Венский «сецессион»

Венский «сецессион» и «Универмаг Тица» в Дюссельдорфе

 
 File:Secession Vienna June 2006 006.jpg
Выставочный зал Венского сецессиона — Дом сецессиона

 

 

Венский Сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом. Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хофманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы. В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом есть надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвёртому по величине европейскому городу. Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году.

File:Gustav Klimt 072.jpg
 

Густав Климт. Афиша первой выставки Сецессиона 1898 года

 

К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта.

С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (лат. весна священная). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиляар нуво (модерн), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции Чарльза Рении Мактинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван дер Велде. Построенный Йозефом Гофманом санаторий (1904—1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала ХХ века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.

В 1903 году Хофман и Мозер основали Венские мастерские (Wiener Werkstätte) — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.

Венские мастерские (нем. Wiener Werkstatte) — объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 г. в Вене дизайнерами группы СецессионЙозефом Хофманом и Коломаном Мозером при участии состоятельного банкира Фрица Варндорфера. Предприятие создавалось на корпоративных началах по образцу британских организаций, прежде всего Гильдии ремесла Чарльза Эшби.

Создатели Венских мастерских объявили себя реаниматорами эстетической составляющей в дизайне. Изначально объединение фокусировалось на утилитарности производимых объектов, объединенной с их художественной выразительностью и высочайшим качеством. Главным пунктом, выдвинутым основателями программы Венских мастерских, было сближение понятий искусства и ремесла, а основными целями — развитие и координация взаимодействия между художниками, промышленниками и торговцами. Все работы были авторскими и выполнялись в единственном экземпляре.

Осенью 1903 г. было начато производство изделий из золота, серебра, кожи и дерева. Там же выполнялись переплетные работы и располагалось архитектурное бюро (ранее принадлежавшее Хофману) и студия дизайна.

Венские мастерские отличались своей безупречной чистотой, хорошим освещением и прекрасным отношением к рабочим. На образцах изделий Венских мастерских ставились не только монограммы дизайнеров, но и надписи сделавших их ремесленников, что отражало стремление кооператива к достижению равенства между художником и ремесленником. Его члены, особенно Хофман, отказывались делать товары более доступными по цене в ущерб их качеству и настаивали на использовании самых лучших материалов. Несмотря на то, что подобный подход к делу гарантировал безупречное качество продукции, он в то же время препятствовал финансовому успеху.

Для привлечения интереса общественности художественные руководители Венских мастерских К. Мозер и Й. Хоффманн использовали оригинальные графические концепции. В качестве рекламного материала они выбрали очень молодую, но довольно успешную область графического дизайна — открытки с картинками. С самого начала в Венских мастерских задумывали продавать открытки не только для передачи сообщения от отправителя к адресату, но и в качестве небольшого произведения искусства, которое ввиду его уникальности можно оставить себе на память. Художественные директора Венских мастерских решали, чьи рисунки будут преобразованы в почтовые открытки. Каждый выпуск осуществлялся в виде литографии из нового камня. 

К 1905 году в штате Венских мастерских было уже более сотни рабочих, и она заняла место Сецессиона как ведущее столичное объединение искусств и ремесел.

В 1905-1910 гг. Венские мастерские достигли своего наивысшего расцвета в области декоративно-прикладного искусства. Произведения, созданные в эти годы, стали самыми красивыми памятниками тех времен. Гениальный конструктивизм архитектуры Хоффманна и уникальное декоративное искусство Климта стало фирменным знаком дизайна всей продукции Венских мастерских.

Работа мастерских освещалась в журналах Студия и Немецкое искусство и декорация и доходила до широкой публики через устройство специальных авторских выставок. Кроме того, в 1914 году мастерские приняли участие в кельнской выставке Производственного союза, а в 1925 г. — вМеждународной выставке прикладного искусства в Париже. В период с 1903 по 1932 г. в общей сложности более двухсот дизайнеров Венских мастерских занимались проектированием мебели, одежды, обоев, графики, изделий из стекла, металла и керамики.

 

Музей Венских мастерских. Австия, Вена.

 

 

 

Мастерские реализовали ряд проектов, которые можно отнести к разряду целостных художественных произведений: санаторий в г. Пуркерсдорф (1904—1906) и брюссельский Дворец Стокле (1905—1911).

После того, как в 1914 г. Фриц Варндорфер эмигрировал в Америку, Венские мастерские под руководством Отто Примавеси начали изготавливать менее изысканные изделия, отличавшиеся закругленными формами и эклектичностью стиля. Несмотря на то, что у мастерских появились филиалы в Берлине (1921) и Нью-Йорке (1929), в 1932 году они прекратили свою деятельность.
14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем). С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво, его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего функционализма.
Сецессион воздействовал на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, 
Хорватии, Чехии, Польши, западного региона
Украины, особенно Львова, Черновиц.
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

В Нижнем Бельведере (Вена) проходили пять исторических выставок русского искусства — в 1901 и 1908 годах в Сецессионе — центре венского модерна, Рериха 1906 года и Бакста 1914 года в видных частных салонах и выставка советского пропагандистского плаката, которую в 1921 году организовали РОСТА и Коммунистическая партия Австрии. Это был последний единый стиль Европы — модерн. Культурные связи были удивительными. Если сегодня проходила выставка в Вене или Москве, то завтра об этом уже писал художественный журнал в Лондоне. Все друг друга знали. Потом в 1914 году это все распадается, и никогда больше такого прямого совпадения уже не будет. 

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 — начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион».

«Мюнхенский Сецессион», основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «модерн» — югендстиля. Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского Сецессион» с 1893 стал архитектор, график и дизайнер Петер Беренс, крупнейший немецкий художник и архитектор, один из основоположников современного дизайна, один из основателей Мюнхенского Сецессиона и Германского Векбунда. Беренс известен, прежде всего, как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь.

«Берлинский Сецессион», созданный в 1899 году, объединял в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества — М. Либерман). В 1906 году общество распалось на «Новый Берлинский Сецессион», руководимый Л. Коринтом, и «Свободный Сецессион» во главе с Либерманом.

«Венский Сецессион», возникший в 1897 году, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль Сецессион», Sezessionsstil). Ядром «Венского Сецессион» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum», основанный в 1898 году), бывший также органом австрийского литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Густав Климт. Характерные черты «сецессионстиля»: для живописи — мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман).
Отличительной особенностью «сецессионстиля» в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil).
Деятельность «Венского Сецессиона» во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов «модерна» (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве — склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).

bse.sci-lib.com

“Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха.

Это историческое здание расположено по самому “что ни на есть” первому адресу в Дюссельдорфе: Königsallee-Кёнигсаллея, дом 1. Сейчас здесь на 5 этажах расположился очень хороший магазин “Galeria Kaufhof”, спуститься в подвальный этаж – попадёте на самую “главную” станцию подземки – Heinrich-Heine-Allee (Аллея Генриха Гейне).

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Получается, что пройти мимо этого здания и не заметить его, невозможно… Многие целеуcтремлённо двигаются к главному входу в магазин, расположенному теперь в углу здания. Заглядевшись на красивые витрины или просто в спешке – мало кто поднимает глаза к импозантной крыше и разглядывает внимательно фасад и венчающие его два гибеля с бородатыми маскаронами… А зря!

Так вот, я давно уже собиралась рассказать об этом здании Ольбриха, ставшего объектом для подражания даже в Москве, об интерьерах и о необычном, невидимым на “первый взгляд” каламбурном оформлении фасада. Поэтому три важных персоны: владелец Леонард Тиц, архитектор Йозеф-Мария Ольбрих и скульптор Йоханнес Кнубель.

Об этом историческом универмаге обидно мало рассказано! Он повсюду упомянут, да, так как это здание было последним и монументальным произведением архитектора Йозефа Марии Ольбриха (Josef-Maria Olbrich). С него было “срисовано” и печально знаменитое здание московского “Военторга”…

Ольбрих – один из лидеров Венского «Сецессиона», постоянный участник выставок, приобрёл известность не только как зодчий, но и как автор интерьеров, а также и изделий из серебра (портсигары, посуда), керамики и стекла. Во всех формах заметно пристрастие автора к чёткой геометризации объёмов и одновременно к плавным округлым переходам. Говоря современным языком, он был дизайнером, отличающимся широтой интересов.

В модерне искусство Ольбриха наметило переход от насыщенного декоративизмом искусства сецессионизма к пуризму. Этот «столп» художественно-промышленного модернизма, Йозеф-Мария Ольбрих в последние годы жизни возглавлял в Высшей технической школе Дармштадта знаменитые архитектурные «Дармштадтские мастерские». Его ученики и современники-художники, проявившие себя в создании стиля модерн, околдованные невиданными возможностями индустриализации, теперь уже пробовали отказаться от модерна и найти переход к более деловому “пуристическому” оформлению с оттенком “люкса”, равнялись на Ольбриха. Искусствовед Л. Хевеши называл его «поэтом пространства».

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Если бы не ранняя смерть, Ольбрих, наверняка, создал бы ещё не одно выдающееся произведение!.. Но и то, что он успел создать, говорит о его незаурядном таланте и современных устремлениях. В 1905-08 годах тяжело больной Ольбрих создает наиболее совершенные в архитектоническом отношении работы. Он умер сорокалетним от лейкемии в Дюссельдорфе 8 августа 1908 года. Уже после его преждевременной смерти, на выставке в Кёльне в 1914 году, Ольбрих наряду с П. Беренсом и Г. Ван дер Вельде был назван одним из “12 апостолов современной архитектуры, которые помогли ей вступить в новый век, открыв путь для нового сообщества архитекторов“. У нового входа в Кауфхоф сделана мемориальная запись, уважительно напоминающая о том, как ценят в Дюссельдорфе творчество этого архитектора: “Свидетельствуй, ты, гордая архитектура, ещё очень долго последующим поколениям о гениальности и силе того человека, создавшего этим зданием памятник самому себе. Ольбрих, твоё имя продолжает жить в этом величественном произведении, не смотря на то, что твои глаза закрылись слишком рано, не увидев его завершённым“

Что ж, Ольбрих успел осуществить в Дюссельдорфе лишь один – но какой! – свой замысел: построить Универмаг Тица (начало строительства – 1906). Часто историческое название употребляется неверно. Правильное название Warenhaus Tietz ”Универмаг Тица” (а не “Тиц” или “Тице”), так как это фамилия немецкого коммерсанта из еврейской торговой династии – Тиц, магазин был его, Леонарда Тица (Leonhard Tietz), собственностью. Вот каким этот магазин пo планам Ольбриха получился (открытие в 1909 году) – “отличающийся ясной разработкой планов и конструкций, динамичной живостью объемов”, так говорят в учебниках по архитектуре. Ольбриху много потом подражали.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

В немецком языке для описания монументальности этой постройки употребляют понятие “ландшафт крыши”. Мансардная крыша этого магазина, действительно, ландшафт, который надо разглядывать! Вот так выглядел Универмаг Тица со стороны Кё до войны.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Следующие пять фотографий, показывающих утраченные после войны детали оформления здания, я нашла в фотоархиве Берлинского технического университета – (с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin.

Западный фасад (теперь нет того входа посередине и слева пристроен многоэтажный гараж).

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

Здание прославилось особой стилистической цельностью проектного решения фасадов, богато подобранными пластическими элементами, оформляющими портал скульптурами и фольклорно-орнаментальными барельефами. Вот так был оформлен главный вход (утрачено во время войны).

F 9718 (538x700, 316Kb)
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

По всем доступным пока фотографиям у меня создалось впечатление, что абсолютно правы те, кто говорил о том, что идеи из проекта универмага Тица в Дюссельдорфе у Ольбриха были позаимствованы московским архитекторoм Залесским для Экономического общества офицеров Московского военного округа (в последствии – “Военторга”). Я считаю, что очень даже повторял Залесский последнюю дюссельдорфскую работу Ольбриха.

Из материалов “Москва, которой нет”:
“Сергей Борисович Залесский стал архитектором Экономического общества офицеров Московского военного округа в 1906 году. В 1910-м его проект зданий общества получил премию, учрежденную Московской городской Думой. Проект Залесского — яркий образец стиля модерн. Он действительно тяготеет к образности поздних построек австрийского архитектора Иржи Ольбриха, но не повторяет их, как это было написано в некоторых газетах, вставших на позицию сноса «Военторга».
Главная тема фасадов здания — вертикализм всех его составляющих: эркеров, узких окон, вертикальных тяг узора балконных решеток. Кульминацией этой вертикальной устремленности здания являлась башня (ее уже нет), отмечающая его угол, разделенная узкими вертикальным лопатками и имевшая геометрически простое, кубообразное завершение. Вход в сооружение (пока сохранился, исчезнет к 1 ноября) также отмечен в силуэте постановкой ступенчатого аттика и двух кубов, прорезанных узкими проемами и покрытых полусферами. Он украшен фигурами древнерусских воинов…”

Споры теперь бесполезны, так как интерьеры и в Дюссельдорфе и в Москве не сохранились.

Умел же Ольбрих сочетать функциональное и декоративное начала, его композиции чёткие, ясные и ритмичные! Вот такая роскошь была в центральном зале универмага.

F 9719 (509x700, 300Kb)
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

Центральный холл на всю высоту здания со световым фонарем на железобетонных конструкциях, которые использованы архитектором как самостоятельное средство художественного выражения, впечатлял современников своей “кафедральной” величественностью.

F 9720 (522x700, 306Kb)
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

Обратили внимание на женскую фигуру под прозрачной крышей? Эта мозаика подписана фамилией “Ланг”, но ведь это же так похоже на картины Густава Климта!

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

Ужасно жалко, что интерьеры полностью утрачены, здание магазина пострадало в 1943 и 1945 годах от бомбардировок, восстановление этой роскоши новые владельцы после войны не считали возможным. Интереснейшие грандиозные интерьеры пропали.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

Их оформление и богатая отделка соответствовала уровню высочайшей престижности нового магазина. Лестница многоэтажного центрального зала-атриума, стены и колонны были облицованы самыми изысканными материалами: мрамором, бронзой, ценной древесиной. Буфет для публики на одном из верхних этажей был отделан панелями из полированного дерева ценных пород, потолки и фризы украшены лепниной и живописными сюжетами.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха
(с)Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin

В магазине предусматривались роскошный гардероб и гостиная, зал “для отдыха”, где покупатели могли бы освежиться – всё это со стильной мебелью и светильниками. А посмотрите, какая у Ольбриха графичность в оформлении лестничных пролётов!

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Я разыскивала информацию об этом последнем проекте архитектора в фотоархивах и библиотеках. Как же я была рада каждой иллюстрации, удивляясь, насколько несправедливо мало оставлено популярной информации об этом выдающемся архитектурном произведении. Вот какой эскиз главного (южного) фасада, об интереснейших деталях которого я поведу ещё рассказ.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Какой “ландшафт” устроил архитектор на изломанной крыше! А сначала на архитектурный конкурс, объявленный городскими властями перед строительством нового здания в центральной части города, Ольбрих представил такой проект. “Тосканский”…

Его попросили  сделать более “строгий” вариант. Вот он, такой, по которому строили магазин с 1906 по 1909 год.

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха

Заметьте, что большие гибели-щипцы венчают на эскизе некие “фигуры богинь”…

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе – последняя работа гения Ольбриха
А в итоге у нас оба гибеля на главном фасаде – каламбурные! Сейчас, когда под зданием идёт строительство новой ветки подземки, всё прикрыто “защитной” сеткой…

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе

 

На первый взгляд, особенно, если издали и бегло, просто большой маскарон. А на самом деле – это две многочисленные группы.

 

Правый гибель (тут дама, восседающая на месте носа, показывает нам спину).

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе

Левый гибель (здесь центральная дама обращена к публике лицом!)..

Исторический “Универмаг Тица” в Дюссельдорфе

Необычно, правда? Я ничего подобного ещё не встречала. Именно то, что “лицо” образовано из многочисленных человеческих фигур! Кого бы я не спрашивала (у экскурсоводов, архитекторов и искусствоведов) про подробности и автора этой “строительной пластики”, сколько бы я не листала страницы интернета – никакой информации. А однажды, рассматривая книгу про художественное оформление дюссельдорфских общеобразовательных школ, читаю, что автор фигуры “Юноша”, установленный во дворе школы у меня в непосредственном соседстве (я их звонки на урок слышу))) – Йоханнес Кнубель (1877 – 1949), а дальше – скромная заметка: “Создал в 1909 году фигурную пластику на гибелях исторического Универмага Тица в Дюссельдорфе и участвовал в восстановлении в 1948 году”!.. А вот тот самый бронзовый Юноша, про которого мы вели речь.

Йоханнес Кнубель (Johannes Knubel). Дюссельдорф

Комментарии

Дама в стиле Климта украшала до 40-х годов главный «кафедральный» зал в универсальном магазине Тица. Я разглядела несколько букв на фотографии, искала в интернете и в библиотеке, кто же он, этот «Jos.Ad.Lang»?!? Подозревала, что он должен быть связан с Веной и архитектором Ольбрихом… Безрезультатно… Оставила поиски.

Но модерн и мысли о красоте и содержании этих лет не оставили меня. Гуляла в мае по Дюссельдорфу, нашла одно кафе, практически неизвестное, ибо «внедрённое» в театр марионеток, а, соответственно, доступное только любителям и посетителям этого театрика. Так вот, оформление этого местечка связано с выставкой 1904 года («В Дюссельдорфе выставка открывается международная — живописи, скульптуры, садоводства. Собираюсь»).
— Что же вы это, матушка, затеяли? Кому нужны эти мелодрамы? — Он смолк и стал рассматривать пятна сырости на потолке и обоях. Потом, укоризненно покачал головой, продолжал:
— В Дюссельдорфе выставка открывается международная — живописи, скульптуры, садоводства. Собираюсь.
Сыровато у вас. … Переезжайте. Довольно вам валяться. Поболели и ладно. Пора подыматься. Перемените комнату, займитесь предметами, кончайте курсы. (Борис ПАСТЕРНАК, «ДОКТОР ЖИВАГО»).

Узнаю (заодно уж))), следуя ниточке «Пастернак-1904-Дюссельдорф», что отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака, Леонид Осипович Пастернак — талантливый художник, представитель русского модерна, самобытный график и живописец — в 1904 был комиссаром русского отдела Международной выставки в Дюссельдорфе (про Пастернака-отца и художества Бориса П.:))) Только не они ту «мою» даму изобразили…

А плакат к той выставке, где Пастернак-отец «комиссарствовал» — вот он. Красивый! Любуюсь, смотрю на даму (Флору) и думаю: «Она мне знакома!» То есть, я увидела в ней сходство с той дамой на мозаике в в универсальном магазине Тица… А на плакате внизу … тут у меня сердце йо ёкнуло … — подпись: автор плаката Joseph Adolph Lang — Йозеф Адольф Ланг. Он!!!

3051288_D_sseldorf_1904 (399x599, 115Kb)

А поискав по этому плакату далее, нашла факты о художнике: родился в Вене (1873-1936). С 1901 по 1911 жил в Дюссельдорфе, плакат известен, из коллекции Немецкого музея плаката в Эссене. Мне теперь срочно надо в Черновцы, Эссенский музей… А потом и вот такая статья нашлась (почти как про мои розыски!!!) про моего художника! 

Установлено имя автора майоликового панно в Черновцах

Автором майоликового панно, которое украшает помещение художественного музея в Черновцах, является австрийский живописец и график Йозеф Адольф Ланге. Подтверждением этого стали тщательные исследования Татьяны Щён:)советника земельного правительства Каринтии Удо Пушнига.

— Удо Пушниг совершил тщательное исследование. Он детально изучил годы творчества и жизни Иоганна Ланга (Йозефа Ланге — автор), провел научные сравнительные анализы и энциклопедические исследования и пришел к выводу, что Ланг и является автором известного майоликового панно. — Рассказал molbuk.ua председатель Черновицкой общественного совета по вопросам культурного наследия Сергей ОСАДЧУК.

3051288_1318419132__dsc3416 (400x300, 33Kb)
(фото из статьи — публикация на сайте)

Кто же такой Йозеф Адольф Ланг?

Австрийский живописец и график, работавший в области монументального искусства. Он родился и умер в Вене (1873-1936). Окончил Венскую Академию художеств. Долгое время жил в Германии — в Дюссельдорфе и Мюнхене. Одна из его известных работ — плакат выставки «Дюссельдорф. Искусство и ландшафтный дизайн. 1904» из коллекции Немецкого музея плаката в Эссене.
 Татьяна Шён, schoen-eventagentur.com