Горный Крым. Пещерные города

Горный Крым с его пещерными монастырями, ханским дворцом и древними кладбищами представляет не меньший интерес, чем Южный берег. Регион на протяжении столетий был в сравнительно большей безопасности, чем подвергавшиеся постоянным набегам и разрушениям города побережья, и поэтому здесь лучше сохранились как традиционные татарские, так и христианские памятники.  

БАХЧИСАРАЙ

С распадом Золотой Орды в середине XV века образовалось самостоятельное Крымское ханство во главе с династией Гиреев (Гераев). После того как в 1475 году Крым захватили турки, ханство признало себя вассалом Османской империи.

Об основании Бахчисарая существует легенда. Однажды сын Менгли-Гирея Сахиб сидел на берегу реки и увидел схватку двух змей. Когда одна из них обессилела, из кустов выползла третья змея и напала на победительницу. В азарте дерущиеся змеи не заметили, как побежденная змея окунулась в реке и исцелилась. В этом Сахиб-Гирей усмотрел добрый знак. И действительно, вернувшись домой, он получил весть о том, что ордынский хан Ахмет, который когда-то истребил войско Гирея, а его самого загнал в крепость, разбит и покинул Крым. На месте видения возвели дворец, а изображение змей поместили на ханский герб.

shutterstock_48760888(1).jpg
Ханский дворец в Бахчисарае, бывшая резиденция династии Гиреев, — комплекс из более чем десятка жилых, богослужебных и подсобных построек

Старый город протянулся почти на 5 км вдоль реки Чурук-Су. Наиболее интересен  район Ханского дворца. От дворца до Успенского монастыря и пещерного города Чуфут-Кале можно добраться пешком или на маршрутке.

Крытые черепицей средневековые домики придают городу восточный колорит. Сопровождавший в путешествии Екатерину II французский посол записал: «Нам казалось, что мы перенеслись в турецкий или персидский город, с той лишь разницей, что мы могли спокойно все рассмотреть, не опасаясь оскорблений, которым подвергают христиан на всем Востоке».

Уникальный комплекс в Бахчисарае — бывшая резиденция ханской династии Гиреев, с середины XV века правивших в Крыму по назначению турецкого султана.

Ханский дворец (ХVI в.) окружали сады, давшие название всему городу (тюрк. бахче — «сад», сарай — «дворец»). Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби писал: «Дворец этот подобен раю, и если человек на него внимательно посмотрит, то удивится и изумится и невольно приложит палец к устам, ум его помутится — вот такой это необычайный и удивительный дворец».

shutterstock_23917870(1).jpg
Большая мечеть комплекса Бахчисарайского дворца

Облик здания в общих чертах напоминает Топкапы — дворец султана в Стамбуле. При ремонте дворца в 1822–1824 годах старинные росписи закрасили и внесли в оформление элементы европейской архитектуры. В годы Крымской войны здесь размещался военный госпиталь.

Самое древнее сооружение — портал Алевиза  (1503) — построил итальянский архитектор Алевиз Фрязин, известный на Руси как Алевиз Новый. Иван III пригласил его в числе других архитекторов для строительных работ в Кремле. В Москву Алевиз добирался через Крым. По распоряжению Менгли-Гирея его задержали в Бахчисарае почти на полтора года для строительства и украшения ханского дворца. Позже Алевиз Новый прославился как автор Архангельского собора в Московском Кремле.

В 1960-е годы была проведена научная реставрация. От более поздних наслоений очистили резной портал Алевиза, росписи XVIII века на стенах ханской потайной ложи и росписи мастера Омера в Летней беседке. Воссозданы ханская канцелярия, потолок зала Совета и Суда, первоначальная отделка дворцовой мечети, фонтанный дворик.

shutterstock_247896775.jpg
Портал Алевиза богато украшен арабской вязью

В обширный комплекс дворца-музея входят несколько корпусов — главный, жилой, гарем, Малая мечеть, Соколиная башня, большая ханская мечеть Биюк-хан-джами, фамильное кладбище Гиреев и др.

В зале Совета и Суда с расписным потолком (кон. XVI в.) и двумя рядами витражных окон собирался диван (совет старейшин).

Малая дворцовая мечеть (XVI в.) — одно из самых ранних сооружений дворца. В аскетичном помещении молился очень узкий круг лиц: ханы, члены их семьи, сановники во время заседаний.

Фонтанный дворик с двумя фонтанами прославился благодаря поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Золотой фонтан сооружен в 1733 году при хане Каплан-Гирее. Названием фонтан обязан позолоченному орна­менту на мраморной облицовке. Однако более примечателен скромный Фонтан слез — памятник любви жестокого хана Крым-Гирея к загадочной Диляре-Бикеч, созданный мастером Омером. Поначалу, в 1764 году, фонтан был установлен возле ее мавзолея за южными воротами дворца и только затем перенесен в Фонтанный дворик.

В гареме (из четырех сохранился только один корпус) в первозданном виде сохранились витраж и деревянный портал в комнате главного евнуха.

Рядом с гаремом возвышается башня, где содержались ханские охотничьи соколы и с которой невольницы любовались красочной и пестрой жизнью дворца.

За мечетью Биюк-Хан-Джами (1740), расписанной Омером, находится кладбище. Самое раннее погребение относится к 1592 году. Позади кладбища находятся бани Сары-Гюзель (1532), работавшие до 1924 года.

Во дворце открыта выставка восточного и западноевропейского холодного и огнестрельного оружия.

Перед дворцовыми воротами установлена так называемая екатерининская миля — каменная колонна с надписью на русском и татарском языках: «Благородной памяти императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».

14-Hansky dvorets-86x102.jpg
Бахчисарайский дворец (карта)

1 Дворцовые ворота и графский корпус
2 Билетные кассы
3 Вход во дворец
4 Главный дворцовый корпус
5 Фонтанный двор
6 Гаремный корпус
7 Большая дворцовая
мечеть 
8 Дворцовое кладбище
9 Мавзолей
«Северное Дюрбе»
10 Мавзолей «Южное Дюрбе»
11 Баня Сары-Гюзель
12 Конюшенный корпус
13 Мавзолей «Дюрбе-Диляры-Бикеч»
14 Екатерининская миля

ОКРЕСТНОСТИ БАХЧИСАРАЯ

Между Симферополем и Бахчисараем в пос. Научный располагается основанная в 1955 году Крымская астрофизическая обсерватория. В 1960 году здесь установлен самый крупный в то время в Европе оптический телескоп с диаметром  объектива 2,6 м.

2913785099_96c5901836_o.jpg

На лестнице, ведущей ко входу в Успенский пещерный монастырь, снимались последние кадры советского художественного фильма «Гамлет» 

К Свято-Успенскому монастырю и пещерному городу Чуфут-Кале ведет лесная дорога, до которой из города ходит маршрутка № 2. От Ханского дворца в Бахчисарае можно пройти пешком по ул. И. Гаспринского мимо действующей старинной мечети Тохталы-Джами (1707).

В ущелье Канлы-Дере археологи обнаружили палеолитическую стоянку человека (50–40  тыс. лет до н. э.). Найденный скелет полуторагодовалого ребенка по заключению антропологов относится к типу человека, переходному от неандертальца к кроманьонцу.

От автостоянки при въезде в Успенский монастырь (справа от кафе «Мариамполь») идет дорога к мавзолею (1501). В нем похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирей. Рядом  — Зинджирли-медресе (1500), мусульманская духовная школа. Над входом висит цепь, давшая название зданию (зинджир — «цепь»): каждый входящий сюда должен был склонить голову перед мудростью Аллаха.

Успенский пещерный монастырь. Название действующего мужского монастыря связано с чудесным явлением на скалах образа Богородицы. К образу в скале были высечены ступени, а потом появился храм, вокруг которого образовался монастырь. Избежав разгрома, учиненного татаро-монголами, Успенский монастырь во времена Крымского ханства стал центром православия в Крыму.

Монастырь почитали и христиане, и мусульмане. Основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы. В 1475 году после захвата Крыма турками монастырь оставался оплотом православия в ханстве.

Во время Первой обороны Севастополя здесь размещался офицерский госпиталь. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских солдат. Монастырь закрыли в 1921 году. В 1993 году монастырь возвращен Русской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована знаменитая лестница (там былa снята последняя сцена художественного фильма «Гамлет»).

КРЫМ, ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, ДЕНЬ 1

Photo Sharing and Video Hosting at PhotobucketДанная поездка являлась командировкой, в связи с чем, текст и фотографии будут иметь большой закос в сторону геологии:). Жили мы на крымской базе МГУ, где вот уже более 50 лет практикуются студенты-геологи. База находится в Бахчисарайском районе, на окраине с. Прохладного (44°44’48″N; 33°59’25″E), это около часа езды от Симферополя. На фотографии не база, а с. Староселье:)

День 1, 24 сентября, понедельник

 Первая точка была неподалеку — окрестности с. Прохладного, гора Длинная (44°45’30″N; 34° 0’14″E).

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Утро выдалось туманное, село таяло в белесой дымке.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Многие горы окантованны терассами — это было так модно в 70-е года.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Здесь на триас-нижнеюрских турбидитах таврической серии наблюдается резкое угловое несогласие. На фотографии хорошо видно, что верхние пласты залегают почти параллельно, а нижние идут под углом 50-70 градусов.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Более плотные сцементированные песчаники сменяются алевролитами и аргиллитами. В песчаниках видны следы неравномерного выветривания.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Вторая точка была тут же рядом — окрестности с. Трудолюбовка (44°47’44″N; 33° 59’17″E).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Здесь верхнемеловые отложения образуют карбонатную платформу из мелоподобных пород. Эррозионные границы с поверхностями типа hardground.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Третья точка тоже неподалеку — Первомайский карьер (44°46’46″N; 34° 01’42″E). Здесь в готериве обнаружен большой коралловый риф. Встречается множество фауны: это и одиночные кораллы
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

и колонии,
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

двустворки, брахиоподы, гастроподы, белемниты, губки и др. Весь это риф залегает на среднеюрской интрузии, сложенной диоритами (более темные породы справа на фотографии).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Четвертая точка была у с. Староселье (44°45’05″N; 33° 54’41″E).
Здесь последовательно наблюдается разрез кампана, маастрихта, дания и эоцена. Маастрихт представлен мергелями, даний — калкаренитовыми известняками, а эоцен — нуммулитовыми известняками. Много геологией грузить не буду:). На фотографии видна гора Сувлу-Кая, на которую мы и стали взбираться по узкому промыву в породе.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

В пути встретились зеркала скольжения — это когда один блок смещается относительно другого по практически зеркально-гладкой поверхности.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Наверху было более прохладно и дул ветер. Вид открывался прекрасный. За моей спиной и несколько правее располагается пещерный город Чуфут-Кале. На истории останавливаться не буду, тем более, что там мы так и не побывали. Так же на другой стороне долины расположен Успенский монастырь.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

На вершине Сувлу-Каи заросли можжевельника, из которого местные жители продают различные сувениры. Видны останцы более крепких пород. Каждый из них имеет свое название, но я их не запомнил:).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Постепенно спустились к Бахчисараю (44°44’45″N; 33° 52’54″E).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Старый город интересен, но времени осматривать его не было, фотографии наделал по дороге к машине.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Дали 15 минут на осмотр ханского дворца — это очень мало, внутрь даже и не стал заходить, ограничился фотографированием снаружи.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Последняя точка была в окрестностях с. Партизанское, карьер Красная Горка (44°49’59″N; 34° 04’22″E). Верхний альб представлен очень рыхлыми красными песчаниками.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

В песчаниках видны ходы древних животных.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

На окраине села — памятник погибшим в годы второй мировой войны.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

yarowind.livejournal.com

ЧУФУТ-КАЛЕ

От Успенского монастыря лесная дорога выведет к пещерному городу Чуфут-Кале. Дорога проходит мимо обрушенного входа в стоявший здесь некогда текие (мусульманский монастырь). Среди зарослей можно увидеть украшенные резьбой каменные надгробия 1-й половины XIV века.

В дpевности гоpод, населенный аланами и сарматами, назывался Кыpк-Оp (тюpк. Соpок укреплений). До сооружения Ханского дворца в Бахчисарае Чуфут-Кале была временной резиденцией крымских ханов. В пеpиод боpьбы кpымских ханов с Золотой Оpдой кpепость служила Гиреям укpепленной pезиденцией. После того как Менгли-Гиpей пеpенес свою ставку в Бахчисаpай, Кыpк-Оp стал местом заточения знатных пленников.

shutterstock_261521096(1).jpg
Чуфут-Кале. Вид на караимские кенассы XVI–XVIII веков

Из множества названий за городом закрепилось имя Чуфут-Кале («Иудейская крепость»), поскольку его последними обитателями стали караимы.

Для туристов открыты малые ворота Кучук-Капу (XV–XVI вв.). Их называют еще потайными: они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Ворота были хитрой ловушкой: даже если противник прорывался в крепость, он оказывался в узком коридоре с перекрытием, на котором располагались защитники крепости.

В 1999–2001 годах у южного склона Чуфут-Кале был открыт и расчищен загадочный колодец. Для чего он предназначался, до конца не выяснено. Возможно, там скапливалась вода, которая со временем ушла. Колодец мог быть и частью  оборонительной системы крепости — в некоторых караимских легендах говорится о «появлявшихся из-под земли» воинах. С 2001 года колодец стал экскурсионным объектом.

Сохранились также два здания караимских кенасс (караимские храмы). Слева — Большая Соборная кенасса (XIV в.), справа — Малая кенасса (XVIII в.), построенная караимами, переселившимися из Мангупа.

Недалеко от кенасс находится этнокультурный центр «Кале», где можно познакомиться с экспозицией о быте караимов и попробовать блюда национальной кухни. Хозяева утверждают, что здесь угощали Николая II (он сидел за дальним правым столиком) во время его визита в Чуфут-Кале.

На площади, где сходятся три улицы, видны остатки мечети (1346). Недалеко находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века. В глубине на ступенчатом возвышении — гробница Джаныке-Ханым (1437), дочери Тохтамыш-хана. На мусульманский мир произвело большое впечатление ее паломничество в Мекку в 1416 году.

У края северного обрыва расположены две большие пещеры Чауш-кобасы — подвальное помещение караимской усадьбы XVII века.

На краю обрыва в 50 м от Средней оборонительной стены находится темница. Здесь в течение 20 лет (1661–1681) томился в плену русский боярин и воевода Василий Борисович Шереметьев (один из первых «кавказских пленников»).

Таинственный узник Чуфут-Кале

Пещерный город (пещерная крепость Чуфут-Кале) разместился на высоте 552 метра и практически неприступен, с трех сторон – отвесные скалы. По одной из версий, в VI веке здесь появился древний византийский укрепленный город Фуллы. Первые достоверные упоминания относятся к 1299 году. В это время город подвергался набегам и разграблению войском Золотой Орды, о чем и донесла древняя летопись. Город в то время носил имя Кырк-Ор. Точно известно, что в XIV веке татары завоевали Кырк-Ор и вырезали почти всех жителей города. Оставшиеся в живых были проданы в рабство и завидовали мертвым. Новые хозяева возвели неприступные укрепления, и вскоре Кырк-Ор стал крупнейшим торговым центром Крымского Ханства. В начале XVI века, после разгрома Золотой Орды, город покинули все мусульмане, переселившись в Бахчисарай. А заброшенный Кырк-Ор населили иудеи – караимы (им запрещали селиться в Бахчисарае) и переименовали город в Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
Мертвый ныне город Чуфут-Кале пережил славные страницы. Но были и печальные. Крепость служила тюрьмой для важных государственных преступников и знатных пленников.


На краю обрыва есть подземелье, в котором, по словам караимов, содержались заключенные. С 1660 по 1680 год в нем просидел знатный боярин Василий Борисович Шереметев. Некоторые подробности об этом можно найти в сочинениях С. Соловьева «История России в царствовании Алексея Михайловича» и «Росия», П. Семенова-Тянь-Шанского.Подканцлер литовский князь Михаил Радзивил говорил московскому послу Тяпкину: «Нынешний король (Ян Собеский) во многих случаях был желателен царскому величеству; так, когда коронные гетьманы отдали в Крым боярина Шереметева, то он сильно противился этому несправедливому поступку».

29 апреля 1671 г. пленного боярина, в то время уже пожилого человека, позвали во дворец к хану, поклониться Адиль-Гирею в землю. Хан приказал одеть боярина в соболью шубу и золотом вышитый кафтан, ему подвели аргамака со всей конской сбруей. Хан наделил боярина кафтанами атласным и суконным, шапкой и штанами суконными — по тем временам весьма дорогостоящие вещи, прислал рыдван со всем нарядом и шесть возничих. И отпустили знатного узника с миром. Освобожденный Шереметев доехал до Перекопа, но здесь его задержали. Вот что произошло, совсем как в приключенческом романе. Из Константинополя приехал чауш с грамотой султана о смене хана.  Новый  хан — Селим-Гирей распорядился не отпускать Шереметева. И весть эта достигла Перекопа раньше, чем боярин. Вернули старика в Бахчисарай и заковали в кандалы, как и князя Андрея Ромодановского и иных знатных русских пленников.
Приехав в Бахчисарай, Селим-Гирей приказал снять с Шереметева кандалы. Через переводчика объявили Шереметеву, что   новый хан хочет быть в дружбе с московским царем, но требует, чтобы Москва прислала плату за все годы правления Адиль-Гирея — огромную по тем временам сумму — так как хан ни разу не ходил войной на Москву. Шереметев ответил, что такого он на себя не может взять.

Тюремный двухъярусный каземат. С печальным взором сидели здесь узники, вспоминая свободу.

Самый известный пленник  Чуфут-Кале русский воевода Василий Борисович Шереметев в 1660 году потерпел поражение под Любаром и попал в татарский плен. За выкуп хан потребовал отдать Казань и Астрахань – непомерная плата. Вот что Шереметев писал царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден»
Лишь спустя 21 год родственникам удалось выкупить немощного и слепого старика. Через полгода Василий Борисович скончался.
С молодого князя Ромодановского запросили в качестве выкупа 80000 золотых, да пленных татар 60 человек. Ромодановскин ответил, что, если бы хан велел его замучить, более 10000 рублей для его выкупа никто не даст. Царь Алексей Михайлович послал Шереметеву 200 золотых червонных, а другим пленникам — Ромодановскому, Скуратову и Толстому — по 50.
Писал Шереметев царю: «Умилосердись, государь праведный не дай напрасно смертию умереть, и в нечестивой стороне тело грешное собакам, и зверям поесть, и костей убогих врозь разносить; укажи государь, быть розмене на Донце». Но не было размена на Донце, пленники по-прежнему оставались в заточении. Несчастный старик Шереметев немало сделавший   для русского государства, просидел в подземельи Чуфут-Кале 20 лет, только в 1680 году он был  отпущен на Родину.
pantikapei.ru

 

shutterstock_245462863(1).jpg
Чуфут-Кале. Мавзолей Ненеке-Джан-ханым

Город замыкает Восточная оборонительная стена (XIV–XV вв., длина 128 м). На площади перед воротами располагался рынок. К ним выводит Главная улица, камни которой прорезаны глубокими колеями.

Иосафатова долина — караимское кладбище (500 м от Чуфут-Кале). Название позаимствовано у древнего иерусалимского кладбища, где, по преданию, состоится Страшный суд. Самые старые надгробия относятся к 956–1048 годам. Вековые дубы в конце кладбища считаются священными.

Пересекающая кладбище дорога выводит на плато, с которого видна гора Тепе-Кермен, где находится пещерный город.

15-Chufut Kale-86x65.jpg
Чуфут-Кале (карта)

1 Ворота Кучук-Капу (южные)
2 Осадный колодец
3 Караимские кенассы
4 Развалины мечети
5 Гробница Джаныке-Ханым
6 Средняя оборонительная стена. Крепостные ворота Орта-Капу
7 Пещеры Чауш-кобасы
8 Хозяйственная пещера (темница)
9 Усадьба А.С. Фирковича
10 Усадьба С. Бейма (Чал-Борю)
11 Восточная крепостная стена. Большие ворота (Биюк-Капу)
12 Руины бани
13 Тюремный каземат
14 Караимское кладбище в верховье Иосафатовой долины

ЭСКИ-КЕРМЕН

Дорога на Эски-Кермен лежит через с. Красный Мак. До села идут автобусы из Бахчисарая. В Эски-Кермен можно также попасть, пройдя по лесной дороге от с. Залесное.

Подниматься на плато Эски-Кермен лучше с южной стороны, там, где находились главные ворота. Для этого надо обойти его с востока. По пути можно осмотреть храм Трех всадников, высеченный в каменной глыбе. На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников: средний, Георгий Победоносец, поражает копьем змия, двое других держат копья остриями вверх.

Чуть выше храма находится небольшая пещерная церковь Успения.

shutterstock_128431727(1).jpgПещерная крепость Эски-Кермен

Пещерный город Эски-Кермен был одним из очагов восстания против хазар в 787 году. После подавления восстания город был разрушен. Осадный колодец расположен у края восточного обрыва. 95 ступеней лестницы ведут в 10-метровую галерею, где с потолка просачивалась вода. Сохранилась площадь с базиликой (VI в.).
***

Пещерный город Крыма — «Эски-Кермен»

Пещерный город Эски-Кермен, основанный в начале VI в., был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.
Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Фото 2.

Эски-Кермен был также важным политическим и административным центром юго-западной Таврики. По археологическим данным, город погиб в конце XIII в. Его разгромил и сжег в 1299 г. золотоордынский темник Ногай. Время довершило разрушение: груды камней покрылись землей, заросли травой и лесом. Польский писатель и дипломат Мартин Броневский, побывавший здесь в 1578 г., нашел одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен – «старая крепость».К южным воротам города некогда вела дорога. Она проходила по восточному ущелью и с юга поднималась тремя маршами. Hа них и сейчас видны колеи от колес. На третьем марше последовательно размещались двое передовых ворот. Главные ворота находились в начале улицы, в вырубленном массиве скалы. Были они двустворчатыми и открывались внутрь. Над ними возвышалась башня, а по бокам вперед выступали боевые площадки с парапетами. По краю третьего марша и перед главными воротами, огибая выступ скалы, проходила передовая стена (протейхизма). От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена к казематам. Только разрушив протейхизму и овладев передовыми воротами, противник мог подойти к главным. Но тогда он попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок у главной стены.
Фото 3.

От всех этих укреплений ничего не осталось, кроме вырубленных в скале «постелей» для стен да хорошо заметных следов на месте главных ворот. Внизу по бокам видны углубления для столбов, к которым крепилось деревянное полотно, обитое кованым железом, вероятно, такого же типа, как на Чуфут-Кале. Сводчатое перекрытие над проемом ворот было целым еще в начале XIX в. Его видел писатель и академик П.И.Сумароков, побывавший на Эски-Кермене. Небольшие пещерные церкви, усыпальницы, могилы, высеченные в скале внизу, вдоль обрыва, возникли позднее. А по бокам ворот на боевых площадках были построены две малые часовни.В начале улицы расположены пещеры различного назначения. Одна из них, слева у ворот, – сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа – комплекс смежных пещер; здесь был большой храм. Напротив входа – абсида с епископским креслом, справа – скамьи для прихожан, слева – купель. Потолок поддерживали колонны, сейчас они обвалились. Это самая древняя часть храма, возникшая вместе с крепостью. Позднее храм расширили к северу и к востоку, во внешней стене прорубили дверь, из которой вниз вела деревянная лестница. В полу высечены гробницы.
Фото 4.

Осмотрев храм, идите от главной улицы на запад к первому каземату. Он расположен в выступе скалы, нависающей над дорогой и крепость. В стенах каземата – шесть отверстий, скорее всего это амбразуры и бойницы. Через них, возможно, сбрасывали приготовленные камни или стреляли из лука, когда противник появлялся на повороте первого марша дороги. Но основное назначение каземата – защищать подход к расщелине, по которой можно было проникнуть на плато.Рядом на мыске, с которого к каземату через расщелину вели перекидной мостик и лестница, видны круглые отверстия. Это характерные для раннего Эски-Кермена зерновые ямы, они были возле каждого оборонительного узла. Запасы зерна создавались заранее, возможно, и окрестными жителями, которые тоже участвовали в обороне города. Позднее зерновые ямы превратили в хозяйственные пещеры, а над казематом построили церковь.
Чтобы пройти ко второму каземату, нужно пересечь плато в восточном направлении. Это укрепление состоит из четырех соединенных попарно пещерных помещений с амбразурами и бойницами.
Фото 5.

Далее, по краю обрыва находится небольшой пещерный храм Успенья Божией Матери. На западной его стене заметны фрагменты росписи с изображением Успения Божьей Матери. Фреска датируется концом XIII в. Предполагают, что церковь возникла в то же время.Отсюда недалеко до третьего каземата, который тоже защищал подступы к расщелине. Его оборонительные пещеры, соединявшиеся переходами и лестницами, вырублены в массиве скалы и в отдельных скалах. В позднее время все помещения были приспособлены для хозяйственных нужд. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка. Такая стена шириной в два метра опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока. Там, где она прикрывала доступ на плато по широким расщелинам или где обрывы были незначительны, стена имела высоту 3 м. В системе обороны стена составляла единое целое с казематами, над которыми проходили парапеты.Севернее находился четвертый каземат. Его боевые пещеры, coобщавшиеся между собой, расположены в два яруса. Он контролировал расщелины с севера и подступ к восточному проходу в город, где была калитка. К ней по склону горы вела лестница, остатки ее хорошо заметны. В комплекс обороны каземата входили военно-хозяйственные пещерные помещения, зерновые ямы и цистерны. Их вы можете осмотреть, поднявшись по тропе среди зарослей кустарника.По остаткам укреплений довольно полно восстанавливается система обороны крепости, но о самом городе мало что известно. Раскопано всего два участка с жилыми домами и то позднего времени. Первый участок находится рядом с четвертым казематом, западнее его. Вскрытые раскопками остатки двух домов разделены узким переулком. Археологи установили, что дома погибли от пожара. В подвале одного из них обнаружили мужской, женский и детский костяки со следами сабельных ударов на черепах.
Фото 6.

Второй участок жилых домов, находящийся метрах в ста к северу состоял из трех отдельных дворов, разделенных улицей и узким переулком. Местами сохранилась кладка стен. Дома были двухэтажные, как и на Чуфут-Кале. Установлено, что и эти дома погибли от пожара. В одном из подвалов при раскопках нашли три взрослых и два детских костяка. Люди, по-видимому, спрятались в момент опасности в подвал, и рухнувшее здание завалило их.На территории дворов высечены в скале подвалы и ямы для хозяйственных нужд.Отсюда по тропе через заросли леса идите на запад вверх, к развалинам базилики. Она была построена в VI в., одновременно с крепостными сооружениями, но позднее
перестраивалась. В плане храм прямоугольный с тремя абсидами, выступающими к востоку. Внутри они были полукруглые, снаружи – пятигранные. Колоннами здание делилось на три нефа. Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен». Археологи датируют гибель базилики VIII или IX в. Позднее на месте величественного храма в западной части южного нефа появилась небольшая часовня, а остальная территория базилики превратилась в кладбище; к стенам с внешней стороны пристроили усыпальницы.Для всякой крепости важнейшей является проблема водоснабжения на случай длительной осады. На Эски-Кермене этот вопрос был решен сооружением «осадного колодца». Чтобы его осмотреть, спуститесь вновь на тропу, ведущую вдоль обрыва на север. Пройдя метров сто, у края обрыва в зарослях деревьев увидите четырехугольное отверстие – это вход в колодец. Шестью маршами вниз уходит крутая лестница, высеченная в толще скалы. Она заканчивается каптажной галереей длиной до 10 м, в которую с потолка просачивалась вода. Видимо, здесь из-под скалы вытекал источник, воду которого строители перехватили в толще горы, создав каптажную галерею. По подсчетам, в колодце почти постоянно держалось до 75 кубических метров воды. Этого было достаточно для защитников города и населения на период длительной осады. При разрушении оборонительных сооружений Эски-Кермена у нижнего марша лестницы было пробито отверстие и колодец стал доступным снизу.
Фото 7.

Севернее колодца расщелин нет, а высота обрывов 25 м и более поэтому здесь оборонительной стены не было, а плато пересекала с востока на запад стена необоронительного характера. Эта стена отделяла городские кварталы от обширной незастроенной площади. Пройдя через нее по тропинке, вы достигнете северной границы плато, где находится участок обороны, называемый «дозорным комплексом». Господствуя над расщелиной, он защищал северный вход в крепость.Для осмотра северного «дозорного комплекса» спуститесь вниз по лестнице и идите вдоль скалы по западной стороне расщелины. В зарослях деревьев есть вход, от которого начинается лестница. Справа по ней – две пещеры. Первая, возможно, была сторожкой, вторая с амбразурой и бойницей, имела боевое назначение. Лестница приводит на площадку, по краю ее глубокие выемки, сделанные, видимо, для крепления стояков деревянных парапетов. Северная часть плато Эски-Кермена заканчивается небольшими, изолированными друг от друга скалами. По вырубкам на них можно судить, что когда-то они соединялись между собой перекидными мостиками. Здесь завершается осмотр Эски-Кермена.
Фото 8.

Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI–VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX–XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.
Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.
Фото 9.

И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды.Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.Мощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение — все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Захары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.
Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».
Фото 10.

О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Между входами вдоль
стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.
Фото 11.
Фото 12.

Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию — общему покровителю всех защитников Отечества.Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII — началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые — колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.
Прежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.
Фото 13.

О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.У главных ворот — большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв. Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа — алтарь. По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части — порог «царских врат», а по бокам — пазы для установки частей деревянного иконостаса. Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем — ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа — скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Алтарь, купель и скамьи — это самая древняя часть храма, позднее храм был расширен в северную и восточную стороны.На западной окраине плато находился пещерный каземат, прикрывавший подступы к главным воротам. От главных ворот по изгибу скалы к нему подходила крепостная стена. Размещался каземат в выступе скалы, нависающей над началом первого отрезка дороги. Устройство его следующее. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики.
Фото 14.

Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено. Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.Боковые вспомогательные помещения каземата представляли собой: правое — кладовую, в полу которой вдоль стен хранилось до полутора десятков углублений для установки пифосов с запасами продовольствия и воды: левое — небольшую казарму, где на скамьях, вырубленных в скале вдоль стен, могли отдыхать защитники крепости.На верхней площадке соседнего мыска, с которого в пещерный каземат вела лесенка, в скале было высечено 10 зерновых ям. Для раннего Эски-Кермена это характерно. Возле каждого оборонительного узла располагались зерновые ямы. Запасы создавались заранее, видимо, окрестными жителями, так как они тоже принимали участие в обороне города. После гибели укреплений зерновые ямы были расширены и превращены в пещеры для хозяйственных нужд. Тогда же над казематом была построена наземная церковь, от нее сохранился престольный камень. В городе было несколько пещерных храмов. В некоторых из них сохранилась фресковая живопись.Интересен в этом отношении храм Успения. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.Датирующим моментом храма является его роспись. Сохранилась она частично. В алтарной нише — изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева — дева Мария, справа — апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке — сцена Крещения и Рождества.На северо-западной стороне стены (напротив входа) сохранилась большая фреска Успения, давшая название храму в наши дни. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII — началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.Вдоль восточного обрыва плато расположен ряд оборонительных казематов, которые вместе с крепостной стеной составляли единое целое в системе обороны города.
Западнее казематов располагались жилые кварталы города. Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилые кварталы города были тесно застроены домами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками.Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.
Фото 15.
Фото 16.

Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными. Нижний этаж был каменным, верхний — деревянным. Небольшие помещения нижнего
этажа использовались для хозяйственных и ремесленных нужд. Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда. Подвалы имели деревянное перекрытие. Помещения верхнего этажа были жилыми.Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами. Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка — керамика, простая и поливная, местная и привозная. Найдено множество обломков черепицы. Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато, находилась базилика. Это был один из основных типов христианских храмов. Есть предположения, что базилика Эски-Кермена была построена в VI в., вероятно, одновременно с возникновением города. Однако археологические раскопки последних лет позволяют датировать ее появление не ранее VIII в. Находится базилика в середине плато. В плане храм прямоугольный с тремя многогранными абсидами. В центральной абсиде — алтарь. Двумя рядами мраморных колон базилика делилась на три нефа. Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой. Перекрытие было деревянным, кровля — черепичной. Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее. Базилика было разрушена, вероятно, хазарами в конце VIII в. Посол польского короля Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».Для всякой крепости важнейшим был вопрос снабжения водой ее защитников на случай длительной осады. На Эски-Кермене он был разрешен благодаря сооружению так называемого «осадного колодца». Колодец находился недалеко от жилых кварталов города, у самого края обрыва. С площадки скалы в него ведет люк входа. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница из 84 ступеней, врубленная в толще скалы. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва вырублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиною около 10 метров. Вода просачивается через потолок галереи. Возможно, здесь из естественно пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили до входа ее из пещеры. Воды накапливалось вполне достаточно, чтобы защитники города могли выдержать длительную осаду.
Фото 17.
Фото 18.

Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.
Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс. В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью — лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше — вторая пещера — каземат с двумя отверстиям. Одно — амбразура в виде окна на уровне пола. Другое — небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом — углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.
По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, — еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.Отсюда хорошо виден северный участок плато Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая крепость — замок Кыз-Куле. С юга по склону горы к башне замка подходила дорога. Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.
Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Однако открывающийся с башни широкий обзор местности вызывает другое объяснение топонима Кыз-Куле — Кез-Куле, где «Кез» означает «глаз» — дозорная башня.
Эти древние, овеянные легендами руины, пещеры, живописные скалы напоминают нам о событиях, протекавших здесь много веков назад. От них веет древней историей, давно исчезнувшими народами, давно затихшими интересами, давно прошумевшей жизнью.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.

Фото 31.
Фото 32.

https://l.lj-toys.com/?auth_token=sessionless%3A1526727600%3Aembedcontent%3A50816465%268153%26%260%26youtube%26arKyMDHMAEU%3Adf913174a420696ea91f5b733f60802820006e73&source=youtube&vid=arKyMDHMAEU&moduleid=8153&preview=0&journalid=50816465&noads=
https://l.lj-toys.com/?auth_token=sessionless%3A1526727600%3Aembedcontent%3A50816465%268154%26%260%26youtube%26z3Qlg5ztKIM%3Ad4a8cbf461029823c9572588ce985cef18df8873&source=youtube&vid=z3Qlg5ztKIM&moduleid=8154&preview=0&journalid=50816465&noads=
https://l.lj-toys.com/?auth_token=sessionless%3A1526727600%3Aembedcontent%3A50816465%268155%26%260%26youtube%26QqEIQxkOKMU%3A022f0e1cc03ba85725d6c50fae4bbe572d5a2a71&source=youtube&vid=QqEIQxkOKMU&moduleid=8155&preview=0&journalid=50816465&noads=
[источники]

Пройдя вдоль южной части Эски-Керменского плато и обогнув башню Кыз-куле, в соседней долине можно увидеть скалу, в верхней части которой высечен храм Донаторов (жертвователей). Сохранились фрагменты фресковой росписи. Возможно, на западной стене изображен один из феодорийских князей с супругой, на чьи средства, по всей видимости, и был устроен храм.

Севернее с. Баштановка находится пещерный монастырь Качи-Кальон. Маленькая церковь Св. Софии, Веры, Надежды и Любови устроена в оторвавшейся от общей скалы глыбе и вмещает 10–15 человек. В расположенном неподалеку гроте находится источник Св. Анастасии. Вода считается целебной, а плоды растущей рядом черешни, по местному поверью, помогают от бесплодия.

МАНГУП

Из Бахчисарая идет автобус до с. Залесное. Самая короткая (около 1 ч), но крутая тропа проложена по дну среднего оврага Гамам-дере. Добраться на Мангуп (в том числе и на автомобиле) можно также по старой дороге, огибающей мыс Тешкли-бурун (Дырявый мыс).

shutterstock_47559763(1).jpg
Руины крепости в пещерном городе Мангуп-Кале

С холма у юго-восточного обрыва, где отмечена геодезическим знаком самая высокая точка (628,3 м), открывается панорама почти всего горного Крыма от Севастопольского рейда до Чатырдага. Можно рассмотреть сам город, проследить направление главной улицы, пересекающей его от въездных ворот до ворот Табана-дере, и очертания других улиц и кварталов.

Одно из старейших сооружений Мангупа — храм Св. Константина и Елены (VI в.).

Цитадель на восточном мысу Тешкли-бурун возведена на месте, где в Х веке были кладбище и церковь. В вырубленной скале видны контуры церкви и примыкающий к ней склеп, куда можно спуститься по ступенькам.

Трехэтажное здание, сильно выступающее вперед, называют замком, или дворцом. Верхние этажи служили укрепленной резиденцией правителям Мангупа и его гарнизона, нижние — арсеналом и тюрьмой. После 1475 года в ней томились знатные пленники. Вырубленная лестница ведет под основание «башни», в просторную пещеру, передняя стенка которой разрушилась, образовав сквозное отверстие, отчего мыс и прозван Тешкли (Дырявый).

 

Из пещеры на краю скалы вниз ведут две лестницы: правая — на каменный выступ-«балкон», нависающий над дорогой, другая — в большую «пещеру-тюрьму» с истертым до блеска подпорным столбом посередине. Если ударить по нему даже слегка, раздается звук, напоминающий барабанный. Отсюда название всего комплекса — Барабан-коба.

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: надо от геодезического знака спуститься по тропе к подножию скалы, свернуть направо, и через 200 м откроется пещерная галерея и лестница, ведущая в храм. Стены украшены карнизами и арками. Кое-где уцелели фрагменты росписи.

shutterstock_43677556(1).jpgПещерный город Тепе-Кармен расположен на вершине горы на высоте 535 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью

БОЛЬШОЙ КАНЬОН КРЫМА

SpringPaniya0(1).jpgКаньон орошают многочисленные горные ручьи и источники. Среднегодовой расход воды самого крупного из них — Пании— 350 литров в секунду

Миллионы лет назад гигантская каменная плита разломилась надвое, воды рек углубили дно, и образовалось ущелье с отвесными стенами. По дну его струится речка Аузун-Узень. Высота стен каньона достигает 300 м. Самые интересные места Большого каньона — запрудное Голубое озеро, источник Пания и так называемая Ванна Молодости.

Karakol(Vanna_Molodosti)(1).jpg

Каракол

Добраться до каньона можно от ж/д вокзала Бахчисарая на  автобусе до с. Соколиное. От Соколиного нужно идти 6 км до указателя «Большой Каньон». Лесники взимают экологический сбор, а местные жители предлагают услуги проводников. Можно обойтись и без провожатого: тропа вытоптана многочисленными туристами.

Реклама