История Крыма

История. Крым. Коренные народы полуострова

Крым — Крымский полуостров между Черным и Азовским морями. Территория Крыма относится к Республике Крым, входящей в состав Российской Федерации; особый статус имеет город Севастополь.
Площадь: 26,1 тыс. км²

Население Крымского федерального округа: 2 293 673 человека
Полуостров Крым… А может быть, все-таки остров?
С точки зрения геолога или биолога, скорее последнее: Крыму, соединенному с материком лишь узким перешейком, свойственны многие черты, характерные именно для островов. Например, здесь очень много эндемичных (живущих только в этой местности) растений и животных. Историк тоже согласится, что Крым похож на остров: здесь, на краю степей, у моря, заканчивались кочевые пути, и древние степняки, оседая в благословенной Таврии, создали множество самобытных культур, резко отличающих цивилизацию «острова Крым» от других культурных регионов Северного Причерноморья. Греки и тавры, скифы и римляне, готы и хазары, турки, евреи, крымские татары — все они внесли свой вклад в созидание этой неповторимой цивилизации. А по морю, окружающему полуостров с трех сторон, протянулись бесчисленные нити торговых и культурных связей.

Крымский полуостров — едва ли не единственный регион на севере Черного моря, в изобилии сохранивший следы античной и византийской культуры. Руины Пантикапея, церковь Иоанна Предтечи в Керчи, Херсонес, где был крещен киевский князь Владимир, будущий креститель Руси, мусульманские миссионеры, отправлявшиеся из Крыма в языческую «дикую степь», — все это драгоценные кирпичики, легшие в основу культурного здания России и сопредельных стран. И недаром же прекрасную Тавриду воспели Мицкевич и Пушкин, Волошин и Мандельштам, Бродский и Аксенов.

Но, конечно, Крым — это не только культурное наследие и уникальная природа, но прежде всего пляжный и оздоровительный туризм. Первые курорты появились на Южном берегу еще во 2-й половине XIX века, а когда здесь выросли дворцы членов императорской семьи, Крым быстро превратился в самый фешенебельный курорт Российской империи. Изящные виллы, дачи и дворцы до сих пор определяют облик многих городов и местечек Крыма. Самые известные туристические регионы — Южный берег (регионы Ялты и Алушты), Западный берег (Евпатория и Саки) и юго-восток (Феодосия — Коктебель — Судак).

Коренные народы полуострова

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года на полях греческой рукописной книги религиозного содержания — синаксаря — в Судаке сделана заметка: «В этот день впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.).

Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Я начал с татар не случайно, ибо этот народ кочевой претендует на пиченьки и звания коренного народа при том,что является народом кочевником.
Разграбив города, татары «покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю». Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись.О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: «А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы». Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.
В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.
Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI — XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия — примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.
С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год — свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.
Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары «имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. […] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники». Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: «В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные».
Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):
«Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: «Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете […] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача». В другом месте он говорит: «Народ татарский — народ безжалостный».
Для европейцев татары проживающие в Крыму — злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: «В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками».
В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов — беев. (Наиболее влиятельными беями — главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).
В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.
В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму «курултай» и «меджлис», придать «курултаю» статус «национальной ассамблеи».
Однако ни «курултай», ни «меджлис» не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

А сейчас о том времени когда турчата еще не родилисьБлагодатный и приветливый Крымский полуостров за свою историю приютил многие народы. Нашли вторую родину здесь и армяне, когда в XI веке их родную Армению почти полностью разорили сначала турки-сельджуки, а потом и монголотатары, часть жителей переселилась в Крым. И это не удивительно, ведь их предки еще в далекой древности пришли в Крым под началом понтийских царей.
Во II в. до н.э. Царь Митридат Евпатор VI, будучи совсем мальчиком и опасаясь расправы в борьбе за власть (поскольку он был не единственным наследником после трагической смерти отца), вынужден был на время покинуть Синоп – столицу Понты. Он бежал в Малую Армению, которая была старой союзницей его отца. Семь лет он скрывался там в горах и лесах.
Армянский царь Антипатр, не имеющий собственных прямых наследников, принял Митридата под свое покровительство. Он позаботился о его воспитании и, когда Митридат достиг совершеннолетия, помог ему вернуть власть в отцовском царстве. При этом он добровольно отдал ему и свои владения. В результате малая Армения сохранила особое положение в составе понтийского царства в течение всего правления царя Митридата Евпатора. Армянские воины принимали активное участие в его походах. Например, они почти полностью составляли гарнизон греческого города Ольвии в Северном Причерноморье, на границе со скифами и сарматами. А когда Митридат укрепил свою власть в Боспорском царстве – на востоке Крыма и освободил западную Таврику от скифов с помощью своего лучшего военачальника Диофанта (кстати, тот называет один из гарнизонов Евпаторией в честь своего Царя), то неудивительно, часть его подданных, поселилась на полуострове, в том числе и армяне. И хотя есть всему этому бесспорные подтверждения во Всемирной Истории, однако гораздо больше свидетельств сохранилось об армянских поселениях в Крыму в эпоху средневековья. Начиная с XI в. поселений этих было так много, что предгорная часть восточного Крыма тогда называли Приморской Арменией.
Тогда Кафа (Феодосия) была одним из основных городов в Крыму, где поселились армяне. В 70-х годах XV в. из 70тыс. жителей в городе их проживало около 46тыс. Здесь было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. Несмотря на то, что вплоть до 1475 года Кафой владели генуэзцы, армяне играли немаловажную роль в развитии и процветании города, успешно занимаясь сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.
«Карантин» — историческое название территории в границах современной Феодосии. Здесь находилось одно из армянских поселений. До нас дошли несколько памятников архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св.Ованеса, Св.Григория, Св.Стефана. Сохранился даже фонтан. А территория защищена оборонной стеной с бастионами и башнями. Законы генуэзской фактории позволяли переселенцам из Армении арендовать землю и воздвигать как бы свой город внутри города. Эта крепостная стена на Карантине строилась на общие средства армян Кафы. После выселения армян из Крыма в 1778 году, Карантин пришел в запустение, а затем уже, когда Крым стал российским, там стали работать специальные врачебные комиссии, которые досматривали прибывшие корабли на предмет выявления чумы и других «заразных» болезней (с тех пор, собственно, и стали называть это место Карантином).В пределах Бахчисарая до наших времен сохранилось лишь ничтожное количество армянских памятников. На территории разоренного кладбища в 90-х годах XIXв. архитекторы обнаружили остатки пещерной армянской церкви. Надписи и рельефы не оставляют сомнений в их «национальной принадлежности». Ученые считают, что здесь в средние века располагался целый монастырский комплекс. Такой тип строений часто встречается в Армении. В Крыму же, в княжестве Феодоро на Мангупе, основанном представителями рода Гаврасов, также много подобных храмов.  Керкинитида, Гезлев, Евпатория – ей более 2500 лет (кстати, так точно и неизвестно, где именно на западном побережье был построен Диофантом гарнизон, который он назвал Евпаторией; современное же название Гезлева – Евпатория город приобрел уже в екатерининские времена в модной тогда «греческой манере»). Исторические армянские корни были зафиксированы и здесь. В средневековом Гезлеве, а вернее, близ его северной крепостной стены располагался армянский поселок. На его месте стоит хотя и плохо, но сохранившееся здание церкви и церковно-приходской школы, которые в начале 90-х годов были возвращены евпаторийской армянской общине. Восстановить прежний облик Храма будет довольно сложно, ибо достоверных сведений о его первоначальном устройстве практически не сохранилось. Тем не менее, усилиями и на средства общины храм постепенно очищается, ремонтируется и, конечно, в конце концов возродится.
Средневековая Солдайя (Судак) – также один из уголков Тавриды, избранный армянскими переселенцами. И здесь сохранились некоторые памятники, хотя подчас археологам в Крыму трудно точно определить принадлежность того или иного христианского культового сооружения. Это и не удивительно. Армяне, греки, русские издревле жили на одной земле и зачастую греческие церкви строились армянскими зодчими, а бывало и наоборот…
Но бесспорно, самым значительным и самым крупным из армянских памятников Крыма является Монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройка монастыря с возвышающейся над ней дозорной башней напоминает скорее крепость. И это не удивительно для тревожных средневековых времен. Престольный Сурб-Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в средние века имели огромное влияние на жизнь всей крымской общины. Расположенный в 3-х км южнее Старого Крыма, среди буковых и дубовых лесов, монастырь был не только религиозным центром, но и центром армянской культуры. В его стенах на протяжении многих веков развивались науки – философия, история, каллиграфия, а также создавались удивительные по красоте шедевры армянской художественной миниатюры. И все же основой монастыря, его центром притяжения всегда был его Храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Это самое древнее сооружение не только на территории этой обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму. Высеченная на камне надпись гласит: «Сей божественный храм славы на земле – рай древа жизни; он подобие высокого неба и обиталище Св.Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году начав, воздвигнут во имя Знамения усердием служителя его Ованеса-инока и родных братьев его и по духу сынов».
Теперь сново о турчатах — коренных татарахВ соответствии с Конвенцией 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как «коренная» на данной территории (Республика Крым), поскольку:
1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма — половцев (команов).До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, — государство татар Золотая Орда.
2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.
3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи — азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI — XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.
4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает «коренной» (в правовом смысле) народ или группу, — сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего — особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).
Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII — началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX — началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% — городские жители.
Татары — национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.
5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации — родоплеменной (бесклассовой) структуры общества — и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось «сверхдержавой региона», осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.
Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к «коренным народам» с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.
6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления («курултай», «меджлис» и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем — административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее — политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.
Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение «курултая» и «меджлиса» нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай — это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму — потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.
7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары — мусульмане суннитского толка. Многие из них — атеисты.
8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа «ведущего традиционный образ жизни», а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для баранов, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.
9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса «коренной этнической общности», поскольку они таковой не являются.

 

ОТ ИСТОКОВ ДО ПАДЕНИЯ ПОНТИЙСКОГО ЦАРСТВА

Ок. 50 тыс. лет до н. э.
Древнейшие следы человека в Крыму — стоянка в пещере Киик-Коба (8 км от поселка Зуя, 25 км к востоку от Симферополя).

ХV–VIII вв. до н. э.
Территорию Крымского полуострова и степи Северного Причерноморья заселяют племена киммерийцев. Не совсем ясно, какого происхождения был этот кочевой народ, его самоназвание также неизвестно. О киммерийцах впервые упоминает Гомер, однако он поселял эти дикие племена у «крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида» — то есть где-то у побережья Атлантического океана. В курганах этой эпохи найдено бронзовое оружие и украшения. Древнейшие железные предметы обнаружены в одном из курганов VIII века до н. э. у села Зольного.

VI в. до н. э. — I в. н. э.
Крым упоминается в греческих источниках как Таврида (по имени народа тавров, заселившего горные районы полуострова). Греческие и римские авторы пишут, что тавры — кровожадные дикари, которые приносят пленников в жертву своей богине Деве. Археологам, правда, пока не удалось обнаружить никаких следов этого культа.

shutterstock_147681083(1).jpg
Руины древнего Пантикапея в Керчи

В степях Крыма и Северного Причерноморья расселяются скифы.VII в. до н. э. — III в.VII в. до н. э. 
На побережье Крыма появляются первые греческие колонии.

1-я пол. VI в. до н. э.
Греческие колонисты из города Милета основывают Пантикапей — будущую столицу Боспорского государства.

Ок. 480 до н. э.
Независимые греческие полисы Восточного Крыма объединяются под эгидой Боспорского царства, которое занимает весь Керченский полуостров, Таманское побережье Азовского моря и Кубань. Херсонес (в районе современного Севастополя) становится вторым после Пантикапея крупным греческим городом в Крыму.

II в. до н. э.
В Крыму появляются сарматы — ираноязычные кочевники, вытесняющие скифов из причерноморских степей.

120–63 гг. до н. э.
Правление Митридата VI Евпатора. Владыка Понтийского царства, находившегося на севере Малой Азии, Митридат распространил свое влияние почти на все побережье Черного моря. Однако после его смерти Причерноморье потеряло политическую самостоятельность и к концу I века до н. э. вошло в сферу влияния Рима.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.
ГРЕКИ, МОНГОЛЫ, ГЕНУЭЗЦЫ

III в.
Племена германцев-готов, пришедшие с берегов Балтийского моря, уничтожают все скифские поселения, в том числе и Неаполь Скифский.

гот

Гот всадник

Во II в. н. э. началось Великое переселение народов.
Большинство готских вождей решили, что их народ должен двинуться на юг в поисках более плодородной земли и от берегов южной Швеции, которая называлась тогда Готия, отошли три готские эскадры с храбрыми воинами — остготами, визиготами и гепидами.
Они высадились в устье Вислы, поднялись к ее верховьям, дошли до Припяти, миновали приднепровские степи и вышли к Черному морю. Иордан описывает трудности готов, встреченные в пути при пересечении топей и болот, которые могут быть идентифицированы как находящиеся в бассейне Припяти. Наконечник копья с рунической надписью, найденный близ Ковеля, может рассматриваться как памятник этого движения готов. Через некоторое время после пересечения топей они приблизились к широкой реке. Согласно Иордану, в это время они были уже в Скифии. «Широкая река», упомянутая Иорданом, должна быть Днепром. Степная зона начинается на правом берегу Днепра к югу от Киева. Итак, кажется вероятным, что готы достигли Днепра близ Киева.
Если следовать повествованию Иордана, то готы начали пересекать реку (т. е. Днепр у Киева) через мост, но прежде чем все они успешно совершили переход, мост надломился, и таким образом они были разделены на две группы. В то время как часть их осталась на правом берегу Днепра, те, что уже пересекли реку, поспешили далее на восток и атаковали племя спалов, которые, как мы уже видели, должны были жить в регионе верховья реки Донец. После победы над спалами готы повернули на юг к Азовскому морю и затем вторглись в Тавриду. Часть из них в конечном итоге пересекла Киммерийский Боспор (Керченский пролив) и проникла к устью реки Кубань на кавказском побережье Черного моря. Что же касается группы готов, которая осталась на правом берегу Днепра, она впоследствии двинулась вниз по Днепру к Черному морю и распространилась на запад по побережью, в конце концов достигнув устья Дуная. К средине третьего века готы контролировали все северное побережье Черного моря.
Там готы — народ, привычный к мореплаванию, — построили корабли и начали совершать набеги на бывшую Элладу — Грецию. Захватывая города, готы грабили их, а жителей брали в плен. Греция принадлежала в то время Римской империи, и император Деций — страшный гонитель христиан, очень хороший полководец и смелый человек — выступил против готов, которые уже пересекли унай и вторглись на территорию Византии. Великолепная римская пехота, хорошо обученная, вооруженная короткими мечами, более удобными в бою, чем длинные, столкнулась с одетыми в шкуры готами, которые были вооружены длинными копьями. Казалось бы, у готов не было шансов на победу, но, к удивлению современников, римская армия была полностью разбита, потому что готы, умело маневрируя, завели ее в болото, где римляне увязли по щиколотку. Легионы лишились маневренности; готы кололи римлян копьями, не давая тем возможности вступить в бой. Погиб и сам император Деций. Это случилось в 251 г.
В то время как от готов (как скандинавской нации) можно было ожидать живучести в крови мореходных традиций, следует отметить, что инициатива в серии морских экспедиций третьего столетия на Черном море принадлежала не готам, а боранам. В 256 г. множество малых судов боранов, плывущих от устья Дона, пересекло Азовское море и появилось в Керченском проливе. Боспорские власти поспешили заключить дружественное соглашение с боранами и снабдили их морскими судами. Флотилия боранов затем проплыла вдоль кавказского побережья Черного моря и атаковала Питиунт (современную Пицунду). Однако атака была неудачной. В следующем году бораны опять двинулись по морю, на сей раз усиленные поддержкой готов. Союзники первоначально приблизились к Фасису (близ Поти), где они попытались ограбить храм Артемиды, но были отброшены. Затем они повернули к Питиунту и на этот раз преуспели в его взятии; они также захватили множество судов в порту Питиунта, усилив ими свою флотилию. Потом они направились к Трапезунду, который взяли внезапной ночной атакой. Несчастный город был полностью разграблен, а бораны и готы вернулись домой на кораблях, тяжело нагруженных трофеями и пленниками.Новость о набеге на Трапезунд быстро разнеслась среди готов — как восточных, так и западных. Их группа, контролировавшая устье Днестра, теперь решила создать собственный флот. Зимой 257-258 гг. для них были построены корабли пленниками и местными работниками в Тире (Аккерман). Весной 258 г. днестровская флотилия готов спустилась к Черному морю и направилась вдоль западного побережья. Их армия одновременно двинулась вперед по суше. Миновав Томы и Анхиал, готская флотилия вошла в залив Филеат к северо-западу от Византия. Сухопутные силы пришли в ту же точку. Захватив все доступные лодки местных рыбаков, вся компания получила возможность сесть на корабли. Умноженная флотилия вошла в Боспор и разграбила множество прибрежных городов, среди них были Халкедон, Никея, Никомедия. В своих последующих морских экспедициях 262 и 264 гг. западные готы подвергли нападению побережье Фракии, Вифинии и Каппадокии. В 267 г. восточные готы вновь отправились в морскую экспедицию, в этот раз совместно с герулами. Для этой экспедиции были построены пятьсот лодок в устье Дона. Герулы и готы пересекли Черное море, прорвались через Боспор, насмотря на попытку римских охранных судов остановить их, разграбили Кизикус, равно как и острова Лемнос и Скирос, а затем атаковали Афины и Коринф. Под предводительством Дексиппа, выдающегося историка того времени, афиняне предложили отчаянную попытку отразить захватчиков. Однако последние отплыли домой с большими трофеями. Успех экспедиции побудил днестровских готов к новым действиям. В течение всей зимы 267-268 гг. днестровские кораблестроители были заняты постройкой лодок. Согласно Зосиме, шесть тысяч были построены, что, возможно, является завышенным числом; однако лодки могли быть маленькими. Были предприняты как морские рейды, так и наземные походы. Мужчины различных племен, как, например, герулы, остготы, визиготы, гепиды и кельты или «келтионы», приняли участие в экспедиции. В так называемой «Пасхальной хронике» седьмого века находим замечание, что келтионы тождественны спорадам, и мы знаем, что под спорами или спорадами Прокопий подразумевал славян. Соответственно мы можем подразумевать, что славяне также приняли участие в экспедиции. Флотилия легко прорвалась через Боспор и Дарданеллы и напала на Салоники и полуостров Атос. Армия была менее удачлива, потерпев поражение при Наиссе (Nis) от войск императора Клавдия.
В то время как именно инициатива боранов побудила готов и герулов к строительству их черноморского флота, организацией своей армии готы были обязаны сарматам, с которыми они были в тесной связи. Хотя готы вытолкнули основное количество роксоланов и некоторые другие сарматские племена из западной части черноморских степей, часть этих сарматских племен осталась на месте и признала сюзеренитет готов, как сделали и восточнославянские племена. Отношения между готами и аланами были в целом дружественными. Лишь во время агрессивной политики Германариха аланский род Рухс взбунтовался. Хотя первоначально готы воевали пешими, но после своей миграции в Южную Русь они должны были приучиться к верховой езде, поскольку лишь всадники имели какие-либо шансы в степной войне. Готская кавалерия состояла из людей высших классов, а простые люди продолжали пополнять пехоту. Кавалерия была организована по сарматскому типу с точки зрения как тактики, так и вооружения, за исключением того, что готы не использовали длинное сарматское копье. Готские застежки на поясе были сарматского стиля. Готское искусство и ремесло в целом демонстрировало большее и большее сходство с сарматскими стандартами.
Условия жизни в степях постепенно затронули также социальную организацию готов. Первоначально их организация была схожа с существовавшей у тевтонских племен. Люди принадлежали к трем классам: свободные, полусвободные и рабы. Лишь первая группа представляла нацию политически. Вооруженные свободные граждане каждого племени или рода составляли племенное собрание, которое выбирало вождей племени, известных как герцоги, судьи или конунги. Благодаря формированию кавалерийских подразделений, класс свободных был теперь разделен на две части: всадники и пешие. Поскольку значимость кавалерии в готской армии быстро возрастала, всадники рассматривали себя как цвет нации. Таким образом аристократический социальный режим постепенно вытеснял старый демократический стиль жизни. Все высшие должности в армии и администрации были заполнены всадниками. Следующим шагом было получение ими прав на землю от герцога. Итак, среди готов появилась земельная аристократия, постепенно обретая феодально выглядящую власть над крестьянским населением. Ситуация местного населения, а среди него славян, должна была выглядеть ненадежной.pereselenie gotovС точки зрения духовной культуры готов, их обращение в христианство в течение третьего и четвертого столетий обладало чрезвычайным значением. Оказывается, что азовские и крымские готы были первыми затронуты христианством, с учениями которого они ознакомились при помощи кавказских и трапезундских греков, взятых в плен в течение рейдов 256-257 гг. В результате видим, что христианские миссионеры, которые рискнули проповедовать среди готов, пришли из Малой Азии и Иерусалима, а не из Константинополя. В конце третьего и в начале четвертого столетий христианство начало также распространяться среди вестготов. Готский епископ Теофил принял участие в Первом Экуменическом Соборе в Никее в 325 г. Его приход был, возможно, в Бессарабии. Следующим епископом вестготов был знаменитый Ульфила или Вульфила (311-386), который перевел Новый Завет на готский. В последующей борьбе между ортодоксами и арианами Ульфила примкнул к арианам, и соответственно арианство стало деноминацией вестготов. Что же касается крымских готов, то они остались верными ортодоксии.
В середине четвертого века восточные готские племена сформировали сильную Федерацию, возглавляемую одним из племенных вождей Германарихом, которого избрали королем остготов (около 350-370 г.). После консолидации власти над восточными готскими племенами Германарих начал подчинять неготские народы, некоторые из них были под контролем готов. Аммиан Марцеллин характеризует Германариха следующим образом: «. наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций, благодаря своим многочисленным и различным доблестям». Согласно Иордану, первая кампания Германариха была против герулов, тевтонского племени, поселившегося в регионе Азова. Их герцог был убит в битве, и народ принял Германариха в качестве правителя. Через некоторое время, возможно около 362 г., Германарих должен был победить то, что осталось от Боспорского царства на Керченском проливе. Усилив свою власть на юго-востоке, Германарих обратился на северо-запад, предпринимая кампанию против венедов. С тем чтобы проникнуть в землю венедов — в регион верхней Вислы — остготы должны были пересечь либо землю склавенов (регион Киева), либо землю антов (регион Южного Буга). Иордан говорит, что как склавены, так и анты признали власть Германариха. Часть склавенов в связи с этим должна была мигрировать на север.
Война против венедов закончилась победой Германариха. Венеды были плохо вооружены и могли полагаться только на свое численное превосходство, отмечает Иордан. Венеды были завоеваны без особых трудностей, после чего аэсты (балты) также признали Германариха как своего сюзерена. Королевство Германариха теперь простиралось от Черного моря до Балтийского. Иордан предлагает следующий перечень племен, признающих сюзеренитет остготского короля: гольтескифы, тиуды, инаунксы, васинабронки, мерено, морденс, имнискары, роги, тадзанс, атоулы, навего, бубегены и колды.
В то время как некоторые славянские племена сначала были завоеваны Германарихом, другие были подчинены готами задолго до этого. Говоря в целом, тесная взаимосвязь между готами и славянами в Южной Руси длилась около двух столетий, от конца второго до последней четверти четвертого. Не удивительно, что слова готского происхождения появились в славянском языке и наоборот. Следующие славянские слова рассматриваются как имеющие готское происхождение: князь, от готского Kuni («старейшина клана»); пениази («деньги»), от готского pannings, полк («вооруженные люди, подразделение»), от готского volk; шлем, от готского hilms. С другой стороны, готское meki («меч») может быть выведено из анто-славянского меч. Соответствующее немецкое слово — Schwert. Антские мечи упоминаются в «Беовульфе». Также характерно, что многие готские короли и принцессы имели имена, которые звучат скорее по-славянски, нежели по-тевтонски. Так, наследник Германариха звался Витимир; его внук был назван Видимер. Имя брата Видимера было Валамир (ср. славянское имя Велемир). Позднее тот же процесс славянизации личных имен применялся к скандинавским правителям Руси (девятого и последующих столетий).
belgorod-dnestrovskiy.ru

***

Вульфила (Ульфила; готск. 𐍅𐌿𐌻𐍆𐌹𐌻𐌰/Wulfila, др.-греч. Οὐλφίλας, Οὐρφίλας, лат. Ulfilas, Vulfilas, Gulfilas, Ulphilas) — епископ готов, создатель готского алфавита.Биография

По свидетельству Филосторгия (ок. 360 — ок. 430 гг.), он не был чистокровным готом, а происходил от пленных, по-видимому, ариан Каппадокии, вывезенных дунайскими готами (ок. 267 г.) во время их набега на Малую Азию, в Садоголтины. Не подлежит, однако, сомнению, что его семья вполне сжилась с новой средой, поэтому сам Вульфила, родившийся и воспитанный в стране готов, может считаться членом готской народности. На это указывает и его готское имя (Wulfila, уменьшительное от Wulfs, волк; ср. нынешние немецкие фамилии Wolfel, Wölflein; формы Ulfila и т. д. возникли под влиянием греческой орфографии).

По словам его ученика Авксентия, епископа Доростольского (то есть Силистрии), Вульфила до тридцатилетнего возраста был чтецом при одной из немногочисленных христианских церквей в земле вестготов.

Около 341 г. он участвовал в посольстве, посланном его соотечественниками к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был выбран епископом готов и рукоположён Евсевием Никомедийским не позже весны 341 г., времени смерти Евсевия.

Вернувшись на родину, он деятельно взялся за проповедь христианства. Когда около 348 г. в стране вестготов начались преследования христиан со стороны Атанариха, могущественнейшего из вестготских князей, то Вульфила, став во главе своих единоверцев, вывел последних через Дунай в Мезию. Император Констанций принял переселенцев очень ласково и отвел им земли около Никополя, где они основали общину с патриархальным устройством, во главе которой стоял сам Вульфила и, по его смерти, его преемники (см. «Готы мезийские»). В 360 г. он принимал, вероятно, участие в арианском соборе в Константинополе.

Когда православие стало вновь брать верх над арианством, Вульфила, державшийся последнего, по собственным его словам в завещании, всю свою жизнь тщетно старался побудить императора Феодосия к созыву собора для решения спора между православием и арианством. В 381 году был издан закон, по которому арианам запрещались диспуты по вопросам веры. Тем не менее, в 383 г. Феодосий сделал последнюю попытку примирить арианство с православием, созвав собор в Константинополе, — к которому был приглашен и Вульфила. Явившись в Константинополь, последний умер здесь, вероятно, летом 383 года. По другому, менее вероятному мнению, его смерть последовала уже в 381 году.

Симеон Метафраст высоко отзывается о Вульфиле, называя его ученейшим и мудрым человеком. Симеон сообщает о том, что Вульфила был вместе с первым епископом готов Феофилом на Никейском соборе в 325 году; а затем Вульфила принимал участие в заседаниях Первого Константинопольского собора в 381 году[1][2].

Вульфила играет выдающуюся роль в истории своего народа. Его, апостола готов, император Констанций, сын Константина Великого, называл «Моисеем готов». Блестящие дарования и обширная учёность (он писал и проповедовал на трёх языках: готском, греческом и латинском) соединялись в нём с замечательной энергией. Не ограничиваясь пастырскою деятельностью, он играл и видную политическую роль.

*** 

Готский арианский епископ Ульфила со своими помощниками сделал первый в истории перевод Библии на германский язык (Библия Ульфилы), после чего его изгнали из земель готов во время первой волны гонений на христиан, и он был поселен римским императором Констанцием II на правобережных землях нижнего течения Дуная, принадлежащих Риму. Ульфила работал над готским вариантом Библии с 350 года до самой своей смерти в 383 году, частично используя при этом фрагменты, уже переведенные другими миссионерами с латинского и греческого языков.

ulfila got

Вульфила (Ульфила; готск. Wulfila, лат. Ulfilas, Vulfilas, Gulfilas, Ulphilas) — епископ готов, легендарный создатель готского алфавита.

Лучше всего сохранившимся экземпляром Библии Ульфилы является Codex Argenteus («Серебряная Библия») – рукопись перевода для короля, написанная на пурпурном пергаменте серебряными и золотыми чернилами. Сам Ульфила был окрещен, по-видимому, еще при рождении, воспитывался в трехъязычной среде и получил отличное риторическое образование. Он придерживался арианских воззрений. Судя по всему, около 341 года состоялось его посвящение в сан епископа готов.
О христианизации остготов известно немного. Самыми поздними арианами считались готы времен Теодориха Великого, проживавшие в Паннонии. Что же касается вестготов, то они, создав свое королевство в Испании, в конце 6-ого века обратились в ортодоксальное христианство.

Вульфила родился около 311 г. По свидетельству Филосторгия (начала V века), он не был чистокровным готом, а происходил от пленных христиан, вывезенных дунайскими готами около 267 г. во время одного из набегов на Малую Азию из местечка Садоголтины, в Каппадокии. Не подлежит, однако, сомнению, что его семья вполне сжилась с новой средой, так что сам Вульфила, родившийся и воспитавшийся в стране готов, может считаться членом готской народности. На это указывает и его чисто-готское имя (Wulfila, уменьшительное от Wulfs, волк; ср. нынешние немецкие фамилии Wolfel, Wölflein; формы Ulfila и т. д. возникли под влиянием греческой орфографии). 

По словам его ученика Авксентия, епископа доростольского (то есть Силистрии), Вульфила до тридцатилетнего возраста был лектором при одной из немногочисленных христианских церквей в земле вестготов. 

Около 341 г. он участвовал в посольстве, посланном его соотечественниками к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был выбран епископом готов и рукоположён Евсевием Никомедийским не позже весны 341 г, времени смерти Евсевия.
Вернувшись на родину, он деятельно взялся за проповедь христианства. Когда около 348 г. в стране вестготов начались преследования христиан со стороны Атанариха, могущественнейшего из вестготских князей, то Вульфила, став во главе своих единоверцев, вывел последних через Дунай в Мезию. Император Констанций принял переселенцев очень ласково и отвел им земли около Никополя, где они основали общину с патриархальным устройством, во главе которой стоял сам Вульфила и, по его смерти, его преемники (см. «Готы мезийские»). В 360 г. он принимал, вероятно, участие в арианском синоде в Константинополе.
Когда православие стало вновь брать верх над арианской ересью, Вульфила, державшийся последней, по собственным его словам в завещании, всю свою жизнь тщетно старался побудить императора Феодосия к созыву собора для решения спора между православием и арианством. В 381 году был издан закон, по которому арианам запрещались диспуты по вопросам веры. Тем не менее, в 383 г. Феодосий сделал последнюю попытку примирить еретиков с православием, созвав синод в Константинополе, — к которому был приглашен и Вульфила. Явившись в Константинополь, последний умер здесь, вероятно, летом 383 года. По другому, менее вероятному мнению, его смерть последовала уже в 381 году.
Вульфила играет выдающуюся роль в истории своего народа. Его, апостола готов, император Констанций, сын Константина Великого, называл «Моисеем готов». Блестящие дарования и обширная учёность (он писал и проповедовал на трёх языках: готском, греческом и латинском) соединялись в нём с замечательной энергией. Не ограничиваясь пастырскою деятельностью, он играл и видную политическую роль. Но наиболее важным его делом, доставившим ему бессмертие, был его перевод Священного Писания на готский язык (см. «Готская Библия»).

Имея Священное Писание, а стало быть, и богослужение на родном языке, готы могли испытывать облагораживающее культурное влияние христианского учения. Перевод В. получил широкое распространение и перешёл ко всем другим отраслям готского народа. Дошедшие до нас отрывки его относятся к началу VI века и написаны в Италии, в эпоху высшего процветания остготской власти на полуострове. Когда именно Вульфила взялся за перевод Священного Писания, мы не знаем.
Тот факт, что он из лекторов — низшей церковной должности — был назначен непосредственно епископом, минуя степени дьякона и пресвитера, указывает, по-видимому, на то, что он уже до этого (341 г.) обратил на себя внимание высших сановников церкви каким-либо выдающимся делом: может быть, это был именно предпринятый им перевод Священного Писания. Мы не знаем также, перевёл ли он сам всю Библию. До нас дошли значительные отрывки всех четырёх Евангелий (Евангелие от Марка — целиком) и Посланий (2-е послание к Коринфянам — целиком), но лишь очень незначительные остатки перевода Ветхого Завета (книги Ездры и Неемии).
Некоторые факты, однако, указывают на существование перевода Пятикнижия Моисея, книги пророка Иезекииля и книги Маккавеев. По преданию, Вульфила перевёл все Священное Писание, за исключением книг Царств, так как он не хотел возбуждать ещё больше уже без того воинственный дух своего народа. Сохранившиеся отрывки Нового Завета во всех своих частях являют одинаковое искусство перевода и полное тождество в употреблении слов, постройке периодов и т. д.; они, несомненно, принадлежат одному и тому же переводчику, то есть именно Вульфиле, который, конечно, должен был начать работу с Нового Завета, как наиболее важной для его цели части Священного Писания.
С другой стороны, дошедшие до нас отрывки Ветхого Завета так сильно отступают в фразеологии и т. д. от Евангелий и Посланий, что нельзя не узнать в них руку другого переводчика. Конечно, возможно также, что отклонения внесены в этот текст позднейшей обработкой. Несомненно только, что Вульфиле принадлежит почин в переводе Библии на готский язык и что он лично перевёл, по крайней мере, Евангелие и часть Посланий. Едва ли он довёл начатое дело до конца; вероятно, он воспитал себе учеников и помощников, которые продолжали работу, предпринятую им. Ещё около 390 г. два готских священника (Sunnia и Frexela) обращаются к св. Иерониму с просьбой объяснить им некоторые вопросы касательно текста и перевода Псалтири; над переводом последней, очевидно, ещё трудились в то время, то есть уже после смерти Вульфилы. Предпринятая последним работа была не лёгкая.
Нужно было прежде всего создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имён, встречающихся в Священном Писании. Готы имели, правда, уже рунические письмена, но их, с одной стороны, было недостаточно, а с другой — их связь с обрядами языческого культа делала применение их при переводе Библии нежелательным. Вследствие этого Вульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежат греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Не зная еврейского языка, Вульфила перевёл Ветхий Завет с греческого перевода (Септуагинта), а Новый — с греческого оригинала, причём, однако, замечается и некоторое влияние латинского перевода.
Судя по дошедшим до нас отрывкам его перевода, Вульфила мастерски справился с своей трудной задачей и поборол все препятствия, состоявшие главным образом, с одной стороны, в необработанности готского языка, с другой — в образности и философской глубине библейской речи. Его перевод очень близок к оригиналу, хотя не подчиняется ему слепо. Ошибки и ложные толкования встречаются лишь очень редко. Вульфила сумел воспользоваться для своего труда всем богатством и разнообразием форм готского языка и создал, таким образом, образцовую германскую прозу, лёгшую в основу дальнейшего развития готской письменности.
Ульфила, известный также под готским именем Вульфила. Согласно историку Филосторгию, Вульфила был потомком пленников, взятых во время набега готов на Каппадокию (ныне — часть восточной Турции). Он родился около 311 года нашей эры, а спустя примерно 30 лет был посвящён в духовный сан Евсевием Никомидийским и обучен миссионерской работе среди готов.
«Он терпеливо перевёл с греческого языка на готский всю Библию, за исключением 3 и 4 книг Царств,— рассказывает историк Уилл Дюрант,— чтобы наставлять новообращённых и приумножать их число» («Эпоха веры», англ.). На сегодняшний день от рукописей Готской Библии уцелел лишь фрагмент книги Неемии и части Нового Завета. Письменного готского языка не было. Поэтому Вульфила столкнулся при переводе с трудностью, потребовавшей от него исключительной изобретательности. Древние церковные историки приписывают Вульфиле создание готского алфавита, состоящего из 27 знаков и основанного главным образом на греческом и латинском алфавитах. Кроме того, в «Новой британской энциклопедии» (англ.) отмечается, что «он изобрёл в общегерманском языке христианскую терминологию, которая частично всё ещё употребляется».

Материал из Википедии

***
Перевод Священного Писания

Наиболее важным делом Вульфилы был его перевод Священного Писания на готский язык (см. «Готская Библия»). Имея Священное Писание, а стало быть, и богослужение на родном языке, готы могли испытывать облагораживающее культурное влияние христианского учения. Перевод В. получил широкое распространение и перешёл ко всем другим отраслям готского народа. Дошедшие до нас отрывки его относятся к началу VI века и написаны в Италии, в эпоху высшего процветания остготской власти на полуострове. Когда именно Вульфила взялся за перевод Священного Писания, мы не знаем. Тот факт, что он из лекторов — низшей церковной должности — был назначен непосредственно епископом, минуя степени дьякона и пресвитера, указывает, по-видимому, на то, что он уже до этого (341 г.) обратил на себя внимание высших сановников церкви каким-либо выдающимся делом: может быть, это был именно предпринятый им перевод Священного Писания. Мы не знаем также, перевёл ли он сам всю Библию. До нас дошли значительные отрывки всех четырёх Евангелий (Евангелие от Марка — целиком) и Посланий (2-е послание к Коринфянам — целиком), но лишь очень незначительные остатки перевода Ветхого Завета (книги Ездры и Неемии). Некоторые факты, однако, указывают на существование перевода Пятикнижия Моисея, книги пророка Иезекииля и книги Маккавеев. По преданию, Вульфила перевёл все Священное Писание, за исключением книг Царств, так как он не хотел возбуждать ещё больше уже без того воинственный дух своего народа. Сохранившиеся отрывки Нового Завета во всех своих частях являют одинаковое искусство перевода и полное тождество в употреблении слов, постройке периодов и т. д.; они, несомненно, принадлежат одному и тому же переводчику, то есть именно Вульфиле, который, конечно, должен был начать работу с Нового Завета, как наиболее важной для его цели части Священного Писания.
С другой стороны, дошедшие до нас отрывки Ветхого Завета так сильно отступают во фразеологии и т. д. от Евангелий и Посланий, что нельзя не узнать в них руку другого переводчика. Конечно, возможно также, что отклонения внесены в этот текст позднейшей обработкой. Несомненно только, что Вульфиле принадлежит почин в переводе Библии на готский язык и что он лично перевёл, по крайней мере, Евангелие и часть Посланий. Едва ли он довёл начатое дело до конца; вероятно, он воспитал себе учеников и помощников, которые продолжали работу, предпринятую им. Ещё около 390 г. два готских священника (Sunnia и Frexela) обращаются к св. Иерониму с просьбой объяснить им некоторые вопросы касательно текста и перевода Псалтири; над переводом последней, очевидно, ещё трудились в то время, то есть уже после смерти Вульфилы. Предпринятая последним работа была не лёгкая. Нужно было прежде всего создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имён, встречающихся в Священном Писании. Готы имели, правда, уже рунические письмена, но их, с одной стороны, было недостаточно, а с другой — их связь с обрядами языческого культа делала применение их при переводе Библии нежелательным. Вследствие этого Вульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежат греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Не зная еврейского языка, Вульфила перевёл Ветхий Завет с греческого перевода (Септуагинта), а Новый — с греческого оригинала, причём, однако, замечается и некоторое влияние латинского переводаСудя по дошедшим до нас отрывкам его перевода, Вульфила мастерски справился с своей трудной задачей и поборол все препятствия, состоявшие главным образом, с одной стороны, в необработанности готского языка, с другой — в образности и философской глубине библейской речи. Его перевод очень близок к оригиналу, хотя не подчиняется ему слепо. Ошибки и ложные толкования встречаются очень редко. Вульфила сумел воспользоваться для своего труда всем богатством и разнообразием форм готского языка и создал, таким образом, образцовую германскую прозу, лёгшую в основу дальнейшего развития готской письменности.

Религиозные взгляды Вульфилы

Епископское служение Вульфилы, начинается с 341 года. В это время императором Констанцием (умер в 361 году) вместо Никейского символа веры с термином единосущия были приняты Четыре догматические формулы на Антиохийском соборе в 341 году и поздняя форма арианства, согласно которой Сын не является тварью, вечен, но не единосущен Отцу, становится официальным вероучением в Византии. В 359 году на Ариминском соборе было решено не употреблять термины сущность и ипостась об Отце, Сыне и Святом Духе, как неизвестные и приводящие в соблазн, поскольку их нет в Писаниях. Сократ Схоластик сообщает о том, что Вульфила до этого времени принимал исповедование Никейского символа веры.

Сохранился символ веры Вульфилы в послании Авксентия Дуросторского:
Я, Вульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему:Символ веры [верую] во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого, и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един есть для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог, и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую, ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). [Верую], что [Святой Дух] не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем своему Богу Отцу.

Вероучение Вульфилы по отношению к Сыну это аномейство и занимает промежуточное положение между ранним учением Ария и учением омиев. Сына Вульфила не называет тварью (творением), но при этом отрицает и учение омиев — подобие Сына Отцу: «верую во единого Бога Отца,…, не имеющего подобного Себе». Вероучение Вульфила по отношению к Святому Духу это учение духоборцев, при этом излагается принцип последовательного субординационизма Дух подчиняется Сыну, а Сын Отцу: «Верую, что [Святой Дух] не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу». По мнению российского историка церкви В. Н. Самуилова богословская система Вульфилы близка в существенных пунктах и в терминологии к богословской системе Евсевия Кесарийского.

Примечания

IV в.
В Крыму распространяется христианство, во Вселенских соборах участвуют епископы Боспора (Керчь) и Херсонеса (Севастополь). Тем временем тюркские племена гуннов мигрируют из Азии, отвоевывают у готов степной и предгорный Крым и оттесняют их на запад. Римляне разрешают готам расселиться на территории империи, и через сто с небольшим лет Рим падет под ударами варваров.

skyths-00.jpg

Скифское золото: нагрудное украшение из кургана Толстая могила, IV в. до н. э.

488 г.
В Херсонесе размещается византийский гарнизон.

527 г.
Император Юстиниан I строит на побережье крепости Алустон (Алушта) и Горзувиту (Гурзуф).

VII в., 2-я пол.
Юго-Восточный Крым захватывают хазары, византийские поселения разорены. В начале IX века верхушка хазар принимает иудаизм.

VIII в.
Появление первых пещерных монастырей в Крыму.

IX–Х вв.
Крушение Хазарского каганата.

Х в.
Развитие политических, торговых и культурных взаимоотношений Крыма с Русью.

988 г.
Киевский князь Владимир принимает крещение в Херсонесе.

ХI в.
В Крыму появляются новые тюркские кочевники — половцы (кыпчаки). Начав свои набеги на Русь в 1061 году, половцы  быстро овладевают южнорусскими степями, а затем и Крымом.

XII в.
На юго-западе Крыма образуется небольшое христианское княжество Феодоро, основанное византийскими аристократами из рода Гаврасов.

1204 г.
Крестоносцы захватывают Константинополь и подвергают его страшному разгрому, Византийская империя распадается на несколько независимых частей. Херсон и некоторые другие области Таврики (Южного берега Крыма) начинают платить дань одной из них — Трапезундской империи на северо-востоке Малой Азии.

1230-е годы
Степной Крым и Причерноморье завоевывают монголо-татары. Независимость удается сохранить только горным крепостям, недоступным для конницы.

1250-е годы
Крым становится улусом Золотой Орды и управляется наместниками-эмирами.

1267 г.
При золотоордынском хане Менгу-Тимуре отчеканены первые крымские монеты.

XIII в.
Почти одновременно с монголами освоение Крыма начинают генуэзцы. Монгольские эмиры отдают в их распоряжение город-порт Феодосию и предоставляют значительные торговые привилегии. Кафа, как называют город генуэзцы, становится крупнейшим торговым портом Северного Причерноморья.

1357 г.
Генуэзцы захватывают Балаклаву, а в 1365 году овладевают побережьем от Кафы до Гезлева и создают на этой территории колонию под названием «капитанство Готия». Колония сохраняет формальную независимость от татар, однако эта независимость постоянно находится под угрозой.

1427 г.
Княжество Феодоро строит на месте пещерного города Инкерман (рядом с Севастополем) крепость Каламиту, защищающую единственный морской порт княжества — Авлиту в устье реки Черной. Авлита составляет серьезную конкуренцию генуэзским портам.

XV в., 1-я пол.
Золотая Орда распадается на отдельные ханства, в каждом из которых утверждается собственная династия. Подлинной легитимностью, однако, обладают лишь чингизиды — прямые потомки Чингисхана.

 

Radzivill_Chronicle_Cumans.jpg

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской
летописи. Рукопись XV в.

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО

1441–1466 годы
Правление первого крымского хана — чингизида Хаджи-Гирея (Герая). Будущий хан воспитывался при дворе Великого княжества Литовского и был возведен на престол при поддержке местной крымской знати. Крым выходит из состава Золотой Орды, и династия Гиреев (Гераев) будет править в Крыму вплоть до 1783 года, когда полуостров перейдет под власть Российской империи.

Gentile_Bellini_003.jpg

 

Султан Мехмед II. Портрет работы Джентиле Беллини, 1479

1474 г. 1453 г.
Османский султан Мехмед II берет штурмом Константинополь. Конец Византийской империи.

 

Московский великий князь Иван III заключает союз с крымским ханом Менгли-Гиреем против Литвы. В последующие годы крымские татары при активной поддержке Москвы совершают несколько грабительских походов на польско-литовские земли.

1475 г.
Османские войска захватывают генуэзские владения в Крыму и княжество Феодоро — последний осколок Византийской империи в Северном Причерноморье. Менгли-Гирей попытался оказать сопротивление османам, за что был лишен трона, увезен в Константинополь в качестве заложника и отпущен лишь в 1478 году после того, как принес вассальную присягу султану Мехмеду.

1571 г.
Набег хана Девлет-Гирея на Москву. Татарское войско насчитывало до 40 000 всадников. Татары сожгли город (уцелел только Кремль), перебили, по некоторым оценкам, несколько сот тысяч человек и увели в плен еще 50 000. Иван Грозный вынужден был согласиться выплачивать дань Крыму. В течение 2-й половины  XVI века крымские татары совершили 48 набегов на Московское государство, и, хотя не раз терпели поражения, выплата дани в той или иной форме продолжалась до самого царствования Петра I.

1572 г.
Битва при Молодях неподалеку от Москвы. Несмотря на значительное численное преимущество армии крымского хана Девлета I Гирея, в состав которой помимо собственно крымских войск, входили турецкие и ногайские отряды, битва закончилась убедительной победой русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина. Армия хана пустилась в бегство. В итоге разоренное предыдущими крымскими набегами 1566–1571 гг. русское государство смогло выстоять и сохранить свою независимость.

1591 г.
Нашествие хана Казы-Гирея. Согласно московскому преданию, город спасла Донская икона Божией Матери: когда войско хана стояло уже на Воробьевых горах, икону обнесли вокруг стен Москвы — и на следующий день татары ушли. В память об этом событии был основан Донской монастырь.

XVII в.
Донские и запорожские казаки совершают ответные набеги на Крым (или вместе с крымчаками на Польшу и Литву). В разное время взяты и разорены Кафа, Гезлев, Судак и другие города полуострова.

1695–1696 годы
Азовские походы Петра I. Впервые в русской военной истории широко используется флот. В результате походов была взята турецкая крепость Азов, что, однако, не окончательно обезопасило южнорусские степи от крымских набегов. Выход в Черное море для России по-прежнему невозможен.

Azov (1).jpg

Взятие Азова, 19 июля 1696 г. Гравюра Адриана Шхонебека

 

 

1735–1739 годы
Русско-турецкая война. Фельдмаршал Миних берет штурмом Гезлев и столицу ханства Бахчисарай, однако в конце концов русские войска вынуждены оставить Крым и с большими потерями уходят в Россию.

1774 г.
Кючук-Кайнарджийский мирный договор провозглашает независимость Крыма от Османской империи. России передается Керчь и обеспечивается свободный выход в Черное море и право прохода через Босфор и Дарданеллы. Турецкий султан остается лишь духовным главой мусульман Крыма, фактически Крым переходит под протекторат России.

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

19 апреля 1783 года был издан манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма к Российской империи.

Первый набег крымских татар за рабами на земли Московской Руси состоялся в 1507 году, набеги на земли современной Украины и Польши начались еще раньше. Венец крымских разорений России — 1571 год, когда хан Гирей сжег Москву, разграбил более 30 русских городов и увел в рабство около 60 тысяч человек.

Татарская Кафа — современная Феодосия — была одним из крупнейших невольничьих рынков того времени. Четыре века в качестве живого товара здесь ежегодно продавалось несколько десятков тысяч человек. По оценкам историков, почти за четыре века набегов крымские татары угнали в рабство от 3 до 5 млн людей.

Показательно, что последний набег с массовым уводом людей в рабство прошел всего за 14 лет до присоединения Крыма к России — крымско-татарская «орда» в 1769 году опустошила славянские поселения между современными Кировоградом и Херсоном.

 

«Если мы взяли Кафу, издержки войны покрыты»

Россия перешла в контрнаступление с конца XVII века, когда последовали первые русские походы на Крым. Стрельцы с казаками со второй попытки дошли до границ полуострова, но Перекоп не преодолели. Впервые русские отомстили за сожжение Москвы только в 1736 году — войска фельдмаршала Миниха прорвали Перекоп и захватили Бахчисарай. Но удержаться тогда в Крыму из-за эпидемий и противодействия Турции русские не смогли.

К началу царствования Екатерины II во второй половине XVIII столетия Крымское ханство уже не представляло военной угрозы для России, но оставалось проблемным соседом в качестве автономной части могущественной Османской империи.

 

Обсуждение, что же делать в итоге с Крымом, состоялось в Петербурге в разгар русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Соратники императрицы Екатерины II рассудили, что «крымские татары, по их свойству и положению, никогда не будут полезными подданными», к тому же «никакие с них порядочные подати собираемы быть не могут». Государственный совет Российской империи тогда принял осторожное решение: не присоединять Крым к России, а постараться изолировать его от Турции. Помимо независимости Крыма от Османской империи, правительство Екатерины II планировало добиться от крымского хана согласия на предоставление России права иметь в Крыму военные и морские базы.

 

Исполняя это решение Петербурга, летом 1771 года войска под командованием князя Долгорукова вошли в Крым и нанесли два поражения войскам хана Селима III. По поводу занятия Кафы (Феодосии) и прекращения действия крупнейшего в Европе невольничьего рынка Екатерина II 22 июля 1771 года писала знаменитому философу Вольтеру в Париж: «Если мы взяли Кафу, издержки войны покрыты».

1 ноября 1772 года был подписан договор между Российской империей и Крымским ханством. В нем признавалась независимость крымского хана от Турции, избрание его без всякого участия третьих стран, а также закреплялись за Россией города Керчь и Еникале с их гаванями и прилегающими землями.

Через два года в Кючук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 года, завершившем победоносную войну России против турок, независимость Крыма признал и Стамбул. Однако турки продолжили вмешиваться во внутренние дела Крымского ханства, пользуясь тем, что турецкий султан тогда считался религиозным главой всех мусульман мира. В Крыму разгорелась гражданская война между сторонниками Турции и России.

Лишь через три года Россия смогла посадить на престол в Бахчисарае своего кандидата, молодого хана Шагин-Гирея. Фактически главным «избирателем» нового хана стал Александр Суворов. Будущий генералиссимус сумел тогда быстро разгромить ополчение турецкого кандидата на ханский трон Крыма.

По соглашению с Шагин-Гиреем Россия в качестве возмещения своих затрат получила доходы крымской казны с соляных озер, все взимаемые с местных христиан налоги, а также гавани в Балаклаве и Гезлеве (ныне Евпатория). Фактически вся экономика Крыма попала под русский контроль.

 

«Надо помышлять о присвоении сего полуострова»

Однако вскоре в независимом Крыму вновь вспыхнуло восстание сторонников турецкой ориентации. Именно тогда в Петербурге всерьез задумались о полном присоединении Крыма к России. Царица Екатерина вскоре после подавления очередного татарского мятежа написала фельдмаршалу Румянцеву письмо, в котором были следующие слова: «Независимость татар в Крыму ненадежна для нас, и надо помышлять о присвоении сего полуострова».

 

Для начала последовали меры по полной ликвидации экономической независимости ханства. К сентябрю 1778 года более 30 тысяч местных христиан под охраной русских войск покинули пределы Крыма для расселения на северном берегу Азовского моря. Основной целью этой акции было ослабление экономики ханства.

Рядовое татарское население Крыма жило натуральным сельским хозяйством и скотоводством — татарские низы были источником ополчения, но не источником налогов. Практически все ремесла, торговля и искусство развивались в Крыму благодаря евреям, армянам и грекам, составлявшим налоговую базу ханства. Существовало своеобразное «разделение труда»: армяне занимались строительством, греки традиционно преуспевали в садоводстве и виноградарстве, за караимами закрепились пчеловодство и ювелирное дело. В торговой среде преобладали армяне и караимы.

Во время антирусского мятежа 1777 года христианские общины греков и армян поддержали российские войска, после чего подверглись погромам со стороны татар. Поэтому Петербург обставил увод большей части городского населения Крыма как гуманитарную акцию по спасению этнических меньшинств.

Лишив татарскую знать всех источников дохода (набеги за рабами были уже невозможны, а тут исчезли и налоги с местных христиан), в Петербурге крымскую аристократию подталкивали к нехитрому выбору: или эмигрировать в Турцию, или идти за жалованье на службу к русской монархии. Оба решения вполне устраивали Российскую империю.

10 марта 1779 года Турцией и Россией была подписана конвенция, вновь подтверждавшая независимость Крымского ханства. Одновременно с ее подписанием турецкий султан наконец признал законным ханом пророссийского Шагин-Гирея. Здесь русские дипломаты обыграли турок — признавая еще раз независимость Крымского ханства и легитимность действующего хана, Стамбул тем самым признавал за ним и суверенное право на любое решение, в том числе на упразднение ханства и присоединение его к России.

 

«Решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский…»

Через два года последовал еще один символический шаг: в 1781 году хан Шагин-Гирей был принят в чине капитана на русскую военную службу. Это еще больше обострило отношения в крымско-татарском обществе, ведь многим фанатичным мусульманам было непонятно, как самостоятельный исламский монарх может быть на службе у «неверных».

Недовольство в мае 1782 года привело к очередному бунту татарской знати, возглавленному многочисленными братьями хана. Шагин-Гирей бежал из Бахчисарая в Кафу, а оттуда в Керчь под защиту русского гарнизона.

Турция пыталась помочь своим сторонникам, но тем летом Стамбул был почти уничтожен страшным пожаром, и его население оказалось на грани голодного бунта. В таких условиях турецкое правительство не могло активно вмешаться в дела Крымского ханства.

10 сентября 1782 года князь Потемкин пишет Екатерине записку «О Крыме». Там прямо говорится о присоединении полуострова: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нету уже сей бородавки на носу».

Мятеж против Шагин-Гирея стал удобным поводом для нового ввода на полуостров русской армии. Солдаты Екатерины II разгромили под Чонгаром ополчение сторонников Турции, заняли Бахчисарай и пленили большинство татарской знати.

 

Хан Шагин-Гирей начал рубить головы своим братьям и прочим мятежникам. Русские демонстративно сдерживали гнев хана и даже вывезли часть его обреченных на казнь родственников под охраной в Херсон. Нервы молодого хана не выдержали, и в феврале 1783 года он сделал то, к чему его мягко, но настойчиво подталкивал светлейший князь Потемкин: самодержавный монарх Крыма, потомок Чингисхана Шагин-Гирей отрекся от престола.

Известно, что Потемкин весьма щедро заплатил делегации крымско-татарской знати, которая озвучила перед Шагин-Гиреем предложение об отречении и присоединении Крыма к России. Значительные денежные выплаты получили и татарские беи, которые согласились агитировать местное население за присоединение к нашей стране.

 

Манифестом Екатерины II от 8 апреля (19 апреля по новому стилю) 1783 года было объявлено о вхождении Крымского полуострова, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Манифест объяснял, что Россия желала сохранить независимость Крыма, но татарская знать не прекращала мятежи и заговоры, чтобы вновь отдаться в турецкое подданство. «Поступок сей, – объясняла царица Екатерина II в своем манифесте, – уничтожает прежние Наши взаимные обязательства о вольности и независимости Татарских народов; удостоверяет Нас, что предположение Наше при заключении мира, сделав Татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, из-за Татар произойти могущие, и поставляет Нас во все те права, кои победами Нашими в последнюю войну приобретены были…».

Сам факт присоединения Крыма к нашей стране в манифесте великой русской царицы объявлялся так: «По долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский…».
vipvideoclub.ru

1783 г.
Манифест Екатерины II о включении территории Крымского ханства в состав России. Основание Севастополя — главной базы русского Черноморского флота.

1784 г.
Образована Таврическая область (Крым, Тамань и земли к северу от Перекопа; в 1802 году будет преобразована в губернию). Основание Симферополя.

1787 г.
Путешествие Екатерины II в Новороссию и Крым. Царица посещает Старый Крым и Феодосию. В память этого в некоторых городах установлены специальные верстовые знаки, так называемые екатерининские мили. Несколько из них сохранилось.

XIX в., начало
Быстрое освоение полуострова, строительство новых и благоустройство старых городов. Новые дороги связывают Южный берег Крыма с главными центрами полуострова — Симферополем и Севастополем.

1825 г.
Император Александр I приобретает участок земли в Ореанде — первое имение Романовых в Крыму.

1838 г.
Ялта получает статус города.

1853–1856 годы
Крымская война. Первоначально военные действия начались между Россией и Турцией, но затем в войну на стороне последней вступили Англия и Франция. В июне 1854 года англо-французская эскадра подошла к Севастополю, а в сентябре началась высадка сухопутных сил союзников в Евпатории.

Battle-of-sinope(1).jpgВ Синопской битве, первом сражении Крымской войны (ноябрь 1853), русский флот разгромил турецкую эскадру. Но войну Россия все равно проиграла

1854 г., 20 сентября

Битва на реке Альме: союзники наносят поражение русской армии, пытавшейся преградить им путь на Севастополь.

1854–1855 годы
Осада Севастополя. Защитники города оборонялись с сентября 1854 года по август 1855-го. Во время бомбардировок русские потери составляли до тысячи человек в день. Все попытки снять осаду оказались безуспешны, и в конце концов русские войска были вынуждены оставить город.

sevastop_shukaev (1).jpg

1855 г., 28 марта.
Англо-французский флот занимает Керчь, русский гарнизон отступает в Феодосию.

1856 г., 18 марта
Подписание Парижского мирного договора. Черное море объявляется нейтральным: ни России, ни Турции не разрешалось иметь там военных флотов.

1871 г.
Лондонская конвенция отменяет запрет России иметь флот на Черном море. Начинается строительство парового броненосного Черноморского флота.

1875 г.
Открытие железнодорожного сообщения Харьков — Севастополь.
Ekaterina_milya.jpg
«Екатерининская миля» (Севастополь, 1784–1787).

Такие знаки были поставлены по всему маршруту путешествияВ 1787 году императрица Екатерина II посетила Новороссию и недавно присоединенную к империи Тавриду.Царица едет в Крым

В свите государыни состояло около 3000 человек, в том числе иностранные посланники и австрийский император Иосиф II инкогнито. Всего в императорском поезде было больше 150 экипажей, сама же Екатерина ехала в возке, представлявшем собой целый дом на колесах: в нем были кабинет, гостиная на 8 человек с игорным столом, спальня, небольшая библиотека и уборная. Экипаж был запряжен 40 лошадьми, и, по словам одного из спутников царицы, движение его «было столь же плавно и покойно, как движение гондолы».
Вся эта роскошь поразила умы современников, но миф о невероятной показухе, сопровождавшей поездку, появился значительно позднее. Екатерине действительно показывали новые города, строившиеся в недавно еще пустынных местах, однако знаменитые «потемкинские деревни» — роскошные бутафорские поселения, якобы выстроенные по приказу графа Потемкина-Таврического вдоль дороги, — скорее всего, выдумка одного из участников путешествия, секретаря саксонского посольства Георга фон Гельбига. Во всяком случае, ни один из современников (а существуют десятки описаний путешествия) не подтверждает этих выдумок.

XX ВЕК, XXI ВЕК

1917–1920 годы
Гражданская война. На территории Крыма несколько раз сменяют друг друга белые и красные правительства.

1920 г., апрель
Главнокомандующим белогвардейскими войсками на юге России становится барон Петр Врангель.

1920 г., ноябрь
Вторжение в Крым частей Красной армии под командованием Михаила Фрунзе. «Русская армия» Врангеля вынуждена отступить к побережью и начать эвакуацию. 12 ноября взят Джанкой, 13 ноября — Симферополь, к 15 ноября красные выходят к побережью. Начинаются массовые бессудные расправы над оставшимися в Крыму военнослужащими белой армии и гражданским населением. Точные цифры неизвестны, но, по некоторым оценкам, с ноября 1920 года по март 1921 года было расстреляно и замучено до 120 000 человек.

1920 г., 14–16 ноября
Эвакуация из Крыма. На 126 судов погрузились  тысячи беженцев: остатки армии генерала Врангеля, семьи офицеров и просто те, кому посчастливилось попасть на борт, — всего около 150 000 человек. Эскадра уходит в Константинополь.

1921 г., 18 октября
Образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

1927 г.
Сильные землетрясения происходят в Крыму 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября.

1941–1944 годы
Гитлеровская оккупация Крыма.

1944 г.
По личному указанию Сталина все крымские татары,  болгары, армяне и греки поголовно депортированы из Крыма. Предлог — массовая поддержка, которую эти народы якобы оказывали немцам в годы оккупации.

1945 г., 4–11 февраля
Ялтинская конференция. Главы правительств СССР, США и Великобритании определяют послевоенное устройство мира. Приняты решения о будущем разделе Германии на оккупационные зоны, о вступлении СССР в войну с Японией и о создании ООН.

1954 г.
По инициативе Никиты Хрущева Крымская область передана в состав Украинской ССР.

1965 г.
Присвоение Севастополю звания «город-герой».

1980-е годы, конец
Массовое возвращение в Крым депортированных народов.

1991 г., август
Путч ГКЧП в Москве, Михаил Горбачев арестован заговорщиками на  даче в Форосе.

1991 г., декабрь
Распад Советского Союза. Крым становится автономной республикой в составе независимой Украины.

1991–2014 годы
Крымская область входит в состав Украины сначала как Республика Крым, а с 1994-го как Автономная Республика Крым.

1995 г.
В Крыму в первый раз проходит фестиваль электронной музыки «КаZантип».

2000 г.
Исполнилось 2600 лет Керчи.

2001 г.
В Голубом заливе открыт первый в Крыму аквапарк.

2003 г.
Исполнилось 2500 лет Евпатории.


2014 г., 11 марта

Верховным советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом принята декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 2014, 16 марта.

 

Исторический референдум в Крыму о статусе республики. Явка на референдум составила 83,1%. За присоединение автономной республики Крым к России проголосовало 96,77% крымчан, пришедших на референдум.

 

Флаги Российской Федерации и Республики Крым

2014 г., 18 марта
Исторический день для Крыма и России. Подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов.

2014 г., 21 марта
Президентом РФ В.В. Путиным подписан федеральный конституционный закон о вступлении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

См. ещё:

Что нужно знать о крымских готах

Реклама