Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Святая София в Стамбуле (Aya Sofya)

Стамбул Святая София Турция

Собор Святая София (тур. – Aya Sofya, греч. – Aγια Σοφία) в Стамбуле  – один из основных символов не только современного Стамбула. Святая София многие века была символом Константинополя, Византии и всего христианского и исламского Мира.

Святая София на карте Стамбула

Святая София находится в южной части Стамбула на европейской части. Адрес Святой Софии в Стамбуле: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey.

 

Посмотреть карту с расположением Святой Софии в Стамбуле в размере 1700Х1356

Чтобы добраться до Святой Софии необходима выйти на станции скоростного трамвая Sultanahmet. Далее пройти немного пешком. Святую Софию сложно не заметить.

***

Стамбул, путь к Софии

Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья  — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Частенько о Турции и турках можно услышать довольно-таки пренебрежительные комментарии. Мол, и нечего там делать, и турки приставучие и т.д. Как правило, исходят эти комментарии от тех, кто дальше, чем на километр от своего отеля в условной Антальи не удалялся. А страна то интереснейшая. В Стамбул я собирался лет десять, наконец доехал и не пожалел.

1. Такой вот вид открывался по утрам из нашего отельчика в районе Фатих.
DSC_5600

В конце марта по утрам в Стамбуле отчетливо пахнет дымом. Если закрыть глаза, можно представить себя в деревне. Несмотря на столичные масштабы, довольно много домов имеет печное отопление. Вот и курятся трубы на черепичных крышах.
2.
DSC_5601

3. Некоторые квартирки смотрятся довольно неказисто.
DSC_5604

Несмотря на кажущуюся заброшенность дома, в нем живут. Судя по замызганности детей, которые бегали на улице возле этого дома, вполне возможно это какие-нибудь беженцы, их в этом районе много.
4. 
DSC_5605

5. Вид на метромост Золотой рог – 2014 года постройки, Галатскую башню, залив Золотой рог
DSC_5603

6. На улице торговцы уже раскладывают свежую зелень
DSC_5607

7.
DSC_5608

Мы потихоньку побрели в сторону Софийского собора. От нас это было минут 30 неспешным шагом.
8.
DSC_5610

9. Утро, людей и машин пока мало.
DSC_5611

10. Рыночек по дороге еще тоже закрыт.
DSC_5612

11. Сита с диаметром каких хотите ячеек. Для чего их используют, интересно?
DSC_5613

12. Когда все лавки откроются, здесь так просто уже не пройдешь.
DSC_5614

Орехи, фасоль. Напомню курс – 15,21р за лиру, таким образом чищенные грецкие орехи получаются по 600р/кг.
13.
DSC_5616

Вход на территорию Египетского базара, он же Рынок пряностей. Это второй по величине рынок города после Гранд-базара. Базар был построен в 1660 году по приказу Турхан-султана. Изначально являлся частью комплекса Новой мечети, выполняя функцию обеспечения финансирования её строительства. Получил название «египетского» — поскольку построен на деньги, выплачиваемые Египтом в качестве подати.
14. 
DSC_5617

Специи. Я каждый раз думаю, как они их накладывают то? Все же просыпаться должно.
15.
DSC_5619

16. Еще лавка
DSC_5620

17. Фрукты, соки, донеры
DSC_5621

18. Местами встречается вполне себе европейская архитектура конца XIXв.
DSC_5623

19. Еще кафе. Их там превеликое множество.
DSC_5624

20. Местный главпочтамт
DSC_5625

21.
DSC_5627

22.
DSC_5628

23. 
DSC_5631

24. Показались дворцовые стены. 
DSC_5632

Павильон Алай стоит в самой крайней западной точке дворцовой стены. Нынешний построен при султане Махмуде II в1819 г. 

Судя по названию (alay – шествие, парад), павильон изначально предназначался для наблюдения за праздничными шествиями и парадами. Хотя многими султанами он использовался по-разному. Некоторые встречались здесь со своей свитой перед еженедельным полуденным посещением мечети в пятницу, для прослушивания хутбы, а например Мурад IV с похмелья частенько использовал его для тренировок в стрельбе из аркебузы по зазевавшимся прохожим. 
25.
DSC_5633

Вроде бы довольно скромные ворота, но нет, это ворота в Блистательную Порту!
За ними размещалась официальная резиденция великого везира Османской империи, называемая Садразам Сарайы. В ней, начиная с середины XVII в., все чаще проходят заседания Дивана, на которых решались многие государственные и особенно внешнеполитические дела. Послы иностранных держав, прибывавшие в Стамбул, должны были получить аккредитацию именно тут, а не во дворце Топкапы.
26. 
DSC_5635

Начиная с XVIII в. и особенно в XIX в. когда прерогативу управления государством султаны полностью переложили на великих везирей, термином Высокая (или даже Блистательная) Порта стали обозначать уже само османское правительство и даже государство. Современные монументальные ворота, декорированные в стиле рококо, с изогнутой крышей и двумя мраморными пристенными фонтанами по сторонам, сооружены в 1848 г. при султане Абдул-Меджиде. Сейчас за ними находятся органы городского самоуправления Стамбула.
27.
DSC_5634

28. Суд по делам несовершеннолетних
DSC_5636

29.
DSC_5640

30. А это вот традиционно-стамбульские дома.
DSC_5639

31. Питьевой фонтан 

pravmir.ru/…ntent/uploads/2013/02/225.jpg

История собора Святой Софии

Ныне всемирно известная Святая София начиналась с небольшой базилики, которую еще в 4 веке (предположительно в 330 году) заложил сам император Константин Великий . Он дал ей имя – Святая София. Но Константинополь достаточно быстро рос. Базилика уже не справлялась с желающими посетить ее. Констанций – сын Константина – приказал ее расширить. В 404 году Святая София сгорела во время мятежа. В 415 году ее начали восстанавливать, но уже в более грандиозных масштабах. Но в 532 году Святая София опять сгорела во время очередного мятежа.Мятеж был подавлен, и правивший тогда император Юстиниан в честь победы, решил построить храм, какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет.Тут же начались проблемы. Под новый храм требовалась окрестная земля. В то время она принадлежала различным жителям Константинополя. Многие отказались ее продавать. Император Юстиниан самолично ходил по домам жителей и упрашивал их о продаже земли.23 февраля 532 года император Юстиниан заложил первый камень в основании новой Святой Софии. С этого момента началось возведение великого храма. Были приглашены два известных в то время архитектора – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Анфимий отвечал за геометрические и математические расчеты. Исидор воплощал все это в камне. Кроме них в строительстве участвовала еще сотня архитекторов, руководивших различными участками работ. Император Юстиниан ежедневно обходил стройку.На строительство Святой Софии шли колоссальные суммы денег. Со всей империи поставлялся мрамор, который брался из античных зданий. Таким образом, Святая София строилась из бывших языческих храмов. Так, например, 8 колонн были привезены из храма Артемиды из Эфеса, еще 8 – из храма Солнца из Баальбека. Во внутреннем украшении Святой Софии использовали драгоценные камни и металлы.27 декабря 537 года Святая София была освящена. Т.е. была построена в рекордные сроки – всего за 5 лет. По этому поводу в Константинополе состоялся праздник, который длился 15 дней. После завершения строительства, Юстиниан, как говорят, воскликнул: Νενίκηκά σε Σολομών (“Соломон, я превзошел тебя!”). На протяжении более 900 лет Софийский собор был резиденцией православного патриарха Константинопольского и местом проведения основных церковных  и имперских церемоний.Но, к сожалению, дальнейшая судьба Святой Софии не была сплошным праздником. В 557 году после землетрясения, случившегося в Константинополе, обвалилась восточная часть купола Святой Софии. Главных архитекторов , возводивших Софию, уже не было в живых. Их дело продолжил племянник Исидора, который поднял купол на 9 метров. В результате, по словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.В 986 году купол обвалился вторично. На этот раз реставрировал Святую Софию армянский архитектор Трдат – автор Кафедрального собора в Ани . Купол, восстановленный Трдатом, мы видим и сегодня. Помимо этого, Святая София перенесла большое количество пожаров.В начале века Константинополь был захвачен крестоносцами, а Святая София была превращена в католический собор. Свергнутого Константинопольского патриарха изаменили латинским епископом. Это событие укрепило разделения Греческой Православной и Римско-католической церкви, которая началась с Великой схизмы 1054 года.  При этом, достаточно большая часть сокровищ Святой Софии была разграблена или просто уничтожена. Поэтому некоторые сокровища Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции.И хотя после крестоносцев Константинополь возродился, он уже не представлял из себя того могучего города, которым был ранее. Последняя православная служба в Святой Софии была проведена вечером 28 мая 1453 года.После захвата Константинополя турками Святая София превращается в мечеть.  Когда султан Мехмет Завоеватель вошел торжественно в город Константинополь, он был поражен красотой собора Святой Софии и сразу же превратил его в свою имперскую мечеть. К Святой Софии пристраиваются минареты, вывешиваются щиты с надписями из Корана, появляются огромные кувшины для омовения, михраб и минбар. К счастью, многие мозаики с изображением христианских святых были только замазаны штукатуркой, а не сбиты. Эти мозаики можно видеть и сегодня. Святая София служила главной мечети Стамбула почти 500 лет. Бывшая Святая София стала образцом для многих  мечетей османского Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана,  мечеть Шехзаде,  мечеть Рустем Паши.В 16 – 17 веках появляются мавзолей Селима II к юго-востоку от мечети,  и мавзолей Мурада III и Мехмеда III.  Султан Махмуд  заказал  в 1739 году и фонтан для омовений. Здесь возникает медресе, столовая и библиотека. Таким образом,   мечеть становится социальным комплексом.Большие реставрационные работы собора Святой Софии был проведены в период 1847-49 годов . Были приглашены швейцарские архитекторы Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Братья укрепили купол и своды, были внесены некоторые новшества в  оформление экстерьера и интерьера.Примечательный случай произошел во время этой реставрации. Во время работ была сбита штукатурка, которая открыла христианские фрески. Тогдашнего султана Абдул Меджида спросили, заштукатуривать ли фрески заново или позолотить стены? На что султан сказал: “Позолотите, только слегка. Возможно, когда-нибудь их придется открыть снова”.Лишь только пришедший в начале 20 века к власти Ататюрк превратил Святую Софию в музей. Свои двери в качестве музея Агиа София открыла в 1935 году. С тех пор идут постоянные споры между исламскими и православными фундаменталистами. Одни требуют снова превратить храм в действующую мечеть. Другие требуют водрузить на нее крест, уничтожив все присутствующие мусульманские моменты. Святая София остается пока музеем для всех, и хозяйничают в нем реставраторы. Поэтому частенько красоты Святой Софии невозможно рассмотреть из-за лесов. С 1985 года собор Святая София занесен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

План, фото и что посмотреть в Святой Софии

Вход 25 лир. Часы работы с 9 до 19 (апрель – октябрь), с 9 до 16.30 (ноябрь – март), кроме понедельника. Закрытие кассы за 30 минут до окончания работы музея
Для входа в Святая София вы также можете воспользоваться Музейной картой Museum Pass İstanbul или купить заранее электронный билет

Стамбул Святая София Турцияплан достопримечательности Святой Софии в Стамбуле

Собор святой Софии имеет классический план базилики. Основание здания представляет собой прямоугольник, 230 футов (70 м) в ширину и 246 футов (75 м) в длину. Площадь  центрального купола  диаметром 102 футов (31 м). Он находится на высоте 55 метров.Купол Святой Софии. В его основе лежит особая глина с острова Родос – она очень легкая. Это значительно уменьшает давление на опоры.

Стамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София Турция

ИНТЕРЬЕР СВЯТОЙ СОФИИ

Пол, стены Святой Софии в Стамбуле выложены цветным мрамором и яшмой.Стамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София Турция

Одна из галерей Святой Софии

Стамбул Святая София Турция

МОЗАИКИ И ФРЕСКИ СВЯТОЙ СОФИИ

Как говорилось выше, в период турецкого владычества не все мозаики были уничтожены, а лишь замазаны штукатуркой. В Святой Софии имеется множество мозаик на религиозные сюжеты. Выполнены они в период с середины 9 по конец 10 века.

Стамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София ТурцияСтамбул Святая София Турция
Мозаика с изображением Богородицы

Стамбул Святая София Турция

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Стамбул Святая София Турция

ИСЛАМСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СВЯТОЙ СОФИИ

Уже на третий день после завоевания Константинополя турками Святую Софию наскоро превратили в мечеть, и в ней была проведена первая мусульманская молитва. Мехмед II пристроил 2 минарета к Святой Софии. При султане Селиме II и Беязиде II к Святой Софии пристроили еще 2 минарета.Вместо алтаря в Святой Софии появился михраб. Люстры – канделябры из серебра заменили на железные. Люстра, которая спускается из центрального купола была повешена при Ахмеде III.Около входа, через который заходил султан прорезали окно, из которого постоянно дует холодный ветер. За что оно и получило название “холодное окно”.Во дворе Святой Софии находятся гробницы четырех султанов: Мустафы I, Ибрагима, Селима II, Мурада III с его родственниками.

МихрабСтамбул Святая София Турция

 

 

 

 

 

Щиты с арабскими иероглифами

Стамбул Святая София Турция

Стамбул Святая София Турция

Минбар

Фонтан для омовений во дворе Святой Софии

Святая София Стамбул

Ложа султана, появившаяся после реставрации 19 века.

Святая София Стамбул Турция

В непосредственной близости от Святой Софии в пешей досягаемости находятся также многие достопримечательности Стамбула: дворец Топкапы, Голубая мечеть, цистерна Йеребатан, Археологический музей Стамбула, Ипподром и многие другие.
cappadocia-elenatruva.ru

Комментарии

Спасибо Вам огромное за Ваш замечательный труд! Не могли бы Вы рассказать про музейные карты Стамбула? На сайте перевожу гуглом, получается не всё понятно. Очень нравится muzekart

я вам вот тут ответила http://cappadocia-elenatruva.ru/forum?mingleforumaction=viewtopic&t=162напишите легенду о куполе храма Св.Софии в константинополеУ меня вопрос по поводу покупки билетов в Айя Софию. Если он-лайн покупка билетов не доступна, то может быть, можно купить билеты в Айя Софию в кассах других музеев уже в самом Стамбуле – например, в археологическом или в Карийе ? М.б. электронная система продажи билетов единая (хочется надеяться ) непосредственно в Стамбуле ? Просто сайт http://www.muze.gov.tr на покупку он-лайн билетов уже не работает с марта – почти 2,5 месяца. А брать музейную карту (уже за 115 лир) не совсем выгодно,если собираемся в Айю, Карийе и Топкапы. Просто очень хочется обойти безумные очереди в Айю Софию , поскольку посетить её планируем во второй половине дня. Спасибо.С билетами не получится. В кассе другого музея можно купить только музейную карту. А сайт говорит, на 3 дня карта так и стоит 85 лир. 115 это на 5 днейПо поводу музейной карты: если я хочу посетить музей Карие – то этот музей входит только в карту с ценой в 115 лир. На этом же сайте все подробно написано про музейные карты – прочитайте внимательно. Жаль, что сайт не работает на продажу билетов он-лайн.Подскажите, пож-та. Во второй половине дня в Айю Софию такие же безумные очереди или все-таки меньше ? Музей работает до 19-00 в летний период , при этом какова вероятность войти внутрь в 15-00 или 16-00 без огромных очередей?Это совершенно непредсказуемо. И не факт, что в первой половине дня обязательно будут безумные очереди. В августе посетили Айя Софию. Билет в кассе музея стоил 30 лир.Елена, а где точно расположено прохладное окно? И отпечаток руки Мехмета?
Честно говоря, никогда не ставила задачу запоминать, что и где находится. На то есть планы и схемы, которые можно получить на входе. На вскидку, если правильно помню, “отпечаток руки” находится недалеко от михраба и минбара, правее от них, если стоять к ним лицом. Вот там на одном из столбов достаточно высоко этот развод на камне и есть. Про окно точно не помню, по-моему, около выхода. На всякий случай – Плачущая колонна – от входа налево до конца

mu-pankratov.livejournal.com

Шикарные фото Собора и фресок внутри.
Оригинал у maximus101 в Собор Св. Софии в Константинополе.

Это был самый большой собор в Византийской империи. И один из самых древних, Софию закончили в 537 году. Удивительно, как здание простояло столько времени. Я видел много руин ранневезантийской эпохи, как правило, одни фундаменты — а здесь сооружение, почти нетронутое временем. Понятно, что главный храм империи подновляли, как сами византийцы, так и сменившие их турки. Но все равно, это кажется загадочным.
Я думаю, что не стоит как-то детально описывать здесь все этапы строительства св. Софии, это все общеизвестные факты. Поэтому ограничусь своими личными впечатлениями от посещения великого собора.

Осматривать храм Премудрости Божьей стоит во второй половине дня, так как с утра у ее входа часто накапливаются огромные очереди. Сюда автобусами свозят множество туристических групп, и простоять можно час, а то и больше.

Св. София внешне выглядит хоть и тяжеловесно, но весьма величественно. Сразу ощущается, что она ближе к тому, дальнему от нас, римскому времени, чем к более позднему средневековью. Даже пристроенные турками контрфорсы «отдают» чем-то римским.

Контрфорсы главного входа в храм возвели еще 10 веке, впоследствии турки добавили еще свои. Также они пристроили к церкви четыре минарета, которые смотрятся здесь очень неуместно.

Северо-западный угол св.Софии. Здесь видны руины Патриаршей школы.

Своды в «Вестибюле воинов». Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.

Мозаика над входом изображает Богоматерь с Младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий этот собор.

Экзонартекс — внешняя галерея Св.Софии. Здесь стоит мраморный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы — жены императора Иоанна II Комнина.

Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.

Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.

Нартекс — внутренняя галерея Софийского собора.
Двери в главный неф храма.

Признаюсь, что когда я стоял под куполом Св. Софии и смотрел вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может рухнуть на голову в любой момент, ведь это очень, очень древняя конструкция. Было немного жутковато. Совершенно непонятно, каким образом эта огромная тарелка держится наверху.
Интересно, что подобного страха у меня никогда не было в османских мечетях, хотя они все строились по примеру Св.Софии и с явным желанием ее перещеголять.
В определенном смысле геометрия больших турецких мечетей, типа Сулеймание и прочих, совершеннее византийского храма. Они какие-то более «правильные», симметрично-выверенные в отличии от Софии. Она смотрится более тяжеловесно  и порой иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого эффекта «парящего» купола, который и достигается этой иррациональностью, когда плоская гигантская каменная тарелка держится не пойми какой силой на высоте более 50 метров…
И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, которые высились здесь до самого купола, наверно целое десятилетие.
Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св.Софии.
Султанская ложа.
Фрагмент пола. Наверно этот круг на полу предназначался для императора.
Алтарная апсида Св.Софии.
Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей.
Деревянные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, появились во время реконструкции собора 1847 -1849 гг., под руководством швейцарцев — братьев Фоссати.
Внешняя галерея собора.
Коридор, ведущий на галерею второго этажа.
Галерея второго этажа.
Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей здесь сотни.
«Матфей — поп галичский», был здесь)

Мозаики галереи второго этажа.
Лучшее мозаичное произведение в соборе — Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель).Чтобы лучше разглядеть структуру мозаик, я выложил две из них в большом размере, они увеличиваются после клика.

Христос, император Константин IX Мономах и его жена Зоя.

Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов — Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).

Ниже, могила венецианского дожа — Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Фактически, именно этот человек уничтожил Византию, он был инициатором и вдохновителем четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь.
Могила была воссоздана в 19 веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было уничтожено османами еще в 15 веке. По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя собакам…

Вид на Св. Софию с другой стороны залива Золотой Рог.
Предыдущие посты, посвященные фортификации Константинополя:
Последний оплот Константинополя.
Морские стены Константинополя.
Крепостные стены Константинополя
Посты, посвященные Стамбулу:
Музей Древнего Востока в Стамбуле.
Археологический музей Стамбула. Византия.
Достопримечательности района Лалели в Стамбуле.
Путешествие в Константинополь.Другие посты о Турции:
Аланья — морские ворота Сельджукского султаната.
Сельджукские «дворцы» торговых караванов.
Аланья. Замок на реке Алара
.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s