Горный Крым

Горный Крым с его пещерными монастырями, ханским дворцом и древними кладбищами представляет не меньший интерес, чем Южный берег. Регион на протяжении столетий был в сравнительно большей безопасности, чем подвергавшиеся постоянным набегам и разрушениям города побережья, и поэтому здесь лучше сохранились как традиционные татарские, так и христианские памятники.

  

БАХЧИСАРАЙ

С распадом Золотой Орды в середине XV века образовалось самостоятельное Крымское ханство во главе с династией Гиреев (Гераев). После того как в 1475 году Крым захватили турки, ханство признало себя вассалом Османской империи.

Об основании Бахчисарая существует легенда. Однажды сын Менгли-Гирея Сахиб сидел на берегу реки и увидел схватку двух змей. Когда одна из них обессилела, из кустов выползла третья змея и напала на победительницу. В азарте дерущиеся змеи не заметили, как побежденная змея окунулась в реке и исцелилась. В этом Сахиб-Гирей усмотрел добрый знак. И действительно, вернувшись домой, он получил весть о том, что ордынский хан Ахмет, который когда-то истребил войско Гирея, а его самого загнал в крепость, разбит и покинул Крым. На месте видения возвели дворец, а изображение змей поместили на ханский герб.

shutterstock_48760888(1).jpg
Ханский дворец в Бахчисарае, бывшая резиденция династии Гиреев, — комплекс из более чем десятка жилых, богослужебных и подсобных построек

Старый город протянулся почти на 5 км вдоль реки Чурук-Су. Наиболее интересен  район Ханского дворца. От дворца до Успенского монастыря и пещерного города Чуфут-Кале можно добраться пешком или на маршрутке.

Крытые черепицей средневековые домики придают городу восточный колорит. Сопровождавший в путешествии Екатерину II французский посол записал: «Нам казалось, что мы перенеслись в турецкий или персидский город, с той лишь разницей, что мы могли спокойно все рассмотреть, не опасаясь оскорблений, которым подвергают христиан на всем Востоке».

Уникальный комплекс в Бахчисарае — бывшая резиденция ханской династии Гиреев, с середины XV века правивших в Крыму по назначению турецкого султана.

Ханский дворец (ХVI в.) окружали сады, давшие название всему городу (тюрк. бахче — «сад», сарай — «дворец»). Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби писал: «Дворец этот подобен раю, и если человек на него внимательно посмотрит, то удивится и изумится и невольно приложит палец к устам, ум его помутится — вот такой это необычайный и удивительный дворец».

shutterstock_23917870(1).jpg
Большая мечеть комплекса Бахчисарайского дворца

Облик здания в общих чертах напоминает Топкапы — дворец султана в Стамбуле. При ремонте дворца в 1822–1824 годах старинные росписи закрасили и внесли в оформление элементы европейской архитектуры. В годы Крымской войны здесь размещался военный госпиталь.

Самое древнее сооружение — портал Алевиза  (1503) — построил итальянский архитектор Алевиз Фрязин, известный на Руси как Алевиз Новый. Иван III пригласил его в числе других архитекторов для строительных работ в Кремле. В Москву Алевиз добирался через Крым. По распоряжению Менгли-Гирея его задержали в Бахчисарае почти на полтора года для строительства и украшения ханского дворца. Позже Алевиз Новый прославился как автор Архангельского собора в Московском Кремле.

В 1960-е годы была проведена научная реставрация. От более поздних наслоений очистили резной портал Алевиза, росписи XVIII века на стенах ханской потайной ложи и росписи мастера Омера в Летней беседке. Воссозданы ханская канцелярия, потолок зала Совета и Суда, первоначальная отделка дворцовой мечети, фонтанный дворик.

shutterstock_247896775.jpg
Портал Алевиза богато украшен арабской вязью 

В обширный комплекс дворца-музея входят несколько корпусов — главный, жилой, гарем, Малая мечеть, Соколиная башня, большая ханская мечеть Биюк-хан-джами, фамильное кладбище Гиреев и др.

В зале Совета и Суда с расписным потолком (кон. XVI в.) и двумя рядами витражных окон собирался диван (совет старейшин).

Малая дворцовая мечеть (XVI в.) — одно из самых ранних сооружений дворца. В аскетичном помещении молился очень узкий круг лиц: ханы, члены их семьи, сановники во время заседаний.

Фонтанный дворик с двумя фонтанами прославился благодаря поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Золотой фонтан сооружен в 1733 году при хане Каплан-Гирее. Названием фонтан обязан позолоченному орна­менту на мраморной облицовке. Однако более примечателен скромный Фонтан слез — памятник любви жестокого хана Крым-Гирея к загадочной Диляре-Бикеч, созданный мастером Омером. Поначалу, в 1764 году, фонтан был установлен возле ее мавзолея за южными воротами дворца и только затем перенесен в Фонтанный дворик.

В гареме (из четырех сохранился только один корпус) в первозданном виде сохранились витраж и деревянный портал в комнате главного евнуха.

Рядом с гаремом возвышается башня, где содержались ханские охотничьи соколы и с которой невольницы любовались красочной и пестрой жизнью дворца.

За мечетью Биюк-Хан-Джами (1740), расписанной Омером, находится кладбище. Самое раннее погребение относится к 1592 году. Позади кладбища находятся бани Сары-Гюзель (1532), работавшие до 1924 года.

Во дворце открыта выставка восточного и западноевропейского холодного и огнестрельного оружия.

Перед дворцовыми воротами установлена так называемая екатерининская миля — каменная колонна с надписью на русском и татарском языках: «Благородной памяти императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».

14-Hansky dvorets-86x102.jpg
Бахчисарайский дворец (карта)

1 Дворцовые ворота и графский корпус
2 Билетные кассы
3 Вход во дворец
4 Главный дворцовый корпус
5 Фонтанный двор
6 Гаремный корпус
7 Большая дворцовая
мечеть 
8 Дворцовое кладбище
9 Мавзолей
«Северное Дюрбе»
10 Мавзолей «Южное Дюрбе»
11 Баня Сары-Гюзель
12 Конюшенный корпус
13 Мавзолей «Дюрбе-Диляры-Бикеч»
14 Екатерининская миля

Музеи:

Ансамбль Ханского дворца 
ул. Речная, 133,
09.00-17.00 (вых. — вт, ср)
Тел.: +380 (6554) 4-76-40 (касса),
4-79-93 (экскурсии)

ОКРЕСТНОСТИ БАХЧИСАРАЯ

Между Симферополем и Бахчисараем в пос. Научный располагается основанная в 1955 году Крымская астрофизическая обсерватория. В 1960 году здесь установлен самый крупный в то время в Европе оптический телескоп с диаметром  объектива 2,6 м.

2913785099_96c5901836_o.jpg

На лестнице, ведущей ко входу в Успенский пещерный монастырь, снимались последние кадры советского художественного фильма «Гамлет» 

К Свято-Успенскому монастырю и пещерному городу Чуфут-Кале ведет лесная дорога, до которой из города ходит маршрутка № 2. От Ханского дворца в Бахчисарае можно пройти пешком по ул. И. Гаспринского мимо действующей старинной мечети Тохталы-Джами (1707).

В ущелье Канлы-Дере археологи обнаружили палеолитическую стоянку человека (50–40  тыс. лет до н. э.). Найденный скелет полуторагодовалого ребенка по заключению антропологов относится к типу человека, переходному от неандертальца к кроманьонцу.

От автостоянки при въезде в Успенский монастырь (справа от кафе «Мариамполь») идет дорога к мавзолею (1501). В нем похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирей. Рядом  — Зинджирли-медресе (1500), мусульманская духовная школа. Над входом висит цепь, давшая название зданию (зинджир — «цепь»): каждый входящий сюда должен был склонить голову перед мудростью Аллаха.

Успенский пещерный монастырь. Название действующего мужского монастыря связано с чудесным явлением на скалах образа Богородицы. К образу в скале были высечены ступени, а потом появился храм, вокруг которого образовался монастырь. Избежав разгрома, учиненного татаро-монголами, Успенский монастырь во времена Крымского ханства стал центром православия в Крыму.

Монастырь почитали и христиане, и мусульмане. Основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы. В 1475 году после захвата Крыма турками монастырь оставался оплотом православия в ханстве.

Во время Первой обороны Севастополя здесь размещался офицерский госпиталь. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских солдат. Монастырь закрыли в 1921 году. В 1993 году монастырь возвращен Русской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована знаменитая лестница (там былa снята последняя сцена художественного фильма «Гамлет»).

Музеи:

Крымская астрофизическая обсерватория
Тел.: +380 (6554) 7-11-64

ЧУФУТ-КАЛЕ

От Успенского монастыря лесная дорога выведет к пещерному городу Чуфут-Кале. Дорога проходит мимо обрушенного входа в стоявший здесь некогда текие (мусульманский монастырь). Среди зарослей можно увидеть украшенные резьбой каменные надгробия 1-й половины XIV века.

В дpевности гоpод, населенный аланами и сарматами, назывался Кыpк-Оp (тюpк. Соpок укреплений). До сооружения Ханского дворца в Бахчисарае Чуфут-Кале была временной резиденцией крымских ханов. В пеpиод боpьбы кpымских ханов с Золотой Оpдой кpепость служила Гиреям укpепленной pезиденцией. После того как Менгли-Гиpей пеpенес свою ставку в Бахчисаpай, Кыpк-Оp стал местом заточения знатных пленников.

shutterstock_261521096(1).jpg
Чуфут-Кале. Вид на караимские кенассы XVI–XVIII веков

Из множества названий за городом закрепилось имя Чуфут-Кале («Иудейская крепость»), поскольку его последними обитателями стали караимы.

Для туристов открыты малые ворота Кучук-Капу (XV–XVI вв.). Их называют еще потайными: они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Ворота были хитрой ловушкой: даже если противник прорывался в крепость, он оказывался в узком коридоре с перекрытием, на котором располагались защитники крепости.

В 1999–2001 годах у южного склона Чуфут-Кале был открыт и расчищен загадочный колодец. Для чего он предназначался, до конца не выяснено. Возможно, там скапливалась вода, которая со временем ушла. Колодец мог быть и частью  оборонительной системы крепости — в некоторых караимских легендах говорится о «появлявшихся из-под земли» воинах. С 2001 года колодец стал экскурсионным объектом.

Сохранились также два здания караимских кенасс (караимские храмы). Слева — Большая Соборная кенасса (XIV в.), справа — Малая кенасса (XVIII в.), построенная караимами, переселившимися из Мангупа.

Недалеко от кенасс находится этнокультурный центр «Кале», где можно познакомиться с экспозицией о быте караимов и попробовать блюда национальной кухни. Хозяева утверждают, что здесь угощали Николая II (он сидел за дальним правым столиком) во время его визита в Чуфут-Кале.

На площади, где сходятся три улицы, видны остатки мечети (1346). Недалеко находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века. В глубине на ступенчатом возвышении — гробница Джаныке-Ханым (1437), дочери Тохтамыш-хана. На мусульманский мир произвело большое впечатление ее паломничество в Мекку в 1416 году.

У края северного обрыва расположены две большие пещеры Чауш-кобасы — подвальное помещение караимской усадьбы XVII века.

На краю обрыва в 50 м от Средней оборонительной стены находится темница. Здесь в течение 20 лет (1661–1681) томился в плену русский боярин и воевода Василий Борисович Шереметьев (один из первых «кавказских пленников»).

Таинственный узник Чуфут-Кале

Пещерный город (пещерная крепость Чуфут-Кале) разместился на высоте 552 метра и практически неприступен, с трех сторон – отвесные скалы. По одной из версий, в VI веке здесь появился древний византийский укрепленный город Фуллы. Первые достоверные упоминания относятся к 1299 году. В это время город подвергался набегам и разграблению войском Золотой Орды, о чем и донесла древняя летопись. Город в то время носил имя Кырк-Ор.

Точно известно, что в XIV веке татары завоевали Кырк-Ор и вырезали почти всех жителей города. Оставшиеся в живых были проданы в рабство и завидовали мертвым. Новые хозяева возвели неприступные укрепления, и вскоре Кырк-Ор стал крупнейшим торговым центром Крымского Ханства.

В начале XVI века, после разгрома Золотой Орды, город покинули все мусульмане, переселившись в Бахчисарай. А заброшенный Кырк-Ор населили иудеи – караимы (им запрещали селиться в Бахчисарае) и переименовали город в Чуфут-Кале (Иудейская крепость).


Мертвый ныне город Чуфут-Кале пережил славные страницы. Но были и печальные. Крепость служила тюрьмой для важных государственных преступников и знатных пленников.


На краю обрыва есть подземелье, в котором, по словам караимов, содержались заключенные. С 1660 по 1680 год в нем просидел знатный боярин Василий Борисович Шереметев. Некоторые подробности об этом можно найти в сочинениях С. Соловьева «История России в царствовании Алексея Михайловича» и «Росия», П. Семенова-Тянь-Шанского.

Подканцлер литовский князь Михаил Радзивил говорил московскому послу Тяпкину: «Нынешний король (Ян Собеский) во многих случаях был желателен царскому величеству; так, когда коронные гетьманы отдали в Крым боярина Шереметева, то он сильно противился этому несправедливому поступку».

29 апреля 1671 г. пленного боярина, в то время уже пожилого человека, позвали во дворец к хану, поклониться Адиль-Гирею в землю. Хан приказал одеть боярина в соболью шубу и золотом вышитый кафтан, ему подвели аргамака со всей конской сбруей. Хан наделил боярина кафтанами атласным и суконным, шапкой и штанами суконными — по тем временам весьма дорогостоящие вещи, прислал рыдван со всем нарядом и шесть возничих. И отпустили знатного узника с миром. Освобожденный Шереметев доехал до Перекопа, но здесь его задержали.

Вот что произошло, совсем как в приключенческом романе. Из Константинополя приехал чауш с грамотой султана о смене хана.  Новый  хан — Селим-Гирей распорядился не отпускать Шереметева. И весть эта достигла Перекопа раньше, чем боярин. Вернули старика в Бахчисарай и заковали в кандалы, как и князя Андрея Ромодановского и иных знатных русских пленников.

Приехав в Бахчисарай, Селим-Гирей приказал снять с Шереметева кандалы. Через переводчика объявили Шереметеву, что   новый хан хочет быть в дружбе с московским царем, но требует, чтобы Москва прислала плату за все годы правления Адиль-Гирея — огромную по тем временам сумму — так как хан ни разу не ходил войной на Москву. Шереметев ответил, что такого он на себя не может взять.

Тюремный двухъярусный каземат. С печальным взором сидели здесь узники, вспоминая свободу.
Самым известным пленником Чуфут-Кале был русский воевода Василий Борисович Шереметев. В 1660 году он потерпел поражение под Любаром и попал в татарский плен. За выкуп хан потребовал отдать Казань и Астрахань – непомерная плата. Вот что Шереметев писал царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден»

Лишь спустя 21 год родственникам удалось выкупить немощного и слепого старика. Через полгода Василий Борисович скончался.

С молодого князя Ромодановского запросили в качестве выкупа 80000 золотых, да пленных татар 60 человек. Ромодановскин ответил, что, если бы хан велел его замучить, более 10000 рублей для его выкупа никто не даст. Царь Алексей Михайлович послал Шереметеву 200 золотых червонных, а другим пленникам — Ромодановскому, Скуратову и Толстому — по 50.

Писал Шереметев царю: «Умилосердись, государь праведный не дай напрасно смертию умереть, и в нечестивой стороне тело грешное собакам, и зверям поесть, и костей убогих врозь разносить; укажи государь, быть розмене на Донце».

Но не было размена на Донце, пленники по-прежнему оставались в заточении. Несчастный старик Шереметев немало сделавший   для русского государства, просидел подземелье Чуфут-Кале 20 лет, только в 1680 году он был  отпущен на Родину.


pantikapei.ru

shutterstock_245462863(1).jpg
Чуфут-Кале. Мавзолей Ненеке-Джан-ханым

Город замыкает Восточная оборонительная стена (XIV–XV вв., длина 128 м). На площади перед воротами располагался рынок. К ним выводит Главная улица, камни которой прорезаны глубокими колеями.

Иосафатова долина — караимское кладбище (500 м от Чуфут-Кале). Название позаимствовано у древнего иерусалимского кладбища, где, по преданию, состоится Страшный суд. Самые старые надгробия относятся к 956–1048 годам. Вековые дубы в конце кладбища считаются священными.

Пересекающая кладбище дорога выводит на плато, с которого видна гора Тепе-Кермен, где находится пещерный город.

15-Chufut Kale-86x65.jpg
Чуфут-Кале (карта)

1 Ворота Кучук-Капу (южные)
2 Осадный колодец
3 Караимские кенассы
4 Развалины мечети
5 Гробница Джаныке-Ханым
6 Средняя оборонительная стена. Крепостные ворота Орта-Капу
7 Пещеры Чауш-кобасы
8 Хозяйственная пещера (темница)
9 Усадьба А.С. Фирковича
10 Усадьба С. Бейма (Чал-Борю)
11 Восточная крепостная стена. Большие ворота (Биюк-Капу)
12 Руины бани
13 Тюремный каземат
14 Караимское кладбище в верховье Иосафатовой долины

ЭСКИ-КЕРМЕН

Дорога на Эски-Кермен лежит через с. Красный Мак. До села идут автобусы из Бахчисарая. В Эски-Кермен можно также попасть, пройдя по лесной дороге от с. Залесное.

Подниматься на плато Эски-Кермен лучше с южной стороны, там, где находились главные ворота. Для этого надо обойти его с востока. По пути можно осмотреть храм Трех всадников, высеченный в каменной глыбе. На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников: средний, Георгий Победоносец, поражает копьем змия, двое других держат копья остриями вверх.

Чуть выше храма находится небольшая пещерная церковь Успения.

shutterstock_128431727(1).jpgПещерная крепость Эски-Кермен

Пещерный город Эски-Кермен был одним из очагов восстания против хазар в 787 году. После подавления восстания город был разрушен. Осадный колодец расположен у края восточного обрыва. 95 ступеней лестницы ведут в 10-метровую галерею, где с потолка просачивалась вода. Сохранилась площадь с базиликой (VI в.).

Пройдя вдоль южной части Эски-Керменского плато и обогнув башню Кыз-куле, в соседней долине можно увидеть скалу, в верхней части которой высечен храм Донаторов (жертвователей). Сохранились фрагменты фресковой росписи. Возможно, на западной стене изображен один из феодорийских князей с супругой, на чьи средства, по всей видимости, и был устроен храм.

Севернее с. Баштановка находится пещерный монастырь Качи-Кальон. Маленькая церковь Св. Софии, Веры, Надежды и Любови устроена в оторвавшейся от общей скалы глыбе и вмещает 10–15 человек. В расположенном неподалеку гроте находится источник Св. Анастасии. Вода считается целебной, а плоды растущей рядом черешни, по местному поверью, помогают от бесплодия.

МАНГУП

Из Бахчисарая идет автобус до с. Залесное. Самая короткая (около 1 ч), но крутая тропа проложена по дну среднего оврага Гамам-дере. Добраться на Мангуп (в том числе и на автомобиле) можно также по старой дороге, огибающей мыс Тешкли-бурун (Дырявый мыс).

shutterstock_47559763(1).jpg
Руины крепости в пещерном городе Мангуп-Кале

С холма у юго-восточного обрыва, где отмечена геодезическим знаком самая высокая точка (628,3 м), открывается панорама почти всего горного Крыма от Севастопольского рейда до Чатырдага. Можно рассмотреть сам город, проследить направление главной улицы, пересекающей его от въездных ворот до ворот Табана-дере, и очертания других улиц и кварталов.

Одно из старейших сооружений Мангупа — храм Св. Константина и Елены (VI в.).

Цитадель на восточном мысу Тешкли-бурун возведена на месте, где в Х веке были кладбище и церковь. В вырубленной скале видны контуры церкви и примыкающий к ней склеп, куда можно спуститься по ступенькам.

Трехэтажное здание, сильно выступающее вперед, называют замком, или дворцом. Верхние этажи служили укрепленной резиденцией правителям Мангупа и его гарнизона, нижние — арсеналом и тюрьмой. После 1475 года в ней томились знатные пленники. Вырубленная лестница ведет под основание «башни», в просторную пещеру, передняя стенка которой разрушилась, образовав сквозное отверстие, отчего мыс и прозван Тешкли (Дырявый).

Из пещеры на краю скалы вниз ведут две лестницы: правая — на каменный выступ-«балкон», нависающий над дорогой, другая — в большую «пещеру-тюрьму» с истертым до блеска подпорным столбом посередине. Если ударить по нему даже слегка, раздается звук, напоминающий барабанный. Отсюда название всего комплекса — Барабан-коба.

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: надо от геодезического знака спуститься по тропе к подножию скалы, свернуть направо, и через 200 м откроется пещерная галерея и лестница, ведущая в храм. Стены украшены карнизами и арками. Кое-где уцелели фрагменты росписи.

shutterstock_43677556(1).jpgПещерный город Тепе-Кармен расположен на вершине горы на высоте 535 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью

БОЛЬШОЙ КАНЬОН КРЫМА

SpringPaniya0(1).jpgКаньон орошают многочисленные горные ручьи и источники. Среднегодовой расход воды самого крупного из них — Пании— 350 литров в секунду

Миллионы лет назад гигантская каменная плита разломилась надвое, воды рек углубили дно, и образовалось ущелье с отвесными стенами. По дну его струится речка Аузун-Узень. Высота стен каньона достигает 300 м. Самые интересные места Большого каньона — запрудное Голубое озеро, источник Пания и так называемая Ванна Молодости.

Karakol(Vanna_Molodosti)(1).jpg

Каракол

Добраться до каньона можно от ж/д вокзала Бахчисарая на  автобусе до с. Соколиное. От Соколиного нужно идти 6 км до указателя «Большой Каньон». Лесники взимают экологический сбор, а местные жители предлагают услуги проводников. Можно обойтись и без провожатого: тропа вытоптана многочисленными туристами.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Бахчисарайский туристско-информационный центр
ул. Ленина, 102,
Тел.: +380 (66) 100-60-22.

Ж/д вокзал
Привокзальная пл.,
Тел.: +380 (6554) 4-26-37.
Электрички: Симферополь, 50 мин, каждые 1,5-2 ч;
Севастополь: 1 ч 25 мин, каждые 2 ч.

Автостанция
ул. Симферопольская, 45,
Тел.: +380 (6554) 4-29-72, 4-28-25,
Симферополь: 35 мин.

Почта
ул. Зои Космодемьянской, 20
(в центре Старого города),
Тел.: +380 (6554) 5-24-61, 4-74-76

Горно-спасательная служба
ул. Карла Маркса, 31