«Жемчужины» полуострова

Русские дворцы южного берега Крыма.

После присоединения Крыма к России, в 1783 году, русская знать начинает строить на южном берегу Крыма прекрасные виллы и дворцы, окружая их роскошными парками. Особенно широкий размах приняло строительство после прокладки Российской Империей южнобережного шоссе в 1824 – 1835 г.г.

Так начался Серебряный век этого полуострова. Золотой век русские историки относили к античному периоду, дошедшему до наших дней только в виде величественных развалин древних построек. Первые раскопки на полуострове начали русские археологические общества, создавшие затем и публичные музеи «для любителей старины». Русское дореволюционное название Крыма звучало, либо Таврия (античное название, возвращенное полуострову, благодаря раскопкам), либо Новороссия (Новая Россия), так как именно русские дали новый расцвет этому полуострову, построив многочисленные города, порты, разбив сады, проведя дороги, привнося культуру и образование.

1.  Ливадийский дворец императоров Романовых в Крыму


Илл.: Императорская резиденция Романовых в Ливадии (Крым).
В 1910 — 1911 гг. на территории имения Романовых в Крыму был достроен  замечательный памятник русской архитектуры — Ливадийский дворец. Автором проекта является русский архитектор Николай Петрович Краснов.
Летняя резиденция императора была задумана и исполнена как единый архитектурный комплекс, включающий в себя, кроме главной постройки дворца, Свитский (Пажеский) корпус, дворец министра двора, графа Фредерикса, и дворцовой церкви. Белокаменное здание летнего дворца из инкерманского камня было построено русскими зодчими в эклектическом стиле и объединило в себе: итальянский стиль эпохи Возрождения, элементы западной готики, зодчество Византии и арабского Востока, навеянных сказками, так любимых русской знатью. Дворцовый парк в Ливадии считается крупнейшим и одним из лучших на Южном берегу Таврии. Своеобразие и привлекательность придают ему групповые посадки деревьев и кустарников, плавно переходящие в лесопарк и естественный лес. В этом дворце, после скоротечной болезни, почил Император Александр III, отец последнего русского Императора Николая II. Старая хроника, снятая на фоне Ливадийского дворца, донесла до нас и последние счастливые годы Святого Семейства. Четыре дочери последнего Императора Российской Империи и цесаревич Алексей очень любили этой райских уголок Новоросии.
1.1. Дворец «Дюльбер» и
1.2
Дворец «Кичкине» Великого князя Петра Николаевича Романова

Одна из первых построек в Таврии, выполненная в мавританском стиле – дворец «Дюльбер», построенный в 1895 – 1897 гг., во время правления Императора Александра III. «Дюльбер», что в переводе значит «прекрасный», был построен в Кореизе для великого князя Петра Николаевича, по проекту русского архитектора Краснова. Дворец представляет собой асимметричное двух- или четырехэтажное здание, насчитывающее более ста помещений. Разной высоты башни увенчаны зубчатыми парапетами и серебристыми куполами. Белоснежные стены украшают резные каменные вставки и мозаичные композиции.

В мавританском стиле был сооружён и дворец «Кичкине» (1909 – 1911 гг.), ныне это турбаза с одноимённым названием. Автором этого русского проекта был архитектор Тарасов.

2. Массандровский дворец Императора Александра III.
Еще один замечательный пример русского зодчества в Крыму — Массандровский дворец, более позднее название — дворец Императора Александра III. В Массандре, примыкающей прямо к Ялте, в 1881 году и была начата постройка дворца (вблизи церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи). Первоначально он строился по заказу князя С.М. Воронцова — наследника генерал-губернатора Новороссии, знаменитого М.С. Воронцова. Заказчик выбрал для строительства местность, изобилующую живописными скалами, гротами и источниками. Дворец, в стиле времен Людовика XIII, проектировал французский архитектор Бушар.


Илл.: Массандровский дворец в Алупке.


Илл.: Причудливые украшения Массандровского дворца.

Потомок знаменитого русского рода Воронцовых, князь С.М. Воронцов так и не увидел свой заказ, — он умер спустя год. Позже имение Воронцовых, с недостроенным дворцом, было куплено для императора Александра III. Строительство к тому времени уже было завершено, но и Императору не удалось пожить во дворце. В этом дворце нет огромных залов для приемов, больших апартаментов или парадных зданий, — лёгкий и изящный, с миниатюрными комнатами, низкими потолками и уютными каминами Массандровский дворец — идеальное место для отдыха. Парк дворца, площадью 6 гектаров, и сама композиция Массандровского дворца создают уникальный дворцово-парковый ансамбль, теперь являющийся филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника. В 1990 году дворец был передан музейному объединению «Дворцы и парки южного берега Крыма», для восстановления в нем интерьеров времен Александра III. Массандровский дворец был открыт для посещения туристов одним из самых последних в Крыму, т.к. долгое время оставался госдачей секретарей КПСС.

3. Таврический дворец графа Воронцова в Крыму.

В 1828 — 1848 гг. в Алупке был возведён роскошный дворец графа М.С.Воронцова, генерал-губернатора Новороссии и наместника Бессарабии, владельца богатейших имений России.
Первоначальный проект дворца создавал Одесский архитектор Ф.Боффо, но в 1831 году заказчик приостановил работы и распорядился дожидаться нового проекта. Его выполнил известный английский архитектор Эдуард Блор, гармонично вписавший дворцовое здание в окружающую природную среду, причем сделал это, только руководствуясь пейзажными рисунками Алупки и, видимо, устными пояснениями заказчика. Любопытно, что, пятьдесят лет спустя, второй дворец Воронцовых (Массандровский дворец на южном берегу Крыма) также строился по двум проектам. Строительство Таврического дворца Воронцова, напоминающего средневековый рыцарский замок, было завершено в 1848 году. Поскольку архитектор Эдуард Блор, был виднейшим представителем романтической школы в английской архитектуре, то композиция Воронцовского дворца напоминает замок Вальтера Скотта в Абботсфорде (Шотландия), спроектированного Блором. Этот же архитектор был и одним из создателей Букингемского королевского дворца в Лондоне. Архитектурный стиль дворца – это поздняя английская готика, сочетающаяся с элементами восточного зодчества. Всё это великолепие, созданное талантом архитекторов и руками крепостных, обошлось заказчику недёшево – 9 миллионов рублей серебром. Основной строительный материал – местный серо-зелёный диабаз, хорошо гармонирующий с окружающей природой. В те времена говорили, что дешевле было построить дворец из серебра, чем из диабаза. Дело в том, что используемый материал, очень плотный (плотнее гранита) и поэтому сложен в обработке.

Илл.: Панорамный план Воронцовского дворца.

Илл.: Внутренний двор западной части Воронцовского дворца.

Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров», XVI — начала XVII вв. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж для сюжета почти любой исторической эпохи.


Илл.: Львиная терраса, портал и лестница Воронцовского дворца.

Перед фасадом Воронцовского дворца создана «Львиная терраса», от которой маршами спускается монументальная лестница с тремя парами львов из белого каррарского мрамора, работы итальянского скульптора и его учеников. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы, с гробницы папы Климента XII в Риме.


Илл.: Интерьер Вороновского дворца.

Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них выполнены из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. Убранство парадных комнат дополняет мебель: из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. В готическом стиле сделаны камины из полированного диабаза. Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18-го века. На русских заводах были изготовлены изделия из хрусталя, фарфора, малахита, бронзовые канделябры, вазы. Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.


Илл.: Зимний сад Воронцовского дворца.
Зимний сад — характерная принадлежность парадных европейских дворцов XIX века. Великолепна голубая гостиная с лепными украшениями. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов.

Илл.: Открытые террасы Воронцовского дворца и сад.

Илл.: Вид из дворца на гору Ай-Петри.

Одновременно с дворцом создавался и Алупкинский парк – выдающееся произведение садово-паркового зодчества. Руководил работами Карл Кебах. Прелесть парка заключается в гармоничном сочетании дикой природы, культурных посадок и архитектуры самого дворца. Умело использованный рельеф местности, многочисленные дорожки, фонтаны, пруды, террасы и скульптура придают дворцово-парковому ансамблю необычайную красоту и романтичность. Великолепный дворцовый парк в Алупке, заложенный талантливыми садовниками отцом и сыном Кебахами, в основном сохранил свой первоначальный облик. Алупкинский парк считается красивейшим парком Южного берега Крыма. Здесь собрано более двухсот видов экзотических и декоративных растений со всех концов света. По замыслу создателей, деревья в парке высаживались таким образом, чтобы с полян всегда была видна гора Ай-Петри.

  • 4. «Ласточкино гнездо» по проекту В.О.Шервуда.
    Илл.: «Ласточкино гнездо».
    Своеобразной эмблемой Южного побережья русского Крыма стало «Ласточкино гнездо». Миниатюрный замок, возведённый в 1912 году по проекту архитектора В.О.Шервуда, внешне напоминающий средневековый, возвышается на отвесной скале мыса Ай-Тодор. Это постройка русского архитектора выдержала сильнейшее землетрясение 1927 году. Вид со смотровой площадки «Ласточкиного гнезда» просто потрясающий, как на море, так и на скалистое побережье Крыма.

    5. Русские археологические исследования античного периода истории Крыма и Керчи.
    С глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II — начале I тысячелетия до н.э. возникла античная цивилизация Греции.

    От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель. Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма, русские города  — Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI — V вв. до н.э. античные греки основали города: Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи него — Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие.
    Каждый из древних городов был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах находились храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.
    Удобное географическое положение и благодатный климат способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен — скифов, меотов, синдов.  В обмен, из городов Балканского полуострова и Малой Азии, привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.

    ХЕРСОНЕС – СЕВАСТОПОЛЬ.

    Херсонес (название более позднего русского города — Севастополь) был основан в 421 г. до н.э., на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.
    Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись Народное собрание и Совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи на монетах.
    Археологические раскопки, начатые русскими еще в 1827 году, показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений — массивные башни, крепости, части каменных стен — сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители.
    Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Ее текст был высечен в конце IV — начале III вв. до н.э. на мраморной плите, найденной при раскопках города: «…Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими… Я никогда не предам Херсонеса…». Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны. В XIX в. подобную присягу на верность «Вере, Царю и Отечеству» давали защитники Севастополя.
    Как подтвердили археологические исследования, город имел геометрически правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки. На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами. От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н. э. по IV в. н. э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тысяч зрителей. Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла — металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.

    ПАНТИКАПЕЙ – КЕРЧЬ.

    Крупнейшим античным государством Причерноморья было так называемое Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского — современного Керченского пролива. Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н.э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов. В конце V — начале IV вв. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н.э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес. Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь — центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно- или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда. Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.
    На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, — храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, — боспорское военное поселение первых веков н.э., охранявшее подступы к столице. Рядом с каждым античным городом находился его некрополь — город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим вкладывали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н.э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами. Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н.э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см — рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью. Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, а также других. Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры, лучше узнать далекое прошлое России.
    Справка:
    Херсонес Таврический – (на греч. яз. Chersonessos), древний город в черте г.Севастополь, был основан в 422-421гг. до н.э. В Средние века город имел название: Херсон, Корсунь и просуществовал до 15 века на территории Древней Руси. Позднее был захвачен азиатскими племенами. После присоединения Крыма к России в  1783 г. район получил новое развитие. Русские археологические общества первыми открыли античный Херсонес, а места археологических раскопок и музеи, посвященные древнему Херсонесу, стали открыты для туристов.
    В ГПИБ России есть дореволюционные (и другие интересные) издания, посвященные Херсонесу. Интересно, что один полуостров назван «Ираклийским полуостровом».

 
В ГПИБ России есть дореволюционные (и другие интересные) издания, посвященные Херсонесу. Интересно, что один полуостров назван «Ираклийским полуостровом».
Аркас, Захарий. Описание Ираклийского полуострова и древностей его. История Херсониса. Описал Захарий Аркас. – Николаев: тип. М.В.Рюмина, 1879. – 4, 29 с., илл.; 10 л. илл., портр., план. ; 24 см.
Развалины храмов [Херсонеса] /Д.В.Айнаков. – М., 1905. – VIII, 143, 2 с., илл., план. ; 3 л. план. – (Памятники христианского Херсонеса).
Алтари со змеями из Херсонеса Таврического. – с.30-36 // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. – М., 1974.
Основатель Херсонесского музея / И.А.Антонова. – Крымский архив, №3/1997. – с.57-67.
Археологические памятники Боспора и Херсонеса. – М.-Л., 1941. – 276 с. с илл. и карт.; 6 л. карт. ; 30 см.

Наталья Рождество

 

В 1817-1818 гг. Александр I отправился в большое путешествие по России. В мае 1818 г. он прибыл в Крым. Н.К.Шильдер пишет: «План путешествия по Крыму был следующий. Из Симферополя положено было ехать через Карасубазар в Керчь и возвратиться через Феодосию в Симферополь, потом обозреть южный берег верхом, следуя через Алушту, Никиту и Кикинеиз в Байдарскую долину, а оттуда отправиться в колясках через Севастополь и Бахчисарай в Симферополь. Для всего путешествия определено было десять дней». Второе путешествие по Крыму Александр I совершил осенью 1825 г., незадолго до своей таинственной смерти в Таганроге, последовавшей 19 ноября.
Холмы Тавриды, край прелестный —
Я снова посещаю вас…
Пью томно воздух сладострастья,
Как будто слышу близкий глас
Давно затерянного счастья.

 
 

В 1783 г. Екатерина II жаловала землей офицеров и солдат Балаклавского батальона. Поэтому у генерала Ф.Ревилиоти в 1834 г. и приобрел участок земли под горой Могаби польский магнат Лев Потоцкий. И назвал свое имение на греческий манер — Ливадия («лужайка»). В 1856 году закончилась Крымская война, ставшая девятой по счету войной с участием Турции. Николай I не доживет до её конца, — простудится и умрет зимой 1855-го. В 1860 году Ливадию покупает Александр II для своей жены Марии Александровны. В разные годы здесь побывали П.Вяземский, И.К.Айвазовский, Н.Н.Миклухо-Маклай. Даже Марк Твен…

 
 

Произошло здесь и печальное событие: в 1894 году в спальне Малого дворца скончался Александр III. Дворец переходит по наследству к Николаю II. В 1911 году на месте старого, был построен новый белоснежный  дворец по проекту архитектора Краснова. Впервые Николай II прибыл в Новый Свет 18 апреля 1912 года на яхте «Штандарт», с семьей и свитой. В своем дневнике Николай II записал: «18 апреля. Среда. В 9.20 утра отошли от мола [в Ялте – А. Т.] и направились [на яхте «Штандарт» – А. Т.] на восток. Проходили сперва мимо знакомых мест; в 11 ¾ стали на якорь в первой бухте Нового Света. После завтрака съехали всем обществом на берег и пошли береговою дорожкою к знаменитый погребам Голицына. Осмотрели два грота, которые освещались бенгальскими огнями. Пробовали много вин и даже вторично позавтракали в одном из подвалов…»

 

 

Сегодня мы задаемся вопросом «Что было бы с Крымом, если бы не Романовы?..».
К началу XX века в Крыму насчитывалось около 80 организаций и учреждений, которые находились под августейшим покровительством. Крым не был бы Крымом без сооружения южнобережных дворцов, без строительства дорог, распоряжение о котором зачастую давались непосредственно царской семьей. С именами последних императоров России связаны санатории и лазареты в Крыму. Четырнадцать учебных заведений носили имя великих государей, в том числе и Симферопольская мужская гимназий имени Александра I. А реальное училище в Симферополе носило имя Николая II. После отречения от престола Николай II просил Временное правительство дать возможность поселиться с семьей в Ливадийском имении. Разрешение государь так и не получил…

100 лет назад жил в Крыму поэт и философ, которого друзья называли Макс де Коктебель. Марина Цветаева так писала о поэте: “Макс неизменно стоял вне: не за каждого и не против кого. Его делом жизни было сводить и не разводить. Так он видел гражданскую войну… У Макса была тайна, о которой он не говорил. Это знали все. Этой тайны не узнал никто. Макс сам был эта тайна». Поэт имел точку зрения… Согласимся ли мы с ней сегодня, почти 100 лет спустя?

 
 
 
 
 

«…Эта почва, представляющая огромное расовое напластование всех племен, когда-либо проходивших через Дикое Поле, и глубоко проработанная эллинскими, римскими и итальянскими токами, заливается татарским племенем….

Еще с первой половины XVIII века, с походов Миниха и Ласси, начинается истребление огнем и мечом крымских садов и селений. После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка. Внешней агонии Крыма соответствует внутренняя. Основа всякого южного хозяйства — вода. Татары и турки были великими мастерами орошения.
Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из Тысячи и Одной Ночи, русские построили несколько убогих уездных городов по российским трафаретам и частью из потемкинского романтизма, частью для Екатерининской рекламы назвали их псевдо-классическими именами — Севастополей, Симферополей, Евпаторий. Древняя Готия от Балаклавы до Алустона застроилась непристойными императорскими виллами в стиле железнодорожных буфетов и публичных домов и отелями в стиле императорских дворцов. Этот музей дурного вкуса, претендующий на соперничество с международными европейскими вертепами на Ривьере, очевидно, так и останется в Крыму единственным монументальным памятником «Русской эпохи».
Отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места. Этот тон был дан Пушкиным, и после него, в течение целого столетия поэты и живописцы видели в Крыму только: волшебный край — очей отрада. И ничего более. Таковы все русские стихи и картины… совершенно не связанные ни с землею, ни с прошлым Крымом, а потому слепые и глухие к той трагической земле, по которой они ступали».

 Источники: Волошин М. «Культура, искусство, памятники Крыма». Статья из путеводителя «КРЫМ», 1925 г.; Тарасенко Д. Южный берег Крыма. Симферополь 2006 г.

Комментарии
… — Крым был таким… -А сейчас — что есть Крым..?

— Или он стал подобно Одессе…
— Одессе в которой был Пушкин и писал свои стихи…
— А сейчас Одесса стала просто городком…
— городком какой-то «тёти Сони» , «героев Бабеля», «героев анекдотов»…про Рабиновича… и т.д. Как жаль и Крым и…Одессу…

А вот И.Северянин написал свой стих… -Это тоже -»было» в Крыму..?

«Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.»

— Если — да… — То Крыма «жальче»…- ещё больше… «Дело в том, что шестнадцатого мая праздновался день рождения Волошина. <…> К этому дню Макс собственноручно сколотил фанерный ящик — вроде почтового — и прибил его к стене на террасе. Было предложено всем желающим опустить в гостеприимную щель любые шутливые (а также и серьезные) стихи и рисунки, карикатуры, смешные пожелания — любые творческие подарки. И вот — сам Макс, без подписи, опустил в ящик рукопись семи “Коктебельских сонетов”. Подарок себе самому и всем другим. В них, как на ладони, можно различить главные особенности жизни, нравов, характеров всех членов “обормотника”. <…>»

Сонеты о Коктебеле.
2    Обед Горчица, хлеб, солдатская похлебка,
Баран под соусом, битки, салат,
И после чай. «Ах, если б шоколад!» —
С куском во рту вздыхает Лиля робко.
Кидают кость; грызет Гайтана Тобка;
Мяучит кот; толкает брата брат…
И Миша с чердака – из рая в ад —
Заглянет в дверь и выскочит, как пробка.
– Опять уплыл недоенным дельфин?
– Сережа! Ты не принял свой фетин…
Сереже лень. Он отвечает: «Поздно».
Идет убогих сладостей дележ.
Все жадно ждут, лишь Максу невтерпеж.
И медлит Пра, на сына глядя грозно…

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_v_09.htm«…в Крыму была жизнь, а в Петербурге служба»- хорошо сказано..и сейчас актуально)) Там-

  • А на дорогах легче было встретить
    Бога, чем человека,
    И пастух,
    Прислушиваясь к шумам, различал
    В дыханье ветра чей-то вещий голос.
    Здесь —
    В дождь\\ … .\\ расцветает,
    Точно серая роза…
    Шелестит, опьяняет
    Влажной лаской наркоза.
    Отношение было романтизировано, согласна. Но лучше так, чем совсем никак…хороший пример — Греция 19 века..цитата навскидку —
    //Еще несколько десятилетий назад здесь среди античных мраморов и византийских рельефов бродили куры и паслись козы прямо на улицах. // Кстати, мраморов не так уж много осталось… не будем про пороховой склад в известном месте, про оборотистый вывоз всего, что можно …..не можно и очень нужно в другом месте, в другой стране… Эта цитата — даже не самое сильное из того, что можно найти в литературе …так что лучше уж так….не сказала бы , что Крыму не повезло.Во всяком случае, мне так кажется…
    Там красиво было…тоже очень давно была, поступила — родители поездку подарили….с ценным добавлением в виде их самих)) … Ялту почему-то помню лучше , чем Гурзуф…Довелось побывать в Крыму в разные периоды жизни. Был на пляжах Евпатории и Алушты. Был в крымских пещерах. Видел комнату, где писал картины великий Айвазовский. Видел, как к причалу Феодосии подплывал реальный парусник с Алыми парусами, и ездил в Старый Крым, где скитался голодный Александр Грин. Слышал рассказ из уст человека, который ходил в кожаном пальто из музея доктора Чехова (чтобы немцам не доставалось).И поэтому впечатления менялись: от детского восторга до снобистского отношения к гостиничному сервису. И когда недавно перечитал Волошина — оказалось, что всё встало на свои места. И дело тут не в согласии с тезисами поэта. Просто история — это не только из рубрики туризма и отдыха. Это напряженная работа. Ума.***
    Прежнее название Крыма — Сканза, легендарная прародина германцев, остров в форме листа, граничащий с Меотидой (Азовским морем). Отсюда название германцев — ашкеназ.
    Пропущена история московско-литовского похода на Крым, закончившегося полным разгромом Дмитрия Донского на т.н. Куликовом поле и победой предков крымских татар под водительством Мамая. Кроме того, не указана истинная причина выселения крымских татар с полуострова в 1944 году — претензия на его территорию со стороны еврейских националистов. Плохо показна античность-гибель Боспорского царства, Скифского царства, Савмак, Митридат, Рим, Византия. Русское княжество Тмутаракан — возникновение и гибель. В современной истории не указано, что причиной выселение крымских татар, было сотрудничество с немцами всего взрослого мужского татарского населения — 70 тыс. состояли в карательных немецких формированиях.
    В один абзац историю до н.э. с Крымским ханством, а про экспансию Византии вообще удивляет, это экспансия русов на Крым византийский скорее была. В этот пробел с 0 г. по 1443 можно было и про Ойюм и про нашествие гуннов, болгар, мадьяр, руси, крещение Руси, печенегов и т.п. рассказать. Русы — германские племена, группировавшиеся в Крыму и Приазовье. Русы, в переводе с греческого — красные или рыжие. Другое их название — фряги, варяги, варанги или франки. Они же — потомки троянцев (хетты), бежавшие после падения Илиона. Именно из Крыма и Северного Причерноморья под именем гетов или готов они вторглись в Европу (Великое переселение народов).
    Остатки крымских готов растворились среди евреев-ашкенази и крымских татар. Вообще-то, картина Васнецова называется «Бой скифов со славянами».

 

 

 

Феодоро. Крымская Византия. Крымское греко-готское княжество

 

До сих пор в Крыму сохраняются следы необычного православного государства – Феодоро (греч. Θεοδόρο), или Готии. В XIII — XV веках так называлось небольшое средневековое христианское княжество на юго-западе Крыма со столицей в городе Мангуп.

Княжество населяли потомки крымских готов, греков и алан, исповедовавших православие, армяне и восточные славяне. Оно занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). Столицу княжества тогда также часто называли Феодоро. Считается, что правящей династией Феодоро был греческий род Гаврасов. В конце 14 века одна из ветвей династии — Ховрины – переселилась в Москву. Ее представители стали наследственными казначеями Московского княжества, ими был основан Симонов монастырь.

М. Пресняков

Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были обычно мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны. В 1475 году после пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения в Крыму) было завоевано турецкими войсками под командованием паши Гедик-Ахмеда. Все население Мангупа было либо убито, либо угнано в плен. Однако во время осады феодориты, вместе с которыми сражались триста сицилийских греков, присланных молдавским господарем Стефаном III, перебили весь элитный янычарский корпус. За эти колоссальные потери султан приказал казнить Гедик-Ахмед-пашу.

После вхождения княжества в состав Османской империи большая часть его населения (особенно греческого) подверглась разной степени исламизации и тюркизации. Из бывших земель Феодоро был образован Мангупский кадылык (кадылык — самая мелкая административная единица Османской империи), который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии). Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции Крымских ханов вплоть до того, что татарам даже было запрещено на них селиться.

 

 

 

Крым – любимое место отдыха русских императоров, центр вдохновения для писателей и актеров, «рай на земле». Даже географы называют этот полуостров одним из самых благоприятных мест для жизни.

«Замечательное местоположение Крыма на планете Земля, в равной удаленности от экватора и северного полюса, посредине умеренного пояса северного полушария, обуславливает важнейшую климатическую особенность полуострова: большую длительность летнего дня и достаточное количество солнечного тепла. Именно благодатного тепла, а не экваториальной жары или северной стужи. Таким образом, 45-я параллель обозначает Крым как место, наиболее благоприятное для жизни. Образно выражаясь, можно сказать, что территория, лежащая на 45-й параллели, находится на Золотой Середине планеты Земля».

Эта Золотая Середина из века в век привлекала и собирала вокруг себя «золотые умы» и таланты. Какими только эпитетами не наделяли полуостров. В Крыму проводили дни, месяцы, годы. Здесь хотел быть похороненным Лев Николаевич Толстой.

Чем же так привлекателен этот полуостров? Какими редкими памятниками славен? Кириллица сделала свой выбор.

Массандровский дворец

Прекрасный дворец с «печальной судьбой». Почти всю жизнь простоявший без хозяина. Наполненный прекрасной мебелью, но лишенный «человеческого тепла».

Постройку дворца — поблизости от церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи — начал в 1881 году князь С.М.Воронцов — наследник генерал-губернатора Новороссии М.С.Воронцова. Он выбрал для строительства местность, изобилующую живописными скалами, гротами и источниками. Дворец в стиле времен Людовика XIII проектировал французский архитектор Бушар. В 1882 году в связи с кончиной князя С.М.Воронцова строительство Массандровского дворца остановилось на 7 лет.

Лишь в 1889 году Массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом купили для императора Александра III. Через три года строительство дворца было завершено, но и Александру III пожить в нем не пришлось: в 1894 г. он скончался в Малом Ливадийском. В советское время этот архитектурный памятник был закрытым «объектом».

 
 

Ливадийский дворец

Ливадийский дворец – последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Дворец в лёгком «итальянском» стиле выстроен в конце XIX века под руководством И. Монигетти и Н. П. Краснова.

«Как пишут искусствоведы, он соперничает с Воронцовским дворцом за звание «самой роскошной резиденции Крыма».

В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец. По некоторым данным, император потратил на него около 4 миллионов золотых рублей.

Но это того стоило. Впервые посетив свой новый дворец, Николай ΙΙ от лица всей своей семьи так охарактеризовал произведение архитектора:

«Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как мы хотели. Архитектор Краснов удивительный молодец».

Ласточкино Гнездо

Известный всем «готический облик» замок приобрел не сразу. Да, и вообще первое строение на Аврориной горе и замком-то назвать можно было с натяжкой. Скорее, деревянной дачей.

Построена она была после окончания русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) для отставного русского генерала, чье имя, к сожалению, история не сохранила. Зато само строение, романтично названное своим первым хозяином «Замок любви» (другое название — «Генералиф»), увековечено на полотнах И.К.Айвазовского, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбова, а также на фотографиях того времени.

С тех пор участок с постройками на Аврориной горе несколько раз менял хозяев. Владел им придворный врач А.К.Тобин, после смерти врача – его вдова, затем московская купчиха Рахманинова, которая снесла первоначальное деревянное строение и построила на его месте замок, правда, тоже из дерева.

Именно купчиха Рахманинова и назвала замок — «Ласточкино гнездо».

Нынешней средневековой рыцарской архитектурой «Ласточкино гнездо» обязано нефтяному промышленнику Штейнгелю, который очень любил отдыхать в Крыму и выкупил участок на Аврориной горе. Он нанял инженера и скульптора Леонида Шервуда (сына знаменитого проектировщика Исторического музея в Москве), который к 1912 году возвел здесь будущий символ Крыма – готический замок «птичьих» размеров.

40 метров высоты Аврориной горы дополнились еще 12 м высоты «Ласточкиного гнезда». Ширина фундамента замка составила всего 10 м, а длина – 20 м. Внутри поместились лишь прихожая с гостиной да ступеньки, ведущие в две спальни, расположенные в двухэтажной башне. Рядом со зданием был даже разбит сад.

В начале Первой мировой войны барон Штейнгель уехал в Германию, а замок «Ласточкино гнездо» продал московскому купцу П.Шелапутину, который открыл здесь ресторан. После его смерти ресторан закрылся.

В 1927 году Аврорина гора пережила сильное 9-балльное землетрясение и пустила сильную трещину. Разбитый перед «Ласточкиным гнездом» сад вместе с частью скалы упал в море, шпили на башнях сорвало, обзорная площадка повисла над обрывом.

Несмотря на аварийное состояние, «Ласточкино гнездо» примерило на себе роль читального зала, который располагался здесь в 1930-е годы и принадлежал местному дому отдыха «Жемчужина». В конце концов «Ласточкино гнездо» было признано аварийным и проход к нему был закрыт.