Губерт Гесснер

https://docs.google.com/file/d/0B01TciZvzv2hM2ZMWEZUeVpHTVE/edit?pli=1

Вид на Ringplatz . В центре — ратуша (построена в 1843-1847 годах, архитектор А. Микулич). Справа ратуши — строится бывший Буковинский сберегательный банк (построен в 1900-1901 годах, архитекторы Губерт Гесснер и Прокоп Шупих), ныне художественный музей. Фото 1900 года.

 Проект здания Дирекции сберегательных касс в Черновцах создал австрийский архитектор Губерт Ґесснер вместе с инженер архитектором Прокопием Шупихом из Чехии (1899). Они учились в Венской Академии искусств и были учениками Отто Вагнера. Здание было построено вместе с архитектором Робером Витеком из Черновцов (1900). Творчество этих зодчих развивалась в рамках модерна. Волшебное черновицкое сооружение выделяют яркие проявления венской сецессии, синтеза искусства и практической целесообразности.

Похожее изображениеГуберт Ґесснер / Hubert Gessner (1871-1943) — автор значительного количества административных, промышленных зданий и жилых комплексов в Вене и других городах 
Австрии, Чехии и в Черновцах. Строительство Дирекции сберегательных касс Буковины принесло зодчему настоящее признание в профессиональных кругах и открыло ему путь к дальнейшей карьере. 

Автором жемчужины черновицкой архитектуры, сооружения Дирекции сберегательных  касс в Черновцах (1900) на Центральной Площади, в которой теперь расположен Черновицкий областной художественный музей и которое сегодня является одним из красивейших сооружений живописного города над Прутом, является известный австрийский архитектор Губерт Ґесснер / Hubert Johann Gessner (1871-1943), по проектам которого были возведены десятки общественных, промышленных и жилых зданий в городах Австрии и Чехии начала ХХ века.

Итак, Губерт Ґесснер родился 1871 года во городе Валашске клобук (Valašské Klobouky) в Чехии, умер 1943 в Вене. Профессиональное образование будущий известный архитектор получил в Академии искусств в Вене, где учился с 1894 по 1898 год в классе известного австрийского архитектора, теоретика и педагога Отто Вагнера, вошедший в мировую историю архитектуры как яркий представитель «Венского Сецессиона» и основатель новой венской архитектурной школы .

Сецессион (отделения) — название немецких и австрийских художественных обществ, возникших на рубеже веков на почве оппозиции официально признанному академизма и представляли новые течения в искусстве.

Картинки по запросу Губерт Ґесснер / Hubert Gessner
Первыми работами Губерта Ґесснера стали Вила Братмана и Дом Горна в родном городе Валашске клобук, Чехия (1900 год). В этих сооружениях архитектурное решение основывается на переходных формах позднего барокко к классицизму. Черты нового стиля еще едва проявляются в характере декоративной отделки.

Между тем Г. Ґесснер подает на конкурс свой проект здания Дирекции сберегательных касс в Черновцах. 1899 эта работа получила первую премию на конкурсе и принесла архитектору настоящее признание в профессиональных кругах. 1903 австрийский журнал «Der Architekt» опубликовал статью вместе с рядом фотографий, планами здания и литографией художника Грюнера с ее изображения (Josef August Lux. Das Sparkassengebäude in Czernowitz).

Нарядное сооружение сберегательные кассы (1900 год) стала ярким воплощением идей венской сецессии и одновременно программных основ Отто Вагнера — рационализма и «практической полезности». Конструкция здания сохраняет классические принципы симметрии и ясности, одновременно щедро декорированные главный фасад и интерьеры (скульптура, живопись, витражи и т.д.), эстетика гибких линий и изящных форм образуют целостный архитектурный ансамбль волшебной красоты.

Строительство осуществляло Моравское строительное управление чешского города Брно, где Г. Ґесснер работал с 1899 года.

Следующими работами Губерта Ґесснера был ряд общественных, жилых и промышленных зданий. Среди них: рабочий клуб (Arbeiterheim Favoriten), дома страховой компании и профсоюза железнодорожников, типография и издательство «Vorwärts» в Вене, здание фонда медицинского страхования в Брно, корпуса моравской психиатрической больницы (г. Кромержиж), ряд заводов и фабрик, городов в Вене «Augartenbrücke, Donaukanal» и другие. Всего им построено более 60 архитектурных сооружений (по данным Architekturzentrum в Вене и других источников). Некоторые из них выполнены в соавторстве с братом Францем Ґесснером.

После 1918 года Губерт Ґесснер становится одним из ведущих архитекторов Вены. Все идеи сецессии ослабевают в его искусстве, а проекты приобретают черты функционализма. На фоне распространения конструктивистских влияний в архитектуре Г. Ґесснер успешно воплотил принципы своего учителя Отто Вагнера, когда присоединился к муниципальной программы венских социал-демократов с грандиозного жилищного строительства.

В течение 1923-1934 годов в Вене были возведены рабочие кварталы, которые обеспечили людей муниципальным комфортабельным и эстетическим жильем. Они вошли в историю под названием «Красный Вена».

Губерт Ґесснер поддержал лозунг австрийских социал-демократов «право трудящихся на красоту» и стал новатором в разработке системы коммуникации в урбанистической среде.
Настоящим украшением столицы Австрии есть построенные Ґесснером жилые комплексы «Reumann-Hof», «Heizmann-Hof», «Lassalle-Hof» и «Karl Seitz-Hof». Каждый из этих жилых массивов называют «городом в городе», где были магазины, собственные улицы, площади, детские учреждения, спортивные сооружения, бассейны, прачечные, конференц-залы, фонтаны и скверы тому подобное.

Венские жилые комплексы Г. Ґесснера в значительной степени обогатили архитектуру города и стали весомым вкладом в его социальное строительство. Так Lassalle-Hof считается ярким примером конструктиве

 

После 1918 года Губерт Ґесснер становится одним из ведущих архитекторов Вены. Все идеи сецессии ослабевают в его искусстве, а проекты приобретают черты функционализма. На фоне распространения конструктивистских влияний в архитектуре Г. Ґесснер успешно воплотил принципы своего учителя Отто Вагнера, когда присоединился к муниципальной программы венских социал-демократов с грандиозного жилищного строительства.

В течение 1923-1934 годов в Вене были возведены рабочие кварталы, которые обеспечили людей муниципальным комфортабельным и эстетическим жильем. Они вошли в историю под названием «Красный Вена».

Губерт Ґесснер поддержал лозунг австрийских социал-демократов «право трудящихся на красоту» и стал новатором в разработке системы коммуникации в урбанистической среде.
Настоящим украшением столицы Австрии есть построенные Ґесснером жилые комплексы «Reumann-Hof», «Heizmann-Hof», «Lassalle-Hof» и «Karl Seitz-Hof». Каждый из этих жилых массивов называют «городом в городе», где были магазины, собственные улицы, площади, детские учреждения, спортивные сооружения, бассейны, прачечные, конференц-залы, фонтаны и скверы тому подобное.
Венские жилые комплексы Г. Ґесснера в значительной степени обогатили архитектуру города и стали весомым вкладом в его социальное строительство. Так Lassalle-Hof считается ярким примером конструктивизма в архитектуре, за «Karl Seitz-Hof» закрепилось название «Город Сад». Жемчужиной этих кварталов является «Reumann-Hof», который вскоре стал символом Новой Вены. Здания Губерта Ґесснера до сих пор украшают города Австрии (Вена, Грац, Линц, Швехат, Леобен, Мьодлинг, Нойнкирхен, Глоггниц т.п.), Чехии (Брно, Кромержиж, Валашске клобук, Новый Йичин, Опава) и — Черновцы в Украине. Считается, что
Г. Ґесснер является также автором жилого дома в Черновцах, на углу улиц Украинской, 57 и Шевченко (предположитение черновицкого архитектора Ларисы Вандюк). Архив Г. Ґесснера, который хранила дочь архитектора Маргарет Слупетцки (Margaret Slupetzky), находится в графической коллекции музея Albertina в Вене.
Татьяна Дугаева, Альберт Комары, prostir.museum/ua

Wien-Mariahilf, Linke Wienzeile 48-52, Unfallversicherungsanstalt der Eisenbahner (Hubert Gessner 1910-12)

Wien-Mariahilf, Linke Wienzeile 48-52, Unfallversicherungsanstalt der Eisenbahner (Hubert Gessner 1910-12)

Wien-Mariahilf, Linke Wienzeile 48-52, Unfallversicherungsanstalt der Eisenbahner (Hubert Gessner 1910-12)

Wien-Mariahilf, Linke Wienzeile 48-52, Unfallversicherungsanstalt der Eisenbahner (Hubert Gessner 1910-12)

Wien-Mariahilf, Linke Wienzeile 48-52, Unfallversicherungsanstalt der Eisenbahner (Hubert Gessner 1910-12)

монограмма Губерта Ґесснера.
вилла Ґесснера в Вене
Здания Губерта Ґесснера в Вене

Прокоп Шупих / Prokop Šupich (1870-1947). Возвел несколько вилл и
административных зданий в родном городе Немецкий Брод (теперь
Гавличкув Брод) в Чехии. Происходил из семьи архитектора и строительного Йозефа Шупиха, унаследовал от отца семейную фирму «Josef Šupich» и возглавлял ее с 1911 года. В 1948 году фирма была национализирована. В течение 1922-1926 годов был мэром города Немецкий Брод. Его брат Йозеф Шупих (мл.), известный адвокат, чья страховая кампания находилась в комплексе из трех домов на Вацлавской площади в Вене, известных как «Шупихови дома» (арх. Емиль Краличек).
Виллы, построенные Прокопием Шупихом в г. Немецкий Брод (1907, 1910)

Роберт Витек / Robert Vitek (1871-1945) был профессором промышленной школы в Черновцах, где преподавал строительные дисциплины и черчение. Окончил Высшую техническую школу в Вене. Он спроектировал и построил дом для Союза врачей Буковины (1907), который находится на углу улиц М.Горького и
Б. Хмельницкого, известный как «дом с совой». Это сооружение,  является памятником архитектуры местного значения. Избирался бургомистром Черновцов в 1917 году (Январь-апрель).
Монограмма Роберта Витека (?) В интерьере здания Художественного музея в Черновцах

***

Сберегательная касса в Черновцах.  Литография.1903 г.
Сберегательная касса в Черновцах. Литография.1903 г.

Австрийцу Ґесснеру было 30, когда он создал модерновую здание Дирекции сберегательных касс — сейчас Черновицкий художественный музей

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в европейской архитектуре воцарился стиль модерн, одно из направлений которого в Австро-Венгрии, в состав которой входила и Буковина, был известен под названием венская сецессия. Ее отличает стилистическая целостность и изысканная декоративность в сочетании с рациональной целесообразности форм.

Именно таков изысканное творение известного австрийского архитектора Губерта Ґесснера (Hubert Johann Gessner, 1871-1943), автора архитектурного украшения Черновцов, расположилась на Центральной площади, 10 1990 это помещение отдали под Черновицкий художественный музей.

2010-го прошло 110 лет со времени возведения этого замечательного сооружения. О юбилей нам красноречиво напоминает рельефная надпись на потолке вестибюля третьего этажа. Сочетания латинских букв «МСМ» означает дату возведения — 1900 год.

Подобные две надписи были и на его фасаде, над окнами третьего этажа. Сейчас они утрачены. Зато их отчетливо видно на литографии художника Грюнера, опубликованной в австрийском журнале «Der Architekt» за 1903 год. НЕ сияет ныне позолотой и широкая декоративная лепная лента из листьев, украшает стены сооружения. И одновременно общий вид фасадов сохранился до наших дней хорошо.

Интерьеры и их отделка претерпели некоторые изменения уже в советское время, когда помещение перепланировку и приспособили к нуждам размещенного здесь городского комитета компартии. Сравните со снимками 1903 и статьей Йозефа Люкса (Joseph August Lux) «Здание сберегательной кассы в Черновцах. Работа архитектора Губерта Ґесснера ».

Упомянутая публикация приобретает для нас значение документального свидетельства и чрезвычайно ценной. Приведенные материалы дают представление о том, как выглядели потеряны сейчас камины с зеркалами и вазами, светильники, двери и панели из красного дерева, фрагменты витражей и нарядная позолота лепнины на стенах и потолке.

Интерьер вестибюля второго этажа.  Фото 1903 г.
Интерьер вестибюля второго этажа. Фото 1903 г.

На одной из фотографий 1903 видим часть потолка вестибюля верхнего этажа, где в то время еще отсутствует живописный плафон, который вскоре украсил интерьер. До сих пор актуален вопрос определения авторов и исполнителей прекрасного декоративной отделки помещения, стилистически выдержанного в едином ключе раннего модерна, к которому принадлежит венская сецессия. Речь идет и об изготовлении витражных окон и скульптур на пилонах в интерьере первого этажа, и о чудесном обработки штукатурных орнаментов в технике стукко, и о кованые перила на лестнице, и о столярные работы.

Среди исполнителей отделка помещения дирекции сберегательных касс были и черновицкие мастера. К этому также мог присоединиться архитектор, профессор Черновицкой промышленной школы Роберт Витек (Robert Vitek). Он, как и Губерт Ґесснер, происходил из Моравии (Чехия) и был его ровесником (1871-1945). Вероятно, именно его монограмма ( «RV.») Проставлена на шейные украшении женской головки в декоре потолка между двумя стилизованными картушами. На правом из них — дата «МСМ», а поле симметрично расположенного левого картуша сейчас свободно. Не монограмма ли Губерта Ґесснера было там вписана?

Камин в одном из помещений.  Фото 1903 г.
Камин в одном из помещений. Фото 1903 г.

 

Татьяна Дугаева, член Национального Союза художников Украины, искусствовед