Крым в духовном пространстве России

 Крымское чудо света

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

+++

19 апреля 1783 года Екатерина II подписала Манифест о присоединении к Российской империи Крыма и Таманского полуострова и 230 лет назад – 8 (21) апреля 1783 года  «Манифест великой императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России» был опубликован и КРЫМ стал частью Российского государства. В 1921 году в составе РСФСР была образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика, в 1945-м появилась Крымская область, а уже в 1954-м она вышла из состава РСФСР и отошла к УССР. Мог ли Хрущев тогда не отдать Крым Украине? И что бы в этом случае было с этой территорией?

Отдать, нельзя оставить

Конечно тема Крыма очень серьёзная и противоречивая. Никита Сергеевич не был полным идиотом. Да, были в его жизни всякие курьёзы и ошибок было много, но и многого хорошего он сделал и это забывать нельзя. Так почему же он отдал Крым Украине? Думаю по нескольким причинам. Первая заключалась в том, что США которым СССР выплачивал огромные суммы по Ленд-Лизу, хотели, чтобы в Крыму была создана Еврейская автономия. Дескать в тундре евреи не прижились, так давайте на исконных хазарский землях. Отдав Крым Украине Хрущёв как бы отставил этот вопрос. Дескать УССР не Россия, чего Вы от меня хотите? Второй плюс, который получил Никита Сергеевич это поддержка украинского народа в предстоящих разоблачениях. Ведь сам Хрущёв был верным сталинистом и когда прибывал на Украине в должности Первого секретаря ЦК КПСС нарубил не мало дров. Возможно, было бы правильным отдать Крым Греции. Во-первых, они первые его открыли и колонизировали. Города — Пантикапей, Херсонес, Нимфей, Феодосия, Керкинитида, Неаполь Скифский, Киммерик, являются греческими полисами. Это юридически, чтоб не возникло трений. Во-вторых, в Греции была очень сильна коммунистическая партия и возможно, она бы потихонечку (не без помощи КГБ) стала бы социалистической страной и вошла бы в Варшавский договор. Ну и в-третьих, людям, которые проживали в Крыму было бы в 100 раз лучше оказаться в Греции, нежели в Украине. То есть, даже сейчас в кризис, крымчаков, кормили бы немцы с другими странами ЕС (на примере современной Греции мы наблюдаем, что можно не сильно утруждаться тяжёлой работой и при этом хорошо жить).
Пётр Патрусов,  diletant.ru

Комментарии

Прекрасно, но там как-то затерялся Севастополь с черноморским военным флотом и системой связи и управления флотом в Феодосии. Пожалуй, передать надо было Турции вместе с флотом: в подбрюшье за счет НАТО укрепил бы СССР южные свои границы. С тем же успехом можно было передать и Турции по той же логике: мол, Крым уже был в руках Турции. Тогда уж будем последовательны: вернуть Германии Восточную Пруссию с Кенигсбергом, Львов — Польше, Выборг — Финляндии, Курилы — Японии, народам Северного Кавказа самоопределение вплоть до отделения. Ничего я не упустил?

С какой страной граничит Крымский перешеек? С Россией или Украиной? Если с Украиной, то будет как с Калининградом? Войди Украина в НАТО и Евросоюз, и как общаться с Крымом? Если с Россией будет граничить Крымский перешеек, то где тогда Украина?

Если Россия сильная, то всё равно с кем граничат её оторванные земли. А если слабая, то и всю Россию разрежут, как пирог на части и не будет России. Ельцину Крым не прощу. Тогда можно было всё решить бескровным дипломатическим путём. Но у него главное было коммунистов добить. Это ИМХО ошибка.

Не вижу проблемы. И с Калининградом тоже. Да! Крым должен принадлежать только России!!! Это моё твёрдое убеждение. И без разницы с кем он граничит. Крым вообще-то полуостров. Сообщение можно по морю производить.

А где Гибралтар, а где Британия? А где Фолкленды?

В 1941 году весь мир был против СССР, а в 1945-ом полмира стали сателлитами СССР. При наличие такого арсенала ЯО у РФ никто и никогда не сможет угрожать её целостности. И вообще НАТО себя изжило, вот кого нужно разгонять, так эту бестолковую организацию. России союзники не нужны, у России их никогда и не было, Россия всегда в одиночестве. Впрочем, как и Китай, Турция и Япония. И ничего, живы пока.

***

Итак, 230 лет назад — 8 (21) апреля 1783 года — был опубликован «Манифест великой императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России». КРЫМ стал частью Российского государства. Мы не будем говорить об исторических и политических предпосылках, обстоятельствах и последствиях этого события. Об этом немало написано историками, и всякий интересующийся может узнать подробности из множества книг, статей и монографий.

Место Крыма в духовном и культурном пространстве Святой Руси. 

 

«Для России Крым имеет огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для иудеев. Так мы будем относиться к этому отныне и навсегда», — заявил в своём ежегодном Послании президента Федеральному собранию о положении дел в стране Владимир Путин.
«Именно в Крыму, в древнем Херсонесе, который носил название Корсунь, принял крещение князь Владимир, который впоследствии крестил всю Русь, — напомнил Владимир Путин. — Именно здесь — духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и российского государства».
«Христианство явилось мощной объединяющей силой, позволяющей объединить самые разные по крови племена, — считает глава государства. — Именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым имеет огромное сакральное значение. Именно так и будем к этому относится отныне и навсегда».

В этом контексте присоединение Крыма к России по значению своему выходит далеко за рамки геополитических амбиций некогда могучей империи, а становится важным звеном в цепи событий и обстоятельств, созидавших и созидающих по сей день такое неуловимое в своих определениях, но от того не менее реальное явление как Святая Русь.
Начало этого созидания, конечно, было положено задолго до Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Более того, само это событие — чрезвычайное по своей важности и последствиям — не могло бы произойти, если бы веками не шла подспудная и до поры до времени не очевидная, но благодатная работа по просвещению, преображению народов, населявших земли, названные впоследствии Русскими. И Крым в этом смысле явился границей двух миров, но границей открытой взаимовлиянию разных культур и вер. Больше того, Крым стал ристалищем этих вер, и все те внешние, политически бурные подчас перемены и обстоятельства, которыми жила Таврида уже в первые века после пришествия в мир Спасителя, явились отражением этой внутренней, напряженной борьбы. Мы называем нашими, русскими многих святых, которые по рождению, по крови зачастую не были славянами. Но все они своей молитвой, трудами, содействию в просвещении нашего народа участвовали и участвуют в становлении его духовной и нравственной жизни.

Русская православная церковь отметила тысячелетие крещения РусиВ 987 году Владимир, князь Киевский, отказался от язычества и принял православную веру.
В следующем году он собрал весь люд русский на берегах Днепра, в водах которого его крестили византийские священники. С этого времени православие стало государственной религией на Руси.

 

Крещение святого князя Владимира. В. Васнецов
Крещение святого князя Владимира. В. Васнецов

О самом Крещении Руси мы не станем говорить подробно. Вряд ли здесь можно что-то добавить к тому, что уже сказано с великим изумлением и благоговением историками и богословами. Слава Богу за Его неизреченную милость! Вот какие слова в первую очередь нужно произнести, вспоминая это событие. Ведь именно с восприятием и распространением православной веры раскрылись лучшие черты нашего народа, которые доселе оставались как бы под спудом, а точнее — не находили верного себе применения. Решимость, открытость, великодушие, верность, чистота, способность к самопожертвованию, любовь горячая и живая — не это ли те качества, которые мы можем и должны ценить и сейчас, невзирая на прошедшие столетия и «новые стандарты», навязываемые нам адептами «постхристианской» культуры? Ведь именно эти — лучшие — качества души, освященные благодатью, делают нас причастниками высшей правды, делают нас причастниками Божеского естества. И высшей радости, высшей надежды, высшей цели у народа нашего нет и быть не может. Всё остальное может быть лишь следствием этого — главного — выбора.

Крым долгие века — до позднего средневековья — принадлежал византийской культуре. Но единство этой культуры с культурой русской, ее влияние на последнюю не подлежит сомнению, и в этом смысле Крым, безусловно, участвовал в созидании русской жизни. Больше того, мы можем говорить об участии византийской культуры, об участии святых тех времен в созидании Святой Руси не в прошедшем только — и даже прежде всего не в прошедшем, — а в настоящем и будущем времени. Потому что памятники высокой духовности приобщают нас к жизни не канувшей, но к жизни действительно существующей здесь и сейчас. И особенно очевидно это в отношении святых, которые хоть и освятили нашу землю своим потом, кровью, хоть и освятили ее, почивая в ней своими мощами, но душой и духом причастны жизни иной, высшей, к той жизни, которой надлежит приобщиться и нам. Мы не будем говорить об исторических и политических предпосылках, обстоятельствах и последствиях этого события. Об этом немало написано историками, и всякий интересующийся может узнать подробности из множества книг, статей и монографий.

Священномученик Климент Папа Римский

Священномученик Климент Папа Римский

Мы называем нашими, русскими многих святых, которые по рождению, по крови зачастую не были славянами. Но все они своей молитвой, трудами, содействию в просвещении нашего народа участвовали и участвуют в становлении его духовной и нравственной жизни.
Несомненно, что Крещение Руси при всей значимости княжеской воли не могло бы иметь столь далеко идущих последствий, если бы для этого крещения не была подготовлена благодатная почва. И можно с уверенностью сказать, что Крымская земля, православные люди, святые, населявшие и освящавшие ее своим присутствием — сыграли неосознаваемую, может быть, до конца, но важнейшую роль в этом подготовительном, благодатном процессе.

О самом Крещении Руси мы не станем говорить подробно. Вряд ли здесь можно что-то добавить к тому, что уже сказано с великим изумлением и благоговением историками и богословами. Слава Богу за Его неизреченную милость! Вот какие слова в первую очередь нужно произнести, вспоминая это событие. Ведь именно с восприятием и распространением православной веры раскрылись лучшие черты нашего народа, которые доселе оставались как бы под спудом, а точнее — не находили верного себе применения. Решимость, открытость, великодушие, верность, чистота, способность к самопожертвованию, любовь горячая и живая — не это ли те качества, которые мы можем и должны ценить и сейчас, невзирая на прошедшие столетия и «новые стандарты», навязываемые нам адептами «постхристианской» культуры? Ведь именно эти — лучшие — качества души, освященные благодатью, делают нас причастниками высшей правды, делают нас причастниками Божеского естества. И высшей радости, высшей надежды, высшей цели у народа нашего нет и быть не может. Всё остальное может быть лишь следствием этого — главного — выбора.

Крым долгие века — до позднего средневековья — принадлежал византийской культуре. Но единство этой культуры с культурой русской, ее влияние на последнюю не подлежит сомнению, и в этом смысле Крым, безусловно, участвовал в созидании русской жизни. Больше того, мы можем говорить об участии византийской культуры, об участии святых тех времен в созидании Святой Руси не в прошедшем только — и даже прежде всего не в прошедшем, — а в настоящем и будущем времени. Потому что памятники высокой духовности приобщают нас к жизни не канувшей, но к жизни действительно существующей здесь и сейчас. И особенно очевидно это в отношении святых, которые хоть и освятили нашу землю своим потом, кровью, хоть и освятили ее, почивая в ней своими мощами, но душой и духом причастны жизни иной, высшей, к той жизни, которой надлежит приобщиться и нам.

Княжество Феодоро. РеконструкцияКняжество Феодоро. Реконструкция

Мы знаем об удивительном расцвете православной веры в Юго-Западном Крыме в период позднего средневековья. Знаем о княжестве Феодоро, питаемом православной верой, византийской культурой, переплетенной с традициями многих народов, населявших издревле эту землю. Греки, армяне, готы, славяне… многие народы, Богу содействующу, участвовали в сотворении этого духовного, культурного и государственного феномена — княжества Феодоро. Значение его в Северном Причерноморье было столь велико, что породниться с его представителями стремились знатнейшие роды своего времени. Шли переговоры и о женитьбе одного из сыновей московского государя Иоанна III на мангупской княжне. Но осуществлению этих планов помешало вторжение турецкой армады на Крымскую землю весной 1475 года.

Генуэзская крепость. Судак
Генуэзская крепость. Судак

Генуэзские фактории — могучие крепости — сдавались тогда на милость победителей с потрясающей легкостью, в считанные дни. Мангуп же, столица княжества, продержался около полугода, являя нам в лице своих защитников образец мужества и стойкости. Несколько раз турки ходили на штурм города, потеряли столько воинов, что по возвращении в Стамбул главный военачальник за множество этих потерь был казнен.
И всё-таки город пал — разрушенный, но не покоренный. Надо ли говорить, сколько православных вождей и воинов, мирян и монахов сложили тогда свои жизни за веру, в который раз освятив Крымскую землю праведной кровью… Доподлинно известно, что в героической обороне Мангупа, в битвах с агарянами участвовали и погибли русские воины и даже князья, сродники мангупских правителей, давно уже перебравшиеся в Московию и ставшие в полном смысле этого слова русскими…

Преподобный Кассиан УгличскийПреподобный Кассиан Угличский

К слову, один из мангупских князей — Константин — в 1472 году сопровождал из Рима византийскую княжну Софию Палеолог, которая стала женой Иоанна III. Именно следствием этого династического союза явилось наследование Русью титулов и атрибутов власти Византийской империи. Князь же Константин принял постриг, удалился в Ферапонтов монастырь, а со временем основал свой монастырь на реке Учме, где и скончался мирно в глубокой старости. Русской Церковью он почитается как святой Кассиан Угличский. Вот яркий пример не только взаимопроникновения византийской и русской культур, не только пример внешнего единения Крыма с Россией, но и пример союза действительно и глубоко духовного.
После турецкого разгрома православная вера в Крыму более 300 лет пребывала в притеснении, о чем мы можем судить и из письменных источников, и по многочисленным свидетельствам жизни православных людей, в том числе и в других странах, оказавшихся под османским игом.
В это же время усилились набеги на Русь крымских татар. Сколько десятков тысяч русских людей, наших предков, православных христиан, было продано на Кафинских рынках за столетия унижения и вероломства? Сколько их томилось в татарском плену десятилетиями, храня веру и умирая с мыслью о Родине… Сколько их слез и молитв было обращено к небесам?.. Всё это не может пропасть. И даже если материальные свидетельства той исторической жизни скудны, то жизнь иная, вечная, в торжестве правды над ложью, любви над ненавистью — продолжается здесь и сейчас во всей полноте нетленной красоты и истины. И не это ли наше главное богатство, не это ли наше неразрушимое и единое для Святой Руси сокровище?! И кто может у нас его отнять, если только не мы сами отринем его собственным равнодушием, безверием и ленью…

Инкерманский монастырьИнкерманский монастырь

В 1634 году прибывший с русским посольством в Крым священник Иаков узнал о мощах неизвестного по имени православного святого. Эти мощи хранились в древнем Инкерманском монастыре, к тому времени совершенно заброшенном. Священник и его спутники омыли мощи, облачили их в одежды и хотели забрать с собой. Но ночью накануне отъезда святой явился во сне одному из членов посольства и сказал: «Вы хотите забрать мои мощи на Русь, я же хочу по-прежнему учинить здесь Русь». По-прежнему… то есть в значении того давнего единства, о котором мы говорим.
Впоследствии эти мощи бесследно исчезли. Но святой остался…

После провозглашения Манифеста 1783 года связь России и Крыма становилась всё более ощутимой и явной. В Крым потянулись вереницы путешественников, людей образованных, глубоко мыслящих и чувствующих. Они с благоговением и трепетом узнавали о православной жизни на этой древней земле, приобщались этой жизни, делились своими открытиями с соотечественниками. Так жизнь православного Крыма, искусственно ущемленная с нашествием турок в XV веке, постепенно проникала в сознание русских людей, обогащая их и вдохновляя к более глубокому осмыслению святой православной веры.

Но и обратное влияние было очевидно. Самобытность сложившейся к тому времени Русской культуры, всё более проникая в Крым с носителями этой культуры — русскими людьми самых разных сословий и званий, постепенно меняла жизнь самого Крыма, создавала тот особенный южно-русский колорит, который позволял уже решительно говорить о Русском Крыме. Внешние проявления этого взаимного обогащения мы находим уже с конца XVIII века: в путевых очерках русских путешественников, в трудах ученых-археологов и историков, в творениях поэтов, писателей и художников… В это же время под покровом Русской Церкви возрождается православная жизнь в Крыму. Строятся новые и воссоздаются древние храмы. Множество выдающихся архипастырей, священников, монахов и благочестивых мирян, вступая в наследование древней культурой, стараются хранить и умножать ее с трепетом и благоговением.

 

Бахчисарайский Успенский монастырьБахчисарайский Успенский монастырь

Верой, усердием и трудами архиепископа Иннокентия (Борисова) в середине XIX века возрождаются на Крымской земле древние пещерные монастыри, более 300 лет пребывавшие в запустении. Этот процесс возрождения хоть и был приостановлен в связи с Крымской войной и смертью святителя, но милостью Божией возобновлен уже в наше время. Сейчас в Юго-Западном Крыму действуют около десяти восстановленных древних монастырей и скитов. Ну разве это не чудо?!
Но вернемся в XIX век.

Крымская кампания 1853-1856 годов продолжила героическую традицию единения Крыма с Россией не только культурного, но и кровного. Десятки тысяч русских людей из самых разных, отдаленных уголков Российской империи положили свою жизнь за веру и Отечество на Крымской земле, остались лежать в ней, освятив ее навсегда своей кровью. Это неизбывно. И пусть даже в недавнем позорном прошлом сознательно стирались с земли кладбища и запрятывались подальше подлинные документы о том времени, о тех жертвах… но духовную жизнь невозможно спрятать, и сейчас мы имеем возможность осмыслить и осознать, какой ценой Россия приобретала для себя Крым. И это была цена не корысти и расчета, но любви и жертвы.

Тот культурный расцвет, который был в XIX веке в России и отголоски которого доходят до нас даже через век XX, явился следствием напряженной духовной жизни нашего народа. Именно вера обозначила вектор развития русской культуры и предопределила ее грядущие вершины. И Крым оказался не просто вовлеченным в эту богатую по своей духовной высоте, по ее проявлениям культурную жизнь, но и стал неотделимой частью, полноправным участником культурного созидания. И это особенно ярко проявилось именно со времени присоединения Крыма к России.

В конце XIX века и начале XX-го культурная — особенно культурная — связь Крыма с Россией всё более углублялась, и та самобытность, что рождалась от этого взаимопроникновения, всё более становилась очевидной и яркой. Множество великих, талантливых людей восприняли то лучшее, что есть в Крыму — в самой его атмосфере, в духе… восприняли, чтобы отразить в высоких образцах литературного, художественного, музыкального творчества. Эти образцы по праву и навсегда принадлежат теперь великой русской культуре… и отменить это, к счастью, никто уже никогда не сможет.

Трагедия революционной смуты, хаоса и боли гражданской войны… великий исход, убийство на Крымской земле десятков тысяч людей, неугодных новой власти… казнь тех, кто жил верой в Единство России, в ее высокое предназначение и призвание — всё это удивительным образом не только не расторгло связь Крыма с Русским миром, но сделало ее еще более прочной, спаянной, как и бывает по-настоящему прочным всякое святое, доброе дело, оплаченное высочайшей ценой человеческой жизни.

Потом была великая и страшная война… Русский народ, представленный самыми разными этносами, языками и культурами, защищал здесь один дух, и этот единый дух — дух Отечества, — несомненно, был выпестован Православием на протяжении многих столетий. Да что тут говорить! Крым куплен для России такой дорогой ценой, что обратному выкупу не подлежит. Не подлежит ни за какие деньги, как невозможно вернуть обратно цену Крови, пролитой за нашу жизнь Господом. И именно с верой в Него, в Его победу и силу, приносились те неисчислимые жертвы, лучшие жертвы, о которых мы говорим и которые навсегда связали неразлучно Россию и Крым. Эти жертвы соединились естественно и живо с теми жертвами, что приносились ради Христа, ради веры, ради Отечества ранее — в прежние столетия, и даже до глубочайшей древности. И жертвы эти, конечно, не были напрасны, потому что мученичество ради Христа — это семя подлинной жизни, неизбежно приносящее плод сторицей. И в этом законе — неотменимый залог будущей жизни России и Крыма в их неразлучном единстве. А сколько мучеников, исповедников просияло на Крымской земле во времена богоборческой смуты! Ярчайший пример — исповедник святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который родился в Крыму, но по мироощущению своему, по вере и воспитанию принадлежал великой русской культуре. И всей своей жизнью, служением, страданиями за веру в самых отдаленных уголках Российской земли… своим возвращением в Крым на исходе дней святитель как бы замкнул круг, собрал в своем сердце расточенное безбожием Отечество. И с верой в единство Святой Руси, с верой в ее духовную силу и будущность он почил и был похоронен в Крыму. Здесь он и прославлен всей полнотой Русской Церкви, здесь почивает своими мощами…

Православная вера, история, сама жизнь соединила навеки Крым и Россию. И даже при нынешней разлученности, растерзанности внешней эта сокровенная единая жизнь продолжается. В незримой боли, раздумьях, преодолении и покаянии зреет она для грядущих откровений, открытий, побед и свершений, которые состоятся непременно, если только мы не утратим живую связь с Богом, не утратим сокровище православной веры. А политические борения, амбиции и противостояния — это на самом деле лишь крайнее проявление всех тех борений и поисков, которые происходят в духовной жизни народа. И эти борения, эти поиски, разочарования и откровения нужны нам, потому что истина, а вернее — познание ее невозможно без борьбы, без приобретения болезненного и подчас горького опыта падений и ошибок.
Крым остался частью Русского мира, и он будет таким независимо от расклада внешних, политических сил, пока будут на Крымской земле люди, осознающие это единство, хранящие его и взращивающие своей верой и созидательным, добрым трудом. И всем нам, считающим себя русскими, нужно, поняв это, беречь и умножать тот бесценный талант, дарованный нам Богом, — талант православной веры и созданной, питаемой ею русской культуры. Талант, который мы должны сторицей возвратить Богу как дар нашей благодарности и любви — единственного, что мы можем принести от себя. От своего сердца.
Священник Димитрий Шишкин, pravoslavie.ru

Одна из первых депортаций Российской империи. Как крымскими греками заселили Дикое Поле

Чтобы не быть депортированными на материковую Украину, крымские греки скрывались по лесам, принимали ислам и даже начинали бунты, подавляемые войсками Суворова… Дошло до того, что митрополит Игнатий, который основал Мариуполь, проклял его жителей.

16 февраля (по новому стилю) 1786 года на собственной даче под охраной украинских волонтеров на русской службе (бывших казаков-запорожцев) в 10 километрах от Мариуполя скончался митрополит Кафайский и Готфейский Игнатий Гозадини. С его именем связывают один из драматических эпизодов истории  — вывод христиан (в основном греков, армян и валахов) из Крыма 1778 года.
Вообще, переселение крымских христиан в Приазовье до сих пор остается наиболее запутанной проблемой истории, которая густо перемешана различными версиями и откровенными домыслами или ложью. Эту проблему надо рассматривать сквозь призму событий, происходивших в южной Украине и Крыме на протяжении почти 20 лет (1768-1787 гг), то есть от начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов до начала следующей войны между двумя империями в 1787 году.
В мае 1768 года восстание гайдамаков на Правобережной Украине, то тлело, то разгоралось, вылившись в мощное восстание — Колиивщину. Пользуясь этим, на Правобережье, которое находилось в составе Речи Посполитой, пришли российские войска якобы для помощи повстанцам, однако повернули оружие против них.

Но скорее всего именно тогда Екатерина II запланировала отсечь Правобережья у Речи Посполитой, ибо русские войска даже после поражения Колиивщины не вернулись обратно. Внезапная война, которую начала Турция в сентябре того же 1768 года, не позволила России тогда захватить Правобережье. Но после почти полного разгрома русскими с участием украинских казаков турецких сил на Дунае и в Молдове (на реках Ларга и Кагул), в 1772 году (еще продолжалась война с Турцией) Российская империя вместе с двумя другими имперскими хищниками Австрией и Пруссией впервые разделила Польшу, забрав себе Подолье и Волынь. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, который поставил точку в войне с Турцией, принес России огромную территорию Южной Украины, которую имперские трубадуры нарекли Новороссией, а также установил контроль над Крымским ханством.


Русский агент влияния на митрополичий кафедре

Захват Крыма Российская империя начала по всем канонам закулисной дипломатии. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов возникла необходимость рукоположить нового Готфейского-Кафайского (современным языком Готско-Кафского) митрополита, ибо старый митрополит умер.
Готская епархия Константинопольского патриархата существовала в Крыму с IV века (тогда здесь действительно жили готы), превратившись позже на Готскую митрополию с центром в крепости Дорос. В 1678 году к Готской митрополии добавили Кафского епархию — сама генуэзско-армянская Кафа (нынешняя Феодосия) уже 200 лет как была взята турками.

Пещерный город Мангуп в Крыму, бывший Дорос (потом Феодоро) на неприступных скалах. Тут до вторжения турков быв центр Готской митрополии

Крымские христиане подчинялись тогда Константинопольскому патриарху. Несмотря на то, что и сам патриарх, и крымская митрополия находились на территории враждебного государства — Турции, с которой шла война, российская разведка провела успешную операцию, посадив на митрополичью кафедру 61-летнего (по другим данным 56-летнего) архиепископа Игнатия Гозадини, который имел прямые связи с Петербургом.


Портрет Игнатия Гозадини

Его брат, Александр, служил офицером в свите Екатерины и через него поддерживалась связь Петербурга с только что избранным крымским митрополитом. Российская дипломатия имела опыт добиваться своего от Константинопольского патриарха еще с 1686-го года, когда тот уступил Московскому патриархату Киевскую митрополию (фактически всю православную церковь в Гетманщине). Тогда это странное решение Константинопольского патриарха избавиться от не самой богатой митрополии объяснили давлением турецкого правительства, которому во время решительного дунайского наступления в центр Европы была не нужна конфронтация с Московским царством. При этом не скрывали и вполне меркантильный интерес патриарха. Причины избрания членами патриаршего синклита в Константинополе Игнатия митрополитом сих пор не обнародованы, хотя они лежат на поверхности. Неизвестно только, сколько золота недосчитался российский бюджет после назначения крымским митрополитом именно Игнатия Гозадини. Сразу же после назначения митрополитом Игнатий начал слать письма к Екатерине с просьбой о принятии крымских христиан под «государеву руку».

«Заставьте народ кишмя кишеть в наших просторных пустынях».

В 1774 г. война с Турцией была победоносно завершена. Российская империя получила от Турции земли южной Украины севернее реки Молочная и между реками Кальмиус и Берда, а также междуречье Днепра и Южного Буга. Почти все исследователи подчеркивают одно из последствий этой войны — получение Крымским ханством независимости от Порты в результате оккупации Крыма российскими войсками и установления протектората империи над Крымом. Набеги крымчаков на украинские земли прекратились, что позволило Екатерине решить проблему запорожского казачества, которое постоянно мозолило глаза Петербургу. В следующем, 1775 году, русские войска генерала Текелия разрушили Сечь, а вся власть в Украине сосредоточилась в руках Петербурга. Бывали случаи, когда казаков депортировали из собственных хуторов и зимовщиков, а то и городов (как, например, с Домахи-Кальмиуса — нынешнего Мариуполя). Однако мало кто из историков указывает на проблему, с которой столкнулась имперская власть. Огромные территории Дикого Поля, по которым гуляли лишь ветры и татарские отряды, требовали заселения. Как указывает российский исследователь Евгений Анимица (родом из-под Мариуполя), уже тогда человеческий ресурс России был исчерпан и не был в состоянии заселить новые земли.

 
Козацкий полковник Опанас Магденко-Ковпак. В 1771 году взял Кафу (Феодосию), помог российским союзникам заключить Кючук-Кайнарджийский мирный договор. По инициативе атамана Сечи Калнышевского активно колонизировал Дикое Поле, что не очень нравилось российским союзникам
 

Эту проблему в междуречье Днепра и Южного Буга (которое назвали Новой Сербией) Петербург решил с помощью так не милых ему запорожских казаков, а также южных славян — сербов (откуда и название), хорватов, болгар, а также греков.
Екатерина II проблему заселения выразила так: «Мы нуждаемся в заселении. Заставьте, если возможно, кишмя кишеть народ в наших просторных пустынях». Одними из первых, кого царицыны муртады начали «заставлять» «кишмя кишеть в наших просторных пустынях», были крымские христиане — греки, армяне, грузины, болгары, а немалую роль в этом сыграл их пастырь — митрополит Игнатий Гозадини — проводник имперской политики в Крыму. Теперь трудно выяснить, кому именно пришло в голову выселить крымских христиан в «просторные пустыни» южной Украины. Не исключено, что именно митрополиту Игнатию, который подсказал эту идею Петербургу. Хотя вполне возможно, об этом догадались и в Петербурге. Это, в конце концов, не так важно.
Можно только удивляться той методичности, с которой Петербург провел это переселение.
Итак, все по порядку. 29 марта 1777 г. генерал Александр Суворов с помощью штыков своих «чудо-богатырей» посадил на ханский трон в Бахчисарае хана Шагина Герая — человека образованного (по некоторым данным, выпускника Сорбонны).

Александр Суворов в гостях у Шагина Герая. Гравюра с рисунка Тараса Шевченко

Российский протеже оказался неблагодарным и марионеткой Петербурга быть не захотел. Вместо этого, начал проводить собственную политику на укрепление независимости Крымского ханства. Это в планы Екатерины II не входило.

«Освобождение» на штыках

Командующий российскими войсками в Украине (он же председатель Малороссийской коллегии) ​​фельдмаршал Петр Румянцев предложил подорвать экономику Крыма путем выселения с полуострова христиан, которые как раз занимались земледелием и скотоводством — основным отраслям экономики Крыма.
Поскольку христиане были православными (Константинопольский патриархат), то с целью предания законности выселению был запущен миф об освобождении единоверных братьев-христиан из-под магометанского гнета.
Кроме подрыва экономики Крыма, выселение христиан с полуострова должно было решить две задачи:
«Заставить кишмя кишеть народ в наших просторных пустынях», то есть заселить земли южной Украины людьми, земледельцами и скотоводами;
вытеснить с помощью переселенцев украинских казаков, которые еще оставались на этих землях после разрушения Сечи. Тогда в Петербурге вспомнили и о письмах митрополита Игнатия к Екатерине II с просьбой принять православных Крыма под защиту России. Хотя в этих письмах не шла речь о переселении, просьбу митрополита решили удовлетворить по собственному разумению.
23 марта 1778 г. Румянцев назначил Александра Суворова командующим войсками Крыма и Кубани, который немедленно собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. После этого, 23 апреля, на Пасху, митрополит Игнатий обратился с этим призывом к своей пастве. По мнению исследователя Анатолия Герасимчука (Донецк), Игнатий вместе с Суворовым несли ответственность за переселение перед самой Екатериной.

Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейско-Кафайский. Изображение из Успенского пещерного монастыря Украинской Православной церкви под Бахчисараем
 

22 июля 1778 г. Суворов в письме к Шагин-Гирея сообщил, что «Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на просьбы
христиан …, всемилостивейшем соизволяет переселять их в Свои границы, надеясь, что Вы, Светлейший Хан, не токмо высочайше воле Покровительницы своей прекословить не будете, но и благоспешествовать не оставите, поелику все, что в лице Вашемй касается, предохранено и возграждено будет».
Наглость полководца впечатляет — Екатерину II Суворов де-юре «назначил» повелительницей руководителя независимого государства, к тому же намекнув на вознаграждение, если тот не будет против выселения. В знак протеста хан покинул свой дворец, разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы и написал письмо Екатерине II. В ответ в начале августа 1778 российское правительство прислал из Азовской губернии 6000 подвод, на которых были размещены греки, армяне и грузины. «Под сень дружески штыков» 31386 христиан были депортированы из Крыма. Уже 18 сентября (за полтора месяца!) одна из первых в русской истории массовых депортаций была завершена.
Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80 населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма. Четверть проживала в городах. Большинство городского населения была ремесленниками, а шестая часть греков занималась торговлей.  Основными занятиями сельских жителей были скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен); на Южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханская перепись недвижимого имущества, составленного во время депортации, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей разных конфессий и даже священнослужителей.

 
Успенский пещерный монастырь. Именно он стал центром Готской митрополии после того, как турки взяли Кафу на побережье, Феодоро на Мангупе. Рядом с греческим православным монастырем (мирно расположенным около самой столицы Крымского юрта Бахчисарая) было греческое поселение Мариамполь. В честь Марии греки хотели назвать свой новый город. С собой в ссылку они взяли отсюда икону Богородицы.
Фото: alp.org.ua
 

Следует отметить веротерпимость, которая приводила к многочисленным смешанным бракам, а также к тесным этническим контактам, способствовавшим интеграции. Анатолий Герасимчук приводит факты из судейских книг XVII в.: Мусульманка Фатьма из с.Багатир, дочь Гавриила, просила, чтобы из ее дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесен в дом христианки Вене, дочери Мухаммеда, жены христианина Балабана. В другом случае христианка Иниша усыновила татарского ребенка и оставила ему все свое имущество. Принадлежность членов одной семьи к разным конфессиям также не была исключением: в с.Ай-Георги христианин Бийгельди, сын Бийберди, судился с женой своего брата, мусульманкой Хангельди, дочерью Трандафила; из родных братьев Сеит, Магомета, Топ и Бэби первые два были мусульманами, а два другие — христианами; Джантемир, сын Дмитрия был христианин, а сестра его Сайме — мусульманка, у мусульманина Мустафы жена Десфина и дочь их Феодора были христианками. А исследователь истории образования в Украине Павел Мазур (Мариуполь) приводит факт существования в Крыму трех высших православных духовных школ.
Таким образом, рассказы о жестоком обращении с христианами в мусульманском Крыму, которое стало основной причиной депортации или «братской помощи» христианам со стороны России, является самой обычной выдумкой для оправдания их депортации. Исследователь Крыма Александр Бертье-Делагард писал: «Выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле». В Крыму греки оставляли свои дома, магазины, мельницы, виноградники и много другого имущества, нажитого в течение жизни и перешедшего в наследство от предков.
Были случаи открытого сопротивления россиянам. Под Бахчисараем греки под предводительством жены старосты одного из греческих сел Ольги подняли восстание, которое было жестоко подавлено суворовскими «чудо-богатырями». По семейным преданиям, во время этого восстания были заколоты штыками мои родственники. Греческий историк Христос Ласкаридис писал: «Митрополит Игнатий, в действиях которого есть также доля вины, сам оказался жертвой политики российского правительства, поскольку переселение было инициативой российских властей». Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков.

 
Игнатий Гозадини с полученной от императрицы панагией-звездой
 

Кроме того, митрополит получил лично от Екатерины II серебряную панагию в виде восьмиугольной звезды, которую носил вместо креста (!), как это видно на его портретах. То есть этим указывал, что земная власть, которая наградила его панагией, выше небесной (креста). Не забыли и хана — чтобы Шагин-Гирей не унывал по своим подданным, ему было выплачено 50 тыс. рублей.

 

«Одиссея» греков от Екатерины и Потёмкина

Греков угнали на земли бывшего Самарского куреня Войска Запорожского. Центром поселения было «высочайше» предназначено Новоселицу (сейчас Новомосковск Днепропетровской области). Греков, депортированных из Крыма, насчитывалось 18 391 человек, из них 87 представителей духовенства. С ними было 12 598 армян, которых вывезли под Ростов, где они основали города Чалтыр и Мясникован. По дороге из Крыма в Новоселицу греки устроили митрополиту такой скандал, что он бежал в карете Суворова под охрану российских штыков. Находясь в карете, «Игнатий залепил уши воском, чтобы не слышать проклятия своей паствы», отмечал историк Тимошевский.

 

«Святитель Игнатий Мариупольский привел греков в Приазовье». Фотография Анастасии Рыбаковой, 12 лет, г. Мариуполь. Источник: ortodox.donbass.com

 

 

«Целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать из 9 тысяч мужского пола выходцев не осталось и третьей части » — вспоминали греческие представители в письме в Петербург через сорок лет после депортации. Указанная треть — количество тех, кто в конце-концов поселился на отведенных землях. Некоторые поселились в Таганроге, многие все-таки вернулись в Крым.
Однако митрополиту Игнатию предоставленные в Самарской паланке земли не понравились, и он стал писать письма к Екатерине с требованием предоставить грекам другие земли. Аполлон Скальковский считал, что Игнатий не хотел жить рядом с украинцами.
Во-вторых, предлагаемые земли были не очень удобны для земледелия. В конце концов митрополит добился, что Петербург в лице наместника Григория Потемкина отвел места поселения грекам в пределах Павловского уезда, который до 1775 года находился в Кальмиусской паланке Войска Запорожского.
Здесь уже был город Павловск (ранее Кальмиус), названный в честь сына Екатерины II цесаревича Павла — будущего императора. Грекам не нравилась название, ибо свой ​​город они хотели назвать Мариуполем в честь Святой Марии, чудотворную икону которой на берег Азовского моря перенесли монахи Успенского монастыря под Бахчисараем.

 
Икона Богородицы, принесена из Мариамполя в Мариуполь. Фото: lampada.in.ua
 

Напомним, что недалеко от впадения реки Волчьей в Самару планировалось построить город именно с таким названием, правда, в честь жены цесаревича Павла Марии, невестки Екатерины. Поскольку греки отказались селиться возле Волчьей, Потемкин просто поменял двум городам названия: Павловск стал Мариуполем, а Марионополь — Павлоградом. Здесь сработала вторая причина переселения греков из Крыма. Отведенные грекам земли были заселены казаками. Проблему решили просто — «малорусским поселянам» предписано после уборки урожая 1780 г. идти куда глаза глядят.
Таким образом произошло «освобождение» юго-востока Украины от украинцев.

Чужой среди своих

Весной 1780 г. греки ушли из Приднепровья в Мариупольский уезд, где основали 22 села. Причем выходцы из крымских городов и сел селились отдельно друг от друга, образуя кварталы в поселеньях, которым предоставляли названия родных сел. Так появились в Приазовье свои Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана.

 
Икона святого Игнатия Мариупольского
 

В них возводились храмы, одноименные с оставшимися в Крыму. В некоторых селах, как например Урзуф, грекам передавались казацкие церкви. 26 июля 1780  г. переселенцы во главе с митрополитом Игнатием прибыли в Мариуполь. В книге «Мариуполь и его окрестности» (1892 год) читаем: «Многие греки желали вернуться обратно; доходило иногда до открытого неповиновения, — и тогда подавлялись строгими начальственными мерами, и правительство высылало военные команды для усмирения беспокойных». Непросто складывались отношения митрополита с переселенцами. Если в Крыму митрополит был не только духовным лицом, но и судьей своего народа, то в Мариуполе его таких прав лишили, зато начались трения с местными властями.

 

 

Харлампиевская (Екатерининская, Греческая) церковь. Первый храм Мариуполя, построенный Игнатием. Тут его и похоронили — в митрополичьем одеянии, сидящего на троне.

Церковь разрушили большевики вместе с другими мариупольскими храмами в 1930-х. В 1942 году жители города попросили разрешения оккупационных властей перенести мощи своего «Моисея» из музея в новую церковь, которая через год сгорела во время боев за освобождение города от гитлеровцев. В 1992 году мощи были открыты и перенесены в новопостроенный Свято-Никольский кафедральный собор.
Трения нарастали, как снежный ком, и привели вообще к невероятным последствиям. Когда по требованию председателя городского греческого суда был уничтожен сад, посаженный Игнатием (причина этого конфликта так и останется загадкой), Игнатий вышел на Георгиевскую улицу, предложил своим сторонникам отделиться от противников и в лице председателя городского суда проклял мариупольцев. Все последующие бедствия — засухи, болезни — народ приписывал проклятию митрополита. Проклятие висит над Мариуполем, как дамоклов меч. Перепуганный Игнатий бежал от гнева проклятой им паствы под охрану тех, кого недолюбливал — украинцев-волонтеров на русской службе, где и умер. На похороны не приехал ни один из высших церковных чинов. Епископ Дорофей, возглавивший после Игнатия епархию, бросил свою паству и уехал в Крым. Со смертью митрополита Игнатия была поставлена ​​жирная точка на церковной автономии крымских христиан. Все их церкви были переданы во владение Святейшего Синода в Петербурге, а оттуда — Екатеринославской епархии православной церкви.

 
Церковь Игнатия Мариупольского — заводской храм Донецкого металлургического завода
 

В 1997 году митрополит Игнатий канонизирован УПЦ Московского патриархата.
Его имя часто используется политическими коньюктурщиками, которые любой ценой пытаются представить трагедию с депортацией крымских христиан как освобождение со стороны Российской империи.
После провозглашения в ноябре 1917 года, УНР претендовала только на материковые уезды. В декабре 1920 г. М.В.Фрунзе стал командующим войсками Украины и Крыма.

Согласно всесоюзной переписи населения 1939 г. россияне в составе Крыма составляли 49,6 %, крымские татары — 19,4, украинцы — 13,7, евреи — 5,8, немцы — 4,6%. За время войны население Крыма уменьшилось почти вдвое, а после депортации крымских татар — осталось около 500 тысяч. И вот, после «тайного» посещения Крыма в 1953 г., Никита Хрущев принял решение. По приезду в Киев он потребовал, чтобы Крыму была оказана помощь Украинским руководством.  Стоит ли искать «истоки загадочного решения» в биографии Никиты Сергеевича?
И.Лысяк-Рудницкий напечатал в 1956 году в парижском журнале «Культура» статью «Новый Переяслав», посвященную анализу курса Кремля в отношении Украины после смерти Сталина. Он назвал три обстоятельства, дававшие право утверждать о радикальном изменении курса.
Во-первых, руководящие посты в республике оказались преимущественно в руках местных людей, а ЦК Компартии Украины возглавил украинец — А.Кириченко.
Во-вторых, образование совнархозов существенно расширило компетенцию местных управленческих аппаратов, особенно в хозяйственной и культурной сферах.
В-третьих, в связи с празднованием 300-летия Переяславской рады Крымская область была присоединена к УССР.
В январе 1654 года неподалеку от Киева состоялся казачий совет. На нем Войско Запорожское признало своим сувереном московского царя Алексея Михайловича. Будет ли новый Переяслав?
Вадим Дживага,  gazeta.zn.ua

Комментарии

Крым, конечно, к Украине был «приставлен» исключительно из административного удобства, как собственно и Донбасс, и Луганск, и побережье Азовского моря, и Одесса. С тем же успехом все это могло считаться Россией.

если обновленное правительство на головокружении от успехов решит установить в Украине мировоззренческую диктатуру, по национально — историческому признаку (заразительный дурной пример — Эстония), то тогда все возможно. СССР несколько десятилетий фактически был унитарным государством в отличие от того, что было зафиксировано в Конституциях. Поэтому где находится Северная Осетия (в России) и Южная (в Грузии), где находится Нагорный Карабах (в Армении или Азербайджане) или Абхазия, где находится Крым (В РСФСР или УССР) было не принципиально. В любом случае судьбу каждого из перечисленных регионов, кадровую и другую политику определяли не республики, а союзный центр. Поэтому факт передачи Крыма из одной республики в другую не был заметным событием. Исторически, Крым германский. Или еврейский — именно здесь, как этнос, сформировался народ евреев-ашкенази. Германоязычный, что показательно. Или татарский — крымские татары — потомки местных готов и местных же гуннов.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s