В стиле венской сецессии. Буковинский сберегательный банк

***

Бывший Буковинский сберегательный банк (сооружен в в 1900-1901 годах, архитектор и Губерт Гесснер и Прокоп Шупих), ныне художественный музей.

Литография 1903 года.

 Одно из красвейших сооружений всей Австро-Венгерской империи: помещение дирекции сберегательного банка в стиле венской сецессии. «Bukowіner Sparkass» строил Хьюберт Гесснер, ученик отца сецессии Отто Вагнера. Доктор философии, знаток архитектуры Бо Ларссон, который проводил исследование «Архитектурное и культурное наследство как ресурс для городского планирования и развития в западноукраинских и молдавских городах», недаром относит это сооружение к наиболее важным индивидуальным архитектурным памятникам Черновцов в европейском контексте. Многие уверены — и не безосновательно — что сооружения, равного Сберегательному банку, не было во всей тогдашней империи.

Над боковыми окнами верхнего этажа есть надписи MCM — Год постройки банка, в советский время надписи уничтожили. Фото 1920-1930 — х годов.

Горожанам очень нравились персонажи античной мифологии в качестве каменных украшений для своих домов, и Сберегательный банк не явился исключением. Уже на карнизе замечаем две скульптуры: по правую сторону богиня возвышенной любви Афродита-Урания с кужелем в левой руке (ее отождествляли со старшей из мойр, богинь человеческой судьбы), по левую сторону — дородная богиня плодородия Деметра с корзиной плодов в руках. Дом украшает фриз в виде живописно разбросанной листвы, которая когда-то была покрыто позолотой. Главный вход стерегут два орла.

***
Одно из красвейших сооружений всей Австро-Венгерской империи: помещение дирекции сберегательного банка в стиле венской сецессии. «Bukowіner Sparkass» строил Хьюберт Гесснер, ученик отца сецессии Отто Вагнера. Доктор философии, знаток архитектуры Бо Ларссон, который проводил исследование «Архитектурное и культурное наследство как ресурс для городского планирования и развития в западноукраинских и молдавских городах», недаром относит это сооружение к наиболее важным индивидуальным архитектурным памятникам Черновцов в европейском контексте. Многие уверены — и не безосновательно — что сооружения, равного Сберегательному банку, не было во всей тогдашней империи.
Горожанам очень нравились персонажи античной мифологии в качестве каменных украшений для своих домов и Сберегательный банк не явился исключением. Уже на карнизе замечаем две скульптуры: по правую сторону богиня возвышенной любви Афродита-Урания с кужелем в левой руке (ее отождествляли со старшей из мойр, богинь человеческой судьбы), по левую сторону — дородная богиня плодородия Деметра с корзиной плодов в руках. Дом украшает фриз в виде живописно разбросанной листвы, которая когда-то была покрыта позолотой.

 

Это замечательное сооружение в стиле венской сецессии, отличающееся стилистической целостностью и изысканной декоративностью в сочетании с рациональной целесообразностью форм — Дом для размещения Буковинского сберегательного банка (1900 г.) «Bukowiner Sparkass»,
возводилось по проекту австрийского архитектора Губерта Гесснера (Hubert Johann Gessner, 1871 — 1943), ученика отца сецессии Отто Вагнера. пвместе с Прокопием Шупихом (Prokop Šupich , 1870-1947) строил Роберт Витек (Robert Vitek , 1871-1945). 

Здание является уникальным памятником архитектуры национального значения.
Недаром доктор философии, знаток архитектуры Бо Ларссен, проводивший исследование «Архитектурная и культурное наследие как ресурс для городского планирования и развития в западноукраинских и молдавских городах»,  отнёс это сооружение к наиболее важным индивидуальным архитектурным памятникам в европейском контексте. Многие уверены, что сооружения, равного Сберегательному банку Черновцов, не было тогда во всей империи. Внешнее оформление и интерьер здания, выполненные во время его сооружения, в целом не претерпели существенных изменений с течением времени, и сейчас составляют часть экскурсионного осмотра. в стиле венской сецессии

Губерт Гесснер , автор проекта здания сберкассы в Черновцах

Монограмма Губерта Гесснера ( » HG » — Hubert Gessner ).

Вила Гесснера ( Вена, 1907 г.)

Грюнер . Сберегательная касса в Черновцах. Литография. » Der Architekt «. 1903

» MCM » — 1900, дата возведения здания. Фрагмент литографии. Надпись на фасаде сейчас отсутствует.

Фрагмент интерьера здания Художественного музея в Черновцах. Надписи » MCM » и » RV «.

***

Сооружение имеет чрезвычайно выразительный интерьер. Вестибюль первого этажа украшают шесть величественных колонн.

В начале парадной лестницы — два пилона, завершающиеся мужским и женским полубюстами на фигурных постаментах.

Широкая лестница в обрамлении кованых решеток с растительным и орнитоморфным орнаментом ведут с первого на второй и третий этажи.

Лестничные площадки между этажами украшены большими окнами-витражами с растительными мотивами — изображениями ярких цветов и зеленых листьев.

 

На одном из витражей третьего этажа в растительные мотивы вписан старинный герб Буковины (голова тура на сине-красном поле в обрамлении трех шестиугольных звезд).

В 2011 году была проведена масштабная реставрация витражей интерьеров.
Отреставрированные витражи. Такими они и были более сотни лет назад.

В центре вестибюля второго этажа находятся четыре колонны и мраморный камин в форме трапеции, украшенный кованой медью с растительным орнаментом.

Пространство второго и третьего этажей объединенный овальным проемом, декорированным рельефным орнаментом и кованой решеткой, идентичной  лестничным.

Потолок второго этажа. Фото. 2010

Контуры этого проема повторяются в овальном живописном плафоне на потолке третьего этажа. Эта большая аллегорическая композиция на холсте с изображениями женских фигур, несколько отличающаяся от общего декора и по стилистическим признакам приближающаяся к академическому искусству, выполнена буковинским художником Николаем Ивасюком (1865-1937). Цветовая гамма и орнамент стен, дверей и мозаики полихромного пола, гармоничное сочетание искусной ковки, витражей и скульптур создают впечатление целостного произведения искусства, выражая главную идею стиля модерн.
Цветовая гамма и орнамент стен, дверей и мозаичной полихромной пола, гармоничное сочетание искусного ковки, витражей и скульптуры создают впечатление целостного произведения искусства, выражая главную идею стиля модерн.

Интерьер бывшего Буковинского сберегательного банка

 ***

На фотографии 1920-1930-х годов мы можем заметить над боковыми окнами верхнего этажа надписи MCM — год постройки банка (в советский период надписи были уничтожены). 

Так панно виглядає з балкончика ратушної вежі

На крыше над карнизом установлены две женские скульптуры: праворуч богиня піднесенного кохання Афродіта-Уранія з кужелем у лівій руці (її ототожнювали з старшою з мойр, богинь людської долі), ліворуч — огрядна богиня родючості Деметра з кошиком плодів у руках.

На крыше над карнизом установлены две женские скульптуры. Дом на уровне окон второго этажа украшает фриз в виде живописно разбросанных листьев, что когда-то было покрыто позолотой. Окна декорированы лепниной. 

Афродіта-Уранія з кужелемАфродита-Урания с кужелем


Деметра с курицей

Дах. Деталь.

Крыша. Деталь.

Дом на уровне окон второго этажа украшает фриз в виде живописно разбросанных листьев, которые когда-то были покрыты позолотой. Окна декорированы лепниной. 
Двери центрального входа металлические, двустворчатые, кованые с растительным орнаментом и горизонтальными вставками с изображением пчел.

 

 

Кожен з двох орлів важить майже 150 кгНа пилонах по сторонам двери — скульптурные изображения двух орлов, которые охраняют вход в здание. Каждый из орлов весит почти 150 кг

 

***
А в румынские времена в доме действовал также кинотеатр «Femina», где демонстрировались… ковбойские фильмы.

***

 Використано матеріали книги «Місто моєї любові»  Василя Селезінки та оповіді Валентини Стефанової.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s