Маршрут №3. Ласпи-Балаклава

Маршрут №3 — С Ласпинского перевала в Балаклаву (часть 1)

До Ласпинского перевала можно доехать на ялтинском или форосском автобусе, отправляющемся от автостанции, расположенной около железнодорожного вокзала.

Ялта

03.06; 03.50 (через день); 04.05; 04.45; 05.10; 05.25; 05.35; 05.40; с 06.00 до 18.30 (интервал 40 минут – 1 час); 20.05; 22.10

Есть и другой вариант доставки – на автобусе, идущем от автостанции на 5-м километре до села Передового через село Тыловое. В этом случае придется сойти с автобуса на повороте с Ялтинской трассы на Тыловое и идти по трассе 20 минут до Ласпинского перевала.

Уже из окна автобуса можно наблюдать много интересного. Вначале откроется Балаклавская долина со знаменитыми виноградными плантациями агрофирмы «Золотая балка». Проехав ресторан «Шайбу», можно увидеть справа на горизонте гору Аскети – одну из узловых точек маршрутов №1 и 2. Дальше, справа по ходу движения, откроются скалы Каю, на северных склонах которых разместилось небольшое село Оборонное.

Примерно в 100 метрах до поворота с трассы на село Оборонное, влево уходит дорога к селам Хмельницкому, Черноречью, Терновке и далее – в Бахчисарай, или Куйбышевскую долину. Сюда едут те, кто хочет посетить пещерные города, Большой каньон и другие достопримечательности тех мест.

Далее трасса спускается в долину Сухой речки. Слева от трассы — гора Гасфорта, у подножья которой образовался большой водоем. За мостом через Сухую речку от трассы ответвляется влево дорога к селу Морозовке и урочищу Алсу на Черной речке.

Из узкой долины Сухой речки дорога переваливает через хребет в обширную и плодородную Варнутскую долину, в центре которой расположены села Резервное и Гончарное. За Резервным на фоне неба виден прибрежный хребет с характерным понижением – перевалом Куршун-Богаз (он же Инжир — см. описание Маршрута №2, часть 1). Слева от перевала видна гора Кала-Фатлар (569 метров над уровнем моря), а справа – скальный гребень Кучук-Каясы (300 метров). На перевал Инжир мы спустимся с горы Кала-Фатлар, пройдя около двух третей нашего сегодняшнего маршрута.

Примерно через полтора километра после села Гончарного будет развилка. Влево идет старая дорога в Байдарскую долину, по которой можно попасть в село Орлиное и далее через Байдарский перевал на южный берег Крыма. Кроме того, эта дорога огибает главное водохранилище Севастополя, расположенное в центре долины, соединяя села Орлиное, Родниковое, Россошанку, Новобобровку, Передовое и Широкое. А вправо от развилки продолжится Ялтинская трасса, по которой пойдет наш автобус.

Через 2 километра от развилки будет ответвление от трассы влево на село Тыловое. Если мы едем на автобусе, идущем в Байдарскую долину, нам нужно выйти на этом повороте и идти по трассе прямо – к Ласпинскому перевалу (около 20 минут). Если же мы едем на ялтинском или форосском автобусе, то выходить нужно прямо на перевале.

Ласпинский перевал находится на высоте 350 метров над уровнем моря. На перевале есть скала, с мемориальной доской известного писателя Гарина-Михайловского (он делал расчеты для строительства шоссе через Ласпинский перевал). На самой скале находится обзорная площадка, с которой открываются чудесные виды на урочища Ласпи и Батилиман, расположенные на берегах одноименных бухт (Ласпи – левее, Батилиман – правее). Ниже приведено фото, сделанное с другого места, но дающее представление о расположении названных бухт.

Ласпи и Батилиман

Ласпи в переводе с греческого означает Грязь. Это название, по мнению краеведов, возникло в давние времена из-за оползней и грязевых потоков, возникавших здесь в период дождей. Сейчас это название мало оправдано, так как после землетрясения 1790 года количество родников и выходов подпочвенных вод здесь резко сократилось.

Батилиман переводится, как Глубокий залив. В 1910 году здесь возник курортный кооператив «Профессорский уголок». В этом кооперативе состояли деятели русской науки и культуры. Среди них были академик В.И. Вернадский, писатель В.Г. Короленко, физик А.Ф. Иоффе, художник И.Я. Билибин и др. В настоящее время территория бывшего кооператива существенно расширена. Там находятся детские оздоровительные лагеря и различные пансионаты. В западной оконечности Батилимана расположен самый большой пансионат «Мыс Айя», ныне выкупленный кем-то из «слуг народа» и поэтому закрытый для посещения этим самым народом.

Старая дорога в Батилиман шла с Ласпинского перевала (сейчас она разрушена), а новая дорога ответвляется от трассы в полутора километрах за перевалом. Большой участок этой дороги хорошо виден с обзорной площадки.

С перевала можно рассмотреть также первую узловую точку нашего маршрута – господствующую над Батилиманом скалу Куш-Кая (она показана в разных ракурсах на фото выше и ниже). В названии скалы объединены тюркские слова «Куш» (Птица) и «Кая» (Скала, Утес). Высота скалы 664 метра над уровнем моря. Красной линией на фото показан примерный путь нашего восхождения.

Куш-Кая с Ласпинского перевала

Еще более внушительный вид Куш-Кая имеет, если рассматривать ее не с перевала, а из Батилимана. Ее южные склоны так круто обрываются вниз, что скала кажется неприступной (см. фото ниже). Тем не менее, это одно из любимых мест тренировки скалолазов.

Куш-Кая из Батилимана

Ознакомившись таким образом с окрестностями, начнем наше путешествие. Для выхода в исходную точку нужно пройти от смотровой площадки по трассе около 200 метров назад. Там на повороте трассы мы увидим начало старой (разрушенной) дороги в Батилиман, уходящей вниз в сторону моря (см. фото ниже), а в 30 метрах дальше — начало другой дороги со шлагбаумом. От этого шлагбаума начинается наш маршрут.

Начало маршрута

Первые 20-25 минут пути представляют собой плавный подход к более крутому участку подъема на гору. На этом отрезке есть несколько второстепенных ответвлений от основной дороги, которые нужно игнорировать, и две развилки. На первой развилке следует идти вправо и вверх, а на второй – влево.

На участке крутого подъема дорога превратится в широкую тропу. Примерно через 15 минут подъема по этой тропе крутизна резко уменьшится, и слева за деревьями мы увидим предвершинную скальную поверхность Куш-Каи. Через 15-20 метров после этого от основной тропы влево ответвится тропинка. Она проложена почти горизонтально (с небольшим подъемом). Двигаясь по ней (или даже без нее), мы метров через 60 неизбежно пересечем хорошую каменистую тропу альпинистов, по которой они поднимаются из Батилимана. Эта тропа за 10 минут приведет вас на вершину Куш-Каи. Для подъема с перевала на вершину обычно требуется около 50 минут ходового времени.

В свое время вершина Куш-Каи была отмечена триангуляционным знаком в виде треноги, сваренной из швеллера. В 2006 году эту треногу срезали охотники за металлом. О триангуляционном знаке сейчас напоминают лишь торчащие из скалы куски швеллера.

С вершины открываются великолепные виды. В частности, хорошо видна бухта Ласпи (см. фото ниже) и господствующая в том районе скала Ильяс-Кая (Скала Ильи) – 682 метра над уровнем моря. Также четко просматривается ялтинская трасса, а на горизонте просматривается мыс Сарыч — самая южная точка Украины.

Вид с Куш-Каи на Ласпи

В северо-восточном направлении видна Байдарская долина, в центре которой находится водохранилище, питающее водой Севастополь. А под нами внизу раскинулся Батилиман с его пляжами и здравницами, утопающими в сосновой и можжевеловой зелени (фото ниже).

Батилиман сверху

С вершины Куш-Каи также хорошо просматривается наш путь на запад. Видны, конечно, не сами тропы, а лишь скальная гряда с выступающими мысами (фото ниже). Последним в этом ряду виден мыс Айя (Святой), который обрывается в море практически вертикальной 500-метровой стеной.

Мыс Айя

Прежде чем отправиться на мыс Айя имеет смысл осмотреть руины строения, находящиеся в лесу в 70 метрах от вершины Куш-Каи. В ХI-XV веках здесь был Храм Святого Ильи (в церковном написании «Илии»). К руинам с вершины ведет хорошая тропа, маркированная синей краской на деревьях.

В Крыму есть несколько мест, с которыми предания связывают имя Ильи Фесвитянина (Ильи Пророка). Святой Илья в пантеоне русских святых занимает одно из самых почетных мест. По преданию этот святой был грозным и решительным. В легендах он предстает, как непобедимый воин, мчащийся по небу в огненной колеснице и мечущий стрелы-молнии в убегающих от него бесов.

Осмотрев руины, продолжим путь. Для этого вернемся по той же тропе 30-40 метров назад до ответвления тропки в сторону Балаклавы. По этой тропке выйдем на небольшую поляну над обрывом. С дальнего конца поляны уходит тропа к мысу Айя. Тропа эта вначале почти горизонтальна, а затем резко уходит вправо и вниз в большой овраг. Вскоре мы достигнем дна оврага, после чего тропа пойдет вверх. На всякий случай замечу, что по этому оврагу можно спуститься в Батилиман к пансионату «Мыс Айя». Однако этот спуск вряд ли доставит кому-либо удовольствие из-за отсутствия тропы, большой крутизны склона и многочисленных осыпей.

Продолжая двигаться по тропе, мы не рискуем сбиться с пути, так как эта тропа не имеет ответвлений и кое-где даже промаркирована синей краской на деревьях. На весь переход от Куш-Каи до мыса Айя требуется 40-45 минут ходового времени.

До развала Советского Союза на мысе Айя располагалась воинская часть. Сейчас о былом напоминают лишь полу-разрушенные и полностью разрушенные строения, а также блиндажи для укрытия техники. Если внимательно всмотреться, то с Куш-Каи можно разглядеть на мысе Айя белое здание бывшей казармы. В виде белого квадратика оно присутствует и на приведенном выше фото.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: