которое передал Карпини) прямо и грубо написан упрек:
«Зачем ты разорил подданных Папы?»
а по делу ничего. Разведка и шпионаж в чистом виде. Монголы это поняли и стали «гнать дезу», причем в основе была правда. Но и Карпини понял кое-что, написав что Бату — большой начальник, но и он «обязан подчиняться хану». Ключевое слово — обязан. Согласитесь разница между «обязан подчиняться» и «подчиняется» есть.
Бату вел свою игру, но вопросы внешней политики должны были решаться в Каракоруме. Карпини ничего интересного для Бату не сказал (текст послания папы сохранился), поэтому глава Улуса Джучи и решил лишний раз продемонстрировать лояльность Хану (которого тогда уже не было. Но была Яса)

Сколько дней Карпини ехал в ставку Великого Хана в якобы Астрахань?

 Три с половиной месяца… Это что — он от ставки Батыя до Астрахани 3,5 месяца шел? Ну-ну…

Карпини описывает на пути в Каракорум город Орнас (Орнач) — вы в курсе, что это за город? Считается, что это город Тана, что стоит у впадения Дона в Азовское море. Ее еще называли Тана Готская — тот самый Таногот (Тангут), который ваши друзья-ученые поместили на Тибете. Через эту землю Карпини ехал аж до 17 июня! И куда он мог доехать, направляясь на восток от устья Дона? Прально — до Великой буддийской реки Волги. Это известный караванный путь — вверх по Дону до того места, где тот едва не сходится с Итилем, в районе нынешнего Волгограда. Все отмечают, что даже 3,5 месяца на путешествие в Центральную Азию от границ Европы (географических) — это необыкновенно быстро. А чуть более, чем за месяц, это вообще — как?

В курсе. Это Ургенч, столица Хорезма, дотла разоренный монголами — вот и Вы сами цитируете «В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений» — язык куманский (кипчаки), закон Сарацинский — мусульманство… Сначала Куманская земля, потом Кангитская земля, и потом Бессермины… Какая Волга?

«Карпини описывает на пути в Каракорум город Орнас (Орнач) — вы в курсе, что это за город? Считается, что это город Тана»
У кого считается? Карпини прямо пишет, что сей город основали монголы. Неужели Тану (Азак, Азов) с колонией купцов — итальянцев человек по фамилии Карпини так «опустит»?

«Общепринято отождествлять Орнас (Ornas) с Ургенчем, столицей Хорезма, расположенной в низовьях Аму-Дарьи».
Д. Поспеловский. http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/Hristianskiy_mir/page45.htm

«Услышав это и видя, что противостоять он не может, вождь, виновник убийства, бежал со своими к султану Орнах (У Плано Карпини Ornas (Ornac, Orna); в наших летописях Орначь, Ворнац, Арначь (ПСРЛ. IV, 57; V, 125; VII, 210 и др.). По объяснению, L. Bendefy — город Тана,), покинув собственную землю.»
(Письмо бр. Юлиана о монгольской войне)

Т.е. вы верите, что из ничего можно создать нечто? Что на некованых конях и без фуража можно совершать многокилометровые марши, не зная грамоты можно превзойти в стратегии сильнейшие армии мира и проводить переписи населения, что можно, не имея дорог, административного аппарата и общенационального центра провести тотальную мобилизацию всего мужского населения с гигантской территории, что можно воевать каменным, костяным и деревянным оружием с армией развитых государств? Тогда вам прямая дорога в историки — они, почти, все такие.

Часть 2

Меня с детства интересовал один вопрос – почему Орда Золотая. Став чуть старше, и начав интересоваться историей более серьезно, я стал задавать другой вопрос – почему Орда то? Орда, или точнее Ordu это слово тюркского происхождения, которое формально перевести как резиденция хана, сиречь Юрта. Вполне вероятно что «Золотая» — это обозначение одного из наиболее часто встречающихся у монголов желтого цвета. Сиречь государство называется в честь жилища ее предводителя. Бред какой то. Даже в летописях, когда говорится о каком-либо князе, или религиозном деятеле, что они де выехали в Орду, подразумевается, что он выехал именно в ставку Хана. Однако отечественными историками, а через них и мировыми Улус Джучи был назван Золотой Ордой, а населяющего его воины и чиновники – ордынцами. Странно….ну ладно.

Юрта
Монгольская юрта в разрезе

Теперь давайте разберемся с тем, кто такие ордынцы по национальности. Российская историография давала четкий ответ – монголо-татары. Для того чтобы понять, что это за «Бендер-Задунайский» такой, давайте взглянем на карту. Где находится Русь, а где Монголия представили? Расстояние навскидку прикинули? А теперь посчитайте сколько по времени и затратам стоило пригнать ну скажем 10 000 конных воинов из района современного Улан-Батора до Рязани… Вывод напрашивается сам собой — этнических монголов тут было немного. Нет, они были, безусловно, но в самой верхушке государства. Чингисид Джучи и его потомки (которых часто называют Джучиды), а также его ближний круг, нойоны и кое-кто из чиновников были монголами, но остальные определенно нет. Может быть они были татарами? Теми нашими добрыми соседями, с которыми мы соседствуем огромное количество лет и в честь которых назван один крупнейших из субъектов Российской Федерации? Может и так, но есть и одно но… Термин Татар произошло от китайского да-дань. Так китайцы первоначально называли племена шивеней, родственных киданям. То есть племена эти были азиатского, монгольского корня, а вовсе не тюркского.
Великая тартария Гийома де лиля
«Великая Тартария» Карта Гийома де Лилля 1707-1709 г.г.

Получается что монголо-татары это то же самое что и монголо-монголы, то есть тавтология. А что же делать с целым народом, большим по населению этносом о котором мы говорили чуть выше? А ничего. Это тот случай, когда наименование территории и исторические ошибки дают название народу, а не наоборот. Впервые в официальных документах слово «татары» или по другому «тартары» появилось на Первом Лионском Соборе 1245 года. Так европейцы называли ЛЮБОЙ народ, живший в ТАРТАРИИ (видимо от легендарного греческого Тартара-мрачной бездны), то есть восточнее рубежей Руси. Поэтому татары для Европы – это и волжские булгары, и кыпчаки и красноярские кыргызы, и башкиры, и огузы, и монголы и все-все-все остальные народности. Эти самые народы в той или иной степени и населяли Усус Джучи.
13_Золотая Орда во второй половине 13 в
Улус Джучи

Немного разобравшись с названием и населением, давайте разбираться с территорией. После Западного похода сына Джучи Бату (или Батыя), который с уже известным нам Субэдэем как нож сквозь масло прошел всю Русь и большую часть Европы Улуг Улус стал простираться от кыпчакских степей до Европы. Согласно монгольских традиций и для лучшего управления весь улус был разделен на 2 части – Западную и Восточную. Западная получила наименование Белой (Ак), Восточная-Синей (Кок). Впоследствии, после распада Улуса Джучи эти территории начнут называть Белая и Синяя Орда. Главным городом (насколько можно так называть это место) Ак был сначала Сарай-Бату в районе современной Астрахани, а потом Сарай-Беркэ в районе Волгограда. У Кок центром считался Орда-Базар (ныне в районе казахского города Жезказган). Внутри каждая из частей подразделялась на более мелкие части, называемые внутренними улусами, во главе которых стоял биклярбек. Самым известным нам биклярбеком был Мамай, чьи войска (в основном наемные) были разбиты в приснопамятном сражении на поле Куликовом.
Сарай Беркэ
То, что осталось от Сарай-Беркэ

Немаловажный вопрос – отношения Улуса Джучи с Русью. Во время Западного похода Бату относительно легко покорила княжества Северо-Восточной Руси. Причина одна – феодальная раздробленность. Каждый бился сам за себя. В результате самой крупной битвы у Коломны у войск монгольской империи возникли некоторые проблемы, и даже был убит сын Чингиза Кулкан. А всего было надобно, что собрать вместе остатки рязанской дружины, с большой и малой дружиной Владимирской, ополчением и наемниками из Новгорода, установить единовластие и продумать тактически план сражения. И собственно говоря, все. Когда что-то подобное происходило у ордынцев (ладно, давайте называть их так, чтобы не путаться) возникали проблемы.
Походы Бату
Походы Бату

 

Часть 3. 

Когда же каждый удельный князь думал, что он сможет решить свои проблемы сам или за счет подставы соседей, получались позорища типа Битвы при Сити, когда темник (командир тумена) Бурундай вдребезги разбил русские войска. Самыми хитрыми оказались новгородцы и смоленцы – по непонятным причинам ордынцы вообще не пошли на их землю, из чего можно сделать вывод, что жители сих славных территорий смогли попросту найти общий язык с завоевателями и откупились от возможных проблем. А так Русь стала данницей Улуг Улуса.

Битва на реке Сеть бурундай
Бурундай в битве при Сити

Русские княжества имели большую степень самоуправления, так как Рюриковичи никуда не делись и управляли своими вотчинами, как и прежде, правда получить право на управление и иные привилегии надо было теперь в ставке у Хана. Он выдавал некие грамоты, которые сами ордынцы называли ярлык. К каждому княжеству был прикомандирован так называемый баскак, то есть посланник и представитель Хана по вопросам сбора дани. Насколько я понимаю, он выполнял роль аудитора и следил, чтобы тот или иной князь, коему ярлыком даровано право собирать дань с собственных и соседних территорий слишком сильно не работал себе на карман в ущерб ханской казне.
Ханский ярлык
Ханский ярлык на княжение

Вообще возникает какое-то странное ощущение, что так называемое Иго было выгодно Руси. Церковь ордынцы не трогали, сами, будучи вплоть до Хана Узбека, сделавшим религией Улуса Джучи магометанство, язычниками и поклоняясь Вечному небу Тангри, с княжествами отношения были финансово-деловыми, то есть князья собирали для баскаков дань, которые те переправляли Хану, а тот, в свою очередь решал те или иные проблемы князей, выступая в качестве верховного арбитра, когда надо усмиряя недовольство войсками, а когда привилегиями и льготами. Если кто из европейцев сунулся бы – то Хан брал под свою защиту. Народу простому как то это все было все равно – на кого работать то – ибо пожечь и угнать в полон могли и ратники соседнего княжества, русские и православные. Боязни какой то ордынцев не было – с большинством из баскаков, а то и Чингисидов, и спорили, и даже воевали, например король Галицкий Даниил Романович несколько раз подряд разбил войска Куремсы. В этом вопросе все, правда зависело от репутации, потому что потом пришел Бурундай, пальцем показал, и крепости на Волыни Даниил Галицкий срыл… вот так просто, без боя и без спора. По территории Руси ордынцы, хоть баскаки, хоть более мелкие чиновники очень редко когда передвигались с крупными воинскими отрядами – не было необходимости. Достаточно было иметь пайцзу (это такая верительная бирка как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями) Хана для того, чтобы решать какие-либо серьезные вопросы.
Даниил Галицкий
Даниил Романович, князь Галицкий, Волынский и Киевский 1 король Руси

То есть, резюмируя все вышесказанное, власть Хана устраивала, прежде всего, русских, ибо уставши от грызни князей и всеобщего бардака они получали стабильность и простоту решения многих вопросов. Сильный правитель взял власть в свои руки и подчинил более слабых. При этом рассказы о том, что ордынцы были чужаками и богопротивны русскому народу, по крайней мере, странны – ибо с иными степняками, такими как половцы и печенеги, русские князья породнились, а каких-то не совсем ясных берендеев и черных клобуков постоянно использовали в качестве военной силы. Посему это самое Иго трудно рассматривать с точки зрения ужасной кабалы, от последствий которой мы не можем избавиться по сей день (так считают некоторые исследователи). Другой вопрос, что спустя 2 века эта власть Хана перестала быть нужной. После того как ордынцы проворонили возвышение Московского княжества, вопрос падения их влияния над Русью был только вопросом времени. Ордынские аристократы со своими нукерами начали переходить на службу к русскому царю, вектор силы сместился. Ордынские корни имеют такие известные у нас фамилии как Кочубеи, Адашевы, Шереметьевы, Ахматовы, Глинские, Юсуповы, Карамзины, Улановы, Чаадаевы, Акчурины и многие иные.
Пайцза
Пайцза

Определенный интерес вызывает вопрос, а что было бы, если бы Русь была частью Улуса Джучи более долгий срок. Тех, кого интересуют подобные темы, могу порекомендовать книги Хольма ван Зайчика. В этом альтернативном фэнтази сын Батыя Сартак и Александр Ярославович Невский породнились и смогли побороть власть иных Ченгисидов, образовав государство с названием Ордусь, которое благополучно дожило до наших дней. Книги не шедевральны, но легкие юморные (особенно для филологов) и забавные: http://id77.livejournal.com/14472.html

Улус Джучи распался из-за внутренних проблем и потрясений, а также из-за затяжного конфликта с другим улусом — государством Хулагуидов в начале 15 столетия. На месте Ак (Белой) Орды образовались Большая (или Волжская) Орда, Казанское ханство, Крымское ханство и Астраханское ханство. А Кок (Синяя) Орда на — Ногайская Орда, Сибирское ханство, Узбекское ханство и Казахское ханство.
распад
Распад улуса Джучи

Большая орда в начале 16 века была разделена между Русским государством и Крымским ханством, а Казанское и Астраханское ханство пали соответственно в 1552 и 1556 году под ударами сил Ивана IV Грозного (помните как в фильме: «Казань брал, Астрахань брал, Шпака…не брал»). Больше всего из всей Белой Орды продержалось Крымское ханство. Под правлением династии Гиреев это государство просуществовало аж вплоть до 1783 года.
Шахин Гирей
Шахин-Гирей, последний правитель Крымского ханства

Синяя Орда просуществовало формально немного подольше. И если Сибирское Ханство было присоединено к России в 1607 году, а Ногайскую орду уничтожили калмыки в том же 17 столетии, то Узбекское и Казахское ханство, пусть трансформировавшись и разделившись на несколько более мелких частей, дожили аж до 20 столетия, когда последний из осколков «Великого монгольского государства» Чингисхана Хивинское Ханство потеряла свою независимость.

Комментарии

1. «рассказы о том, что ордынцы были чужаками и богопротивны русскому народу, по крайней мере, странны – ибо с иными степняками, такими как половцы и печенеги, русские князья породнились».
Разве это аргумент? Как это кто-то отрицательно относится к одной народности, например, Северного Кавказа или Поволжья, при этом хорошо относясь к другой народности в этом же регионе. Разве такого в жизни не бывает? Сплошь и рядом.
Во-вторых, «породнились» = династические браки. Во все времена – это политика, а не признак хорошего отношения.

2. «ордынцы проворонили возвышение Московского княжества». Думаю, Москва здесь не причем. Более двух веков Москва была наиболее твердым и последовательным союзником татар, постоянно приводя оккупантов для решения своих корыстных дел. «Москва – центр освободительного движения» – тезис, придуманный «победителями», которые и пишут потом историю. Были только 2 исключения: Дмитрий Донской и Иван III, кто боролись с татарами. Чаще всего центрами борьбы с татарами были совсем другие княжества и земли: например, в XIV в. – Тверь, во второй четверти XV в. Галицкие (Звенигородские) князья Юрий Дмитриевич и его сыновья.
3. «русских устали от грызни князей и всеобщего бардака». Вы сможете привести факты того якобы вселенского бардака во всех русских землях, при которых власть оккупантов считалась оптимальнее? Во-вторых, нормальным людям разве нужен «хозяин», который придет и порешает их вопросы? «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Только рабам нужен хозяин. А свободные люди сами решат свои проблемы. Им и в голову не придет, что надо потерять свободу и отдаться под власть оккупантов для решения наболевших проблем. Можно еще несколько подобных спорных тезисов назвать. Но это все мелочи. Главное в другом.
Вы опровергает мнение тех, кто считает, что последствия ига были катастрофическими. Но дискуссия предполагает назвать аргументы своих оппонентов, а потом последовательно с фактами их опровергать. Вы готовы
а) сформулировать аргументы своих оппонентов? Подскажу, чаще всего называют 3 колоссальных негативных последствия, которые изменили вектор развития русских княжеств и предопределили победу будущей «азиатчины».
б) сможете ли эти аргументы опровергнуть? Это главное.
Есть еще один сюжет: «Самый спорный на мой взгляд вопрос последствий Ига. Для кого то это полное зло, для кого то благо».
Но любая оценка предполагает критерий. Для одних, критерий успеха – свобода; для других – объем «похлебки с барского стола». Без формулирования критерия, что будем считать благом для русских земель, любая оценка ига – абстрактна.

Мне это все напоминает извечный спор между западниками и славянофилами, который длиться уже очень много времени и то одна сторона испытывает локальные триумфы, то другая.
Вы просите у меня критерии моей позиции? Ну вот хотя бы религия. Согласитесь, что для рассматриваемого нами периода этот вопрос был куда более существенен для населения нежели нынче. Орда не старалась насадить свое язычество, или впоследствии магометанство на территории Руси, в отличие от европейцев. Что дало бы нашей стране окатоличивание — дальнейшую раздробленность и неизбежную долгую гражданскую войну.
Или еще — на что была направлена экспансия скажем Немецких военно-духовных орденов или тех же венгров. Чего они хотели, какие были цели? Цели были простые — оторвать кусок пожирнее, отхватить кусок территории и присоеденить к себе. У них не было не глобальных задач типа объединения земель под своим управлением, не было даже мечты поставить свою управленческую династию. Локальность целей — то, что всегда отличала европейцев от азиатов. Потом у тех же поляков цели уже поменялись, но, во-первых, Польша это все-таки еще не совсем Европа (как и мы не совсем Азия), да и время было иное.

«Но любая оценка предполагает критерий.»
Если взять за критерий государственно — политическое устройство и экономику, то интересно сравнить завоевание монголами Китая и наше «Иго».
До Хубилая в Китае династия Цзинь (кстати, тоже северные варвары — захватчики), Западная Ся, Сун, Северная и Южная Сун. Как могли бы они объединиться в единую Империю? Эпоха «борющихся царств» в современном Китайском кинематографе, приведшая к обьединению в прошлый период, описывается очень трагично.
Монгольская династия «собрала» страну кровью и разорением. Но уже после Хубилая экономика рванула вверх, хотя опять же, при монголах на порядок выросло число рабов. Лишь через сотню лет, благодаря пренебрежению к дамбам на Хуанхе, случилась катастрофа, приведшая к восстанию красных повязок и рождению новой династии Мин.
Ситуация с Русью выглядит по другому. Не было столь жесткого прямого управления завоевателей, Орда закрепляла раздробленность пока имела силы, поэтому и иго длилось дольше…

Но речь немного о другом: не какой стране татары больше пользы или разрушений принесли (стране А или стране Б)? Когда мы даем оценки: правление такого-то политика, династии, партии или в данном случае татар принесло стране, например, России больше положительного или отрицательного, первый вопрос — по какому критерию будем оценивать? развитие производительных сил, рост территории, рост экономики, степень свободы и масса других критериев. Иначе есть опасность «переливания из пустого в порожнее», типа: хороший — нет плохой, нет хороший и т.д.

«факты того якобы вселенского бардака во всех русских землях…»
Более чем 20-ти летняя война между Черниговым и Галичем за главенство над Западной Русью, начатая при Романе. Ни битва при Калке, ни взятие монголами Киева никак не повлияли на ее ход. Не говоря уже о постоянном вмешательстве не только кочевников, но и Польши с Венгрией. Примечательно, что точка в этой войне была поставлена в год, когда Ярослав в Орде оформлял Иго. Это у него не получилось, был отравлен, но и после Даниил Галицкий (так боровшийся с Ордой) оказался в завоевательном походе в Чехии. О сыновьях заботился. Если прибавить многократные разорения Киева участниками конфликта (и беспредел Андрея Боголюбского) то и вправду возникает вопрос:
Мы сами докатились до такой жизни или монголы виноваты?
Конечно здесь комплекс причин. Но в основе некоторая, не совсем дошедшая до нас «Повесть о погибели Русской земли», созданная еще до монголов (скорее всего…)

Батыево войско, вторгшееся на Русь зимой, неизбежно должно было погибнуть. Это аксиома, это утверждение не требующее доказательств. Но для иностранцев, так и быть, скажу: в средней полосе Русской равнины зимой холодно. Идет снег. И лежит он до самой весны, не тает. На открытых местах – полях, луговинах и т.п. величина снежного покрова такова, что даже лось (на своих более длинных, чем у лошади ногах) проваливается по самое брюхо. А тут конная лавина, масса, чуть не в сотню тысяч голов… Все познается в сравнении, так давайте сопоставим: тот же лось – животное лесное, он без корма и в зимнем лесу не останется: молодые веточки, ивовая кора – все ему сгодиться. А лошадь – животное степное, желудочно-кишечный тракт имеет нежный, к переработке древесины непривычный, пропадет. Сохатый, чтобы прокормиться, все время жует, жует, жует, а движется мало – максимально потребляя, энергию расходует крайне экономно (чему, кстати, способствует укороченный, в сравнении с лошадью круп – меньшая теплоотдача и дополнительный шанс пережить зиму). Лошадь же, ежедневно совершает значительные, в десятки километров переходы и восстановить свои силы может только во время привала. Кроме того, у лося единственная ноша – его рога, а коняга несет на себе всадника или вьюки с хозяйским добром. Так вот: отсутствие подножного корма, снег и мороз уже одни, сами по себе, должны были стать непреодолимым препятствием на пути конных колонн Батыя. Это правда, что Батый через снега не шел – двигался по замерзшим рекам. А корм коням он как добывал? Не мог же он трехмесячный запас фуража с собой везти! От силы недели полторы себе обеспечил, а потом… Овес ни на льду, ни подо льдом не растет, пойменные луга под толстым снежным покрывалом, а за каждым пучком сена нужно посылать целые экспедиции… Но ведь не только о лошадях, но и о людях подумать нужно! Людям-то каково?! Даже просто выжить в трескучий мороз под открытым небом – великое, многотрудное и почти невыполнимое дело, а Батый должен еще и военную компанию с врагом вести, для которого эти места свои, нет проблем с провиантом; который может укрыться за высокими и прочными стенами пусть деревянных, но крепостей; беспрерывно атаковать из засад, выйти во фланги и в тыл.
Вспомним судьбу наполеоновской армии: от личного состава, покинувшего горящую Москву, к моменту форсирования Березины в живых осталась одна треть. Русская армия шла параллельной дорогой и французов не трогала. Лишь малая часть наполеоновских солдат стала жертвой партизан и казачьих разъездов – огромное большинство погубил мороз. Но еще до того «Великая армия» перестала существовать как единая, организованная сила, превратившись в гонимое, голодом и холодом мучимое человеческое стадо. То же самое ждало и Батыя, но в куда худших масштабах – французы захватили лишь самое начало свирепой русской зимы, в то время как татарам предстояло стойко преодолевать трудности ВСЕХ зимних месяцев и ранней весны. Есть чему подивиться!.. Ведь по логике вещей Батый был просто обязан разделить свое войско на небольшие отряды, с целью охватить как можно большую территорию, за счет грабежа которой только и могли выжить десятки тысяч его людей. Но это значило бы потерять управление армией вторжения, это значило бы, что никаких крупных военных задач татарское войско решать не могло.
Поставим себя на место владимирского князя Юрия Всеволодовича – вот, пред его светлы очи является гонец со страшными вестями: пала Рязань, а поганый царь Батый, славный сей град пожегши, на тебя движется со всей своей воинской силою…
Давайте мы с вами сразу условимся, что Юрий Всеволодович не глухой, не тупой и о собственной стране знает не понаслышке. Договоримся и о том, что гонец ему толковый попался – на вопросы задаваемые отвечал внятно и вдумчиво. Много ли нужно времени, чтоб сообразить великому князю что делать следует? Для батыева конного войска дорога – замерзшие реки, а кормится оно зерном, каковое добывает в ближних, вдоль берегов стоящих деревеньках и захваченных городах. Так пошли ему навстречу тысячу, другую мужиков лед ломать и через сутки от одного к другому берегу протянется полынья в две косые сажени шириной, а по краям, там где глубина реки невелика – груды колотого льда с сучьями и небольшими деревцами вперемежку в два человеческих роста вырастут, водой обильно поливаемые. И на той, своей стороне проруби, у самой кромки открытой воды – тоже лед. А в лесу, что к самой реке подступает – засека, многие десятки вековых сосен да елей, крест на крест друг на дружку, верхушками в сторону подступающих батыевых полчищ свалены… Злых татаровей это не остановит, но на сутки (по мосткам ли переправляться станут или сквозь бурелом продираться) задержит и обозы бросить заставит. И с того самого момента начнется для них веселая жизнь…
Юрию Всеволодовичу только свистнуть и многие тысячи русских мужиков примутся лунки в речном льду вырезать – наступит в такую лунку татарский конь и нет коня! Копыта может и не сломает, но сухожилие потянет так, что сердобольный хозяин тут же ему горло вострым ножом перехватит. И вот едет передний отряд и ледовую обстановку изучает: увидел верховой перед собой дырку от бублика – спешивайся и забивай ее льдом! Следом сотни коней идут, хоть один да провалиться… Хорошо когда снег не идет, милое дело с коня да на конь прыгать! А завьюжит?.. А если подлые русские мужики тонкими ледяными пластинами свои диверсии сверху прикроют? Это не хитрость, пока дырка сверлиться, плеснуть водой на припорошенный снегом лед и полчаса спустя иметь под рукой идеальное средство камуфляжа. И вовсе не в том смысл, чтоб татарскому коню ступить некуда было, а в том чтоб заставить батыевых головорезов лунки те искать – там десяток, здесь полсотни, а вся орда на шаг перешла, еле движется… И таким вот манером будет идти она полтараста верст неделю… И весь хлеб, что в тороках припасен, коням своим скормит. А нового взять негде – деревни и городки брошены, зерно вывезено, сено сожжено… Идти вперед – смерть, идти назад – она же. Через два дня кони ложится станут, а еще через два – все войско станет пешим… И, самое большее две недели спустя живыми в нем останутся только те, кого в плен примут, а остальных унесет тронувшийся по весне лед…
Князю владимирскому даже меч из ножен доставать бы не пришлось, но произошло… Чудо? Да нет, чудес не бывает. Рассчитывая на одно лишь чудо, Батый в русский капкан попросту бы не полез. Батый, вторгшись в холодную, лесную, с великими трудами обеспечивающую зерном самое себя, с редким населением страну, мог действовать, лишь опираясь на помощь союзника; на то, что некто, весьма могущественный, проложит ему маршрут, заготовит в достатке сено для лошадей, провиант для людей, предоставит дрова, а то и крышу над головой; тот на кого можно оставить раненных и больных.
А существует ли хронология всех этих событий, когда и где, что происходило? Даты вопрос сложный, но может хоть приблизительно, какая то последовательность во времени? А то уже столько «обсудили», что лично потерял хронологическую нить событий.

Замечательный вопрос, как любит говаривать Алла Гербер. С датировкой все нездорово — насколько мне известно, датировки носили циклический, а не сквозной характер, т.е. записывался не год от Сотворения или Рохдества, а год индикта или Метонова цикла, вплоть до начала 15 века. Все даты, которые использует историография ранее этого периода — восстановленные.

достаточно с нас летне-зинмего коловорота в России и двух календарей по которым живем и одновременно отмечают религиозные праздники. Разумеется надо поискать в архивах мирового разума-интернета, просто, хотя, это не просто, понимаю, хотел узнать;.- Есть ли такая «официально установленная » хронология. Хотя бы просто пересчет в годах, сколько длился тот или иной исторический эпизод этих событий.

Все очень субъективно. Историю кроили так, что куски от нее в стороны летели. Ее не описывали, не восстанавливали зачастую, а просто формировали наново так, как удобно было первым историографам-нумерологам.

 

С моей точки зрения, в тексте есть несколько фактических и логических «слабых мест» (не хочется говорить слово «ошибка»). + Уход от от ответа на главный вопрос, который сами поставили. «Иго было выгодно Руси или негативно повлияли на будущее развитие страны».

Насчёт блага ига концептуально не согласен. Когда народ стоящий на более низком уровне подчиняет народ на более высоком уровне это благо для покорителя — но не для покоренного. Оствив даже в сторону культуру и экономику — покорения Руси католической Европой к примеру — в итоге был бы прогресс — а языческими и влед магометанскими монголами — породило такое явление — как русская азиатчина — она же типа евразийства. Для российских татар современных — последствия ига благо несомненно — они стали европейцами — так бы были типа албанцев — если ещё… Или сорбировавшийся нация завоевывается более примитивной. Что дало Балканам 500 лет турецкого ига? Отбросило назад. А Турцию современную сделало Европой — или завоевание русскими Польши — тоже типа татарского ига — для Польши. А вот для Кавказа и Центральной Азии русское владычество потенциальное благо. Так же как для Индусов и арабов британское — а для Африки французское. Кем бы были сейчас Абамы — если бы их предков не вывезли на хлопковые плантации Лузианы? Перефразируя латынь ars longa, vita brevis — путь истории долг жизнь людячая коротка.

Про Синюю Орду могли бы и побольше. Тем паче, что наверняка, разрабатывая тему, почерпнули больше, чем написали.

 

А про синюю Орду… в принципе есть куда копать, если что искать и что еще читать. Я пока не готов. Но думаю сейчас те, кто читают вдумчиво и комментируют не ради увеличения собственной самооценки, а для того чтобы добавить интересных фактов дополнят и расскажут гораздо больше, чем на данный момент знаю я.

 

Про «синюю орду» в русских летописях два упоминания. Первое связано с Тохтамышем, второе непосредственно с Тимуром. Однако уже Карпини пишет о ставке Орду, старшего брата Бату, который не сильно претендовал на самостоятельность. Согласно монгольским источникам Бату при назначении главой Улуса Джучи, раздал земли и войска своим родичам (для поддержания их лояльности), а потом во главе этих войск и при мобилизации всех монголов (каждый юрт отправил по «старшему сыну», впервые введены налоги на скот и зерно, ставшие постоянными, китайские земледельцы специально засеяли целину, урожай с которой забрали в поход) отправился на завоевания новых земель. Когда границы Улуса Джучи определились, возле «коренного юрта» под главенством Орду выделился Улус Шибана (еще одного брата Бату). Его наследники враждовали с потомками Орду. Тамерлан вмешался, чтобы поставить против Мамая своего чингизида. Им оказался Тохтамыш, не оправдавший «высокого доверия»…

Эк Вы лихо так вскользь проехали предательство православной церкви, за которое ханы щедро ее благодарили, почти как за сегодняшнее предательство народа одаривает сегодняшняя Орда-Россия. Вот из цитат под рукой:
В 1270 г. хан Менгу-Тимур (?-1282) издал следующий указ: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т. д. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства… Все это принадлежит Богу, и сами они Божьи. Да помолятся они о нас».

Хан Узбек (?-1342) даже расширил привилегии церкви: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога».

Вот пример протекции хана православной церкви — «Ярлык хана Узбека митрополиту Петру»: «…да пребывает Митрополит в тихом и кротком житии безо всякия голки; да правым сердцем и правою мыслию молит Бога за нас, и за наши жены, и за наши дети, и за наши племя (языческое татарское)… а от соборныя церкви и от Петра Митрополита ни кто же да не взимает, и от их людей и от всего его причта: те бо за нас (язычников) Бога молят, и нас блюдут, и наше воинство укрепляют… А Попы, и Дьяконы, и причты церковные пожалованы от нас по перьвой нашей грамоте, и стоят молящеся за нас… Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию грамоту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идет. Да пребывает Митрополит правым сердцем, без всякия скорби и без печали, Бога моля о нас и о нашем царстве»…

Предательство А.Невского — отдельная большая тема…

А зачем на этом акцент делать? Я не хочу, тем более не вижу со всей очевидностью тех фактов, о которых вещаете Вы. В принципе, интересно было бы видеть Ваш пост на эти темы, тем более видение у Вас есть, и материал в подтверждение своей гипотезы имеется

Дьячук Игорь, diletant.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s