«Копилки» культурного наследия: знаменитые музеи мира

5 самых знаменитых музеев мира

Музей «Лувр», Париж

Лувр может по праву считаться первым среди лучших. Это самый популярный музей в мире, один из самых крупных и один из первых, открытых для широкой публики (в 1793 году).

Само слово «Лувр», согласно одной из версий, произошло от названия находившегося здесь некогда «волчьего» леса- «loup». В основе музея лежит башня, возведенная королем Филиппом-Августом в 1190 году. К перестройке замка приложили руку с десяток правителей Франции: от Карла V до Наполеона III. Роскошное убранство на протяжении 7 веков создавали самые именитые мастера, такие как Пьер Леско, Лемерсье, Луи Лево, Клодт Перро. Свой современный вид музей приобрел в 1871 году, а знаменитая стеклянная пирамида Лувра, служащая сегодня главным входом в музей, была построена в конце XX века по проекту американского архитектора Бэй Юймина.

Жемчужины коллекции Лувра — скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской, полотно «Плот «Медузы» кисти Теодора Жерико, «Коронация Наполеона» Жака Луи Давида и, конечно, первая леди Лувра — «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Чтобы осмотреть всю экспозицию, вам придется преодолеть марафонскую дистанцию порядка 42 километров.

Лувр — это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов. Здесь можно найти барельефы из ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое другое.

лувр дворец-музей

История Лувра

Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. На архитектуре дворца остались свидетельства его более чем 800 летней истории.

Вид с воздуха на дворец.
Вид с воздуха на дворец.

Рвы средневековой крепости.
Рвы средневековой крепости.

Средневековая крепость которая в последствии превратилась во дворец, была построена Филипп Августом в конце XII. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.

Виды Лувра.

Виды Лувра.
Виды Лувра.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV.

10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400,000 экспонатов.

Дворец Лувр. Вторая половина XIX века.
Дворец Лувр. Вторая половина XIX века.

Коллекция лувра включает экспонаты датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.

Из дворца короля Саргона II. (Ассирия, 8 век до н.э.)

Из дворца короля Саргона II. (Ассирия, 8 век до н.э.)

Джузеппе Кастиглион. Изображён музей Лувр в 1865 году.

Джузеппе Кастиглион. Изображён музей Лувр в 1865 году.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи которой осуществляется связь между новыми залами и двором. Автор пирамиды — американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи.

Пирамида.
Пирамида.

История Лувра

Дворец

Большая панорама с Садами Тюильри (Jardin des Tuileries), Обелиск на площади согласия (Place de la Concorde) и триумфальная арка в ЭтуалеНачавшись с крепости Филипа-Августа (1190), Лувр постепенно разрастался вдоль правого берега Сены, вплоть до завершения Великого Проекта ‘Grand Dessein’ (1870). Здания являются своего рода барьером, разделяющим город на северную и южную части. Со стороны зданий открывается прекрасный вид, охватывающий Арку дю Карусель (Arc du Carrousel), обелиск на площади Согласия, триумфальную арку на Елисейских Полях, и, расположенную справа новую арку де ал Дефенсе. Мировая слава Лувра иногда заставляет нас забывать, что изначально он задумывался как жилой дворец. Начиная со средних веков, его строительство становится чем-то особым, с одной стороны на нем отражаются значительные события французской истории, а с другой стороны здесь проявили себя ряд архитекторов и декораторов.

Ров средневековой крепости.Средневековая крепость, с которой начинался современный дворец, была построена королем Филиппом-Августом в конце XII века. Реставрационные работы в Кор Карэ и рытьё почвы, необходимое для строительства Пирамиды и Карусели положили начало археологическим раскопкам. Таким образом, стали видны различные стадии постройки дворца и застройки прилегающей территории.

Архитектурные строения подземной части дворца скоро будут демонстрироваться туристам. Поэтому, чтобы попасть в Зал Людовика Святого (XIII век), можно пройти вдоль рва средневековой крепости под Кар Карэ, обойти подземелье темницы, или, направляясь на подземную автостоянку, прогуляться по т.н. рвам Карла V. Среди предметов, обнаруженных во время раскопок, одним из наиболее примечательных является парадный шлем Карла VI, восстановленный по ста шестидесяти девяти разбросанным фрагментам. Он выставлен в Зале Людовика Святого (Запятнанное Крыло).

Резиденция королей

Монограмма Людовика XIV.В 1528 году во времена Франциска I разрушилась большая башня («grosse tour»), и в 1546 году он решил переделать бывшую крепость в роскошную резиденцию. Работы под руководством Пьера Леско продолжались при Генрихе II и Карле IX и заключались в пристройке двух новых крыльев по обе стороны бывшей крепости. Жан Гужон украсил фасад и большой холл в этом крыле в стиле Ренессанс. Западнее, в месте, известном как Тюильри, располагался большой дворец Катерины Медичи, оставшийся незавершенным при её жизни. Генрих IV, прибыв в Париж в 1594 году, решил соединить Лувр с Тюильри, чтобы создать один гигантский дворец. Этот замысел был назван «Grand Dessein» или Великий Проект, начало которому положило строительство Большой галереи.

При Людовике XIII и Людовике XIV архитекторы Ле Мерсиер и впоследствии Ле Валу построили «Кар Карэ», в четыре раза превышающий бывшую резиденцию в стиле Ренессанс.

В восточной части, обращенной к городу, комиссия архитекторов, возглавляемая Перрулем, планировала воздвигнуть «колоннаду». Пуссин, Романелли и Ле Брун украшали апартаменты и «галереи». Но золотой век благоденствия Лувра неожиданно оборвался в 1678 году, когда Людовик XIV решил править, находясь в Версале. Дворец, объединявший два здания, долгое время оставался незавершенным. В неспокойный XVIII век «Grand Dessein» дополнился новыми проектами Бурбонов, которые их зодчие Габриэль и Сафлот старались довести до совершенства.

Обновление ‘Великого Лувра’

Вид сверху на луврский дворец и сады Тюильри.В «Великом Лувре» воплотился более ранний проект, заключающийся в придании жилому дворцу функции музея. При этом коллекции модернизировались и совершенствовались.

Лувр, занимающий сорок гектаров земли в самом центре Парижа на правом берегу Сены, вмещает выставочные залы площадью приблизительно 60000 м2, предназначенные для хранения предметов, отражающих 11 тысяч лет развития цивилизации и культуры. «Великий Лувр» также является культурным центром, играющим дидактическую роль в обществе. Данная роль заключается в проведении лекций, выпуске аудиовизуальной и интерактивной продукции, печати большого количества публикаций, которые можно приобрести выставочных залах и книжном магазине под Пирамидой.

Проект

План Великого Лувра.Проект Великого Лувра был представлен после пятнадцати лет работ (1981-1999). Лувр претендует на особое значение среди музеев и архитектурных памятников и особую роль в жизни города. Поэтому предполагается расширение и модернизация Музея Лувра и Музея Декоративных искусств, что позволит показать комплекс зданий с выгодной стороны и организовать свободный проезд с любой стороны. Для реализации всего проекта в 1983 году было организовано Etablissement Public du Grand Louvre (E.P.G.L.) — Общественное Учереждение Поддержки Великого Лувра. Необходимо наблюдение за всеми работами вплоть до их завершения в 1998, когда работы на исторически значимых участках музея должны быть завершены. Бюджет составляет 6,9 биллионов франков, которые правительство выделяет для реализации проекта. Этих денег должно хватить на двойное увеличение выставочного пространства до 60000 м2, на пятикратное расширение площади для научной, технической и административной деятельности, а также на предоставление для нужд посетителей в тринадцать раз большей площади (помещения для отдыха, кафе), чем это возможно сегодня.

Пирамида


Именно архитектор Йох Минг Пи, американский китаец по национальности, сделал большой первый шаг в осуществлении модернизационной концепции музея. Его проект, включающий конструкцию большой Пирамиды в центре двора Наполеона, был выставлен на Елисейских полях в 1983 году, где с самого начала вызвал серьезные споры. Макет в натуральную величину был запланирован и выставлен в 1985 году, когда проект был окончательно одобрен.

Вид двора Наполеона с Пирамидой.Окруженная фонтанами, Пирамида архитектора Пи у входа в новый музей является очень небольшой частью уникальных работ по обновлению и расширению. Эти работы предполагают реставрацию зданий, превращение бывших помещений министерства финансов в выставочные залы, создание подземной автостоянки на 80 автобусов и 600 автомобилей, торговую площадь («Carrousel du Louvre»), исследовательскую лабораторию французского музея, амфитеатр Школы Лувра (Ecole du Louvre), место для Союза Изобразительных Искусств (Union des arts decoratifs), залы для презентации технического оборудования и коллекций мод.

Дорога была проложена под землей, сад Карусель (jardin du Carrousel) переобустроен, а террасы, покрывающие улицу Лемоньера (avenue du General-Lemonnier) будут образовывать целый участок, примыкающий к садам Тюильри, которые также были полностью реконструированы. Таким образом, сады будут занимать 30 гектаров площади.

Крыло Ришелье

Крыло Ришелье.Именно по решению президента Француа Миттерана 5000 служащих министерства финансов из северного крыла Лувра были переведены во дворец Берси (в восточной части Парижа). В результате высвободились 22000 м2выставочной площади, и началась вторая стадия проекта. В день двухсотлетия луврского музея, 18-го ноября 1993 года Франсуа Миттеран торжественно открыл Крыло Ришелье.

В Крыле Ришелье хранятся следующие коллекции: Французские скульптуры; первая часть экземпляров, относящихся к Восточной Античности и Искусству Ислама, особенно интересны те произведения, которые создавались при дворе Хорсабада.

Первый этаж посвящен прикладному искусству, на втором этаже размещается фламандская и датская живопись, которая хорошо смотрится благодаря новому естественному освещению. На этом же этаже начинается галерея французских художников. Для посетителей также открыты два кафе и различные справочные отделы.

Великий Лувр: действие III. Новые залы музея.

Новые Греческие, Этрусские и Римские античные залы. Новый древнеегипетский участок в музее. Новые залы романского и коптского Египта. Новый участок итальянской живописи и рисунков (XVI-XVII века)

Это — результат переустройства, происходящего на третей стадии Проекта Великого Лувра, завершенный в конце 1999 года, открытием для посетителей ремонтируемых до этого помещения общей площадью 5000 м2После пятнадцати лет работ, коллекции музея будут оформлены более разнообразно, логично, и увлекательно. Площадь выставочных площадей работ искусства увеличиваются в два раза в результате проведённых работ.

Завершение проекта

С 1995 по 1997 много численные галереи в крыле Денон и Запятнаном крыле (Denon Wing и Sully Wing) обрели новый блеск. В октябре 1997 было открыто крыло Саклер, посвященное восточной античности, а в декабре 1997 Президент торжественно открыл 10000 м2 новых залов в Лувре (египетская Античность, римский Египет, коптский Египет, итальянская роспись и живопись).

Общий план луврского дворца.

Однако полная программа обновления Великого Лувра не будет закончена только к 2000 году. Особенностью этой заключительной стадии программы остается многократное расширение площади. С одной стороны предполагается переобустройство галерей музея, с другой — размещение различных музейных научных и образовательных служб в луврском дворце.

— Переобустройство следующих галерей: конец цикла «Итальянская и испанская живопись XVIII века», конец цикла «Художники севера», конец цикла, посвященного искуству средневосточных государств в раннехристианскую эпоху, конец цикла «Прикладное искуство».

— Полное переобустройство Отделения печати и живописи.

— Устройство второго входа в Лувр, Ворота Львов.

— Реорганизация школы Лувр и реставрация мастерских Французского музея.

Перемены коснутся также других музеев на территории Лувра и Тюильри: будет отреставрирован музей Декоративных искусств (Musee des Arts decoratifs) и музея Оранжереи (Musee de l’Orangerie).

Более того к Сессионному павилиону будет пристроен музей Человека, Искуствуа и Культуры (Musee de l’Homme, des Arts et des Civilisations). В заключение будут отреставрированны дворцы и завершена аллея, идущая вдоль Сены к музею д’Орсэй, известная как Finally, Passerelle Solferino.

Краткая история музейных зданий Лувра

Сложный комплекс дворцовых зданий, вошедший в историю под названием Лувр, создавался на протяжении многих столетий. Первоначально, в конце XII — начале XIII века, был построен средневековый замок, защищавший подступы к острову Сите с северо-запада. В XIV веке замок утрачивает свою военную функцию. Новая крепостная стена, опоясывающая город, берет его «под свою защиту». После существенной перестройки он становится королевской резиденцией. Это произошло при дофине Карле V, который счел более безопасным пребывание на «большой земле», чем на острове Сите. Он хорошо помнил день, когда в комнату его дворца Консьержери ворвались восставшие парижане во главе с Этьеном Марселем и убили у него на глазах приближенных.

Средневековый замок не сохранился до наших дней. Значительная часть его была снесена в XVI веке, когда по решению Франциска I начали строить новый дворец. Это характерный памятник французского Возрождения с четким членением этажей, украшенных полуколоннами и пилястрами коринфского ордера, статуями и барельефами. Многие скульптуры принадлежат Жану Гужону, сотрудничавшему с архитектором Пьером Леско. Постройкой Леско можно полюбоваться сейчас со стороны Квадратного двора (Кур карре). К ней примыкает воздвигнутый в XVII столетии Павильон часов Лемерсье. Вместе с Лувром Леско корпус Лемерсье образует один из красивейших ансамблей XVI-XVII веков в Париже. Обилие украшений не нарушает классически ясный облик зданий. Глядя на них, можно представить себе, как возмутились французы, увидев предложенный итальянцем Бернини пышный и декоративный проект восточного фасада Лувра. Проект Бернини был отвергнут, и в 1667 году началось сооружение восточной колоннады в духе классицизма по проекту Клода Перро. На гладком цокольном этаже выросли коринфские колонны, чуть выступающая вперед центральная часть была увенчана строгим фронтоном. Фасад получился величавым и мощным, но рядом с Лувром Леско-Лемерсье он кажется холодным, рассудочным. К тому времени, когда была закончена восточная колоннада, дворец уже «вышел» за пределы квадрата, образуемого постройками Леско, Лемерсье, Перро. Вдоль Сены вытянулась галерея, соединяющая Лувр с дворцом Тюильри (XVI-XVII века).

Постройка Версаля нанесла Лувру существенный урон. Он опустел — король и двор тяготеют отныне к новой резиденции. Оживление строительства наблюдается лишь в XIX веке, когда по распоряжению Наполеона I возводятся корпуса на севере вдоль улицы Риволи (Персье и Фонтен). Ансамбль завершается в годы Второй империи. По проекту Висконти достраивается северное крыло. К нему и южному крылу присоединяются две галереи, благодаря которым часть двора начиная от арки Карусель приобретает вытянутую прямоугольную форму. Сейчас в одной из боковых галерей находится главный вход в музей. Это подъезд Денон (Денон был главным директором музеев в годы Первой империи. Его имя присвоено одному из залов второго этажа в корпусе Висконти. Находящийся ниже подъезд получил то же название.). Корпуса Лувра, возводившиеся в XIX веке специально для музея, скучны и безлики. Основное их достоинство в том, что они не портят внешний вид ансамбля. Из старых дворцовых помещений наиболее интересны зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид, находящийся в корпусе Леско,- самый старинный зал Лувра (XVI век). В 1658 году здесь состоялось первое выступление при дворе труппы Мольера. Свое название зал получил от четырех кариатид работы Жана Гужона. Глядя на них, понимаешь, какое большое значение имело для ренессансной Франции античное наследие. Величественные женские фигуры со спокойными лицами и с великолепно переданной пластикой тела (оно угадывается сквозь складки одежды) напоминают греческую скульптуру конца V века до н. э.

Галерея Аполлона вводит в иную атмосферу — атмосферу дворцовой жизни XVII века. После пожара 1661 года она была реставрирована Лево, а внутренняя отделка была поручена придворному живописцу, законодателю художественных вкусов того времени Шарлю Лебрену. На потолке среди орнаментальных мотивов, ваз, гирлянд, амуров разместились четыре декоративных панно, посвященные античному богу солнца Аполлону, под видом которого обычно прославлялся король Людовик XIV. Лебрен успел написать три плафона, четвертый был исполнен в середине XIX века Делакруа.

В центре галереи в стеклянных витринах на бархатных подушках лежат украшенные драгоценными камнями короны, кольца, шпаги, предметы культа. Это часть знаменитой королевской коллекции драгоценностей. В нее входил и «Регент» — алмаз в 137 каратов, привезенный из Индии. Прикладное искусство хорошо смотрится в галерее Аполлона, совершенно не приспособленной для экспозиции живописи. Так же разумно используется и зал Кариатид, где выставлена античная скульптура.

Как создавалась коллекция Лувра

Мысль о создании художественного музея, открытого для публики, появляется во Франции в XVIII веке, в годы, непосредственно предшествовавшие революции. О постоянной выставке шедевров настойчиво говорили в своих сочинениях энциклопедисты. Однако только революция создала возможность для осуществления этой идеи. 26 июля 1791 года Учредительное собрание отдало распоряжение собрать в Лувре «памятники наук и искусств», а 27 сентября 1792 года Конвент постановил создать в бывшей королевской резиденции музей. 18 ноября 1793 года музей был открыт. Он мало походил на современный Лувр — экспонаты разместились в одном квадратном зале и части примыкавшей к нему галереи. Но начало было положено, и год от года молодой музей продолжал расширяться.

Основу его составили бывшие королевские собрания, а также коллекции некоторых знатных семей и церквей, национализированные революционными декретами. Интересны следующие данные. После смерти Людовика XIV в 1715 году в Лувре и Версале находилось 2500 картин. Наполеоновские походы, закупки в разных странах, многочисленные пожертвования способствовали дальнейшему обогащению музея. Сегодня в каталоге Лувра насчитывается около 20 000 номеров.

Правда, кривая новых поступлений в наши дни упала. Это происходит не потому, что на художественных аукционах Европы не появляется больше произведений, достойных занять место в крупнейшем музее мира. Причина в ограниченности средств на покупку новых картин, скульптур и даже менее дорогих рисунков. В 1948 году, например, в музей поступило 107 картин импрессионистов. Из них только 7 было приобретено государством. Остальные вошли в собрание Лувра в результате пожертвований и закупок частных лиц.

Ограничившись наиболее крупными собраниями, понимаешь, однако, что трудности ненамного уменьшились. Разве можно передать на страницах беглых очерков многообразие и богатство Лувра? Для этого понадобилось бы несколько томов и в результате получилось бы нечто вроде Всеобщей истории искусств, начиная от четвертого тысячелетия до нашей эры. Поэтому мы будем останавливаться лишь перед наиболее известными произведениями. Автор, правда, оставляет за собой право привлечь внимание к памятникам, не стоящим в списке общеизвестных шедевров. Ведь у каждого есть любимые мастера! Для того чтобы получить более полное представление о Лувре, нам придется знакомиться с его экспозицией по частям.

louvre.historic.ru

***
Британский музей, Лондон

Второй по посещаемости музей мира расположился в Лондоне. Создан он был в 1753 году, а уже в 1759 открыт для публики. Первым зданием музея был аристократический особняк «Монтегю-хаус», который был снесен в середине XIX века. На его месте под руководством архитектора Роберта Смёрка возвели современное здание в стиле классицизма. Основателем музея считают президента Королевского общества Хэнса Слоуна. На основе его коллекции монет, скульптур, старинных манускриптов и чучел животных и была создана экспозиция, которая активнее всего пополнялась в XIX веке. А в 1972 году решением Британского парламента от музея отделилась Британская библиотека.

Жемчужины собрания Британского музея — Розетский камень, найденные в Египте, надписи на котором послужили толчком к расшифровке египетских иероглифов, скульптуры Парфенона, статуя Моаи с острова Пасхи.

Чтобы взглянуть на все экспонаты музея, вам придется прошагать около 4 километров.

Фото 2.jpg

Фото 3.jpg
Внутри Британский музей выглядит далеко не так старомодно, как снаружи

Метрополитен-Музей в Нью-Йорке

Третий по посещаемости музей мира был основан в 1780 году, а уже через два года стал доступен широкой публике.

Главное здание музея, The Met, было построено в конце XIX века под руководством архитектора Келверта Во и является сегодня одной из самых больших в мире художественных галерей. Основой музея послужила коллекция Джона Тейлора Джонсона, который и стал первым его президентом. В Метрополитен-Музее расположены как довольно привычные, так и весьма необычные отделы. Например, The Met может похвастаться секцией музыкальных инструментов, где особую ценность представляют, конечно, скрипки Страдивари.

Жемчужины коллекции Метрополитен-музея — самое старое в мире фортепиано, созданное в 1720 году Бартоломео Кристофори, египетский Храм Дендур XV до н. э., «Автопортрет с соломенной шляпой» кисти Ван Гога, полотно Жака Луи-Давида «Смерть Сократа».

Чтобы полюбоваться основной экспозицией музея, вам придется пройти около 2 километров.

Фото 4.jpg

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Один из крупнейших музеев мира, расположенный в российской культурной столице, был основан в 1764 году услады глаз императрицы Екатерины II, которая хранила здесь личную коллекцию произведений искусства. В 1852, уже при Николае I собрание было открыто для посетителей.

Слово «Эрмитаж» переводится с французского как «место уединения», и когда-то музей оправдывал свое название — посещение позволялось лишь ограниченному кругу лиц. Первоначально собрание хранилось в Малом Эрмитаже, постройкой которого во второй половине XIIX века руководили архитекторы Валлен-Деламот и Фельтен. Постепенно коллекция разрасталась, и главным зданием Эрмитажа стал Зимний Дворец, возведенный в середине XIIX века знаменитым итальянским архитектором Растрелли. Одной из замечательных легенд музея являются коты Эрмитажа, которые состоят на службе — оберегают галерею от набегов крыс и мышей.

Жемчужинами собрания Эрмитажа можно по праву считать два знаменитых полотна Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Возвращение блудного сына» кисти Рубенса, мумия жреца Па-ди-иста X века до н. э., часы «Павлин» работы мастера Джеймса Кокса, скульптура Родена «Вечная весна».

Если вы решитесь осмотреть всю экспозицию Эрмитажа за раз, то приготовьтесь пройти 22 километра.

Фото 5.jpg
Знаменитая работа Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

ины 1796 г перечисляются 3096 картин.

Скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик»

Знаменитый внуки знаменитой бабушки

Сын Екатерины II, Павел I, любителем искусства не был, но ее внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей знаменитой бабушки. Они несколько изменили стратегию пополнения коллекции — вместо того, чтобы покупать целые собрания, они начали покупать отдельные полотна тех художников, которыми Эрмитаж еще не мог похвастаться.

Если вы не были в Эрмитаже, вы не были в Петербурге — пожалуй, так может сказать вам любой житель российской культурной столицы. Расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, Государственный Эрмитаж неизменно привлекает туристов из России и мира. Около трех миллионов экспонатов, около трех миллионов посетителей в год. Diletant.ruрешил вспомнить историю одного из знаменитейших музеев России.

Место уединения

Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году как личная коллекция Екатерины II. В тот год она получила из Берлина около 300 картин знаменитых художников, таких как Рембрандт, Рубенс, Йорданс, ван Дейк, ван Бален и других. В основном это были работы голландско-фламандской школы из личных коллекций Йохана Эрнста Гоцковского, который таким образом уплатил свой долг князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.

Сегодня из этих трехсот картин в Эрмитаже хранится около ста. В переводе с французского «эрмитаж» означает «место уединения». Сейчас он, конечно, таковым быть перестал — попробуй уединись среди потока восторженных туристов! Но поначалу название соответствовало содержанию — коллекция картин хранилась в Малом Эрмитаже и взглянуть на нее мог лишь избранный кружок приближенных Екатерины.

Фото 1.jpg

Здание малого Эрмитажа сегодня

Наследие Екатерины II — около 4000 полотен

Постепенно Екатерина приобретала все новые и новые полотна для своего собрания. Часть из них (около 600 картин) была куплена в Дрездене, что составляло коллекцию графа Брюля. Затем в 1772 году в Париже собрание Эрмитажа пополнилось коллекцией барона Кроза, в которой преобладали картины французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров. Так в «место уединения» попали работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Пуссена. Несколько картин Ван Дейка и Пуссена были приобретены у британского премьер-министра Уолпола.

В Брюсселе были куплены несколько тысяч рисунков из коллекции Концебля. Некоторые античные скульптуры и бюсты уступил Эрмитажу английский банкир Лайд-Браун, благодаря ему же музей получает знаменитую скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». При этом Екатерина приобретала не только картины, но и книги. Например, известная поклонница Вольтера и Дидро, она купила их библиотеки. В 1796 году Екатерина оставила в наследство около 4000 полотен. Ее коллекция была так велика, что в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа, который мог бы вместить огромное собрание произведений искусства.


в 1764 году императрица Екатерина II приобретает коллекцию из 225 картин фламандских и голландских мастеров у берлинского купца Иоганна Гоцковского. Ее хотел купить король Фридрих II, но Семилетняя война порядком истощила прусскую казну. Эта коллекция положит начало дворцовому собранию живописи — Эрмитажу. Само это слово французское и означает «уединенный уголок», «приют отшельника».
7 декабря 1764 года — Императрица Екатерина IIpost-1 (700x350, 288Kb)
Так называли в Версале и других королевских резиденциях помещение, где титулованные особы отдыхали в интимном кругу друзей. Императрица разработает свод правил для гостей Эрмитажа. Одно из них будет гласить: «Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги». Другое будет предписывать: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги, выходя из дверей».
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И.Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
7 декабря 1764 года — Императрица Екатерина IIpost-2 (700x416, 317Kb)
Тициан «Бегство в Египет»
В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
7 декабря 1764 года — Императрица Екатерина IIpost-3 (530x700, 374Kb)
«Святое Семейство» Рафаэля (продана в 1930 годах).
Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
7 декабря 1764 года — Императрица Екатерина IIpost-5 (466x700, 47Kb)
Рембрандт «Жертвоприношение Авраама»
Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781, в которой находился портрет неизвестного работы Фуке.
Скорчившийся мальчик (539x700, 40Kb)
Скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик»
Еще одной значительной покупкой Екатерины стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты. В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и др мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатер

Так были приобретены знаменитый «Лютнист» Караваджо» и «Поклонение волхвов» Боттичелли. В 1852 году Николай Iоткрывает музей для широкой публики, и им же была куплена картина Рафаэля «Мадонна Альба», которая, к сожалению, в 1931 году была продана советскими властями в Вашингтон, где теперь и хранится.

Фото 3.jpg

«Мадонна Альба» кисти Рафаэля


Происходило это благодаря Андрею Ивановичу Сомову, который был старшим хранителем Эрмитажа. Правда, затем часть работ русских художников была передана в Русский музей. В это же время некоторые картины, которые императоры покупали как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были определены искусствоведами как работы их учеников.

Жизнь после Революции

Постреволюционное время — неоднозначный период в истории Эрмитажа. С одной стороны, в музей поступили национализированные коллекции Академии художеств, благодаря чему Эрмитаж обогатился картинами Ботичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа. Некоторые предметы интерьера музей получил из Зимнего дворца, а также сокровища Великих Монголов. В 1948 году в Москве закрывается Музей нового западного искусства, и в Эрмитаж попадают работы импрессионистов — Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо.

Фото 4.jpg

Картина Матисса «Танец», выставляется в Эрмитаже

С другой стороны, музей понес огромные потери. Бриллиантовая комната Зимнего Дворца была перевезена в Москву, где послужила основой для Алмазного Фонда. Часть полотен старых мастеров была передана московскому Музею изобразительных искусств. В 1929—1934 годах 48 шедевров живописи навсегда покинули Россию из-за распродаж, устроенных советской властью. В их числе были работы Рубенса, Ботичелли, Хальса, а также единственное эрмитажное полотно Ван Эйка.

Трофейное искусство

Как известно, во время войны около двух миллионов экспонатов Эрмитажа были эвакуированы на Урал, а подвалы самого здания были превращены в бомбоубежища. По счастью, с окончанием войны все экспонаты вернулись в музей, и лишь некоторые из них требовали реставрации. Тогда же коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым трофейным искусством — культурными ценностями Германии и ее бывших военных союзников, выступившими в качестве реституции, то есть компенсации за культурные ценности, уничтоженные и разграбленные во время войны. Тогда в Эрмитаж были перевезены Пергамский алтарь, некоторые экспонаты Египетского музея, а также знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В 1958 году советские власти возвратили это в Берлин.

Фото 5.jpg

Пергамский алтарь, сейчас расположен в Берлине, в Пергамском музее

После падения «железного занавеса» выяснилось, что в запасниках Эрмитажа хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, в том числе картины Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрека. В 2006 году в музее разразился скандал — выяснилось, что одна из сотрудниц музея вместе со своими родственниками вынесла из музея около 200 небольших экспонатов, но вернуть их удалось уже не все.

Эрмитажный комплекс

Государственный Эрмитаж — это не одно здание, а целый музейный комплекс из пяти зданий. Самый известный из них, конечно, Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади. Построенный под руководством итальянского архитектора Растрелли в 1754—1762 годах, дворец является шедевром архитектуры в стиле елизаветинского барокко.

К нему примыкают Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажные театр, построенный на месте бывшего Зимнего дворца Петра I по проекту архитектора Кваренги. Кроме того, во владении Эрмитажа находятся Меншиковский дворец, Восточное крыло Главного штаба, музей Императорского фарфорового завода и Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».

Фото 6.jpg

Екатерина Астафьева

Национальный музей Прадо, Мадрид

В Испании расположен один из самых знаменитых музеев мира, обладающий самым большим собранием работ испанских мастеров. Впервые открыт для публики он был в 1819 году.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

Все дело в реконкисте

Художественный музей Прадо в Мадриде был основан в 1819 году. Но прежде, чем стать одной из знаменитейших галерей мира, ему пришлось пройти огромный и сложный путь. Развитие живописи в Испании шло по догоняющему пути, а все из-за реконкисты. Пока во Франции и Италии совершенствовалось искусство фрески и витража, там уже начали появляться первые настоящие портреты, испанцы, облаченные в рыцарские доспехи, скакали по полям и рубили сарацинов направо и налево.

Конечно, это были не варвары какие-нибудь, но, например, переход от романского стиля к готическому произошел в Испании лишь к началу XIVвека, в то время как в Англии, Франции и Германии этот процесс завершился в начале-первой половине XIII.

Фото 1.jpg

Музей Прадо

Фанат Тициана

В раздробленной на небольшие королевства будущей Испании не существовало по-настоящему крупных заказчиков произведений искусства. А о каком-нибудь системном коллекционировании живописи не могло быть и речи. Этим занимались только католическая церковь и монархи, да и то каждый на свой вкус. А со вкусом иногда были проблемы. К тому же, после смерти монарха коллекция распродавалась, и наследнику приходилось собирать новую. Первым, кто решил оставить свое собрание для потомков, был знаменитый испанский король Карлос I, более известный как император Священной Римской империи Карл V Габсбург. Страстный поклонник Тициана, он передал своему сыну, Филипу II, основательное собрание живописи.

Фото 2.jpg

Картина Тициана «Вакханалия», хранится в музее Прадо (1523−1526)

Непобедимая армада живописи

Филипп II запомнился благодаря тому, что присоединил Португалию, отправил против флота Англии печально известную «Непобедимую армаду», поделился именем с Филиппинами и был таким же любителем искусства, как и отец. Оба они старались собрать лучшие полотна со всех подвластных земель в Испании.

В Италии, например, они покупали работы Мантеньи и Беллини, заказывали картины Тициана, Тинторетто и Веронезе. Отличился Филипп IIи тем, что не ограничивал свою коллекцию лишь религиозной живописью, с разнообразил ее портретами и жанровыми картинами.

Фото 3.jpg

Картина Филиппа Якоба Лутербурга «Разгром испанской армады» (1796)

В то время собрание было расположено в загородном королевском дворце Эль Прадо, правда, доступ к нему был ограничен. Широкой публике дозволялось посещать лишь монастырь Эскориал, где была выставлена только религиозная живопись. Испанская корона уважала чувства верующих и яро блюла их благочестие, в то время наслаждаясь в своих покоях красотками с полотен Тициана.

Кто продал Караваджо?

Взошедший на престол после Филиппа II Филипп III ничего не смыслил в искусстве и даже умудрился подарить императору Священной Римской империи картины Караваджо. Но в это время коллекция пополнилась несколькими полотнами Рубенса, и королю простили его оплошность. А вот его наследник, Филипп IV, продолжил дело своего деда и внимательно следил за рынком живописи в Европе. После смерти Рубенса король приобрел множество знаменитых работ этого мастера, а также пополнил коллекцию живописью Иорданса и Ван Дейка.

Фото 4.jpg

Картина Пауля Рубенса «Сад любви», хранится в музее Прадо (1632)

Затем на трон пришли Бурбоны, сменились вкусы правителей. Карл III был поклонником Антона Рафаэля Менгса, немецкого художника, дальновидный Карл IV поддерживал Гойю, работы которого принесли всемирную славу музею.

К концу XVIII века появилась идея преобразовать разросшуюся королевскую коллекцию в отдельную галерею. Под руководством архитектора Хуана де Вильянуэва началось строительство. Но не суждено было задуманному сбыться — начались наполеоновский войны, и в здании музея расквартировали войска, а часть собрания была вывезена.

Открытие музея

Дальше началась неразбериха. Луис де Мариано Уркихо, советник Жозефа Бонапарта, взял на себя руководство музея, но доверился сомнительным личностям, и некоторые шедевры были утрачены. В 1814 за дело взялся Фернандо VII, считавший себя знатоком Лувра и решивший учредить публичный музей. Но идею удалось воплотить в жизнь лишь в 1819 году, когда состоялось открытие музея Науки и искусства.

Фото 5.jpg

В музее Прадо хранится знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500−1510)

Весь XIX век собрание активно пополнялось, то получая картины из Академии Сан Фернандо, то принимая конфискованные полотна из монастырей и церковных учебных заведений.

Но на этом неприятности музея не кончились. В 1936 грянула гражданская война, картины спешно эвакуировали в Швейцарию и вернули обратно лишь в начале Второй мировой войны. Сейчас из более чем 8600 полотен выставляется лишь 2000 — остальные шедевры из-за недостатка места хранятся в запасниках.
Екатерина Астафьева, diletant.ru

***

Коллекция императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга легла в основу собрания музея. До него короли, конечно, заказывали живописцам картины, однако после смерти правителя полотна распродавались, и сыну почившего приходилось начинать все сначала. Карл же оставил собранные им произведения искусства для наследника. Как и Эрмитаж, испанский музей первоначально был предназначен для избранных. Только в 1785 году собрание расположили в большом парке Прадо, в здании, построенном архитектором Хуаном де Вильянуэвом.

Жемчужины коллекции музея Прадо — полотна «Даная» Тициана, «Три Грации» Рубенса, «Менины» работы Диего Веласкеса, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко.

Фото 6.jpg
Знаменитая картина Тициана «Даная»

 

Сыграем в игру. Париж — Лувр, Нью-Йорк — Метрополитен музей, Москва — Третьяковская галерея, Амстердам — Рейксмузеум, Санкт-Петербург — Эрмитаж, Флоренция — Галерея Уффици. Мадрид? Конечно, музей Прадо.


Но не только в Лувре и Эрмитаже расположены величайшие шедевры в истории человечества. 

Не менее важные и известные музеи мира.

Музеи Ватикана, Ватикан

Один из самых больших музейных комплексов мира расположен в священном городе-государстве Ватикан. Сегодня музеи Ватикана включают в себя апартаменты Борджиа, библиотеку, пинакотеку, музей Пио-Клементино, музей Кьяра-Монти, Египетский и Этрусский музеи, знаменитую Сикстинскую капеллу и многое другое. Музеи были открыты для посещения в 30-х годах XX века, после того как Ватикан был признан суверенным государством.

Считается, что история собрания коллекции в Ватикане начинается с 1506 года, когда в виноградниках Эсквилина была найдена мраморная скульптура «Лакоон и его сыновья» (сейчас находится в музее Пия-Климента, так называемом Бельведере). В XV веке архитектором Джованни ди Дольчи была возведена здешняя «святыня», Сикстинская капелла. Изнутри ее украсили такие великие мастера кисти, как Боттичелли, Гирландайо, Россели, Перуджино и несравненный Микеланджело. Одно из лучших собраний итальянской живописи находится в Ватиканской пинакотеке. Здесь можно полюбоваться работами Рафаэля, Караваджо, Джотто, Тициана, Перуджина. Пинакотека — детище папы Пия VI, для которого поиск шедевров в свою коллекцию стал делом жизни. Когда в 1797 году Бонапарт прорвался на территорию Ватикана и приказал отправить ценнейшие предметы искусств к себе на родину, Пий расстроился, захворал и два года спустя умер.

В музеях Ватикана непременно нужно посмотреть на скульптуру «Лакоон и его сыновья» и статую Аполлона в Бельведере, станцы Рафаэля — три комнаты, расписанные гением эпохи Возрождения, фреску Микеланджело «Страшный суд» и его же «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, полотно Караваджо «Погребение Христа» в пинакотека.

unnamed-1.jpg

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле

Галерея старых мастеров, Дрезден

Дрезденская картинная галерея — один из самых «традиционных» музеев мира. Галерея старается избегать новшеств — здесь хранятся только полотна так называемых старых мастеров, сохраняется исторический тип развески картин; работники музея гордятся старинными рамами, потемневшими от времени. Здание Цвингера, в котором сейчас расположена коллекция полотен, было открыто в 1855 году.

Первые полотна для галереи были приобретены при Фридрихе III в конце XV-начале XVI века. Начало систематическому коллекционированию работ старых мастеров положил Август II Сильный. Он скупал картины Рубенса, Тьеполо, Пьяцетти, Рембрандта, Лотара и многих других. Именно благодаря ему Дрезденская галерея является счастливой обладательницей шедевра Рафаэля «Сикстинская мадонна». В XX веке галерея переживала тяжелые времена: нацистами были изъяты и уничтожены многочисленные работы немецких импрессионистов, многие картины пострадали от бомбардировок, в 1945 году советские войска вывезли часть собрания в качестве трофеев, большинство из которых были возвращены Хрущёвым в 1955.

В Галерее старых мастеров нужно посмотреть на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Шоколадницу» работы Жан-Этьена Лиотара, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Спящую Венеру» Джорджоне и «Охоту на вепря» кисти Рубенса.

unnamed-4.jpg

Здание Цвингера в Дрездене, где расположена Галерея старых мастеров

Галерея Уффици, Флоренция

Первоначально здание, в котором сегодня располагается Галерея Уффици, было предназначено для городской администрации. Но постепенно залы и коридоры украшались произведениями искусства, и к XVIII веку коллекция превратилась в первый публичный музей города.

Собранию полотен эпохи Возрождения галерея обязана в первую очередь дому Медичи. Козимо Старший, его внук Лоренцо Великолепный скупали картины таких гениев кисти, как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо, Тициан. Одной из особенностей галереи является собрание автопортретов великих художников, например, Дюрера, Рембрандта, Веласкеса, а также русских мастеров Кипренского, Айвазовского, Кустодиева.

В Галерее Уффици нужно посмотреть на «Рождение Венеры» и «Весну» Боттичелли, «Венеру Урбинскую» Тициана, скульптуру «Венера Медичи».

unnamed.jpg

Знаменитое полотно Боттичелли «Рождение Венеры»

Государственный музей, Амстердам

В государственном музее в Амстердаме хранится одна из самых больших коллекций голландских мастеров XV—XIX вв.ека. Первая экспозиция была открыта для публики в 1800 году.

До 1808 года музей постоянно переезжал, пока Луи Бонапарт, брат Наполеона, не приказал построить собственное здание музея, в то время называвшегося Королевским. В 1815 году по указу короля Вильгельма I музей получил современно название. И в 1885 коллекция переехала в новое здание в стиле неоренессанса. Кроме собрания полотен в музее находятся также скульптуры, археологические артефакты, гравюры и фотографии.

В Государственном музее Амстердама нужно посмотреть на центральное полотно «Ночной дозор» Рембрандта и его же «Синдики», «Молочницу» Веермера, «Мельницу в Вейк-бей-Дюрстеде» работы Рёйсдала.

unnamed-2.jpg

Здание Государственного музея Амстердама

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Третьяковская галерея обладает одним из самых больших собраний художественного искусства в России и в мире. Впервые была открыла для широкой публики в 1867 году как «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Принято считать, что начало коллекции было положено в 1856 году, когда Павел Третьяков приобрел первые две картины русских художников. Собрание разрасталось, и в 1892 году было передано в дар городу Москве. Галерея находилась в доме, который когда-то купила семья Третьяковых. Со временем появлялись новые пристройки, и только 1904 году появился знаменитый фасад, который разработал архитектор Башкиров по рисункам самого Васнецова! В собрание музея входят полотна разных эпох и жанров, представлена так же графика и скульптура.

В Третьяковской галерее обязательно нужно посмотреть на «Троицу» Андрея Рублева, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, знаменитое полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», «Апофеоз войны» Верещагина и «Демона сидящего» кисти Врубеля.

unnamed-3.jpg

Здание Третьяковской галереи

 Екатерина Астафьева

История Третьяковской галереи

4 июня 1856 года ничего не открывалось. В этот день Павлом Третьяковым были куплены первые две картины. В связи с этим вспомним основные вехи в ее истории и главные экспонаты.
Третьяковка.jpeg

Инициатором создания музея был купец Павел Третьяков. Он обладал одной из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства, которую он начал собирать в середине 1850-го. Годом основания галереи принято считать 1856 год, когда Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова.

В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
И. Е. Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова.jpg
И.Е. Репин, Портрет П. М. Третьякова

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
И. Е. Репин Иван Грозный и сын его Иван.jpg
И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»

16 января 1913 года находящаяся в Третьяковской галерее картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» пострадала от ножа вандала. Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

За время, когда галереей руководил художник И. Э. Грабарь, были проведены реформы, превратившие Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя галереи, реформированный музей был открыт для публики.
Н. К. Рерих Заморские гости.jpg
Н.К. Рерих «Заморские гости»

3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором галереи был вновь назначен Грабарь. За первые же годы Советской власти собрание галереи значительно увеличилось, что вновь остро поставило вопрос о расширении ее площадей.
М. В. Нестеров Видение отроку Варфоломею.jpg
М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового академик архитектуры А. В. Щусев, ставший директором в 1926 году. В 1927 году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.

М. А. Врубель Демон сидящий.jpg
М А. Врубель «Демон сидящий»

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837−1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.

В. В. Верещагин Апофеоз войны.jpg
В.В. Верещагин «Апофеоз войны«

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

В. И. Суриков Утро стрелецкой казни.jpg
В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась вплоть до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в город Молотов.

Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в ночь с 11 на 12 августа 1941.jpg
Разрушения от попадания бомбы в здание галереи

Здание галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны (1941−1945): две фугасные бомбы, упавшие в результате налета немецкой авиации в нескольких местах разрушили стеклянное покрытие крыши, межэтажное перекрытие некоторых залов, пострадал главные ход.

Восстановление галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации. В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А. А. Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства.

В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. К 1990 году был введен в строй депозитарий (хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские), была проведена реконструкция основного здания галереи и построен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

И. И. Шишкин Утро в сосновом лесу.jpg
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу«

С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

В. М. Васнецов Алёнушка.jpg
В.М. Васнецов «Алёнушка»

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков. Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII вв.еков, в том числе «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.

Андрей Рублёв «Троица».jpg
Андрей Рублёв «Троица»

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает лучшим собранием работ передвижников (В.Г. Перов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и др.). Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (в том числе «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван»), В. И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова») и В. В. Верещагина.

***

Бывают музеи, которые создаются исключительно для привлечения туристов. Но существуют и такие, в которых должен побывать не только приезжий, но и каждый уважающий себя местный житель. Так, например, Государственный исторический музей — это удивительная и необъятная кладовая знаний, которую просто невозможно изучить за один день. Из наиболее известных экспонатов — знаменитые «Изборник Святослава» и «Апостол», сабля Наполеона Бонапарта и письмо на моржовом клыке.
Инициаторами создания музея были организаторы Политехнической выставки 1872 года в Москве Александр Зеленой, Алексей Уваров и Николай Чепелевский. Именно полковник Чепелевский, занимавший должность гласного Можайского уездного земства Московской губернии, обратился к Александру III с прошением создания в Москве особого музея.

21 февраля 1872 года, рассмотрев докладную записку генерала Зеленого, наследник российского престола, предварительно посоветовавшись с отцом, утвердил создание музея. Указанная дата официально считается днем основания Исторического музея, получившего название — Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, который и стал его почетным президентом.


Приоритетной целью музея было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Собираемые музеем исторические материалы, «расположенные в хронологической последовательности, должны представлять… полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил». Главными направлениями деятельности музея являлись, по Уставу, «научная обработка памятников» и проведение «публичных чтений и лекций по предметам отечественной истории и древностей», для чего в 1874 году были созданы две постоянные комиссии. В работе Ученой комиссии под председательством графа Уварова принимали участие многие крупные археологи, историки, этнографы, искусствоведы, знатоки древнерусской литературы: Константин Бестужев-Рюмин, Иван Забелин, Василий Ключевский, Сергей Соловьев. Ученая комиссия начала разработку подробной программы музея, в соответствии с которой он подразделялся на отделы, что также было закреплено в Уставе.


Генерал Александр Алексеевич Зеленой.jpg
Генерал Александр Алексеевич Зеленой

В апреле 1874 года Московская городская дума безвозмездно передала под будущий музей земельный участок между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами. Ученая комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. В нем участвовало 8 известных архитекторов. Победил проект академика портретной живописи Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова.

20 августа 1875 года проект был утвержден Александром II, и 1 сентября состоялась торжественная закладка музея при участии императора.


К концу 1879 года строительство коробки здания было в основном закончено, но из-за постоянных финансовых затруднений (музей практически полностью зависел от добровольных денежных пожертвований) строительство шло очень медленно.

10 июня 1881 года решением Александра III музей получил статус государственного учреждения и был передан в ведение Министерства финансов. Он стал называться Императорским Российским Историческим музеем.

В 1881 году в здании музея начались отделочные работы, при этом, по замыслу Алексея Уварова, каждый зал оформлялся с использованием элементов живописного и архитектурного убранства, характерных для освещаемой в нем исторической эпохи. К этой работе привлекались известнейшие художники: Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Генрих Семирадский, а позднее — Валентин Серов, Сергей Коровин, Илья Репин.

14 июня 1883 года произошло торжественное открытие первых 11 залов в присутствии московских властей, высшего чиновничества, представителей прессы и научной общественности.


Строительство Исторического музея на месте снесенного здания Земского приказа, 1875 год.jpg
Строительство Исторического музея на месте снесенного здания Земского приказа, 1870-е годы

18 апреля 1885 года, после смерти графа Уварова в 1884 году, пост товарища председателя музея перешел к знатоку русской старины, археологу, историку-москвоведу Ивану Забелину, при котором были решены многие важные организационные и правовые вопросы: в 1887 году введены «Правила для руководства и управления», в 1888 году принято новое «Положение о музее», упорядочены штаты и финансовые дела музея, открыты следующие пять залов и завершено художественное оформление еще пяти.

С 1887 года по настоянию Забелина казна ежегодно выделяла по 10 тысяч рублей на закупку для музея различных экспонатов. Однако одним из основных способов комплектования фондов музея было поступление в дар крупных собраний и отдельных предметов от государственных, общественных, научных и образовательных учреждений и организаций и частных лиц (всего в списках дарителей музея на начало 1917 года значилось более 900 человек).



Первое десятилетие XX века было чрезвычайно насыщено самыми разными событиями. Продолжалась отделка и художественное оформление еще 8 залов первого этажа, в январе 1904 года графиня Софья Толстая передала в музей на хранение архив мужа, в 1906 году в полную собственность музея поступили материалы «Музея памяти Ф. М. Достоевского», созданного вдовой и сыном писателя.

В 1909 году ушел из жизни Иван Забелин, оставив музею все свои коллекции, библиотеку, архив и 270 тысяч рублей личного капитала. Его должность 8 марта 1909 года занял князь Николай Щербатов. В 1912 году Николай Сергеевич выступил с инициативой о передаче музею здания Московского губернского правления, а Московская городская дума в 1914 году предложила передать музею свое здание. Но решению всех этих вопросов помешала начавшаяся Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция.


Иван Егорович Забелин. Портрет работы Ильи Репина, 1877 год.JPG
Иван Егорович Забелин. Портрет работы Ильи Репина, 1877 год

В ноябре 1917 года музей в третий раз поменял свое название, став Государственным Российским историческим музеем, а с 1925 года — Государственным историческим музеем (ГИМ).

В первые годы Советской власти возникла весьма серьезная угроза расчленения и изъятия значительной части фондов музея. В 1919 году при Наркомпросе была создана особая комиссия, определявшая пути реорганизации музея. Результаты ее работы получили одобрение и, спустя 2 года, в 1921 году был принят новый Устав и сформирована очередная Комиссия под председательством заместителя наркома просвещения РСФСР Михаила Покровского по уточнению профиля музея. В 1922 году произошло разделение музея на 6 отделов: археологический, исторический, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий и функциональный.

В 20 — 30-е годы XX века к музею в качестве филиалов присоединились национализированные и закрытые церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов — в 1922 году; Покровский собор, Грузинская церковь, Музей-усадьба Коломенское, Пафнутьево-Боровский монастырь, Генуэзская крепость в Судаке (Крым), Александровская слобода — в 1928 году; Палаты бояр Романовых в Зарядье — в 1932 году; Новодевичий монастырь — в 1934 году. Спустя полвека, в 80 — 90-е годы, этот список расширился за счет Крутицкого подворья, Музея декабристов, Усадьбы Измайлово, Центрального музея В. И. Ленина.



С 1928 года приоритетным направлением в деятельности музея стала коммунистическая пропаганда, но уже по Положению 1940 года основное внимание стало уделяться научно-исследовательской работе.

С началом Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов ГИМ была эвакуирована сначала в город Хвалынск на Волге, затем — в Кустанай.

В годы войны сотрудниками музея было собрано более 12 тысяч предметов на местах сражений и у участников военных действий. За всю войну ГИМ был закрыт только 8 дней (с 30 октября по 6 ноября 1941 года), и то лишь потому, что из-за частых бомбежек в окнах многих залов были разбиты стекла.


Императорский Российский Исторический музей, 1884 год.jpg

Императорский Российский Исторический музей, 1884 год

В 1997 году, после капитального ремонта, начавшегося в 1986 году, ГИМ открыл первую очередь экспозиции и выставку «Реликвии истории Государства Российского».

В 2006 году новая постоянная экспозиция музея с древнейших времен до конца XIX века предстала перед посетителями в 35 отреставрированных и восстановленных залах. В этом же году был окончательно решен вопрос о передаче ГИМ здания Центрального музея В. И. Ленина и прилегающих к нему пяти строений. В 2008 году коллективу музея была присуждена медаль «Символ Науки».


Государственный исторический музей.JPG

Государственный исторический музей

Музей конечно замечательный.
Но автор умудрился написать его историю, опустив имя многолетнего Председателя правления, сделавшего очень много для создания и популяризации этого учереждения- В.к. Сергея Александровича.

***

Сокровищница русской живописи: история Русского музея

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.


Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее. Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Фото 1.jpg

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Особый статус Русского музея

Картина Репина вдохновила Александра III на создание музея. К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

 

Фото 2.jpg
Михайловский дворец

С миру по нитке — музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» — самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

Фото 3.jpg
Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.

Фото 4.jpg
Корпус Бенуа на канале Грибоедова

Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии!), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже — кирпичным чехлом.

Фото 5.jpg
Валентин Серов «Потрет Иды Рубинштейн»

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.

diletant.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s